Научная статья на тему 'Одесский порт Российской империи как главный пункт каторжной пересылки'

Одесский порт Российской империи как главный пункт каторжной пересылки Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
347
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОБРОВОЛЬНЫЙ ФЛОТ / VOLUNTARY FLEET / КАТОРГА / PENAL SERVITUDE / ЗАКЛЮЧЕННЫЕ / PRISONERS / САХАЛИН / SAKHALIN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ливенцев Дмитрий Вячеславович

Статья рассматривает организацию Одесского порта как главного пересыльного пункта сахалинской каторги. Кроме того, уделяется внимание организации одесской тюрьмы и Добровольного флота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ODESSA PORT OF RUSSIAN EMPIRE AS THE MAIN POINT OF CONVICT FORWARDING

The article is considering the organization of the Odessa port as the main transit point of the Sakhalin penal servitude. In addition, attention is paid to the organization of the Odessa prison and Voluntary fleet.

Текст научной работы на тему «Одесский порт Российской империи как главный пункт каторжной пересылки»

7. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ РИ): Собрание 3-е. Т. 9 : 1889. № 6196.

8. ПСЗ РИ : Собрание 3-е. - Т. 11 : 1891. № 7775.

9. Сведения по переписи 1897 года: Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. - Т. 9: Воронежская губерния. - Тетр. 1. - 1901. - С. 1.

10. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. - Т. 9 : Воронежская губерния. - Тетр. 1. - 1901. -С. 162-165.

11. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1291. Оп. 32. Д. 4. Л. 143 об. - 146.

12. Там же. Л. 146 об. - 147 об.

13. Там же. Л. 149.

14. Там же. Л. 150 - 151 об.

15. Там же. Л. 152 - 153.

16. Там же. Л. 154 - 155.

17. Там же. Л. 157 - 158.

18. Там же. Л. 158 об. - 159 об.

19. Там же. Л. 155 - 157.

20. Там же. Л. 160 - 161.

21. Там же. Л. 161 об. - 162 об.

22. Там же. Л. 164 об. - 165 об.

23. Там же. Л. 165 об. - 167 об.

24. ПСЗ РИ : Собрание 3-е. Т. 10 : 1890. № 6943.

25. РГИА. Ф. 1291. Оп. 32. Д. 4. Л. 198.

26. Там же. Л. 176.

27. Там же. Л. 177 об.

28. Там же. Л. 179 об.

29. Там же. Л. 189 об.

30. Там же. Л. 190 - 197.

31. Там же. Л. 198.

32. Государственный архив Воронежской области (ГАВО). Ф. И-6. Оп. 1. Д. 49. Л. 84; РГИА. Ф. 1291. Оп. 30. 1891 г Гр. В II. Д. 28. Л. 1.

33. ГАВО. Ф. И-6. Оп. 1. Д. 49. Л. 151; РГИА. Ф. 1291. Оп. 30. 1891 г. Гр. В II. Д. 28. Л. 90.

34. ГАВО. Ф. И-6. Оп. 1. Д. 49. Л. 163 - 164; ПСЗ РИ : Собрание 3-е. Т. 11 : 1891. № 7775.

УДК 359:947.08 ББК 68.53 (2) 5-1

ОДЕССКИЙ ПОРТ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ КАК ГЛАВНЫЙ ПУНКТ

КАТОРЖНОЙ ПЕРЕСЫЛКИ

Ливенцев Дмитрий Вячеславович,

доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Воронежский государственный педагогический университет (г. Воронеж)

Аннотация. Статья рассматривает организацию Одесского порта как главного пересыльного пункта сахалинской каторги.

Кроме того, уделяется внимание организации одесской тюрьмы и Добровольного флота. Ключевые слова: Добровольный флот, каторга, заключенные, Сахалин.

THE ODESSA PORT OF RUSSIAN EMPIRE AS THE MAIN POINT OF CONVICT

FORWARDING

LIVENTSEV D.V.

doctor of historical sciences, professor (Voronezh)

Abstract. The article is considering the organization of the Odessa port as the main transit point of the Sakhalin penal servitude.

In addition, attention is paid to the organization of the Odessa prison and Voluntary fleet. Key words: the Voluntary fleet, penal servitude, prisoners, Sakhalin.

Прощай, моя Одесса, Славный карантин, Нас завтра угонят На остров Сахалин! (Из арестантской песни на рубеже XIX- XX вв.)

