Научная статья на тему 'Обзор новых стандартов по диагностике дорог'

Обзор новых стандартов по диагностике дорог Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
184
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИС / геоинформационные системы / геоинформационные системы автомобильных дорог / диагностика / диагностика автомобильных дорог / изыскания / инженерные изыскания / инженерно-геодезические изыскания / ПОДД / КСОДД / проектирование организации дорожного движения / BIM / ИМД / информационное моделирование / информационное моделирование автомобильных дорог / техническое регулирование / автомобильные дороги / транспортная инфраструктура / GIS / geographic information system / GIS for road and highway management / diagnostics / road diagnostics / survey / road survey / traffic plan / traffic plan design / BIM / building information modeling / information modeling / road information modeling / technical regulations / roads / highways / road infrastructure

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Ребров Константин Анатольевич, Бакаев Виталий Александрович, Носов Дмитрий Сергеевич

Рассматриваются новые нормативные документы и проекты стандартов в сфере паспортизации и диагностики автомобильных дорог. Приводятся имеющиеся в новых нормативах противоречия и анализируется возможность их применения на практике. В заключение делаются выводы о целесообразности создания единого документа, регламентирующего все требования к проведению диагностики дорог загородной и городской сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Ребров Константин Анатольевич, Бакаев Виталий Александрович, Носов Дмитрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The review of new road diagnostics standards

New normative documents and standard projects in the sphere of road passport system and diagnostics are considered. Oppositions having in new normative documents are presented and the ability of their application in practice is analyzed. In summary conclusions about expediency of creating a common document, regulating all requirements to realize diagnostics of out-of-town and town road networks, are made.

Текст научной работы на тему «Обзор новых стандартов по диагностике дорог»

Обзор новых стандартов по диагностике дорог

DOI: 10.17273/CADGIS.2016.2.4

Ребров К.А., директор ООО «Росдортех-Индор» (г. Саратов)

Бакаев В.А., главный специалист ОАО «СНПЦ «Росдортех»» (г. Саратов)

Носов Д.С., ведущий инженер ОАО «СНПЦ «Росдортех»» (г. Саратов)

Рассматриваются новые нормативные документы и проекты стандартов в сфере паспортизации и диагностики автомобильных дорог. Приводятся имеющиеся в новых нормативах противоречия и анализируется возможность их применения на практике. В заключение делаются выводы о целесообразности создания единого документа, регламентирующего все требования к проведению диагностики дорог загородной и городской сети.

В настоящее время появляется множество новых нормативных документов, касающихся практически всех сфер жизни дорожной отрасли. Этот процесс обусловили два основных фактора — необходимость гармонизации технических регламентов Таможенного Союза и движущийся семимильными шагами прогресс, в первую очередь в электронике и информационных технологиях.

Нормативные документы, которыми дорожники руководствуются в своей работе, в основном приняты более 10 лет назад, а не-

которые даже в прошлом веке, и многие из них морально устарели. Поэтому остро назрел вопрос об обновлении нормативной базы. При разработке новых нормативных документов ключевым в данный момент является принятый регламент Таможенного Союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог». С ним должны увязываться все новые нормативы как на материалы и продукцию, используемые при строительстве автомобильных дорог, так и оборудование, необходимое для проверки качества.

ГИС

В направлении паспортизации и диагностики дорог появились такие новые документы, как ГОСТ 33388-2015 «Требования к проведению диагностики и паспортизации», ГОСТ 331612014 «Требования к проведению диагностики и паспортизации искусственных сооружений», ГОСТ 33220-2015 «Требования к эксплуатационному состоянию». Также в настоящее время готовится к выпуску основной документ, регламентирующий деятельность по диагностике автомобильных дорог «Методические рекомендации по диагностике и оценке состояния автомобильных дорог (взамен ОДН 218.0.006-2002)».

Наши компании ОАО «СНПЦ «РОСДОРТЕХ» и ООО «Росдортех-Индор» более 25 лет занимаются разработкой и изготовлением диагностического и измерительного оборудования для дорожной отрасли и диагностикой автомобильных дорог, и мы, как никто другой, понимаем необходимость модернизации нормативной базы. Для нас, как и для любого производителя или эксплуатанта оборудования, новые требования добавляют «головной боли», поскольку приходится дорабатывать и заново сертифицировать свою продукцию и закупать новое оборудование, но результатом этого должно стать повышение качества проведения работ по диагностике, что можно только приветствовать.

С другой стороны, имея за плечами большой опыт в данной сфере, при чтении новых нормативов и их проектов возникает множество вопросов по взаимному соответствию нормативных документов, их практическому наполнению, а также по методике проведения измерений.

