Научная статья на тему 'Обучение творческим письменным работам малого жанра (на примере художєствєнно-публицистичєского жанра зарисовки)'

Обучение творческим письменным работам малого жанра (на примере художєствєнно-публицистичєского жанра зарисовки) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1599
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ТВОРЧЕСКИЕ ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ / МАЛЫЕ ЖАНРЫ / ПУБЛИЦИСТИКА / ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ / ПОРТРЕТНАЯ ЗАРИСОВКА / TEACHING / CREATIVE WRITTEN WORK / MINOR GENRES / PUBLICISTIC / ARTISTIC AND PUBLICISTIC GENRES / PORTRAIT SKETCH

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Аккужина Ф. А.

В теоретической части статьи раскрывается значение термина «художественно-публицистические жанры» и подчёркивается, что художественно-публицистические жанры несут в себе особенности двух литературных полей, большой объём информации и выполняют функции информационных и аналитических жанров. Раскрыты жанровые признаки зарисовки, указаны её виды (портретная, событийная, натурная) и их характерные особенности. В статье описана методика обучения творческим письменным работам учащихся на примере зарисовки, указаны теоретические и практические этапы работы над зарисовками, представлены упражнения аналитического и конструктивного характера для обучения зарисовкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING THE CREATIVE WRITING OF SMALL GENRE WORKS (WITH REFERENCE TO FEATURE-PUBLICISTIC GENRE OF SKETCHING)

In the theoretical part of the article the meaning of the term "artistic and journalistic genres" is revealed. The researcher emphasizes that the artistic and journalistic genres are the features of two literary fields and a large amount of information and serve as information and analytical genres. The work also shows that the characteristic features of sketches are disclosed, its species are listed (portrait, content, full-scale) and their characteristic features. The paper describes a method of teaching creative writing to students with reference to sketches. Theoretical and practical stages of work with sketches are shown. The work in the given research field presents analytical and constructive exercises that can be used in teaching to write literary sketches.Teaching literary describing portraits is very useful in the classroom as pupils can write about their classmates, a teacher or other people, with whom they meet every day. This work is not time-consuming, which leaves more time to do corrections in the written papers.

Текст научной работы на тему «Обучение творческим письменным работам малого жанра (на примере художєствєнно-публицистичєского жанра зарисовки)»

УДК 812. 512. 141. 09

Akkuzhina F.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Bashkir Literature, Sterlitamak Branch of Bashkir

State University (Sterlitamak, Russia), Е-mail: faurya@yandex.ru

TEACHING THE CREATIVE WRITING OF SMALL GENRE WORKS (WITH REFERENCE TO FEATURE-PUBLICISTIC GENRE OF SKETCHING). In the theoretical part of the article the meaning of the term "artistic and journalistic genres" is revealed. The researcher emphasizes that the artistic and journalistic genres are the features of two literary fields and a large amount of information and serve as information and analytical genres. The work also shows that the characteristic features of sketches are disclosed, its species are listed (portrait, content, full-scale) and their characteristic features. The paper describes a method of teaching creative writing to students with reference to sketches. Theoretical and practical stages of work with sketches are shown. The work in the given research field presents analytical and constructive exercises that can be used in teaching to write literary sketches.Teaching literary describing portraits is very useful in the classroom as pupils can write about their classmates, a teacher or other people, with whom they meet every day. This work is not time-consuming, which leaves more time to do corrections in the written papers.

Key words: teaching, creative written work, minor genres, publicistic, artistic and publicistic genres, portrait sketch.

Ф.А. Аккужина, канд. пед. наук, доц. каф. башкирской литературы Стерлитамакского филиала Башкирского

государственного университета, г. Стерлитамак, Е-mail: faurya@yandex.ru

ОБУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКИМ ПИСЬМЕННЫМ РАБОТАМ МАЛОГО ЖАНРА (на примере художественно-публицистического жанра зарисовки)

В теоретической части статьи раскрывается значение термина «художественно-публицистические жанры» и подчёркивается, что художественно-публицистические жанры несут в себе особенности двух литературных полей, большой объём информации и выполняют функции информационных и аналитических жанров. Раскрыты жанровые признаки зарисовки, указаны её виды (портретная, событийная, натурная) и их характерные особенности. В статье описана методика обучения творческим письменным работам учащихся на примере зарисовки, указаны теоретические и практические этапы работы над зарисовками, представлены упражнения аналитического и конструктивного характера для обучения зарисовкам.

Ключевые слова: обучение, творческие письменные работы, малые жанры, публицистика, художественно-публицистические жанры, портретная зарисовка.

От публицистики художественно-публицистические жанры взяли остроту, злободневность, логико-рациональную систему исследования окружающего мира и человека, от художественной литературы - модели образных систем и образную стилевую структуру. Очевидно, что художественно-публицистические жанры, питаясь соками двух литературных полей, приобрели большой внутренний потенциал, более предпочтительные возможности воздействия на читательскую аудиторию, чем другие жанры средств массовой информации. Они могут нести большой объём информационных сообщений, в состоянии разрабатывать оперативные и проблемные ситуации, анализировать самые сложные жизненные явления, то есть успешно выполнять функции информационных и аналитических жанров, одновременно создавая ощущение живой, полнокровной реальности, которую читатель не только воспринимает логически, но и видит в нарисованных словом деталях, образах, картинах.

