Научная статья на тему 'Обучение военному делу в частях особого назначения Кубано-Черноморской области'

Обучение военному делу в частях особого назначения Кубано-Черноморской области Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
272
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОЕ ДЕЛО / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ЧАСТИ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ / КУБАНО-ЧЕРНОМОРСКАЯ ОБЛАСТЬ / MILITARY SCIENCE / THEORETICAL AND PRACTICAL KNOWLEDGE / PARTS OF SPECIAL APPOINTMENT / KUBANO-CHERNOMORSKY AREA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Марченко Станислав Андреевич

Статья посвящена анализу главных задач частей особого назначения в отделах Кубани.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training in military science in parts of special function Kubano-Chernomorsky area of special function

Article is devoted to the analysis of the main tasks of parts of special function in departments of Kuban.

Текст научной работы на тему «Обучение военному делу в частях особого назначения Кубано-Черноморской области»

Марченко Станислав Андреевич

соискатель кафедры теории и истории государства и права Кубанского государственного аграрного университета ______________________________________(тел.: 89184833729)

Обучение военному делу в частях особого назначения Кубано-Черноморской области

Статья посвящена анализу главных задач частей особого назначения в отделах Кубани.

Ключевые слова: военное дело, теоретические и практические знания, части особого назначения, Кубано-Черноморская область.

S.A. Marchenko, post-graduate of the chair of theory and history of state and law of the Kuban State agrarian University; tel.: 89184833729.

Training in military science in parts of special function Kubano-Chernomorsky area of special function

Article is devoted to the analysis of the main tasks of parts of special function in departments of Kuban.

Key words: military science, theoretical and practical knowledge, parts of special appointment, Ku-bano-Chernomorsky area.

Во второй половине 1921 г. в Кубано-Черноморской области (КЧО) было закончено формирование частей особого назначения [1] (ЧОН), личный состав которых состоял из числа военных специалистов - на командных должностях, и кандидатов и членов РКП(б), а также комсомольцев - на рядовых должностях коммунаров [2]. Одной из главных функций ЧОН, помимо вооруженной борьбы с повстанческими отрядами («белозелеными бандами» по терминологии советской историографии), являлась военная подготовка и обучение военному делу коммунаров. Поскольку для успешного выполнения поставленных партией задач по полной ликвидации очагов повстанческого сопротивления на Кубани без привлечения регулярных частей Красной Армии, необходимо было в экстренном порядке обучить военному делу личный состав ЧОН. Однако этот вопрос не всегда находил понимание не только у командиров отдельских (районных) ЧОН, но и у руководства ЧОН КЧО. Так, 17 марта 1922 г. в Краснодаре прошло заседание секций Пленума съезда командиров отдельских ЧОН области, на котором командующий ЧОН КЧО Бобров выступил с докладом об организации ЧОН в регионе и мобилизации коммунаров при переводе каждой из частей на казарменное положение. Начальник учетно-мобилизационного отделения штаба ЧОН КЧО Глумов более детально раскрыл вопрос мобилизации, а начальник штаба Стахов указал, что «самое главное для

продуктивной мобилизации - это скорейшая подготовка спецов и прочих командных лиц» [3].

Один из присутствовавших командиров от-дельской ЧОН задал руководству вполне резонный вопрос: «Что является основной нашей задачей: борьба с бандитизмом, или же обучение коммунаров?», на что начштаба Стаховпо-яснил, что «основной нашей задачей является обучение коммунаров и только лишь в крайнем случае мы обязаны вступать в борьбу с бандитами». В полемику вступил командир 12-го Славянского батальона особого назначения Поляков-Викторов: «...абсолютно нет времени думать об обучении коммунаров, так как Воен-совещание определенно «положило лапу на ЧОН» в смысле борьбы с бандитизмом». Стахов дал совет: «При желании всегда можно отойти в сторону, если самим не лезть на рожон». Взявший слово инспектор штаба ЧОН КЧО Пантелеев призвал командиров ЧОН, в первую очередь, к борьбе с бандитизмом, чем вызвал недоумение у отдельских командиров ЧОН. Так, командир 2-го Краснодарского полка особого назначения Устинов задал вопрос: «Что же мы фактически должны делать: вести обучение коммунаров, главным образом, как говорил т. Стахов, или же вести постоянную борьбу с бандитизмом, как указал т. Пантелеев?», на что последний высказался в том духе, что «мы должны выполнять основное наше задание - обучение коммунаров постольку, поскольку позволяет это сделать та или иная

23

обстановка». Начштаба Стахову ничего не оставалось делать, как подтвердить данную позицию [4]. Мы не случайно так скрупулезно остановились на проблемах первоочередности главных задач чОн в КЧО, поскольку разно полярные позиции руководящих кадров по этому вопросу вносили некоторую сумятицу в умах командиров ЧОН в отделах Кубани.