В Российской Империи после признания годным будущего каторжанина по состоянию здоровья, предварительно заковав в кандалы, отправляли по этапу в Одессу. Перед данным мероприятием у заключенных брали по квитанции наличные деньги и сдавали их на хранение сначала начальнику Одесской тюрьмы, а затем капитану парохода. Каждому заключенному перед отправкой полагался стандартный набор одежды и белья: одна зимняя шапка, одна летняя шапка, три пары рукавиц, 3 рубахи, 2 пары шерстяных варежек, трое портов, одни шаровары суконные, один кафтан, один полушубок, один пояс, одни онучи суконные, одна пара портянок, один вещевой мешок, пара котов (устаревшее название полусапожек - Авт.) [1].

Со всеми вещами и ценностями, сданными на хранение, каторжане прибывали в Одесский тюремный замок. Находился тюремный замок тоже в особом месте, рядом с железнодорожным вокзалом и арестным домом для предварительно задержанных. Арестанты замка периодически обновлялись. На 400 посадочных мест в тюрьме обычно томилось до 1000 заключенных, ожидавших отправки на Сахалин. С началом деятельности Добровольного флота по перевозке каторжан партии стали прибывать слишком часто и старый тюремный замок не мог вместить всех осужденных. В результате городская дума Одессы приняла решение о строительстве нового тюремного замка и отвела под него 15 десятин рядом со вторым христианским кладбищем. Строительство по проекту архитектора Л. Влодека инженер А. Швендер начал в 1888 г., а первые осужденные появились в нем в 1894 г. Главная одесская тюрьма получила название «Градоначальницкий централ» и продолжают в наши дни использоваться по своему непосредственному назначению[2].

Неподалеку от тюремных учреждений располагались казармы охраны и дома персонала тюрьмы. И все данные постройки окружали живописные хибары, где проживали представители городского социального дна, нелегально обслуживавшие тюрьму и периодически составлявшие ее контингент. Район городской бедноты приобрел название «Са-халинчик». Большинство населения данного района называлось «кадетами», т.е. босяки и прочие уголовные элементы.

Врачебный осмотр в Одесском тюремном замке мог тоже освободить заключенного от перспективы поездки на каторгу. Вот как вспоминает о данной процедуре, происходившей в 1897 г., судовой врач парохода «Нижний Новгород» Д.А. Трояно: «В первых числах сентября стали прибывать в Одесский тюремный замок ссыльные из различных тюрем, преимущественно из Московской центральной. По прибытии в Одессу между ними оказались больные, при предварительном освидетельствовании коих городовым врачом Херсонского участка найдены: у четырех корь, а у трех заразительное воспаление оболочки глаз,

почему больные оставлены в тюрьме и при них их семьи в числе 27 человек. За два дня до отхода парохода, т.е. 8 сентября, назначена была комиссия под председательством старшего чиновника особых поручений при Одесском градоначальнике, Владиславского-Падалки. Комиссия эта собралась для осмотра и приема ссыльных: в ней участвовали судовой врач и старший помощник. Партия ссыльных оказалась не вполне благополучной. Помимо выделенных заранее больных, было констатировано еще 4 случая кори у детей, а также несколько случаев заболевания кровавым поносом и заразительным воспалением оболочки глаз. После весьма тщательного осмотра больные и их семьи были выделены и оставлены в тюрьме. Однако судовым врачом было высказано тут же мнение, что тщательное выделение всех больных не гарантирует вполне от возможности заболевания этими болезнями во время плавания по следующим соображениям: корь - болезнь в высокой степени заразительная для детей; наиболее заразительная она не к концу заболевания, а именно в начале его: после заражения больной в течение нескольких дней - по наружному виду - вполне здоров, у него нет ни сыпи, ни повышения температуры, ни чувства недомогания, а потому такого больного нельзя выделить и приходится его брать с зачатками болезни, которая разовьется лишь спустя несколько дней. Воспаление слизистой оболочки глаз тоже развивается медленно и в первоначальных стадиях не рас-познается...»[3].

Отсюда, можно сделать вывод, что при организации рейса Одесса - Сахалин на пароходах Добровольного флота соблюдались все необходимые предварительные медико-санитарные мероприятия.