Художественно-публицистические тексты активно воздействуют на разум и чувства читателей и, кроме того, выполняют высокую эстетическую функцию, свойственную произведениям художественной литературы и искусства [1, с. 187].

«Каждый художественно-публицистический текст - это единое целое, в котором публицистические и образные компоненты взаимно дополняют друг друга, обеспечивая новое, часто неожиданное звучание сочетанием знакомых слов, образов, а также всему тексту» [2, с.188].

В художественно-публицистические жанры входят очерк, зарисовка, эссе, фельетон, памфлет, которым свойственно аналитическое начало. Анализ здесь сочетается с образом, проявляется через эмоционально-образную систему. Для художественно-публицистических жанров характерно двойное подчинение: с одной стороны - публицистике, с другой - художественной литературе. Это их специфика, которая заключается в неразрывном единстве, синтезе логического и образного, рационального и эмоционального начала [1, с. 171].

Рассмотрим характерные признаки зарисовки.

Отличительный и устойчивый признак зарисовки - образность. Именно она дает картину того, что произошло в определённом месте, в конкретный момент. Отражённое ею событие обычно не растянуто во времени и пространстве. Это как бы одно звено из цепочки взаимосвязанных жизненных фактов. Но звено по своей фактуре яркое, выразительное. Именно яркость, выразительность самого события обеспечивает его образное отражение.

В зарисовке факт, эпизод, событие раскрывается через словесный рисунок. Автор зарисовки должен зримо восстановить картину действия - написать так, чтобы читатель «увидел» его в деталях, в натуральном виде, то есть получил образную информацию.

Зарисовка бывает трех видов: портретная, событийная, натурная.

Портретная зарисовка служит для запечатления всей биографии человека. Зарисовка-жанр малоформатный. Лучший вариант - сосредоточить внимание на образном раскрытии одного эпизода. Но этот эпизод должен быть типичным, характерным для жизненного кредо личности. Портретную зарисовку пишут по оперативному поводу: читатель должен видеть, почему этому человеку посвящена газетная публикация именно в это время, оперативным поводом может быть награждение, юбилей, интересная встреча.

Бывают такие события, которые требуют не только оперативного, но и красочного, зримого отражения. Здесь незаменимой формой является событийная зарисовка. Событийная зарисовка концентрирует внимание на образной форме, раскрывает ход события, его смысл и суть. Зарисовку можно написать по следам события, побывав в тех местах, где оно происходило, побеседовав с его участниками, познакомившись с соответствующими документами [1, с.177 - 178].

Событийная зарисовка, как правило, «населена» действующими лицами. Параллельно с развитием действия создается своеобразный коллективный портрет участников события.

Ещё один вид жанра - натурная зарисовка (образная фиксация природных явлений, описание конкретных особенностей времен года). Натурные зарисовки публикуют в постоянных рубриках - «Заметки натуралиста», «Заметки фенолога», «По родному краю», «Этюды» [1, с.80].

Предлагаем описание занятия, посвященного портретной зарисовке. Обучение портретной зарисовке удобно тем, что учащиеся пишут о своих одноклассниках, о соседе по парте, об учителе, потому что они ежедневно общаются, знают друг друга хорошо, то есть на сбор материала для написания портретной зарисовки времени не потребуется, а соответственно больше времени останется для написания и корректировки сочинения.

На первом занятии учащиеся получают необходимые теоретические сведения о портретной зарисовке. После чего учащимся предлагается задание прочитать портретную зарисовку из газет, кратко рассказать, о ком и о чём идет речь. В процессе бе-

седы учитель обращает внимание учащегося на форму изложения зарисовки и дает общую характеристику зарисовке. Учитель отмечает, что отличительный и устойчивый признак зарисовки -образность, которая представляет картину того, что произошло в определённом месте, в конкретный момент. В зарисовке факт, эпизод, событие раскрывается через словесный рисунок. Автор зарисовки должен зримо восстановить картину действия - написать так, чтобы читатель «увидел» его в деталях, в натуральном виде, то есть получил образную информацию.

Далее учитель показывает из газеты конкретный пример и определяет место и роль портретной зарисовки в газете. После чего по вопросам, записанным на доске, коллективно разбирается портретная зарисовка.

На начальном этапе обучения перед учащимися ставятся такие вопросы:

1. О ком идёт речь в данном тексте? С чего начинает свою зарисовку автор? 2. Найдите и прочитайте в тексте те строки, где описывается портрет героя. 3. Где он живет, чем занимается? 4. Назовите самый интересный эпизод из его жизни. 5. Какие особенности у героя?

Проанализировав еще несколько портретных зарисовок, учащиеся делают вывод о том, что зарисовка - жанр малоформатный. Лучший вариант сосредоточить внимание на образном раскрытии одного эпизода. Но этот эпизод должен быть типичным, характерным для жизненного кредо личности.

