Научная статья на тему 'Обучение учащихся средней (полной) общей школы по индивидуальным учебным планам: из опыта работы'

Обучение учащихся средней (полной) общей школы по индивидуальным учебным планам: из опыта работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
812
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МУЛЬТИПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН / PROFILE TRAINING / MULTI-PROFILE TRAINING / INDIVIDUAL CURRICULUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вегержинская Ольга Александровна, Прошина Идея Ивановна

Школа должна помощь каждому ребенку построить индивидуальную траекторию развития с учетом его психологических особенностей, способностей, склонностей. В статье рассматривается опыт работы по созданию мультипрофильного обучения в старшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of Secondary School Pupils according to Individual Curricula: from Work Experience1school № 1, Petropavlovsk-Kamchatskiy

A school should help any child to line the individual track of development on the basis of his / her psychological features, abilities, and preferences. The article examines the experience of school work on the development of multi-profile training in senior school.

Текст научной работы на тему «Обучение учащихся средней (полной) общей школы по индивидуальным учебным планам: из опыта работы»

ПЕДАГОГИКА

PEDAGOGICS

УДК 371.311 + 371/322

О. А. Вегержинская, И. И. Прошина

ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ (ПОЛНОЙ) ОБЩЕЙ ШКОЛЫ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ПЛАНАМ:

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Школа должна помощь каждому ребенку построить индивидуальную траекторию развития с учетом его психологических особенностей, способностей, склонностей. В статье рассматривается опыт работы по созданию мультипрофильного обучения в старшей школе.

Ключевые слова: профильное обучение, мультипрофильное обучение, индивидуальный учебный план

O.A. Vegerzhinskaya, 1.1. Proshina

TRAINING OF SECONDARY SCHOOL PUPILS ACCORDING TO INDIVIDUAL CURRICULA: FROM WORK EXPERIENCE

A school should help any child to line the individual track of development on the basis of his / her psychological features, abilities, and preferences. The article examines the experience of school work on the development of multi-profile training in senior school.

Key words: profile training, multi-profile training, individual curriculum

Профильное обучение сегодня является стратегической линией развития старшей школы, о чем свидетельствует введение Единого государственного экзамена при поступлении в вузы, разработка базисного учебного плана старшей профильной школы и образовательного стандарта. В утвержденной Министерством образования РФ Концепции профильного обучения читаем: «Профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования» [1, с. 3].

Мультипрофильность в старшей школе рассматривается нами как форма внешней дифференциации, позволяющая организовать образовательный процесс на основе индивидуальных учебных планов учащихся и, во-первых,

способная выполнить социальный заказ общества и государства не просто на выпускника, а на Личность, которая должна обладать целым набором качеств:

- самостоятельность в принятии решений и выборе;

- умение отвечать за свои решения;

- способность нести ответственность за себя, свой выбор;

- готовность к действиям в нестандартных ситуациях;

- умение жить в ладу с самим собой и другими.

Во-вторых, модель мультипрофильной школы основана на приоритете психологопедагогических принципов и здоровьесберегающей педагогики, главной и отличительной особенностью которой является приоритет здоровья.

В-третьих, мультипрофильная школа является наиболее удачной формой организации профильного обучения на третьей ступени массовой школы, где диапазон межиндивиду-

альных различий обучаемых (уровень мотивации, сформированности общеучебных умений и навыков; здоровья, учебных достижений и т. п.) является слишком большим.

Введение в старшей школе профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов позволяет решить нашей школе несколько актуальных задач:

- модернизация содержания образования в старшей школе;

- удовлетворение образовательных потребностей учащихся, через построение наиболее оптимального образовательного маршрута для каждого ученика;

- сохранение контингента учащихся;

- реализация индивидуально-личностного подхода в старшей школе;

- создание вариативности образования;

- повышение квалификации педагогов.

Экспериментальная апробация и внедрение (2007-2012) модели мультипрофильного обучения (далее — МПО) и зарубежный педагогический опыт свидетельствуют о перспективности модели МПО при наличии определенных условий и ресурсов.

В нашем учреждении образования такие условия определены наличием следующих составляющих:

- высококвалифицированные педагогические кадры;

- достаточное количество часов школьного компонента; классных комнат;

- педагогический коллектив имеет соответствующую мотивацию, опыт экспериментально-инновационной работы и заинтересован в дальнейшем развитии модели мульти-профильной школы.