Подготовка к отправке партии каторжан всегда происходила в тюрьме, но бывали и исключения, связанные с перенаселенностью Одесского тюремного замка. Тогда каторжан, минуя тюремный замок, сразу доставляли на пароход Добровольного флота. В данной связи интересны воспоминания Г.В. Госткевича, приговоренного к ссылке на Сахалин как члена польской партии «Пролетариат»: «. Везли нас по незнакомой для нас местности - через Кременчуг до Одессы. Самый город видели мы издали, ибо нас повезли к пристани Добровольного флота. Спустя несколько часов по прибытии в Одессу нас погрузили на пароход «Кострома» [4].

В статье ведущего научного работника Сахалинского областного краеведческого музея, заслуженного работника культуры Российской Федерации, В.М. Латышева предстают типичные картины для повседневной жизни Одессы в конце XIX - начале XX вв.: «.Часто можно было наблюдать картину: звеня кандалами, тянулись, подгоняемые конвоирами, арестанты в серых халатах и суконных бескозырках в порт или на железнодорожный вокзал... Обычно путь звенящей кандалами обезличенной массы лежал по канатной улице в порт, в гавань Добровольного флота. Одесса привыкла к процессиям каторжан и не обращала на них внимания. Это был «мир отверженных», и интересоваться им не полагалось. В местных газетах, широко рекламировавших приезд очередной оперной дивы, нельзя найти информации о каторжанах» [5].

28

Путь каторжан завершался в одесском порту, считавшемся крупнейшим на Черном море. Гидротехнические работы по перестройке и реконструкции портовых объектов развернулись в 1868 г. На замену деревянным строениям возводились каменные и железобетонные молы, волноломы, причалы, здания, устанавливалось навигационное оборудование. На реконструкцию одесского порта за четверть века было израсходовано свыше 12 млн. руб. [6]

Уже в 90-е гг. XIX в. одесский порт стал одним из наиболее оборудованных и оснащенных в России. Здесь имелось пять гаваней с 62 каменными причалами, защищенных от волнения на море мощными молами и брекватером с волнорезом. Для погрузки зерна устроили специальную эстакаду Юго-Западных железных дорог, для погрузки других грузов - рельсовые пути практически на каждом из молов. Площадь акватории порта достигала 1396,4 тыс. кв. м., а протяженность портовых набережных на бетонных массивах с покрытием из гранита - 6234 пог. м. Глубины позволяли принимать океанские суда с осадкой до 9 м.

Далее можно предоставить слово авторитетной энциклопедии Брокгауза и Ефрона: «В 1895 г. пришло в порт паровых судов 3894, парусных - 3789, барж - 3435; отошло паровых судов 3901, парусных - 3868, барж - 3454. Из них пришло судов дальнего плавания: пароходов русских - 179, в 273 тыс. тонн, иностранных - 1028, в 1525 тонн; парусных русских 1 в 154 тонны, иностранных 69, в 18 тыс. тонн. Отошло пароходов русских 173, в 266 тыс. тонн, иностранных 1044, в 1549 тыс. тонн; парусных - иностранных 66, в 17 тыс. тонн. Каботажных судов: пришло паровых 1930, в 1047 тыс. тонн, отошло 1929, в 1056 тыс. тонн; парусных пришло 2167, в 120 тыс. тонн, отошло 2257, в 127 тыс. тонн. Буксирных судов пришло 635, в 47 1/2 тыс. тонн; отошло 642, в 50 1/2 тыс. тонн. Первое место в приходе судов занимает английский флаг, затем русский, австрийский, итальянский, норвежский, датский, греческий, французский, германский, голландский, турецкий и испанский. Русское общество пароходства и торговли (46 пассажирских, 17 товарных и 12 буксирных пароходов, в 136 тыс. тонн водоизмещения; 5 катеров, 66 железных барж, 6 блокшивов и пр.) поддерживает сообщение по линиям александрийской прямой (Александрия, с заходом в Константинополь, Смирну и Пирей) и александрийской круговой (с заходом в Константинополь, Дарданеллы, Афон, Салоники, Смирну, Хиос, Лимассоль, Ларнаки, Мерсину, Триполи, Бейрут, Яффу, Порт-Саид), в Санкт-Петербург и порты Балтийского моря (так называемый «большой каботаж») и по черноморско-болгарской линии. Между Одессой, низовьями рек Днепра и Буга и Аккерманом ходят пароходы нескольких владельцев, между Одессой и днестровскими пристанями -пароходы Баптизманского. Срочные рейсы между Одессой и Батумом поддерживает российское общество морского, речного, сухопутного страхования и транспортирования кладей и товарных складов, с выдачей ссуд (6 пароходов). По Черному и Азовскому морям ходят 2 парохода южнорусского общества пароходных сообщений. В том же направлении делают рейсы пароходы и баржи частных владельцев. Из Мариуполя в порты Черного моря достав-