Затем, используя эти вопросы и ответы, учащиеся под руководством учителя составляют примерный план зарисовки. После обсуждения многочисленных вариантов и корректировки план записывается на доске.

План: 1. Биография героя. 2. Портрет. 3. Место жительство, обстановка, в которой живёт и работает герой. 4. Самые интересные эпизоды из его жизни. 5. Личность героя и его особенности.

Составление плана ориентирует учащихся на основные моменты портретной зарисовки.

Далее даётся домашнее задание: найти в газетах портретную зарисовку и проанализировать по плану или составить свой план.

Второе практическое занятие начинается с анализа портретных зарисовок, внимание учащихся обращается на содержание, построение, заголовок и образность языка зарисовки. На примере одной портретной зарисовкианализируются языковые средства.

Таким образом, учащиеся приходят к выводу, что главное при написании портретной зарисовки - уметь раскрыть через словесный рисунок эпизод, событие, портрет личности так, чтобы читатель «увидел» его в деталях, в натуральном виде, то есть получил образную информацию.

Прежде чем предложить учащимся написать портретную зарисовку на одноклассника, друга, необходимо выполнить конструктивные упражнения, где требуется дописать по данному

Библиографический список:

началу портретную зарисовку. Затем учащиеся приступают к подготовке плана портретной зарисовки друга, одноклассника. В процессе диалога учащиеся рассказывают друг другу о себе, запоминают внешность, обстановку, придерживаются правила: для того, чтобы написать хорошую зарисовку, автор должен всё видеть и слышать сам. Прослушиваются заголовки и планы од-ного-двух учащихся, коллективно обсуждаются, анализируются, сравниваются, исправляются. Этот подготовительный этап даёт возможность приступить к коллективному составлению устной портретной зарисовки. Выполнение этого задания даёт возможность поработать над употреблением выразительных средств языка в портретной зарисовке. После чего учащиеся приступают к своим зарисовкам и заканчивают работу дома.

На следующем занятии учитель раздаёт ученикам проверенные зарисовки и предлагает коллективно проанализировать некоторые из них. Анализ работ проводится по следующему плану:

1. Интересна ли зарисовка по содержанию? 2. Соответствует ли заголовок содержанию? 3. Какие языковые средства использованы для раскрытия портрета личности? 4. Сформулируйте свое мнение о работе (Какие можно внести поправки, что доработать, расширить, сократить?).

Анализируя портретные зарисовки, учащиеся высказывают своё мнение о работе, отмечают её положительные и отрицательные стороны, дают оценку.

Контрольное задание можно провести в классе или дома. В зависимости от подготовленности учащихся и их интересов, учитель даёт задание (или ученики выбирают его самостоятельно) и предлагает написать зарисовку.

Проверенные работы анализируются и редактируются.

Проделанная работа по обучению газетным жанрам способствует повышению интереса учащихся к изучению и написанию сочинений малого жанра, создаёт благоприятные условия для формирования у них навыков, умений, что позволяет им относительно свободно использовать свои знания в различных ситуациях и на уроках башкирской литературы.

Большое значение имеет такого рода работа и для учителя: она заставляет его постоянно находиться в поиске и помогает установить тесные и живые контакты со школьниками, а это положительно сказывается на всем учебном процессе.

Таким образом, обучение творческим письменным малым жанрам направлено на развитие творческих способностей учащихся. Немногие из учащихся станут журналистами, филологами, но они получат определённые навыки и умения написания текстов газетных жанров, что вполне может пригодиться в жизни.

В заключение следует сказать, что внеклассная работа создаёт широкие возможности для проявления и развития творческих, литературно-художественных склонностей и способностей учащихся.

1. Богданов Н.Т., Вяземский Б.А. Справочник журналиста. Москва, 1971.

2. Саяхова Л.Г. Связный текст как учебная единица на уроках русского языка. Уфа, 1987.

References

1. Bogdanov N.T., Vyazemskij B.A. Spravochnikzhurnalista. Moskva, 1971.

2. Sayahova L.G. Svyaznyj tekst kak uchebnaya edinica na urokah russkogo yazyka. Ufa, 1987.

Статья поступила в редакцию 04.12.14

УДК.378. ББК.74.48.

Bagautdinov Z.M., senior teacher, Department of Physical Education, Dagestan State Pedagogical University (Mahachkala, Russia), Е-mail: Gadjiev82@mail.ru

THE CONCEPTUAL MODEL OF THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF PHYSICAL TRAINING TEACHER. The article discusses the formation of professionalism of teachers in physical education. The work describes a conceptual model, which includes a target program and substantial components. The most dynamic part of the model of professional development of a teacher of physical education defined information-analytical and integrative forms of activity. Particular attention of the author is given to the justification of organizational and pedagogical conditions and to the development of methodological support in forming professionalismamong teachers of physical education. The article is dedicated to complex research of professionalism of a teacher of physical training, whose skills are believed consist of the following blocks: informational-analytical, design and prognostic, organizational executive and integrative blocks.

Key words: model, technology, professionalism, physical education teacher, teacher's professionalism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.