В настоящее время в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» Петропав-ловск-Камчатского городского округа (далее — СОШ № 1) создана модель старшей школы, позволяющая каждому ученику сформировать и реализовать свой индивидуальный учебный план. Реализуя данную модель обучения, СОШ № 1 работает по ряду созданных локальных актов:

- положение об организации образовательного процесса на основе индивидуального учебного плана;

- договор о целях и условиях образования в школе третей ступени (10- 11-е классы);

- положение о порядке проведения промежуточной аттестации учащихся 10-11-х классов.

Индивидуальный учебный план (далее — ИУП) каждого конкретного ученика включает совокупность учебных предметов, выбранных для освоения из рабочего учебного плана общеобразовательного учреждения. Система профильного обучения создала условия для широкого использования данного вида планирования учебного процесса. Каждый ученик может самостоятельно определить интересующий его набор учебных предметов из числа предлагаемых школой, в том числе и их нетрадиционные сочетания. Все планы различны по содержанию, пропорциям отдельных компонентов образования, по срокам прохождения учебных курсов и последовательности их изучения в течение учебного года.

В нашей школе разработана технология составления учебного плана школы и школьного расписания, основанного на индивидуальных учебных планах учеников. Данная технология включает в себя три этапа.

• I этап. Формирование списка учебных предметов и курсов, предлагаемых обучающимся:

а) данный этап начинался с составления предварительного варианта учебного плана общеобразовательного учреждения, включающего в себя набор учебных предметов, которые СОШ №1 может предложить ученикам на выбор. В соответствии с федеральным базисным учебным планом определился перечень обязательных предметов на базовом уровне (федеральный компонент);

б) далее перечень дополнился профильными предметами, которые школа предлагает обучающемуся для выбора;

в) затем учебный план общеобразовательного учреждения дополнился предметами, включая предметы регионального компонента и элективными курсами, проектной деятельностью. Перечень и содержание элективных курсов, проектной деятельности определился школой (компонент образовательного учреждения).

Планом определяются:

- количество часов на прохождение всех программ обучения в 10-11-х классах — 2100 часов;

- количество часов регионального компонента — 70 часов;

- количество часов школьного компонента, которые используются для изучения элективных курсов, направленных на поддержку предметов профильного и общеобразовательного уровней — не менее 4-х, не более 6-ти курсов в течение года;

- нижние и верхние границы часов, отводимых на изучение учебных предметов в течение двух лет (10-11 класс);

- примерная структура учебного времени на изучение общеобразовательных, профильных дисциплин и элективных курсов (соответственно — 50, 30, 20 % учебного времени);

- базовые общеобразовательные учебные предметы — учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки школьников в 10-11-х классах и являются обязательными для всех обучающихся.

К базовым общеобразовательным учебным предметам относятся 13 учебных дисциплин: «Русский язык», «Литература», «Алгебра и начала анализа», «Геометрия», «История», «Обществознание» (включая разделы «Экономика» и «Право»), «Английский язык», «Физика», «Химия», «Биология», «Физическая культура», «ОБЖ», «Экономика» (для изучающих на профильном уровне «Обществозна-ние» и «Право»). Профильные общеобразовательные учебные предметы федерального компонента повышенного уровня: «Русский язык», «Литература», «Алгебра и начала анализа», «Геометрия», «История», «Английский язык», «Физика», «Химия», «Биология», «Общество-знание», «Право», «Информатика и ИКТ».

Совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов определяет состав федерального компонента базисного учебного плана.

При профильном обучении обучающийся выбирает не менее двух учебных предметов на профильном уровне.

В случае если учебные предметы «Русский язык», «Литература», «Математика», «История», «Английский язык», «Физика», «Химия», «Биология», «Обществознание», «Право», «Информатика и ИКТ», входящие в инвариантную часть базисного учебного плана, изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне они изучению не подлежат.

Региональный компонент образования представлен учебным предметом «Экология».

Выбирая различные сочетания базовых и профильных предметов федерального компонента, дополняя учебный план региональным компонентом и компонентом образовательного учреждения, учитывая нормы учебного времени, установленные СанПиН, каждый обучающийся формирует собственный учебный план.

