Задорожная Оксана Владимировна
кандидат педагогических наук,
старший преподаватель кафедры общей психологии
Ростовского государственного педагогического
университета,
г. Ростов-на-Дону
КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ, ПРИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ
ОВРЕМЕННЫЕ условия развития наше-: го общества предпо-■лагают переоценку ■ многих аспектов мировоззренческого и теоретико-познавательного рассмотрения проблем формирования человека, организации его жизненного пространства, переживаний, связанных с экзистенциальной проблематикой. Кардинально изменилось направление вектора, задающего траекторию оценки общественных приоритетов и ценностей, в сторону признания самоценности личности, ее способности к свободному выбору путей и способов своего развития.
Одиночество - одна из наиболее серьезных социальных проблем современности. Она свидетельствует о разрыве основной сети отношений и связей, составляющих жизненный мир личности, что вызывает стресс главных сфер внутреннего мира человека. Чувство одиночества, постоянное переживание отсутствия и невозможности установления близких, духовно-интимных отношений с другими людьми начинает непосредственно определять положение человека в современном социуме. За последние годы наблюдается прогрессирующая тенденция к расширению границ личного одиночества в условиях изменения параметров человеческого существования, связанных с динамическим характером современных условий жизни. Эти границы
изменяют свои показатели как минимум в двух направлениях:
1. Возрастные границы. Намечается тенденция к «омолаживанию» контингента лиц, ощущающих себя одинокими, что влечет за собой рост самоубийств, наркомании, алкоголизма, преступности, агрессивных проявлений и других девиаций.
2. Причины личного одиночества. К основным причинам ряд зарубежных авторов относит самоотчуждение личности, низкую самооценку, переживание собственной незначительности, бессмысленности существования, напряженности и скуки (В. Вейс, Л. Пепло и др.).
В качестве дополнительных причин мы можем отметить наметившуюся тенденцию к подмене непосредственного личностного общения виртуальными контактами, приводящими к добровольной изоляции человека, часто превышающей границы допустимого уровня.
Таким образом, одиночество относится к одному из видов девиантного поведения (коммуникативные девиации), которое может возникнуть под влиянием множества факторов. Возможно появление тягостного чувства одиночества и непонимания со стороны окружения при невротических или психопатологических расстройствах личности. Переживание собственной никчемности и одиночества может входить в структуру акцентуаций характера.
Рассмотрим, как в научных периодических изданиях гуманитарной направленности представле-
66
на тематика одиночества, насколько экстериоризи-рована экзистенциальная проблематика, имеющая высокую востребованность у различных слоев населения.
Начнем с анализа тематики, касающейся понятия «одиночество», в изданиях с 1857 г. по 2002 г. выпусков1. Круг проблем, очерченных авторами статей, опубликованных в журналах дореволюционных лет, напрямую затрагивает проблему одиночества личности, наиболее ярко проявляющуюся в молодежной среде, а также предлагает к рассмотрению возможные последствия переживаний данного состояния. В частности, достаточно широкий резонанс получила проблема самоубийств в среде подростков и юношества. Так, Г.И. Гордон2, М. Колоколова3 и А. Вадзинская4 основной из причин самоубийств среди молодежи называют социальное одиночество. В основу предложенных данными авторами видов юношеского одиночества положены обобщенные характеристики поведенческих проявлений, опирающихся на принципы детерминизма, развития и принцип активности социальной позиции личности, а также описаны возможные последствия переживания одиночества в. виде само.разрушающего поведения, которое является результатом утраты нравственных ориентиров. К возможным причинам одиночества авторы относят: особенности, семейного воспитания5, влияние воспитателей, .домашних учителей- и ближайшего окружения6,.-роль родителей7,, физическую среду\ типологические особенности личности (Г1.0. Каптерев).
