Научная статья на тему 'Обзор опыта Республики Казахстан: система оценки качества образования Казахстана и её основные элементы. Часть 1'

Обзор опыта Республики Казахстан: система оценки качества образования Казахстана и её основные элементы. Часть 1 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1789
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY ASSESSMENT / ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ / ASSESSMENT PROCEDURES / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКЗАМЕН / THE NATIONAL EXAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Решетникова О.А., Кисикова А.М.

В данной статье приводится первая часть обзорного материала о системе оценки качества образования Республики Казахстан (СОКО РК), где дается общая характеристика СОКО РК и описываются её основные элементы – национальный экзамен (единое национальное тестирование – ЕНТ), а так же характеризуются процедуры проведения итоговой и промежуточной аттестации учащихся образовательных учреждений Казахстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Review of the experience of the Republic of Kazakhstan: quality assessment of education in Kazakhstan and its main elements. Part 1

This article is the first part of the review of the material on the system of assessing the quality of education of the Republic of Kazakhstan (RK SOCO), which provides a general description of the SOCO Kazakhstan and describes its main components the national examination (a single national testing UNT), as well as the procedures are characterized by final and interim assessment of students of educational institutions of Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «Обзор опыта Республики Казахстан: система оценки качества образования Казахстана и её основные элементы. Часть 1»

УДК 37.014.6; 37.014.3

ОБЗОР ОПЫТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ. ЧАСТЬ 1.

Решетникова О.А., ст. научный сотрудник, Email: oaresh@gmail.com Институт управления образованием Российской академии образования, Москва Кисикова А.М., Республика Казахстан, kissikova_akgul@mail.ru

Аннотация. В данной статье приводится первая часть обзорного материала о системе оценки качества образования Республики Казахстан (СОКО РК), где дается общая характеристика СОКО РК и описываются её основные элементы - национальный экзамен (единое национальное тестирование - ЕНТ), а так же характеризуются процедуры проведения итоговой и промежуточной аттестации учащихся образовательных учреждений Казахстана. Ключевые слова: система оценки качества образования, процедуры оценивания, национальный экзамен.

REVIEW OF THE EXPERIENCE OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN: QUALITY ASSESSMENT OF EDUCATION IN KAZAKHSTAN AND ITS MAIN ELEMENTS. PART 1

Reshetnikova O.A., PhD., Email: oaresh@gmail.com

Institute of Management in Education of Russian Academy of Education, Moskow Kisikova A.M., Republic of Kazakhstan, Email: kissikova_akgul@mail.ru

Abstract. This article is the first part of the review of the material on the system of assessing the quality of education of the Republic of Kazakhstan (RK SOCO), which provides a general description of the SOCO Kazakhstan and describes its main components - the national examination (a single national testing - UNT), as well as the procedures are characterized by final and interim assessment of students of educational institutions of Kazakhstan.

Key words: quality assessment, assessment procedures, the national exam. Введение.

За последние 20 лет большое количество стран, производя «ревизию» состояния системы образования, стали признавать важность оценивания для мониторинга и улучшения обучения учащихся, и, как следствие, необходимость создания систем оценивания учащихся.

Как отмечает Маргарит Кларк, известный специалист Всемирного Банка в области оценки обучения, «такое осознание связано с растущим подтверждением того, что выгода образования для общества возрастает только тогда, когда имеет место обучение» [4].

Эти процессы активно начали происходить и в странах постсоветского пространства. В странах стали проводиться мероприятия по оцениванию, которые по мере их введения становились элементами целостных систем оценки качества образования. Кроме того, многие страны активно включались в проведение международных сравнительных исследований,

"УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2013 № 2 166

например, в Программу международного оценивания учащихся (PISA) и в международные исследования по математике и естествознание ( TIMSS) и др.

В странах СНГ прослеживается явная тенденция к построению эффективных систем оценки качества образования, включающих в себя разные по целям и задачам элементы: национальные экзамены (в целях итоговой аттестации и/или вступительных испытаний в вузы), национальные мониторинги, международные мониторинговые исследования, внутришкольное и внутриклассное оценивание. Так же можно отметить постепенный переход от проведения процедур разового оценивания к системе непрерывного оценивания, что даёт возможность проследить тенденции в системе образования, увидеть и проанализировать эффекты от произведенных изменений.

