Научная статья на тему 'Обязанности и права родителей по семейному законодательству и гарантии их осуществления'

Обязанности и права родителей по семейному законодательству и гарантии их осуществления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2441
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обязанности и права родителей по семейному законодательству и гарантии их осуществления»

Вторым показателем оценки результатов может явиться создание системы, обеспечивающей эффективную экспертизу общественным экспертным советом повышения качества готовящихся проектов правовых актов на уровне местного самоуправления с учетом общественных интересов.

Основными показателями успешности и эффективности поставленных задач являются результативность работы с местными органами самоуправления, решение конкретных жизненных проблем населения, защита прав и интересов граждан, контроль за деятельностью органов самоуправления и структур, обязанных оказывать коммунальные услуги населению. Оценки успешности результатов заявленных в данной статье задач зависят от количества положительно решенных вопросов по защите прав и отстаивания интересов граждан от неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан. Это позволит распространить на другие регионы с целью внедрения положительного опыта по формированию структур гражданского общества.

Внедрение заявленных задач будет способствовать дальнейшему развитию деятельности организации. Успешное выполнение результатов позволит осуществить совершенствование преподавания учебной дисциплины «Муниципальное право» путем включения специального раздела, посвященного вопросам формирования структур гражданского общества на уровне муниципального образования.

Е.С. Савченко

ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА РОДИТЕЛЕЙ ПО СЕМЕЙНОМУ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И ГАРАНТИИ ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Право на воспитание ребенка есть личное неотъемлемое право каждого родителя. Утратить это право они могут при лишении родительских прав и усыновлении ребенка. Право на воспитание заключается в представлении родителям возможности лично воспитывать своих детей. При этом родители свободны в выборе способов и методов воспитания, согласующихся с развивающимися способностями ребенка. Государства - участники Конвенции о правах ребенка в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, и в случае необходимости оказывают материальную помощь.

Право родителей на воспитание детей обеспечивается не только и не столько благодаря помощи государства, а главным образом исполнением родителями обязанности по их воспитанию. В круг этих обязанностей входит забота о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии ребенка. Таковы в самом общем виде наиболее важные обязанности родителей, составляющие как бы две группы. Одна имеет прямое отношение к физическому развитию ребенка, которое во многом зависит от его питания, среды обитания. Вторая касается психического, духовного, нравственного развития несовершеннолетнего и предполагает существование более сложных по своей природе средств и методов формирования ребенка как личности. В настоящее время более очевидной становится роль родителей в исполнении обязанностей подобного рода. Именно от этого во многом зависит ду-

ховный мир ребенка, его готовность к межличностному общению, стремление к занятиям, способность властвовать над своим умом и чувствами. Выполнение родительских обязанностей не только способствует реализации родительских прав, но и служит образцом желаемого одобряемого поведения - его моделью.

Обладающие родительскими правами лица несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Согласно Конвенции ООН «О правах ребенка» от 20.11.1989 г., эта ответственность должна быть общей и обязательной для обоих родителей, где бы они не находились. При передаче ребенка на воспитание другим лицам (опекуну, попечителю, приемным родителям) родители несут ответственность за воспитание и развитие ребенка вместе в заменяющим их лицом. При усыновлении всю ответственность за ребенка принимает на себя усыновитель. Временная передача родителями своих детей на воспитание родственникам, посторонним лицам, либо в одно из детских учреждений не освобождает родителей от ответственности за их воспитание и развитие. Типичной ответственностью за ненадлежащее воспитание детей является лишение родительских прав.

Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. ФЗ «Об образовании» рассматривает образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Согласно п. 4 ст. 43 Конституции РФ, родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования, т. е. образования в объеме 9 классов общеобразовательной школы. А в 10-11 классы предполагается прием учащихся по их желанию. В повседневной жизни выполнение этой обязанности родителями заключается в обеспечении того, чтобы их ребенок учился. Он может совмещать свою учебу с работой, творческой, предпринимательской, коммерческой деятельностью, но какой бы ни была семейная ситуация, уровень материальной обеспеченности семьи, состояние здоровья, ребенок должен получить необходимое образование. Подобного рода обязанность распространяется и на лиц, заменяющих родителей. Уклонение от выполнения этой обязанности служит основанием для лишения родительских прав, отстранения опекуна (попечителя), расторжения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.