Чтобы не быть голословными, приведём несколько примеров.

• На смену основным документам, применяемым при диагностике (ОДН 218.0.006-2002) и паспортизации (ВСН 1-83), пришли новые документы. Однако без знания старого фонда их полноценное применение невозможно, поскольку раздел паспортизации описан не точно, а только общими фразами (нет форм таблиц, заполняемых при формировании паспорта, линейный график описан не точно и т.п.).

• Появился новый норматив ГОСТ 332202015 «Требования к эксплуатационному состоянию» взамен ГОСТ Р 505597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». В этом нормативе есть ссылка на ГОСТ 33388-2015, в котором показатель 1М выше 4,5 м/км считается неудовлетворительным [1], а в самом ГОСТ 33220-2015 1М должно быть менее 5,5 м [1], то есть наблюдаются некоторые нестыковки в новых нормативах. Поэтому в процессе работы будет возникать путаница, какие всё-таки значения брать за основу. Возможно, отличия связаны

с тем, что ГОСТ 33220-2015 разрабатывали в РФ (РОСДОРНИИ), а ГОСТ 33388-2015 -в Казахстане и принимали их как отдельные документы, а не в совокупности.

• В новом проекте норматива «Методические рекомендации по диагностике и оценке состояния автомобильных дорог (взамен ОДН 218.0.006-2002)» в таблице 4 «Виды полевых работ и условия их выполнения» в п. 7 «Сцепные качества покрытия» указано, что покрытие должно быть чистое, сухое или влажное без наличия луж и проведение измерения возможно при моросящем дожде [3]. Причём далее по тексту в п. 9.1.5 написано: «Не допускается производить измерения сцепных качеств дорожного покрытия во время дождя, а также в течение 2-3 ч после него», а в действующем ГОСТ 33078-2014 «Дороги автомобильные. Методы измерения сцепления колеса автомобиля с покрытием» в п. 7.2 сказано: «Поверхность автомобильной дороги перед измерением должна быть сухой. При наличии на дорожном покрытии каких-либо загрязнений (песок, мелкий гравий, грунт и т.д.) необходимо сделать соответствующую отметку в протоколе измерений» [4].

• В п. 9.1.7 «Измерение параметров величины колейности дорожного покрытия» проекта норматива «Методические рекомендации по диагностике и оценке состояния автомобильных дорог (взамен ОДН 218.0.006-2002)» есть отсылка к ГОСТ 32825-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные покрытия. Методы измерения геометрических размеров повреждений», а в таблице 4.6 указано, что ширина полосы захвата при применении специализирован-

ГИС

ных сканирующих систем должна составлять не менее 3 м за один проход. Исходя из нашего опыта, ширины захвата 3 м категорически недостаточно для гарантированного стабильного определения колеи. В ГОСТ 32825-2014 из этой ситуации выходят проводя измерения в колеях по отдельности, но при применении мобильных сканирующих систем это невозможно сделать за один проход. Исходя из нашего опыта, для гарантированного стабильного определения колеи с помощью мобильных сканеров необходима ширина захвата не менее 3,5 м.

Это лишь малая часть вопросов, возникающих к новым нормативным документам. В связи с разнообразием нормативных требований в различных ГОСТ считаем необходимым создать основной единый документ, в котором будут отражаться все требования относительно диагностики автомобильных дорог, как загородной, так и городской сети. Таким документом мог явиться переработанный и дополненный ОДН взамен ОДН 218.0.006-2002, в который включили бы опыт дорожников и требования заказчика к показаниям, при которых он согласен принять дорогу в эксплуатацию. Также единый документ помог бы избежать путаницы при оценке качества дорог, так как заказчик выбрал бы норматив, в котором показания минимальны, подрядчик — норматив, в котором показания максимальны, и каждый был бы по-своему прав. И чтобы не возникало споров, необходимо разработать современный документ, в котором были бы про-

писаны условия проведения работ, требования к качеству их проведения и нормативные требования. 1

Литература:

1. ГОСТ 33388-2015. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации. М.: Стандартинформ, 2016. 15 с.

2. ГОСТ 33220-2015. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию. М.: Стандартинформ, 2016. 14 с.

3. Проект документа «Методические рекомендации по диагностике и оценке состояния автомобильных дорог (взамен ОДН 218.0.006-2002)».

4. ГОСТ 33078-2014. Дороги автомобильные общего пользования. Методы измерения сцепления колеса автомобиля с покрытием. М.: Стандартинформ, 2016. 11 с.

5. ГОСТ 32825-2014. Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные покрытия. Методы измерения геометрических размеров повреждений. . М.: Стандартинформ, 2015. 13 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.