Продолжительность учебного года составляет для 10-го класса — 35 учебных недель, 11-го — 34 учебных недели (без учета периода государственной (итоговой) аттестации.

Продолжительность урока — 45 минут.

Учебная неделя является шестидневной.

Проектная деятельность является предметом по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения и может быть представлена различными видами деятельности (см. рис.).

• IIэтап. Составление индивидуальных учебных планов.

Перед тем как учащиеся начали заполнять ИУП, заместитель директора по УВР представил ориентиры, задающие определенные границы выбора учащихся: учебный план среднего (полного) образования, советы и рекомендации для учащихся по выбору учебных планов. Школа предложила учащимся как можно больше вариантов профильных и элективных курсов по всем образовательным областям. Так как ограниченность выбора нашим школьникам одной-двумя образовательными областями лишила бы их планы персонального характера. С каждым учеником и его родителями была проведена индивидуальная работа, которая подготовила их к процедуре выбора. Важно было пояснить учащимся механизм составления ИУП. Обучающиеся выбирали предметы, которые хотят изучать на профильном уровне (их должно быть не менее двух). С учащимися после разъяснительных работ были проведены специальные занятия, на которых состоялись обучение составлению ИУП, разъяснение правил корректирования ИУП за время обучения в старшей школе, а также знакомство с формой отчетности по изучаемым курсам.

Рис. Типы проектной деятельности учащихся

Далее, определившись с перечнем предметов и курсов по выбору, обучающиеся производили подсчет суммарного объема часов, составляющих индивидуальный учебный план, и, если требовалось, приводили его в соответствие с объемом учебной нагрузки, предусмотренной базисным учебным планом и СанПиН.

Таким образом, выбирая различные сочетания базовых, профильных и элективных курсов, проектной деятельности, каждый старшеклассник сформировал свой индивидуальный учебный план.

• IIIэтап. Составление расписания с учетом ИУП.

После заполнения детьми ИУП заместитель директора по УВР сформировал сводную таблицу для 10-11-х классов на основе ИУП, в которые суммировались индивидуальные учебные планы старшеклассников. В них были занесены данные о количестве учащихся, сделавших выбор профильных и общеобразовательных предметов, количестве групп сменного состава, которые будут открыты в школе для изучения избранных предметов и курсов, количестве часов. Таким образом

определяется, сколько приходится на одну параллель профильных, общеобразовательных групп (всего групп) и сколько часов потребуется на изучение предметов.

После выбора учащимися элективных курсов заместитель директора по УВР совершил подсчеты для определения количества человек в группе, количества созданных групп сменного состава, количества часов. Данная работы позволяет выяснить, какое количество дополнительных часов необходимо для изучения элективных курсов.

Осуществляя мультипрофильную модель обучения в нашей школе, наша школа использует несколько тарификаций.

Совокупность индивидуальных учебных планов становится основой распределения учащихся по классам и учебным группам. Ученики с похожими интересами объединились в один класс. Таким образом, организуется изучение базовых общеобразовательных предметов. Преподавание профильных и элективных курсов происходит в меньших по численности учебных группах, которые формируются на базе всей параллели.

Так как у школьников имеется возможность варьировать количество часов, то школьные классы в старшем звене «размываются» и вместо них образуются группы сменного состава. Группа сменного состава ориентирована, к примеру, на экономическое направление, вправе выбрать углубленное изучение математики, английского языка, русского языка, а другие предметы проходить на общеобразовательном уровне.

После заполнения учащимися ИУП составляются сетки профильных предметов и элективных курсов, списки групп сменного состава, которые размещаются на специальном стенде, заполняются журналы. Составление списков позволяет определить, какие группы нужно совместить, чтобы в определенное время все ученики данного потока оказались на уроках, т. е. чтобы получился полный комплекс. Готовое расписание для старшеклассников накладывается на учительское расписание, а затем на основную школу (во избежание совмещений).