К числу важных прав и обязанностей обоих родителей относится защита ими прав и интересов своего ребенка. Предоставляя родителям возможность защищать ребенка, возлагая на них подобного рода обязанность, государство, во-первых, стремится не допустить незащищенности несовершеннолетнего, во-вторых, подчеркивает, что речь идет о гражданском долге прежде всего родителей. Предметом защиты являются все права детей. В этот круг объектов защиты входят также жилищные, наследственные, права на охрану жизни и здоровья, социальное обеспечение, защиту чести и достоинства. Способы защиты зависят от специфики принадлежащих ребенку прав, характера правонарушения, возраста несовершеннолетнего. Родители в полной мере защищают права и интересы ребенка, которому нет 14 лет. А подросткам старшего возраста они помогают себя защищать. При отсутствии единого мнения, кому из родителей и как защищать своего ребенка, возникшие разногласия могут быть разрешены по желанию родителей органами опеки и попечительства.

Прямое возложение на родителей прав и обязанностей по защите прав и интересов ребенка означает, что они являются его законными представителями без специального на то полномочия. Им достаточно предъявить свидетельство о рождении своего ребенка. Родители, будучи его законными представителями, могут иметь дело с любым физическим и юридическим лицом, правоохранительными

органами, судом и прокуратурой. Родители могут совершать действия, направленные на предотвращение возможного правонарушения.

При утрате родительского попечения роль законного представителя ребенка принадлежит лицам, заменяющим родителей, при предъявлении соответствующего документа. Если у ребенка есть дееспособные, не лишенные родительских прав родители, законными представителями своих детей они не будут, пока существует опека (попечительство), договор передачи в приемную семью или ребенок находится на полном государственном попечении воспитательного, медицинского учреждения. В этом случае всю заботу о ребенке и защиту его прав и интересов принимает на себя соответствующее учреждение.

Однако надо полагать, что назначенный органами опеки и попечительства представитель не заменяет сохраняющего свои родительские права родителя. Такой представитель выполняет функции надзора за соблюдением в семье прав ребенка и в зависимости от ситуации подсказывает, какие следует использовать меры и способы защиты его прав и интересов.

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Тем самым определяются допустимые пределы действий поступков, связанных с семейным воспитанием. Законодатель подчеркивает, что для родителей главное - обеспечивать интересы своего ребенка, а не свои собственные. Также законодатель определяет ряд действий, которые родители делать не вправе. Во-первых, родители не вправе причинить вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, во-вторых, допустить в своей семейной педагогике преступное обращение с ребенком, его оскорбление, эксплуатацию. Т. е. в первом случае внимание сосредоточено на недопустимом конечном результате поведения родителей, как воспитателей. Во втором - в категоричной форме запрещаются действия родителей разной степени опасности для ребенка - от пренебрежения его разумным запросам и потребностям, грубого с ним обращения до жестоких по своему характеру методов воспитания; от унижения ребенка как личности, оскорбления его словом и действием до эксплуатации ребенка, под которой следует понимать выходящие за рамки семейной педагогики использование помощи и труда ребенка независимо от возраста. Всякое отступление от этих правил чревато лишением родительских прав, отменой усыновителя и т.д.

Спор об определении места жительства ребенка может рассматриваться судом до расторжения брака родителей, во время развода или после прекращения брака, при условии, что родители живут раздельно. Споры о месте жительства ребенка могут рассматриваться неоднократно, поскольку условия воспитания ребенка могут меняться в зависимости от разных обстоятельств: состояние здоровья родителя и ребенка, возможности ухода за ним, появление отчима или мачехи. Поэтому суд не вправе отказать в приеме искового заявления по той причине, что в свое время такой спор уже был предметом судебного разбирательства.