Другая линия рассмотрения одиночества ребенка представлена в работах авторов,, опублико-
ванных в журнале «Дошкольное воспитание», где обозначены патопсихологический9 и естественнонаучный подходы10 к данной проблеме. Так, Л. Товстоногов считает, что переживание одиночества ребенком раннего возраста есть отклонение от нормы, причиной чего может являться «психотравма», возникшая вследствие спровоцированных внешними воздействиями среды и ближайшего окружения влияний, которые выражаются в виде грусти, нервности и меланхолии малыша. Автор предлагает уделять особое внимание таким детям и в качестве основного выдвигает требование к организации личного пространства ребенка и необходимости вовлечения его в общественную и игровую деятельность. В свою очередь, М. Безобразова полагает, что развитие сенсомоторной сферы ребенка должно происходить в специально созданных условиях уединенности от взрослого, тогда малыш будет активно познавать окружающий мир, что будет способствовать' формированию сензитивности и эмпатии как важнейших характеристик нравственной личности.
Социологизаторской позиции придерживается Н. Сущинский. Он подчеркивает первостепенную роль сверстников в формировании здоровой самодостаточной личности.
В изданиях с 1917 года до 80-х годов тематика одиночества практически не представлена. С 1985 г данная проблема поднималась в рамках анализа переживаемых состояний (А.Я: Кузнецов)11 , динамики1 возрастных изменений (Максимова С.)12 , причин и последствий развода и отсутствия семьи (Жуховицкий П.)'5 . проблем социального сиротства (Иванов С.)14 , последствий социальной изоляции
«Детский сад» (1861-1869. гг. вып.), «Домашняя беседа для народного чтения» {1859-1860 гг. №№ 1- 52; 1861 г. №№ 1- 58; 1862-1863-гг. №№ 1-52), «Журнал для воспитания: руководство для родителей и наставников» (1857-1859 гг., тт. 1-6), «Женское: образование: педагогический журнал для родителей, наставниц и наставников» (-1890-1891 гг., №№ 1-1.0), «Воспитание и обучение» (1880 г., №№ 8-12; 1886-1888 гг., №№ 1-12; 1899-1910 гг., №№ 1-12; 1913-1916 гг., №№ 1- 12), «Вестникпсихологии, криминологии, антропологии и педологии» (1904-1906 гг., №№1-7; 1909-1917 гг., №№1-6), «Воспитание. Журнал для.родителей и наставников» (1861-1863 гг., тт. 9-14), «Семья и школа для родителей и воспитателей» (1882-1886 гг., тт. 1-10; 1889 г., №№ 1-10; 1917 г., №№ 1-6), «Образование» (1892-1903 гг., №№ 1-12;' 1908-1909 гг., №№ 1-12), «Вопросы просвещения на Северном Кавказе» (1926-1929 гг., №№ 1-20), «Для народного учителя» (1908-1915 гг., №№ 1-20), «Вестник воспитания» (1901-1915 гг., №№ 1-9), «Дошкольное воспитание» (1912-1914 гг., №№ 1-9), «Вопросы философии и психологии» (1896-1917 гг., кн. 32-136), «Что и как читать детям. Критико-библиографический журнал» (1911-1917 гг., №№ 1-12), «Воспитание школьников» (1966-1999 гг., №№1-6; 2000-2001 гг., №№1-10), «Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия» (2002 г., № 1-2), «Журнал прикладной психологии» (1999- 2001 гг., №№ 1-6), «Педагогика» (1962-2001 гг., №№ 1-9), «Вопросы психологии» (1971-2002 гг., №№ 1-6), «Вопросы философии» (1960-2001 гг., №№ 1-6), «Вестник МГУ. Серия 14. Психология» (1977 - 1999 гг., №№ 1-4), «Вестник МГУ Серия 7. Философия» (1960-1999 гг, Ne№ 1-6) «Вестник МГУ. Серия 13. Общественные науки» (1949-1956 гг., №№ 1-4), «Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология» (1996-2000 гг., №№ 1-4), «Вестник Ленинградского университета. Серия общественных наук» (1952-1956 гг., №№ 1-12; 1958-1977 гг., вып. 1-4), «Журнал практического психолога» (1998-2000 гг., №№ 1-4). «Психология старости и старения» (1999-2000 гг., №№ 1-4), «Психология обучения» (2000-2002 гг., №№ 1-12).