В условиях происходящих изменений в сфере образования, распространение опыта разных стран, в особенности стран постсоветского пространства, как наиболее близких как по современных социально-экономическим условиям, так и по сложившимся традициям и особенностям менталитета, представляется нужным и важным [13].

Цель данной работы - ознакомить с особенностями и ключевыми элементами системы оценки качества образования (среднее образование) в Республике Казахстан. В качестве основы представления материала принята структура аналитического материала «Российская система оценки качества образования: главные уроки (аналитический обзор)», авторами которого являются В.А. Болотов, И.А. Вальдман, Г.С. Ковалева, М.А. Пинская.

Обзор опыта Республики Казахстан будет представлен в двух частях. В данной статье приводится первая часть обзорного материала, где дается общая характеристика системы оценки качества образования Республики Казахстан и описываются её основные элементы -национальный экзамен (единое национальное тестирование - ЕНТ), а так же характеризуются процедуры проведения итоговой и промежуточной аттестации учащихся образовательных учреждений Казахстана.

Характеристика казахстанской системы оценки качества образования

Одним из ведущих приоритетов национальной образовательной политики в Республике Казахстан является создание национальной системы оценки качества образования (НСОКО), включающей независимые объективные формы оценки и контроля. Общеказахстанская система оценки качества образования создается с целью совершенствования системы управления качеством образования в Казахстана, а также обеспечения всех участников образовательного процесса и общества в целом объективной информацией о состоянии системы образования на различных уровнях и тенденциях ее развития.

"УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2013 № 2 167

НСОКО - совокупность способов, средств и организационных структур для установления соответствия качества образования требованиям государственных общеобязательных стандартов и условий его достижения через внешнюю и внутреннюю оценки.

Целью НСОКО является достижение качества образования, обеспечивающего конкурентоспособность отечественной системы образования и специалистов Республики Казахстан на международном образовательном пространстве и рынке труда.

Создание НСОКО направлено на решение следующих задач:

• осуществление институционального оценивания качества образования на всех его уровнях;

• осуществление внешней оценки учебных достижений обучающихся на всех уровнях образования;

• проведение оценки деятельности учителей и преподавателей; совершенствование процесса преподавания и обучения;

• проведение системного и сравнительного анализа качества образовательных услуг организаций образования, поддержание устойчивого развития образовательной системы;

• получение объективной информации о состоянии системы образования, необходимой для обеспечения конституционных прав граждан страны на качественное образование;

• информирование общества для достижения прозрачности;

• обеспечение преемственности результатов оценки между ступенями непрерывной системы образования;

• сопоставительный мониторинг учебных достижений обучающихся в рамках международных исследований для сравнения национальных государственных общеобязательных стандартов образования с международными.

В рамках создания НСОКО значительная роль отводится совершенствованию системы оценки образовательных достижений учащихся. В настоящее время в Казахстане оценка образовательных достижений учащихся осуществляется в ходе:

• государственной итоговой аттестации выпускников средней школы в форме единого государственного экзамена, ЕНТ;

• государственной итоговой аттестации выпускников основной школы;

• международных сравнительных исследований (PISA, PIRLS, TIMSS и др.);

• мониторинговых исследований федерального и регионального уровней;

• аккредитации образовательных учреждений;

• различных исследовательских проектов, проводимых отдельными научными коллективами и организациями страны;

• промежуточной аттестации учащихся, организуемой на уровне класса и школы. Следует создавать региональные (областные) системы оценки качества образования,

участвуя в системе сравнительных исследований качества образования, проводимых на государственном уровне, а также организуя свои независимые мониторинговые исследования. Организационная структура НОСОКО представлена на Рис. 1.

Национальная система оценки качества образования РК (НСОКО) (Рис.1)

Министерство образования и науки Республики Казахстан определяет национальные приоритеты в области образования и отвечает за формирование и реализацию государственной образовательной политики.