При разрешении спора суд исходит из равенства прав и обязанностей обоих родителей, отдавая предпочтение тому из них, кто обеспечивает наиболее благоприятные условия воспитания ребенка. Качества матери и отца как воспитателей - важный критерий в определении судьбы заявленного иска. Привязанность ребенка любого возраста к каждому из родителей, к обоим вместе - необходимое условие его надлежащего воспитания. Однако следует выяснить причины привязанности ребенка к одному из родителей. Если она объясняется антипедагогическим приемом воспитания, настроем против одного из родителей, искусственным подрывом его авторитета, подкупом ребенка,

ее нужно оценивать критически. Отсутствие привязанности к одному из родителей в момент разрешения спора не может служить основанием для разрешения дела в пользу родителя, чьи качества как воспитателя превосходят. Если в семье несколько детей, делить их нежелательно, тем более, что они обычно привязаны друг к другу, образуют одну семью, ломка которой должна быть для них наименее болезненной. Разрешение спора во многом зависит от возраста ребенка. Маленькие дети нуждаются в материнском уходе, подростку, как правило, больше нужен авторитет и помощь отца. При этом обязательно учитывается мнение детей. Поскольку во главу угла берутся качества родителя как воспитателя, подлежат оценке его сугубо нравственные свойства: доброта, честность, человеколюбие. Характер работы родителей, длительные командировки, сменная работа, отсутствие свободного времени может затруднить семейное воспитание, как и присутствие в семье лиц, способных неблагоприятно повлиять на воспитание ребенка. Однако между степенью материальной обеспеченности одного из родителей или, наоборот, необеспеченностью другого и качеством воспитания нет прямой зависимости. Поскольку уровень материального положения каждого из родителей решающего значения не имеет, он оценивается в совокупности с другими обстоятельствами.

Общение ребенка с родителями, родителей со своими детьми служит удовлетворению жизненно важных потребностей как несовершеннолетних, так и взрослых членов семьи. Родитель, который проживает отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования.

Другой формой осуществления родительских прав лицом, которое не проживает со своим ребенком, является участие в его воспитании. Это участие предполагает использование различных способов положительного воздействия на ребенка, оказывающих благотворное влияние на формирование его личности. Для этого используются не только личные контакты, но и телефонная связь, переписка. Отдельно проживающему родителю принадлежит также право на решение вопросов, связанных с получением ребенком образования. Но если родитель, осуществляющий непосредственное воспитание, имеет право выбора образовательного учреждения, формы обучения, то второй из них такими правами не наделен. Он лишь может дать совет, рекомендацию, оказать помощь при решении проблем с получением образования.

Право на общение относится к числу личных прав одного из родителей, о существовании которого прямо говорит закон. Чаще всего проблемы осуществления права на общение возникают при прекращении семейных отношений между родителями. Поэтому целесообразно именно в этот момент решить все вопросы, связанные с правом на общение. Тогда легче оценить реальную перспективу будущих контактов отдельно проживающего родителя со своими детьми. Поэтому законодатель предоставляет родителям право заключать соглашения в порядке осуществления права на общение. Здесь могут быть зафиксированы любые важные для сторон нюансы: место общения, его частота, продолжительность. Оно заключается в письменной форме, не требует нотариального удостоверения и не должно противоречить интересам несовершеннолетнего. А также общение с ребенком родителя, живущего отдельно от него, предполагает существование постоянного, систематического контакта между ними, а не эпизодических неожиданных встреч. Общение к тому же не может носить формального характера, должно приносить пользу ребенку, служить источником полноценного воспитания.

Поскольку нарушение права на общение касается одного из наиболее значимых личных прав гражданина как родителя, законодатель устанавливает защиту прав отдельно проживающего родителя в судебном порядке. Поскольку противо-

действует реализации права на общение другой родитель, к нему применяются меры, обязывающие к исполнению решения суда - денежный штраф в размере от 200 установленных законом минимальных размеров оплаты труда. Сознательное, упорное нежелание подчиниться решению суда, уйти от его исполнения любым способом, даже ценой нанесения душевной травмы ребенку, рассматривается как злостное невыполнение решения суда. Это позволяет родителю, проживающему отдельно от ребенка, предъявить ко второму родителю иск о передаче ему несовершеннолетнего для совместного проживания. При рассмотрении такого иска суд обязательно учитывает мнение ребенка, его желание перейти жить к другому родителю. Само по себе противодействие исполнению решения суда по делам подобного рода для лишения родительских прав недостаточно. Если родитель, чьи права нарушаются, стремится только к общению, он вправе обратиться за помощью в орган опеки и попечительства, к педагогу, воспитателю. В любом случае эффективной будет линия на мирное урегулирование проблемы.