2 Гордон Г.И. Некоторые психологические черты юных самоубийц //Вестник психологии, криминалистики, антропологии и педологии / Под ред В.М. Бехтерева. СПб.: Типография Акц. Общ. Брокгауз-Эфрон, 1912. Т. 12. № 3. С. 108-119.
3 М. Колоколова. Письма к матерям // Женское образование, педагогический журнал для родителей, наставниц и наставников. СПб., 1891. № 4. С. 370-374.
4 Вадзинская А. Типы воспитанниц II Женское образование, педагогический журнал для родителей, наставниц и наставников. СПб., 1891. № 4. С. 398.
5 Там же.
6 Гольц Б. Афоризмы II Воспитание и обучение. Педагогический журнал. СПб.: Типография Ф.С. Сущинского, 1889. № 3. С. 121-122.
7 Лухманова Н. Рознь между родителями и детьми // Воспитание и обучение. 1904. № 3. С. 129-136; Панибратцева В. Про детей и за детей
11 Воспитание и обучение. 1906. № 4. С. 129-149.
8 В.М. Бехтерев. О воспитании в молодом возрасте // Вестник психологии, криминалистики, антропологии и педологии. Под ред.
B.М. Бехтерева. СПб.: Типография Акц. Общ. Брокгауз-Эфрон, 1913. Т. 10. С. 1-19
9 Товстоногов Л. О меланхолии и нервности // Дошкольное воспитание. 1913. № 1. С. 123-139. Товстоногов Л. Грустные дети II Там же.
C. 267-287.
10 Безобразова М. Душевная жизнь детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1913. № 8. С. 467-482. " Кузнецов А. Я одинока сама с собой II Воспитание школьников. 1997. № 3. С. 28-32.
12 Максимова С. Социально-психологические аспекты дезадаптации лиц пожилого и старческого возраста // Психология старости и старения. 1999. № 3. С. 31-40.
13 Жуховицкий Л. Вполне нормальное одиночество // Воспитание школьников. 1995. №№ 1-2. " Иванов С. Одинокие дети // Воспитание школьников. 1991 №№ 1-6.
67
на последующее развитие ребенка (Слуцкий В.М.)1, выявления причин самоубийств среди подростков (Петрова Ю.)2. С 1997 г. стали появляться публикации, касающиеся анализа теоретических подходов к исследованию проблемы одиночества в области психологического знания (Догилева О.Б., Долгино-ва О.Б., Малышева C.B., Рождественская H.A., Петровский В.А., Полевая М.В.).
Далее обратимся к обзору исследований феномена одиночества в отечественной гуманитарной науке. Особо хотелось бы отметить, что в рамках педагогического знания феноменологические особенности исследуемого явления не рассматривались, либо касались его фрагментарно, в то время как философское видение проблемы в основном описывалось через категорию отчуждения. Психологические исследования данной тематики проводились в рамках патопсихологии, где изучались особенности изменений личности в условиях сенсорной изоляции (Кузнецов О.Н., Лебедев В.И.; Назло-ян Г.М.); юридической психологии, где одиночество понимается как одно из основных переживаний человека, сопровождающих процесс социальной изоляции, вследствие делинквентного поведения (Ан-тонян Ю.М.); психологии общения (Каган М.С.; Кузнецов О.Н., Лебедев В.И.); психологии личности, где попытка объяснения причин одиночества личности относится к понятию «отношение» (В.Н. Мясищев); клинической психологии, которая рассматривает одиночество как одну из.причин дезадаптации личности в социуме., что ,может повлечь, за собой ауто-агрессивные деструктивные формы поведения (Ам-брумова А.Г., Тихоненко В.А., Бергельсон Л.Л.); психологии семьи, где одиночество рассматривается как переживания человека, не состоящего в браке (Ю.П. Кошелева); возрастной психологии, где особенности проявления феномена одиночества в рамках детско-родительских отношений трактовались через понятие отчуждения (В.А. Петровский, М.В. Полевая; O.K. Приходько), раскрытие феномена привязанности (Е.О. Смирнова), а также описывались особенности формирования личности ребенка в условиях социальной изоляции посредством термина «депривация» (А.Д. Виноградова, РЖ. Мухамед-рахимов, А.Н. Прихожан, H.H. Толстых, Л.М. Шипи-цына, Н.М. Щелованов).
