Научная статья на тему 'Обзор маркетинговой ситуации на рынке образовательных услуг'

Обзор маркетинговой ситуации на рынке образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор маркетинговой ситуации на рынке образовательных услуг»

ОБЗОР МАРКЕТИНГОВОЙ СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

О.Богданова, Д.Чуринова

В последние годы российское образование претерпело значительные изменения. За последние несколько лет число высших учебных заведений увеличилось почти в два раза, что сопровождалось двукратным ростом приема студентов на очное и заочное отделения. Этому во многом способствовала возможность предоставления образовательных услуг на платной основе. У государственных вузов в условиях ограниченного бюджетного финансирования появилась возможность привлечь дополнительные средства. В 2009 г. размеры платного приема составили свыше 40% от общего числа принятых. Кроме того, создано 358 негосударственных вузов, где обучается 11% от общего контингента студентов. Иначе говоря, население готово оплачивать образование, несмотря на сложные социально-экономические условия и значительный разброс цен. Рыночная конъюнктура стала оказывать заметное влияние на деятельность вузов. Однако ряд вузов, не учитывая реальные потребности рынка труда, продолжает расширять прием на такие специальности, как экономика, право, менеджмент, бухгалтерский учет и т.д., тем самым утрачивая и/или в недостаточной мере реализуя собственную специализацию.

Рассмотрим вопрос о конкуренции. Во многих университетах разрабатываются практические рекомендации по деятельности в условиях конкуренции, касающиеся маркетинговых исследований в вузе, ценообразования, целевой подготовки специалистов и др. Вероятно, именно вузы экономического профиля во все возрастающей мере будут испытывать при наборе студентов острую конкуренцию, ибо увеличилось число государственных высших учебных заведений, готовящих специалистов по этому профилю (таким специальностям обучают даже в некоторых технических вузах). Большинство негосударственных вузов тоже развернули подготовку специалистов по праву, экономике, управлению, внешнеэкономическим связям. Как отмечают многие эксперты, реализация экспериментов по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) будет способствовать обострению конкуренции. Согласно нормативным документам, сдавшие ЕГЭ могут представлять документы одновременно в несколько вузов. Опыт первого этапа проведения эксперимента свидетельствует: абитуриенты подавали от двух до шести заявлений в разные учебные заведения. Видимо, цифры возрастут. В подобной ситуации вузам

Богданова Оксана, Чуринова Диана, студентки 4 курса СПбГУСЭ; науч.рук. ст.преп.

О.Ж.Воронцова

недостаточно использовать традиционные средства продвижения образовательных услуг (реклама в средствах массовой информации, справочники для поступающих, участие в выставках, проведение дней открытых дверей). Необходимо обеспечить более детальное знакомство поступающих с вузом, его инфраструктурой, условиями обучения, акцентируя внимание на конкурентных преимуществах данного учебного заведения, четко определить свой сегмент рынка, вести постоянный мониторинг конкурентов.

Хочется также отметить новое в мотивации абитуриентов и студентов. До сих пор у многих из них сохраняется уверенность в том, что диплом университета почти автоматически обеспечивает его обладателям достаточно благоприятную позицию на рынке труда. По данным исследований, для 47% респондентов очень важен просто факт получения диплома о высшем образовании. Студенты с подобной установкой характеризуются низкой мотивацией и заинтересованностью в процессе обучения. В 2008 г. мы провели опрос 160 студентов СПБГУСЭ, в том числе 100 первокурсников и 60 выпускников по 13 специальностям (выборка случайная) относительно мотивов получения высшего образования.

Оказалось, что основной мотив у 52% первокурсников - получить профессию, позволяющую иметь хорошо оплачиваемую работу. Заметим, что рост числа абитуриентов, ориентирующихся на вузы, окончание которых, как им видится, может способствовать получению высокой заработной платы, используют многие негосударственные вузы в рекламных кампаниях. До половины студентов (48%) хотели бы работать по специальности после окончания вуза, однако для подавляющего большинства выпускников (79%) работа по специальности не является решающим фактором при выборе места работы. Подобная ситуация может быть связана как с затруднительным социально-экономическим положением выпускников, так и с несоответствием потребностям студентов уровня и качества обучения. Сегодня студенты выдвигают новые требования к организации учебного процесса. Наблюдается резкий рост рейтинга таких предметов, как компьютерная грамотность и иностранный, особенно английский, язык. На вопрос, какими навыками должен обладать современный специалист, ответы распределились следующим образом: умение работать с компьютером - 91%, владение иностранным языком - 84%, умение выражать мысли в устной и письменной форме - 56%, умение работать в команде -24%,

коммуникабельность - 22%. Можно сказать, что под давлением рынка набор навыков и качеств специалиста будет изменяться и дальше.