У каждого ученика имеется индивидуальное расписание, которое выдается на руки классными руководителями. Расписание составляется и реализуется по следующей схеме:

1) формируется полный комплекс обучения, где все учащиеся параллели находятся на уроках. В профильные и общеобразовательные группы по «Литературе», «Русскому языку», «Математике», «Истории», «Общест-вознание», «Английский язык» нашей школой было предоставлено 3-6 учителей на поток;

2) рассматривается понятие неполных комплексов. В расписании неполный комплекс занят с утра или в конце дня, т. е. часть детей приходит к 1-му уроку, часть — к 3-му. Необходимо построить расписание таким образом, чтобы пришедшие к первому уроку закончили день 6-м или 7-м уроком, а те, кто пришел к 3-му уроку, ушли не позже 8-го урока. Иными словами, расписание может сдвигаться, но середина дня должна быть всегда полностью занята;

3) на элективные курсы выделено 3-4 учителя на поток; в расписании элективные курсы стоят первым или последним уроком, так как не все учащиеся посещают данный комплекс;

4) научно-исследовательской работой учащиеся занимаются во второй половине дня по индивидуальному расписанию.

Нашей школой разработан комплекс мер по снижению перегрузки. Он включает в себя следующие компоненты:

- индивидуализация расписания, сбалансированность его по дням недели в течение учебного дня, возможность выбора непрофильных групп;

- перенос «центра тяжести» изучения материала с домашней работы на работу в классе;

- изменение характера домашних заданий (больше творческих, нестандартных, нетрадиционных заданий, заданий с выбором уровня трудности, заданий интегративного характера, требующих обращения к различным предметным областям).

В конце каждого полугодия 10-го класса и первого полугодия 11-го класса учащиеся сдают зачеты по профильным предметам и элективным курсам в обязательном порядке, перечень базовых предметов утверждается Педагогическим советом не позднее 1 октября. Все зачеты оцениваются по 5-балльной системе. Для этого вводится зачетная неделя, которая регламентируется локальным актом «Положение о порядке проведения промежуточной аттестации учащихся 10-11-х классов СОШ № 1».

Учащийся обязан вести зачетную книжку, в которой фиксируются итоговые (полугодовые и годовые) отметки.

С целью контроля за качеством преподавания профильных, элективных курсов, общеобразовательных предметов в нашей школе проводятся мониторинги, зачеты. Все контрольные работы (проверочные тесты) утверждаются руководителями школьного методического объединения, сдаются заместителю директора по УВР для контроля заданий профильного уровня. Количество заданий профильного уровня в 10-х классах в первом полугодии должно быть не менее 50 % от всего задания, в конце 10-го класса — 75 %, в 11-м классе — 100 % заданий профильного уровня. Текущий мониторинг обученности проводится по графику в течение учебного года. В конце каждого полугодия учителя, преподающие профильные предметы сдают заместителю директора по УВР результаты мониторингов по-своему предмету, графики выстраиваются после сбора всей информации.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе на основе анализа выполнения ИУП обучающихся и учебных программ контролирует выполнение учебного плана школы, ведет запись в таблицах «Итоги за 1-е или 2-е полугодие».

Итоги пятилетней инновационной работы по внедрению модели мультипрофильного обучения и дальнейшее использование обучение учащихся по ИУП показали, что модель эффективна по всем критериям качества образования: повысились уровни обученности, мотивации, сформированности общеучебных умений и навыков, воспитанности; увеличилось количество учащихся поступивших в вузы; снизился уровень тревожности.

Все участники инновационного проекта единогласно сходятся во мнении относительно того, что при МПО:

- учитываются запросы, интересы каждого из учеников третьей ступени обучения:

Библиографич

1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общегообразования: приказ м-ва образования РФ от 18.07.2002 г.

№ 2783 [электрон. ресурс] // Электрон.

изучение предметов учебного плана происходит на тех уровнях, на которых остановили выбор сами учащиеся;

- свободный выбор уровня изучения предметов учебного плана способствует формированию у старшеклассников чувства ответственности за собственное развитие; как правило, учащиеся, изучающие предметы учебного плана на повышенном уровне, имеют высокий уровень мотивации на усвоение учебного материала;

- создается психологически комфортная среда учебного занятия, позволяющая организовать познавательную деятельность учащихся по освоению учебного содержания на достаточном для каждого ученика уровне;

- создаются условия развития и саморазвития личности ученика и учителя в совокупности их индивидуальных способностей, личностных качеств, знаний и компетентностей.

еский список

фонд прав. и норматив.-техн. документации. иЯЬ: http://docs.cntd.ru/document/ 901837067 (дата обращения: 15.09.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.