По мнению В.А. Петровского, М.В. Полевой, признание человека безусловной ценностью на уровнях значимых ролей, определяющих общую осмысленность жизни человека, является личностно необходимым, а его отсутствие порождает чувство отчуждения и одиночества. Авторы выделяют следующие уровни:
I уровень - уровень межличностного взаимодействия, где необходимо присутствие понимания и признания личности во всей ее целостности и противоречивости. Разочарование в другом человеке, происходящее на этом уровне, переживание его по-
тери вводят человека в состояние психической изоляции.
С возрастом личностные черты, провоцирующие одиночество, углубляются и придают отрицательную модальность переживаниям межличностных контактов. Л. Симеонова на материале исследования одиноких людей сгруппировала общие признаки, характеризующие поведенческие паттерны личности, подверженной одиночеству.
1) потребность в самоутверждении при ориентации только на собственный успех;
2) однообразие в поведении, неумение выйти из выбранной роли и стать естественным в контактах с другими людьми;
3) сосредоточенность на своих ощущениях, уникальности собственного состояния;
4) анормативное поведение в рамках референтной группы;
5) заниженная самооценка, застенчивость11.
В калифорнийском университете в лаборатории Э. Сигельмана были проведены исследования, на основе которых получены данные о предрасположенности к одиночеству. Экспериментальным путем были выделены характеристики, наиболее негативно влияющие на психологическую адаптируемость: ощущение себя неудачником, жалость к себе, склонность к подавленности, соблюдение социальной дистанции, избегание близкого общения, лживость, ненадежность, враждебность к другим людям, склонность приписывать свои чувства и мотивы другим4. Данные характеристики не просто затрудняют общение, но препятствуют установлению интимно-личностных отношений между людьми, принятию одним человеком другого как личности, что переживается человеком как одиночество.
II уровень - социально-групповой. На данном уровне признание получает не личность в целом, а ее отдельные свойства,и качества, отсутствие чего порождает глубокий психологический кризис личности.
III уровень - культурно-исторический, который придает жизни осмысленность. В жизни каждого общества бывают периоды, когда люди ощущают собственную беспомощность и невозможность реализовать свои личные способности. На уровне общества - это застой, кризис, а на уровне индивида - распад высших ценностей и социальное отчуждение.
По мнению Э. Фромма, сущность человеческого бытия - это потребность связи с окружающим миром, потребность избежать одиночества: Чувство полного одиночества ведет к психическому разрушению, так же как физический голод - к смерти. Индивид может быть физически одинок, но при этом связан с идеями, моральными ценностями или социальными стандартами - и это дает ему чувство общности и «принадлежности». Вместе с тем индивид может жить среди людей и при этом испытывать чувство полной изолированности. Автор выде-
1 Слуцкий В.М. Социальная изоляция и психическое развитие старших дошкольников: анализ когнитивного, эмоционального и личностного развития // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 1. С. 86-96.
2 Петрова Ю. Спасти детей // Воспитание школьников. 1994. № 1. С. 8-11.
3 Порошенко О.Ю. Проблема одиночества в контексте соотношения.индивидуального и общественного, Казань, 1998.
4 Рассел Д. Измерение одиночества // Лабиринты одиночества Пер с англ / Под ред. Н.Е. Покровского. М.: «Прогресс», 1989. С. 192-226.
_68
ляет два вида одиночества: физическое и моральное. Отсутствие связанности с какими-либо ценностями, символами, устоями он называет моральным одиночеством. Моральное одиночество так же непереносимо, как и физическое. Физическое одиночество становится невыносимым лишь в том случае, если оно влечет за собой и одиночество моральное.