Как бы то ни было, но к моменту проведения указанного совещания, как указывалось в официальном документе, «все коммунары были разбиты на очереди призыва, частично - на разряды военной подготовки, более или менее был подобран комсостав, сконструированы штабы частей. Было положено крепкое основание для ЧОН, несмотря на то, что наблюдалась расхлябанность, неуверенность в себе, медленная работа комсостава» [5].

Необходимо отметить, что согласно приказу по ЧОН Северо-Кавказского военного округа (СКВО) № 14 от 26 сентября 1921 г. на Кубани была разработана «Программа занятий с коммунарами ЧОН КЧО, применительно к 96часовой программы Всевобуча». Она включала следующие занятия: 1). Беседа - 2 час.; 2). Теория стрельбы и изучение винтовки -22,5 час.; 3). Стрельба - 6 час.; 4). Строевая тактика (уставное учение) - 5 (21) час.; 5). Штыковой бой - 1,5 час.; 6). Сторожевое охранение - 16 час.; 7). Окопное дело - 7 час.; 8). Преодоление препятствий - 3 час.; 9). Метание гранаты - 3 час.; 10).Ознакомление с пулеметом - 4 час.; 11).Понятие о газах - 1 час; 12). Поверка - 4 час.В свою очередь, кадрово-инструкторский состав ЧОН КЧО обязан был пройти 36-часовые занятия: по тактике (9 час.), стрелковому делу (7 час.), Строевому уставу (4 час.), топографии (7 час.), окопному делу (6 час.) и поверка (3 час.) [6].

В период с февраля 1922 г. по февраль 1923 г. штаб ЧОН КЧО направил свои усилия на организацию военного обучения коммунаров - «ликвидацию военбезграмотности». В указанное время военному делу были обучены 2099 коммунаров-стрелков, 3261 специалист, а также 312 допризывников. Такой порядок вещей позволил штабу ЧОН КЧО констатировать, что «кадры ЧОН стали крепкими и каждый кадровый коммунар в мельчайших подробностях уяснил себе цели и задачи, которые перед ним ставились. Этот период характерен еще и тем, что проходил под лозунгом: Каждый чоновец одновременно должен быть хорошим чекистом» [7].

С целью проверки теоретических и практических знаний комсостава, приказом командующего ЧОН КЧО № 26 от 1 апреля 1922 г. во всех ЧОН региона были учреждены Аттестационные комиссии в составе: командира ЧОН отдела и двух членов - военных специалистов.

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2012 • № 3 (17)

На «испытания» комсостава выносились вопросы по знанию следующих дисциплин:

«1. Устав внутренней службы.

2. Устав дисциплинарный.

3. Устав гарнизонной службы.

4. Пехотный устав, часть 1.

5. Пехотный устав, часть 2.

6. Полевой устав, часть 1.

7. Самоокапывание.

8. Наставление для стрельбы из винтовок и револьверов.

9. Описание 3-линейной винтовки.

10. Топография.

11. Организация и службы ЧОН» [8].

Необходимо отметить, что 6 апреля 1922 г. в

Краснодаре были учреждены Временные областные пулеметные курсы, начальником которых был назначен командир 3-й пулеметной команды 2-го Краснодарского полка особого назначения Бойцуров. Целью курсов являлись: «а).освежение и пополнение знаний кадрового состава ЧОН; б). подготовка ответственных номеров при пулеметах из состава РКСМ, путем привлечения их в кадры на постоянную службу». В течение шести недель курсы должны были «дать обучаемым полное и всестороннее знание принятых в данное время в Красной Армии пулеметов (Максима, Кольта, Льюиса)» [9]. В это же время при Краснодарском коммунистическом полку особого назначения функционировали Гренадерские курсы, куда набирались добровольцы из числа коммунаров ЧОН [10].

Летом 1922 г. штаб ЧОН СКВО провел инспектирование подведомственных ему ЧОН областей (губерний) на предмет организации учебного процесса и результаты его были обобщены в циркуляре № 19 от 5 августа 1922 г., в котором, в частности, отмечалось, что «отсутствие системы, методического плана, воплощающего идею и реальную сущность воспитательной деятельности, приводит ЧОН периферии к результату разнобоя и уродливости обучения без надежды на успех. Констатируемое положение более нетерпимо. Наличие 60 % коммунаров 2 и 3 разрядов военной подготовки характеризует слабость работы и отсутствие боеспособных ядер ЧОН». В целях исправления сложившейся ситуации, было предписано всем региональным ЧОН перейти на 114-ти часовую программу военного обучения [11].