ляют каменный уголь до 20 пароходов; несколько пароходов возят керосин из Батума. Черноморско-дунайское пароходство (10 пароходов со многими баржами) поддерживает сообщение с дунайскими пристанями. Срочное сообщение с Дальним Востоком установлено 10 пароходами добровольного флота и несколькими иностранными пароходными обществами. Начинает развивать свои рейсы общество азовского пароходства. Одесский порт - первый в империи порт по размерам отпускной торговли. В начале 40-х годов, по ценности отпуска, Одесса уступала не только СПб., но и Риге; с 1844 г. она превосходит Ригу, с 1877 г. - Санкт-Петербург, но окончательное первенство О. порта установлено с 1885 г., а в 1888 г. его отпуск превысил вдвое отпуск Санкт-Петербургского порта. Общий оборот внешней торговли О. порта равняется, по таможенным данным (1895г .), 146 1/2, млн. руб. (без транзита) или 12 2/5 % общего оборота империи, а с транзитом достигает до 14%. Весь экспорт определяется в 135 млн. пудов, ценностью в 108207 тыс. руб., а с транзитом - в 110 млн. руб. Импорт 22 млн. пудов, ценностью в 38254 тыс. руб., составляет по отношению к экспорту 16 2/7 % или (по ценности, с транзитом) около 9% всего импорта Империи, уступая по размеру лишь одному Санкт-Петербургскому порту» [7].

Можно утверждать, что одесский порт был южными морскими российскими воротами. Только в Одессе портовая территория была вымощена камнем и оборудована инженерными сетями, электроосвещением, телефонной связью, сигнальными огнями, водопроводом. Площадь служебных и складских помещений составляла 28 тыс. кв. м. Еще нужно упомянуть нефтеналивную станцию вместимостью до 1 млн. пудов жидких грузов и нефтепровод для перекачки их из емкостей судов. С 1902 г. в одесском порту стал применяться передовой для того времени метод перевалки грузов, сущность которого заключалась в том, что доставленный пароходами прямого сообщения груз в Одессе перегружался в вагоны силами и средствами судовладельцев и железных дорог без непосредственного участия в этом процессе отправителя. Популярный журнал «Русское судоходство» (1902 г.) отмечал, что зачастую в порту находилось одновременно свыше 2 тыс. вагонов.

Со временем процедура доставки каторжан на суда Добровольного флота была отработана до мельчайших подробностей, а одесские обыватели избавились от периодического лицезрения толп отверженных каторжан. Обычно все происходило следующим образом: поезд с арестантами приходил вечером, останавливался на ночь на станции близ Одессы, и утром к 8.00. или 8.30. подходил к платформе у карантинной казармы, находящейся на карантинном моле, в 10 минутах ходьбы от портовых пакгаузов Добровольного флота, где стоял у пристани пароход для перевозки ссыльнокаторжных с конвоем военно-морской команды от 50 до 70 человек, при двух фельдшерах и одном санитаре [8].

Прибывшая партия преступников, после выхода из вагонов, сдавалась конвоирующим офицером специальной комиссии. В нее входили: офицер, отвечающий за

ссыльнокаторжных на пароходе, судовой врач, городской полицейский врач, чиновник особых поручений при градоначальнике, несколько чинов полиции. При последнем осмотре устанавливались личности каторжан и их состояние здоровья. После чего ссыльно каторжные окончательно переходили в распоряжение военно-морского конвоя: у них отбирали спички, ножи, любые инструменты, мелкие деньги и посуду. Сдача всех вещей военно-морской команде означала, что ссыльно каторжные вступают в режим жизни плавучей тюрьмы.