Комитет по надзору в сфере образования и науки (ККСОН) осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в области образования по Республике в целях обеспечения доступа молодых людей к качественному образованию, а также проводит

"УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2013 № 2 169

лицензирование образовательных учреждений. ККСОН также отвечает за организацию проведения ЕНТ и методическое обеспечение государственной аттестации школ.

Национальный центр тестирования осуществляет технологическое и информационное обеспечение организации и проведения единого национального тестирования в Республике Казахстан.

Национальный центр образовательной статистики и оценки осуществляет развитие и совершенствование национальной системы оценки качества образования, приведение образовательной статистики Казахстана в соответствие с международными стандартами, организация и проведение международных и казахстанских сравнительных исследований оценки учебных достижений обучающихся [1].

Лаборатория международных исследований при Центре принимает участие в организации и проведении международных сравнительных исследований качества образования (PIRLS, TIMSS, PISA, TEDS-M, ICILS) в Казахстане [2].

Территориальные департаменты по контролю в сфере образования - это структура Комитета по контролю в сфере образования и науки МОН РК. Внедрение вертикали контроля качества, как инструмента для независимой оценки состояния системы образования, способствовало более эффективному применению единых требований к оцениванию работы организаций образования и позволило провести объективный анализ их деятельности. Если у местных исполнительных органов, у областных управлений образования, основная компетенция - это нормальная качественная организация учебно-воспитательной работы, а задача департаментов - обеспечение контроля за этим качеством.

Система национальных экзаменов Республики Казахстан.

Одним из основных средств, обеспечивающих эффективное управление системой образования, является независимая внешняя оценка качества образования, основывающаяся на достоверных и сопоставимых данных.

В Казахстане с целью оценки качества знаний учащихся используется независимый внешний контроль в форме единого национального тестирования (ЕНТ), промежуточного государственного контроля и комплексного тестирования. Данный вид контроля проводится с 2004 года. ЕНТ стало значимым элементом системы оценки качества образования Республики.

Введение ЕНТ как процедуры внешней оценки качества образования открывает широкие возможности для повышения эффективности процесса управления качеством образования. Анализ и интерпретация результатов ЕНТ может способствовать эффективному решению

проблем повышения качества образования, принятию необходимых управленческих решений на разных уровнях управления образованием.

Единое национальное тестирование - это независимая от организаций образования государственная система оценки качества образования, совмещающая итоговую государственную аттестацию выпускников школ и вступительных экзамены в колледжи и вузы.

Итоговая аттестация обучающихся общего среднего образования проводится в форме:

- единого национального тестирования в пунктах проведения ЕНТ;

- итоговых экзаменов по общеобразовательным предметам в школах (9 и 11 классы) [5].

Итоговая аттестация обучающихся - эта процедура, которая проводится с целью

определения степени освоения ими объема учебных дисциплин, предусмотренных государственным общеобязательным стандартом (ГОСО) соответствующего уровня образования [6]

Измерительные материалы, в составе которых предполагаются вопросы с выбором ответов, формируются в виде книжки-вопросника. При этом тестируемый сдает экзамен по пяти предметам: казахскому или русскому языку (язык обучения), математике, истории Казахстана, казахскому языку в школах с русским языком обучения и русскому языку в школах с казахским языком обучения и одному из предметов по выбору в зависимости от избранной специальности, в соответствии с Типовыми правилами приема [7].

Для выпускников, избравших специальности, требующие специальной или творческой подготовки, предмет по выбору - произвольный. При приеме в вузы, организации образования, дающие, послесреднее образование для таких выпускников будут установлены специальные или творческие экзамены, которые проводятся приемными комиссиями избранных ими вузов и организации образования, дающие, послесреднее образование.

В 2013 году Единое национальное тестирование проводится десятый раз. С каждым годом повышаются требования к правилам проведения тестирования. Во время процедуры ЕНТ ученикам запрещено пользоваться шпаргалками и мобильными телефонами. Во всех пунктах проведения ЕНТ установлены камеры видеонаблюдения и оборудование, заглушающее мобильную связь. В текущем 2013 году во время ЕНТ будут установлены рамочные металлоискатели.