5 января 1923 г. секретарь Кубано-Черноморского обкома РКП(б) Аболин, подводя итоги деятельности ЧОН КЧО за 1922 г., подчеркнул, что для боеспособности ЧОН области необходимо решать вопросы «об изыскании более гибких и простых форм для обучения коммунаров, как передовых революционных борцов, - военному делу. Эта работа

подготовляется нами по военной линии, но впредь, до внесения изменений, подлежащих выполнению органами в деле обучения коммунаров, должно быть сохранено существующее положение вещей. Обучение коммунаров не должно прекращаться, а дисциплина в ЧОН должна оставаться по-прежнему крепкой» [12].

Одним из последних шагов в деле оптимизации процесса обучения во енному делу в ЧОН, стало решение штаба ЧОН СКВО на совещании высшего комсостава 18 марта 1924 г. о проведении курса обучения для всех подчиненных региональных частей или в учебных лагерях СКВО, или в каждом отдельном местном учебном лагере, ибо «в дальнейшем обучение ЧОН не может проводиться кустарным порядком».

Таким образом, вопросы военной подготовки как коммунаров, так и комсостава ЧОН были не только актуальны, но и требовали особого подхода со стороны руководителей областных (губернских) ЧОН. Однако в условиях обострившейся оперативной обстановки не всегда объективно можно было осуществлять обучение военному делу, в первую очередь, коммунаров из числа членов партии и комсомольцев, основная нагрузка которых состояла в противоборстве повстанческим отрядов белозеленых.

1. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). - Ф. Р-147. - Оп. 1. - Д. 56. -Л. 31.

2. См., например: Юность комсомольская:

Воспоминания первых кубанских комсомольцев / Сост. Т.Н. Багратян. - Краснодар, 1965; Начало большого пути: Воспоминания комсомольцев 20-х гг. / Сост. Т.П. Глек,

Ф.А. Палкин. - Краснодар, 1980.

3. ГАКК. - Ф. Р-147. - Оп. 1. - Д. 8. - Л. 168.

4. ГАКК. - Ф. Р-147. - Оп. 1. - Д. 8. - Л. 168-168об.

5. ГАКК. - Ф. Р-147. - Оп. 1. - Д. 56. - Л. 57.

6. ГАКК. - Ф. Р-147. - Оп. 1. - Д. 27. - Л. 1417.

7. ГАКК. - Ф. Р-147. - Оп. 1. - Д. 56. -Л. 57об.

8. ГАКК. - Ф. Р-147. - Оп. 1. - Д. 21. - Л. 8-9.

9.ГАКК. - Ф. Р-147. - Оп. 1. - Д. 27. - Л. 4, 13.

11. ГАКК. - Ф. Р-147. - Оп. 1. - Д. 53. - Л. 67-67об.

12. ГАКК. - Ф. Р-147. - Оп. 1. - Д. 27. -Л. 212.

1. State Archive of Krasnodar region (SAKR). -T. R-147. - Оp. 1. - D. 56. - L. 31.

2. See, for example: Youth Komsomol: Memoirs of the first Kuban Komsomol members / Col. T.N. Baghratyan. - Krasnodar, 1965; Beginning of a big way: Memoirs of Komsomol members of the 20th years / Col. T.P. Glek, F.A. Palkin. - Krasnodar, 1980.

3. SAKR. - T. R-147. - Оp. 1. - D. 8. - L. 168.

4. SAKR. - T. R-147. - Оp. 1. - D. 8. - L. 168-168ob.

5. SAKR. - T. R-147. - Оp. 1. - D. 56. - L. 57.

6. SAKR. - T. R-147. - Оp. 1. - D. 27. - L. 1417.

7. SAKR. - T. R-147. - Оp. 1. - D. 56. -L. 57o6.

8. SAKR. - T. R-147. - Op. 1. - D. 21. - L. 8-9.

9. SAKR. - T. R-147. - Op. 1. - D. 27. -L. 4, 13.

10. SAKR. - T. R-147. - Op. 1. - D. 53. -L. 67-67ob.

11. SAKR. - T. R-147. - Op. 1. - D. 27. -L. 212.

12. SAKR. - T. R-147. - Op. 1. - D. 82. - L. 6.

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.