Отдельно необходимо упомянуть о власти на пароходе во время рейса. Сначала надзор за перевозкой арестантов принадлежал специальным лицам, назначаемым Главным Тюремным Управлением, а медицинской частью заведовал откомандированный врач. Сама военно-морская команда также на каждый рейс формировалась в сопровождении особого офицера Морского министерства [9]. Однако с 1884 г. надзор за ссыльнопоселенцами Главное Тюремное Управление решило поручать одному из помощников капитана вместе с руководством военно-морской команды. Причем военно-морская команда как подразделение судна находилась в безусловном подчинении еще и старшего помощника. Всеми были отмечены положительные стороны данных перемен. Любой корабль в долгосрочном плавании представлял собой особый, если не сказать закрытый мир, и появление на палубе новых командных кадров приводило к нежелательным разногласиям. К тому же в значительной мере происходила экономия средств Главного Тюремного Управления.

Первым из офицеров Добровольного флота, которому было поручено заведовать арестантами во время рейса в 1884 г., был штурман М.Д. Иванов, вторым подобной чести удостоился лейтенант С.А. Андреев, будущий капитан парохода «Владивосток». Конечно, для офицеров Добровольного флота подобное дело с полным основанием можно было назвать хлопотным и непривычным.

Вот типичная подготовка к очередному рейсу парохода Добровольного флота по свидетельству судового врача А. Щербака: «Ссыльнокаторжные, назначенные к отправке на остров Сахалин, стали прибывать в Одессу партиями (в сто человек и более) с 9 марта по 16 включительно, т.е. до отхода «Ярославля» из Одессы. За день до прибытия партии каторжан прислан был конвой военно-морской команды в числе 68 человек матросов вместе с 2 фельдшерами и санитарами, назначенными сопровождать арестантов до Сахалина.

По осмотре всех прибывших партий оказалось весьма немного имевших цингу, по сравнению с прошлыми разами. Более всего встречалось глазных болезней, а затем шли анемия, бронхиты и разные другие хронические страдания, не составлявшие препятствий к дальней перевозке морем. - Таким образом, признанных не способных к следованию, - оказалось немного.

Распределение ссыльнокаторжных партий по отделениям было составлено еще ранее прибытия их, старшим помощником капитана, ими заведывающим - М.Д. Ивановым. - Так что по мере приема арестантов на пароход, ежедневно, начиная с 9 марта, арестанты, проверенные по

списку старшим помощником, отводились в назначенные места и затем ставился соответствующий конвойный пост. Всего было принято 803 ссыльнокаторжных» [10].

Собственно в одесском порту и проходила погрузка каторжан на суда Добровольного флота. Дальше давайте снова обратимся к мемуарам члена польской партии «Пролетариат» Г.В. Госткевича: « .Перед отходом последнего (пароход «Кострома» - Авт.) явился градоначальник Одессы, знаменитый адмирал Зеленый, про которого было распространено столько пикантных анекдотов. Он обратился к арестантам с такой речью:

- Вас правительство посылает на Сахалин, где вы можете исправиться и быть еще полезными людьми; вы должны в пути вести себя прилично, при малейшем ослушании велю вас ошпарить паром, как тараканов» [11].

Здесь необходимо предоставить слово судовому врачу парохода «Нижний Новгород» Д.А. Трояно, утверждавшему в 1897 г.: «В общем, принято для посадки на пароход: каторжанок - 87 с 12 детьми, поселенок 24 с 1 ребенком, 8 бродяг с 1 ребенком, и 102 следовавшие добровольно к сосланным семействам их, с 202 детьми, а всего 137, в том числе 221 женщина и 216 детей» [12].

Справедливости ради и прощание с Одессой не всегда выглядело для каторжан так мрачно, как в воспоминаниях польского революционера Г.В. Госткевича. Вот что пишет об отбытии парохода «Нижний Новгород» в 1897 г. судовой врач Д.А. Трояно: «В 8 часов утра 10 сентября, в день отхода парохода, женщины и дети были доставлены на пароход, причем были мной осмотрены и размещены по соответствующим трюмам, а в трюме, предназначенном для осужденных, была устроена на люке запирающаяся решетка. В 3 часа дня был отслужен торжественный молебен в присутствии Одесского градоначальника, а в 5 часов дня пароход снялся во Владивосток, под командою лейтенанта П.И. Морозова. Сверх ссыльных было 50 палубных пассажиров с детьми и 77 человек офицеров и команды» [13].

Получается, что судно Добровольного флота, несмотря на сахалинский рейс, могло брать и просто попутных пассажиров, следующих по делам службы или совершавших заграничное путешествие.