ЕНТ проводится с помощью тестовых заданий, которые разрабатываются Национальным центром тестирования (НЦТ) на основе общеобразовательных учебных программ, их содержание не может выходить за рамки указанных программ. [8].

"УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2013 № 2 171

Проведение ЕНТ осуществляется на базе территориальных пунктов тестирования - в пунктах проведения тестирования (1111 ЕНТ), которые создаются на местах, перечень которых утверждается приказом Министра.

Во всех пунктах работают государственные и апелляционные комиссии. Для проведения ЕНТ в 11 ЕНТ создаются государственные комиссии, состав которого утверждается приказом Министра на период проведения ЕНТ по представлению вузов и управлениями образования областей и городов Астаны и Алматы.

В целях обеспечения соблюдения единых требований и разрешения спорных вопросов при оценке тестовых заданий, защиты прав участников ЕНТ на период проведения тестирования создаются республиканская комиссия по рассмотрению апелляции и в каждом 1111 ЕНТ апелляционная комиссия..

Контроль за соблюдением технологии проведения ЕНТ осуществляют направляемые в 1111 ЕНТ уполномоченные представители Министерства.

ЕНТ играет важную роль в повышении качества оказываемых образовательных услуг на уровне общего среднего образования. Его результаты анализируются и используются в совершенствовании учебно-воспитательного процесса школ, стандартов и учебных программ, в организации подготовки и повышения квалификации учителей.

ЕНТ обладает следующими характеристиками: соответствие цели, справедливость, честность, доверие общественности к результатам, действенность и экономическая эффективность, прозрачность контрольно-оценочных процедур, положительное влияние результатов контроля на образовательную практику. Лроцедура оценивания является одинаковой для всех учащихся вне зависимости от места проживания, типа и вида образовательного учреждения. Использование единой процедуры и единой критерии оценки приводит к снижению предэкзаменационных нервных напряжений.

Итоговая аттестация выпускников 9 классов.

Выпускники 9 класса сдают четыре экзамены. Леречень учебных предметов, выносимых на итоговую аттестацию, и сроки проведения итоговых экзаменов обучающихся 9 и 11 классов определяются Министерством образования и науки Республики Казахстан.

В 9 классе основного среднего уровня образования на диктант отводится 2 (2,5) астрономических часа, на сочинение - 4 (4,5) астрономических часа, на изложение - 3 (3,5) астрономических часа, на математику (письменно) - 3 (3,5) астрономических часа (в классах с углубленным изучением математики - 4 часа). Каждый предмет оценивается в оценках.

1акеты с темами сочинений, текстами диктантов и изложений вскрываются за 15 минут

до начала экзаменов в присутствии обучающихся и членов экзаменационной комиссии. Пакеты с материалами по математике вскрываются за 1 час до начала экзаменов в присутствии только членов экзаменационной комиссии для проверки правильности условий предложенных заданий.

Итоговая аттестация обучающихся в организациях образования проводится комиссиями по проведению итоговых экзаменов, составы которых утверждаются руководителями организаций образования.

В состав Комиссии входят заместители руководителей организаций образования, учителя предметники, руководители методических объединений, которую формируют и возглавляют руководители организаций образования. Количество членов Комиссии составляет не менее пяти человек.

Промежуточная аттестация учащихся школ.

Промежуточная аттестация учащихся 5-8-х и 10-х классов проводится школами по окончании учебного года и имеет целью проверку освоения учебной программы по предмету. По результатам школьных экзаменов учащиеся получают итоговую годовую оценку по предмету. Экзамены могут проводиться в различной форме: письменные экзаменационные работы; устные экзамены по билетам.

Экзаменационные материалы разрабатываются учителями школ с использованием различных дидактических материалов (тестов, задач, контрольных работ и т.п.) [9].

Итоги и эффекты проведения Единого национального тестирования.