Садлер У.А. и Джонсон Т.Б., основываясь на собственных исследованиях, говорят о социальном одиночестве человека, отождествляя данный вид одиночества с понятием изолированности личности от социума1. К факторам, обуславливающим данный вид одиночества, авторы относят социальное игнорирование личности, непризнание ее уникальности, а также разобщенность людей, неопределенность традиционных групп, размытость социальных ролей, пренебрежение к точке зрения отдельного индивида в обществе. Острое социальное одиночество переживают старики, люди ограниченные в средствах, эксцентричные люди, иногда женщины и подростки. Авторы считают, что такие ситуации сопровождаются переживаниями безнадежности, растерянности, пассивности, провоцируя тем самым отказ от активности, общения, а зачастую и от жизни.
Почвой для возникновения переживания одиночества могут служить как различные компоненты ситуаций, так и определенные особенности личности. У людей с острым переживанием одиночества выявляется неблагополучие в коммуникативной сфере, которая, в первую очередь, зависит от уровня и характера их социализации. Степень включенности индивида в какую-либо социальную группу в большей степени опредёляется усвоенностью норм своего микросоциального окружения. Чем резче расхождения между ценностями и ycfaнoвкaми данной личности и ее референтной группы, тем больше выражен межличностный конфликт. Круг потенциальных партнеров для значимых эмоциональных контактов в этих случаях более или менее резко сужается, что также способствует изоляции индивида.
Человек, когда на него обрушивается одиночество только в одном измерении, обычно способен жить с тем страданием, которое оно приносит. Однако, когда одиночество возникает в двух или более Измерениях одновременно, то стресс достигает масштабов серьезного расстройства личности. Это особенно справедливо для тех случаев, когда индивиды не осознают значения этого стресса для их личностного мира и не могут бороться непосредственно с ним. Часто у человека, испытывающего одновременно многомерное одиночество, появляются чувства безнадежности и бессилия, которые связаны с ощущением, что все жизненные связи ослаблены и разорваны. Одиночество проявляет себя как потенциальный источник стресса, как причина индивидуальных трагедий и, нередко, самоубийств2.
Возраст и пол оказываются значимыми харак-
теристиками при распределении не только самоубийств, но и покушений на самоубийство. В исследовании В.Д. Менделевича показано, что завершенные суициды совершают по преимуществу лица среднего и пожилого возраста, и вероятность лишения себя жизни с возрастом все более увеличивается. При анализе суицидальных попыток автор подчеркивает наличие обратной картины: покушение на свою жизнь чаще всего совершается молодыми женщинами и подростками (подавляющее большинство приходится на лиц до 29 лет). Очевидно, что по мере взросления утяжеляются проблемы, с которыми сталкивается человек: тяжело переживаются смерть близких людей, предательство, развод, серьезные заболевания. Одиночество, которое нередко называют проблемой века, является наиболее общим мотивом суицидального поведения разного рода в любом возрасте.
Таким образом, психологическое одиночество чаще порождается утерей смысла бытия личности. Но не все зависит от самой личности, существуют объективные факторы, преодолеть которые человек не в силах.
Считается, что взрослый человек должен обладать стремлением к «внутренней цели» (в терминологии В.А. Петровского «постулатом сообразности»), в соответствии которой проявляется его активность.. Содержательно речь идет об изначальной адаптивности и направленности психических процессов и поведения. В случае отклонения от «нормативного, понимания» поведенческих проявлений человека, принято говорить о девиантном поведении. Таким образом, девиантное поведение - это система поступков, противоречащих принятым в обществе правилам и нормам, которые проявляются в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.
К изолированным девиациям относятся: 1) коммуникативные формы отклоняющегося поведения (аутистическое и нарциссическое поведения, гиперобщительность); 2) аутоагрессивное поведение в виде суицидальных попыток (хотя возможны и групповые формы так называемых ритуальных суицидов); 3) нарушения пищевого поведения (анорек-сия или булимия); 4) аномалии сексуального поведения и развития; 5) сверхценные психопатологические увлечения («философическая интоксикация», сутяжничество и кверулянство, разновидности маний - клептомания, дромомания и др.); 6) злоупотребление веществами, вызывающими изменения психической деятельности (наркотическая и алкогольная зависимость), именуемых аддикциями.