Отдельно проживающий родитель имеет право на получение интересующей его информации о ребенке из любого учреждения, где находится его ребенок, будь то образовательное учреждение, специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением или больница, дом инвалидов и т.д. Этим правом обладают оба родителя. Согласно основам законодательства РФ об охране здоровья граждан, родители, как законные представители своих детей в возрасте до 15 лет, имеют право на получение информации о состоянии их здоровья. А дети старшего возраста сами обладают таким правом.

Предоставление информации о ребенке не должно представлять угрозы его жизни и здоровью со стороны родителя, если он, например, страдает тяжелым и опасным для окружающих психическим заболеванием, глубоким слабоумием, ведет асоциальный образ жизни. Если же родителю отказано в предоставлении информации о ребенке, он вправе обжаловать отказ в судебном порядке. При этом он освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий, но должен доказать факт нарушения своих прав.

Поскольку право родителя на воспитание ребенка состоит в возможности воспитывать его лично, удержание детей другими лицами есть нарушение родительских прав. Чтобы их защитить, родители могут потребовать возврата им ребенка, но только от лиц, которые не управомочены на его воспитание, т. е. удерживают несовершеннолетнего на основании закона или судебного решения. Требования родителей о возврате им ребенка подлежат только судебной защите. Даже если удержание ребенка явно нарушает права родителей, использование внесудебных мер принуждения в таких случаях не допускается. Возражать против возврата ребенка родителям могут и лица, управомоченные на его воспитание. В таком случае по просьбе родителей или по инициативе органов опеки и попечительства отменяется решение об установлении опеки или досрочно прекращается договор о передаче ребенка на воспитание в другую семью. Тем самым отпадает законное основание осуществления ими воспитания ребенка.

При рассмотрении дела в суде, суд учитывает, что родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей. Тем не менее, суд вправе отказать родителям в иске, если того требуют интересы ребенка. Для их определения важно не только учитывать его мнение, но и знать, когда, почему и при каких обстоятельствах несовершеннолетний попал в другую семью.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция РФ от 1993 г.

2. СК РФ (комментарий в редакции И.М. Кузнецовой). - М.: БЕК, 1996.

3. КоБС РСФСР.

4. Конвенция «О правах ребенка» от 20.11.89 г.

О. А. Андреева

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАРОДОВЛАСТИЯ В ПРАВОВОЙ БАЗЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ*

В современном законодательстве и науке сложился своеобразный подход к проблеме народовластия, по которому населению предоставляется возможность добровольно через выборы делегировать законодательным, представительным и иным органам власти свои полномочия без дальнейшего контроля и участия в их работе. Под правовой базой местного самоуправления в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1] понимается система правовых актов, принятая в пределах своих полномочий органами местного самоуправления и направленная на правовое обеспечение решений местных вопросов, отнесенных к ведению местной власти.

Конституционный принцип демократии требует не представительства вообще, а народного представительства, т.е. проявления гражданской активности. В соответствии со ст. 3 Конституции РФ предел народовластия - это переход к прямому управлению народом своими делами, который реализуется в настоящее время в форме выборов, референдумов или иных формах народовластия, юридическую основу которых предстоит еще реализовать на местном уровне. В п. 1 ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация провозглашается демократическим государством, но это еще не порождает демократии. Ее механизм раскрывается в ст. 3 Конституции РФ, где указывается, что народ «осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления», и далее в ч. 3 ст. 3 даны формы этого осуществления - референдум и выборы, что фактически не является непосредственным осуществлением верховной власти в государстве, а лишь участием в ее формировании и осуществлении, в отличие от местного самоуправления, которое осуществляется непосредственно управлением населения своими делами. Конституция определяет местное самоуправление как «самостоятельное решение населением вопросов местного значения, которые могут быть решены и в иных формах прямого волеизъявления (ч. 2 ст. 130), так как исключительно население является субъектом, который превращает свою волю в публичную власть. Население является субъектом отношений муниципальной собственности, отчета и досрочного отзыва депутатов и выборных должностных лиц и, в принципе, должно стать субъектом наиболее важных конституционно-правовых отношений в местном самоуправлении.

Однако федеральное законодательство не ограничивает пространства для местного самоуправления, так как распространяет свое действие на все властные структуры без всякого изъятия, включая и местное самоуправление. Тем самым на местном уровне не остается предмета регулирования местными правовыми актами

* Статья выполнена при финансовой поддержке РГНФ, № 05-03-03 395а.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.