Изменение системы выпускных школьных экзаменов и вступительных экзаменов в вузы и введение Единого национального тестирования можно считать самым значимым элементом реформы системы оценивания и в целом системы образования Казахстана. Основные результаты, эффекты и уроки введения ЕНТ:

• государственный контроль и управление качеством образования при ЕНТ ведется с помощью единых измерительных материалов;

• повышается объективность и достоверность оценки качества образования;

• формируются механизмы общественного контроля качества образования;

• обеспечивается прозрачность результатов сдачи экзаменов на всех уровнях образования;

• обеспечивается социальная справедливость в доступе высшему и среднему профессиональному образованию.

Однако имеется отрицательный момент тестирования — оно предполагает натаскивание, то есть очень поверхностное и фрагментарное повторение пройденного. И в школах делят предметы на главные, это 5 обязательных предметов и второстепенные - предметы по выбору. Чтобы не было натаскивания, предполагается, что ежегодно МОН будет менять предметы.

Еще один момент: местный исполнительный орган пытается по результатом ЕНТ составлять рейтинг школ. ЕНТ не может и не должен являться единственным источником информации, особенно для принятия управленческих решений. Как это делается обычно: по итогам ЕНТ наказывают, тех, кто показал не лучшие результаты; тех, кто показал наилучшие результаты - награждать. Нельзя их наказывать, а надо оказывать методическую, материальную помощь. Если оценивать работу школы только по итогам ЕНТ, то не может быть речи о развитии образовательного учреждения. Нельзя цифры, результаты использовать в прямом значении, надо смотреть все в совокупности: результаты ЕНТ, здоровье детей - портфолио (портфель достижений школы, ученика) - социализация - динамика развития школы. Социальные эффекты

ЕНТ стал реальным механизмом обеспечения демократизации образования. У выпускников школ появилась возможность реального выбора вуза. Каждый школьник, независимо от социального положения и места проживания, получил возможность принять участие в конкурсе и поступить. В Астане, Алматы и других крупных городах выросла доля поступающих из регионов. Действительно ведущие вузы начали работать для всей страны.

ЕНТ и национальная система оценки качества образования

Введение единого экзамена дало мощный толчок к дальнейшему развитию национальной системы оценки качества образования. Отметим следующие изменения:

• В стране возникла и стала развиваться культура педагогических измерений, появились специалисты и научные организации в этой области;

• На основе анализа результатов выполнения конкретных заданий ЕНТ стало возможным готовить подробные адресные рекомендации для учителей, методистов, авторов учебников и разработчиков образовательных стандартов по вопросам совершенствования процесса обучения.

Список литературы.

1. Информация с сайта: http://bilimstat.edu.kz/laboratoriya-otsenki-kachestva-obrazovaniya.

2. Информация с сайта: http://bilimstat.edu.kz/laboratoriya-mezhdunarodnykh-issledovanij

3. Анализ результатов ВОУД учащихся 9-х классов. Аналитический сборник, Астана-2012г.

4. Кларк Маргарит. Что является наиболее важным в системах оценки достижений учащихся: основные ориентиры// Международный банк реконструкции и развития/Всемирный банк. -2012. - 48 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Приказ Министра образования и науки РК №125 от 18 марта 2008г. Типовые правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

6. Типовые правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Приказ Министра образования и науки РК №125 от 18 марта 2008г.

7. Приказ Министра образования и науки РК №125 от 18 марта 2008г. Типовые правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

8. Приказ Министра образования и науки РК №506 от 5 декабря 2011г. Правила проведения единого национального тестирования.

9. Приказ Министра образования и науки РК №125 от 18 марта 2008г. Типовые правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

10. Приказ Министра образования и науки РК №506 от 5 декабря 2011г. Правила проведения единого национального тестирования.

11. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.

12. Приказ Министра образования и науки РК №125 от 18 марта 2008г. Типовые правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

13. Решетникова О.А. . [Электронный ресурс] Особенности и перспективы развития процедур оценки качества образования на постсоветском пространстве: разные, но похожие. //Управление образованием: теория и практика»/ФГНУ ИУО РАО.< http://www.iuorao.ru/2010-01-01-14>. 2013. - № 1. - С. 41-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.