Аддиктивное поведение - это один из типов девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной
' Садлер У.А., Джонсон Т.Б. От одиночества к аномии. / Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Под ред. H.E. Покровского. М.: «Прогресс», 1989. С. 21-51.
- http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/loneano1 .htm.
69
фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций (Ц.П. Короленко, Т.А. Донских).
Основным мотивом личностей, склонных к ад-диктивным формам поведения, является активное изменение не удовлетворяющего их психического состояния, которое рассматривается ими чаще всего как «серое», «скучное», «монотонное», «апатичное». В нашем исследовании, проводимом на репрезентативной выборке (педагогов в возрасте 26-67 лет и учащихся в возрасте 11-17 лет), именно такие определения в описании сопровождения переживаний одиночества являлись ведущими. Такому человеку не удается обнаружить в реальной действительности какие-либо сферы деятельности, способные привлечь надолго его внимание, увлечь, обрадовать или вызвать иную существенную и выраженную эмоциональную реакцию. Жизнь видится ему неинтересной в силу ее обыденности и однообразности. Он не приемлет того, что считается в обществе нормальным: необходимости что-либо делать, заниматься какой-нибудь деятельностью, соблюдать какие-то принятые в семье или обществе традиции и нормы. Можно говорить о том, что у индивида с аддйктивной нацеленностью поведения значительно снижена актив'ность в обыденной жизни, наполненной требованиями и ожиданиями. При этом аддиктивная активность носит избирательный характер - в тех областях жизни, которые пусть временно, но приносят человеку удовлетворение и вырывают его из мира эмоциональной стагнации (бесчувственности), он может проявлять недюжинную активность для достижения цели.
Б. Сигал выделяет следующие психологические особенности лиц с аддиктибнымй формами поведения:
1. сниженная переносимость трудностей повседневной жизйи наряду с хорошей переносимое1 тью кризисных ситуаций.
2. скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством.
3. Внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед эмоциональными контактами.
4. стремление говорить неправду.
5. стремление обвинять других, зная, что они невиновны.
6. стремление уходить от ответственности в принятии решений.
7. стереотипность, повторяемость поведения.
8. зависимость.
9. тревожность1.
Основной особенностью индивида со склонностью к аддиктивным формам поведения, по мнению В.Д. Менделевича, является рассогласование психологической устойчивости в Случаях обыденных отношений кризисов.
Предсказуемость, заданность собственной судьбы является раздражающим моментом для аддиктивной личности. В.А. Петровский отмечает: у такого человека наличие «жажды острых ощущений», что характеризуется низким уровнем самосох-
раняющего поведения.
По мнению Э. Берн, у человека существует шесть видов голода: 1) голод по сенсорной стимуляции; 2) голод по признанию; 3) голод по контакту и физическому поглаживанию; 4) сексуальный голод; 5) структурный голод, или голод по структурированию времени; 6) голод по инцидентам. В рамках ад-диктивного типа поведения каждый из перечисленных видов голода обостряется. Человек не находит удовлетворения чувства «голода» в реальной жизни и стремится снять дискомфорт и неудовлетворение реальностью стимуляцией тех или иных видов деятельности. Он пытается достичь повышенного уровня сенсорной стимуляции (отдает приоритет интенсивным воздействиям, громкому звуку, резким запахам, ярким изображениям), признания неординарностью поступков (в том числе, сексуальных), заполненности времени событиями (но неблизкими отношениями). Вместе с тем аддиктивная личность страдает от своей непохожести на других, неспособности «жить как люди».