Теперь поговорим об организационно-структурных новациях. Взаимодействие с рыночной средой, как правило, требует изменений в организационной структуре вуза для того, чтобы обеспечить быстрое и гибкое реагирование на изменения рынка, извлекая максимум возможного из потенциальных конкурентных преимуществ. Исследование показало актуальность изменений структур, занимающихся вопросами трудоустройства. В связи с отменой государственной системы распределения

молодых специалистов во многих вузах появилось специальное

подразделение, ответственное за профессиональную ориентацию, адаптацию и трудоустройство студентов и выпускников. В некоторых университетах в договорах об обучении на коммерческой основе содержится пункт об ответственности за трудоустройство по окончании обучения. Частично вопросы трудоустройства решаются через ассоциации выпускников, которые также могут служить источником привлечения внебюджетных средств (спонсорство) и расширения профессиональных связей высшего учебного заведения. По мнению экспертов, в России по мере усиления конкуренции на рынке образовательных услуг вопрос о трудоустройстве студентов-

выпускников будет становиться приоритетным для выбора школьниками образовательного учреждения.

Многие высшие учебные заведения сегодня стремятся расширить систему дополнительного образования для студентов. Так, они реагируют на рост числа студентов, желающих изучать, прежде всего, информационные технологии, иностранные языки, а также формировать навыки культуры устной и письменной речи, ораторского искусства, ведения деловых переговоров и т.п. Опыт платы за дополнительные образовательные услуги различен, в некоторых университетах практикуются льготы для

определенных категорий студентов. Расширение спектра образовательных услуг, на наш взгляд, носит положительный характер: с одной стороны, повышает конкурентоспособность выпускника соответствующего вуза, с другой - появляется новый источник дохода для учебного заведения.

Сделаем акцент на политике ценообразования. Освоение вузами рыночных механизмов предполагает разработку стратегии в области ценообразования на предоставляемые образовательные услуги. Отметим, что ценовая политика пока далека от реалий платежеспособного спроса населения и, как правило, не отличается гибкостью, не учитывает быстрых перемен. Показателем, подтверждающим осознание вузами важности ценовой политики, является создание специализированных отделов. Например, отделы маркетинга действуют в СПбТЭИ , МБИ и других вузах. Одна из их функций - исследование потребительских предпочтений и установление цен с учетом позиций конкурентов. Подобные отделы прежде всего ориентированы на абитуриентов, желающих обучаться на договорной основе.

А теперь коснемся профессорско-преподавательского состава и администрации вузов. По оценке экспертов, в последние годы кадровая политика вузов находится в критическом состоянии. Сложности с набором молодых работников резко повысили средний возраст преподавательского состава, который составляет 45,5 года. В целом среди преподавателей вузов преобладают лица от 41 до 60 лет и старше (69,6%). Процент молодежи до 30 лет очень небольшой - 9,9%. Основная причина кроется в падении престижа вузовской работы и низкой оплате труда.

Исследования СПбГУСЭ показали, что 87% выпускников ориентируются на заработную плату свыше 250 долл. в месяц, 9% не

хотели бы работать в вузе именно из-за уровня зарплаты. При дефиците молодых преподавателей становится необходимой разработка системы вовлечения будущих специалистов в научную среду, начиная с первого курса. В ряде вузов данным вопросом занимается проректор по социальной работе и работе со студентами (как, например, в Саратовском государственном социально-экономическом университете). На этом пути, видимо, удастся снять часть трудностей при укомплектовании кафедр вузов своими выпускниками. Во всяком случае, опрос студентов СПбГУСЭ подтвердил данные общероссийских социологических опросов: примерно 23% студентов ориентированы на обучение в аспирантуре, а 7% связывают свое трудоустройство с вузом, если будет возможность работать по специальности.

Как известно, основная часть специальных знаний обновляется каждые 7-9 лет. Если согласиться с пониманием того, что представляет собой «современный специалист», присущим части студентов (по одному из опросов в МГУК, подготовка такого «специалиста» сводится к овладению английским языком и компьютером), то учиться действительно придется без перерыва. Фундаментальность же образования позволит ограничиваться относительно краткосрочными формами дополнительного образования. Необходимостью становится и обучение будущих специалистов методике обновления собственного багажа знаний и умений.

В заключение следует отметить, что, хотя уже имеется определенная нормативная база, в которой акцентируется внимание на вопросах конкуренции в сфере образования, оно пока еще ищет место в рыночной экономике. В связи с этим усиливается необходимость в продолжении исследований, направленных на обобщение опыта проводимых сегодня разного рода образовательных экспериментов, внедрение инновационных проектов и т.д., в дальнейшем глубоком социологическом анализе их последствий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кара-Мурза, Г. Проблемы организации научных исследований/Г.Кара-Мурза. - М., 1981.

2. Куртов, В.И. Основы научных исследований: Учебное иособие/В.И.Куртов, И.М.Грушко. - М.,1989.

3. Соико, В.В. Основы научных исследований. Учебное пособие для вузов/В.В.Соико. - Киев, 1990.

4. Усачева, И.В. Формирование учебной исследовательской еятельности/И.В.Усачева, И.И.Ильясова. - М., 1986.

5. Федеральный закон «Об образовании» от 10 июля 1992г. - М., 2007.

6. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. Т.2. - М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.