До отправления в рейс каторжане, разместившиеся на нарах, должны были выбрать себе старосту, т.е. доверенное лицо, имевшее право обращаться к начальству в случае каких-либо просьб и жалоб. Число выбираемых старост всегда равнялось количеству изолированных помещений на судне. Например, в рейс 1893 г. на «Ярославле» избрали 7 старост. В старосты старались выдвигать человека грамотного, расторопного, солидного и известного своим влиянием в уголовной среде. Влияние старосты иногда было просто подавляющим. Так, во время крушения парохода «Кострома», о котором речь пойдет в следующем разделе, в числе арестантских старост был некий Кузьмин, беглый с острова Сахалин, приговоренный к наказанию плетьми по прибытии к месту ссылки. Он дал слово капитану парохода П.Н. Качалову, что никто из свезенных на берег 235 человек каторжан не убежит, и действительно ни один из заключенных не сделал даже попытки к бегству [14].

30

Известность будущего старосты приобреталось благодаря тюремной молве, идеализировавшей образ дерзких и героических преступников. В результате авторитет старосты, добытый в трущобах и прочих местах пребывания антисоциальных элементов, обеспечивал ему подчинение рядовых каторжан независимо от занимаемого места в преступной иерархии.

Таким образом, одесский порт как южные морские торговые ворота Империи стал главной перевалочной базой для сахалинской каторги. Завершалась часть пути по европейской России от московской медицинской тюремной комиссии через Одесский тюремный замок в одесский порт. Далее следовала самая сложная в физическом плане часть пути для каторжан на остров Сахалин, проходившая уже под российским коммерческим флагом на судах Добровольного флота. Как упоминалось выше, именно благодаря данным регулярным рейсам поддерживалось относительно полноценное функционирование каторги на острове Сахалин.

Литература:

1. Комплект одежных вещей для одного ссыльнокаторжного, высылаемого на остров Сахалин // Тюремный вестник. -1906. - № 6. - С. 80.

2. Латышев, В. Через Сахалинчик на Сахалин // Вестник Одесского историко-краеведческого музея - № 11. - С. 197.

3. Трояно, Д.А. Медико-санитарный отчет о плавании парохода Добровольного Флота «Нижний Новгород» с ссыльнокаторжными и добровольно следовавшими, из г. Одессы в

г. Владивосток, с 10 сентября по 29 октября 1897г. // Тюремный вестник. - 1898. - № 4. - С. 177.

4. Госткевич, Г.В. Записки пролетарца // Каторга и ссышка -1927. - № 6. - С. 139.

5. Латышев, В. Через Сахалинчик на Сахалин // Вестник Одесского историко-краеведческого музея - № 11. - С. 195 - 196.

6. Под флагом России: История зарождения и развития морского флота. - М.: Согласие, 1995. - С. 250.

7. Одесский порт // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: - СПб., 1897. - Т. 42. - С. 731.

8. Щербак, А.В. Перевозка ссышьнокаторжныгх на остров Сахалин морем // Тюремныш вестник - 1893. - № 6. - С. 241.

9. Российский Государственный архив Военно-Морского Флота (РГА ВМФ). Ф. 417. Оп. 3. Д. 412. Л. 77.

10. Щербак, А.В. Перевозка ссышьнокаторжныгх на остров Сахалин морем // Тюремныш вестник - 1893. - № 6. - С. 301.

11. Госткевич, Г.В. Записки пролетарца // Каторга и ссышка -1927. - № 6. - С. 140.

12. Трояно, Д.А. Медико-санитарный отчет о плавании парохода Добровольного Флота «Нижний Новгород» с ссышьно-каторжными и добровольно следовавшими, из г. Одессы в г Владивосток, с 10 сентября по 29 октября 1897 г // Тюремный вестник. - 1898. - № 4. - С. 178.

13. Трояно, Д.А. Медико-санитарный отчет о плавании парохода Добровольного Флота «Нижний Новгород» с ссышьно-каторжными и добровольно следовавшими, из г. Одессы в г Владивосток, с 10 сентября по 29 октября 1897 г // Тюремный вестник. - 1898. - № 4. - С. 179.

14. Щербак, А.В. Перевозка ссышьнокаторжныгх на остров Сахалин морем // Тюремный вестник - 1893. - № 8. - С. 301.

Иллюстрация к книге В.М. Дорошевича «Сахалин»

31

Суда Добровольного флота в Одесском порту

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.