Базисной характеристикой аддиктивной личности является зависимость. Для оценки отнесения человека к зависимому типу В.Д. Менделевич2 выделяет перечисленные ниже признаки, пяти из которых достаточно для диагностики зависимости. 1.: Неспособность принимать решения без советов других людей:: 2. Готовность позволять.другим принимать важные для него решения. 3. Готовность соглашаться, с другими .из страха быть отвергнутым, даже при осознании, что они не правы. 4. Затруднения начать какое-то дело.самостоятельно. 5. Готовность добровольно идти на выполнение унизительных.или неприятных работ с целью приобрести поддержку и любовь; окружающих. 6....Невозможность перенести одиночество, характеризуемая готовностью предпринимать,значительные усилия, чтобы его избежать,?:. Ощущение опустошенности или беспомощности, когда обрывается близкая связь. 8. Страх быть отвергнутым. 9. Легкая ранимость, податливость малейшей критике или неодобрения со стороны.:
Наряду с зависимостью основным в поведении аддиктивной личности является стремление к уходу от реальности, страх перед обыденной, наполненной обязательствами и регламентациями жизнью, склонность к поиску запредельных эмоциональных переживаний даже ценой серьезного риска и неспособность быть ответственным за что-либо-.
Уход от реальности, по мнению Н. Пезешкиан, совершается в виде своеобразного «бегства», когда взамен гармоничному взаимодействию со всеми аспектами действительности происходит активация в каком-либо одном направлении. При этом человек сосредоточивается на узконаправленной сфере деятельности (часто негармоничной и разрушающей личности), игнорируя все остальные. В соответствии с концепцией Н. Пезешкиан, существует четыре вида «бегства» от реальности: «бегство в тело», «бегство в работу», «бегство в контакты или одиночество» и «бегство в фантазии», которые так
1 Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. М., 1999. С. 357.
2 Там же.
7 а
или иначе связаны с переживанием личностью одиночества. Кратко рассмотрим каждый из видов.
При выборе ухода от реальности в виде «бегства в тело» происходит переориентация с традиционной жизнедеятельности, направленной на семью, служебный рост или хобби, на деятельность, нацеленную лишь на собственное физическое или психическое усовершенствование. В качестве компенсаторного механизма может выступать увлечение оздоровительными, сексуальными взаимодействиями, собственной внешностью, качеством отдыха и способами расслабления.
«Бегство в работу» характеризуется фиксацией на служебных делах, которым человек начинает уделять непомерное в сравнении с другими областями жизни время.
Изменение ценности коммуникации формируется в случае выбора поведения в виде «бегства в контакты или одиночество», при котором общение становится либо единственно желанным способом удовлетворения потребностей, замещая все иные, либо количество контактов сводится к минимуму.
Склонность к размышлениям, при отсутствии желания что-либо воплотить в жизнь, совершить какое-нибудь действие, проявить какую-нибудь реальную активность называется «бегством в фантазии». В рамках подобного ухода от действительности у личности появляется интерес к псёвдофйлософ-скйм исканиям, религиозному фанатизму, жизни в мире иллюзий и фантазий.
Подводя итоги, можно отметить, что отклоня-
ющееся поведение может захватывать исключительно сферу общения, не проявляясь иными изменениями. При этом человек вступает в противоречие с реальностью, но активно не противостоит ей. К наиболее распространенным коммуникативным девиациям.относят одиночество, в рамках клинической психологии понимаемое как ограничение контактов, внутренняя направленность интересов, а также эмоциональное подкрепление ухода от действительности. Последнее может выражаться в форме аддиктивного поведения.
Проведенное исследование оставляет за пределами своего рассмотрения многие аспекты затронутой проблематики, которые открыты для последующего изучения. Рост наркомании, предпочтение виртуальных контактов в молодежной среде реальному взаимодействию, последствия социально-экономического расслоения общества (социальное сиротство, бездомность и др.) требуют разработки современной концепции работы специалистов с категорией людей (включая детей и подростков), переживающих состояние одиночества. Перспективным направлением является изучение теоретических позиций, позволяющих выявить педагогически значимые маркеры для своевременного распознания опасных тенденций, связанных с развитием негативных последствий одиночества у человека, что является актуальным и значимым вектором развития отечественной гуманистической практики.
71