Научная статья на тему 'Обучение студентов из социалистических стран в вузах ссср (1956-1964): правовой аспект'

Обучение студентов из социалистических стран в вузах ссср (1956-1964): правовой аспект Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
1118
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / FOREIGN STUDENTS / СССР / USSR / СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ СТРАНЫ / SOCIALIST COUNTRIES / ДВУСТОРОННИЕ СОГЛАШЕНИЯ / BILATERAL AGREEMENTS / АКАДЕМИЧЕСКИЙ ОБМЕН / ACADEMIC EXCHANGE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Андросова Дарья Николаевна

В статье рассматривается процесс становления правовой базы академического обмена между СССР и социалистическими странами в период «оттепели». Прослеживается корреляция между развитием академических отношений и изменениями геополитической обстановки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educating Students from Socialist Countries in Soviet Universities (1956-1964): Legal Aspect

The article analyzes the legal framework of academic exchange program between the USSR and socialist countries during the "Thaw" period. The author emphasiges the correlation between academic relations and geopolitical situation.

Текст научной работы на тему «Обучение студентов из социалистических стран в вузах ссср (1956-1964): правовой аспект»

Д.Н. Андросова

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ИЗ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН В ВУЗАХ СССР (1956-1964): ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

В статье рассматривается процесс становления правовой базы академического обмена между СССР и социалистическими странами в период «оттепели». Прослеживается корреляция между развитием академических отношений и изменениями геополитической обстановки.

Ключевые слова: иностранные студенты, СССР, социалистические страны, двусторонние соглашения, академический обмен.

Одной из линий академического сотрудничества СССР с иностранными государствами стало заключение двусторонних межгосударственных соглашений. Первыми странами, с которыми были подписаны такие договоры, стали страны социалистического лагеря. Это было обусловлено внешнеполитическими интересами СССР и геополитической ситуацией того времени.

Подготовка кадров высшей квалификации стала одним из инструментов усиления влияния СССР в странах социалистического лагеря. Оценивая «всемерное расширение международных контактов и связей по всем линиям», среди прочих Н.С. Хрущев выделял «расширение обмена студентами»1.

В разных странах различным был не только уровень развития высшего образования, но и университетские традиции формирования местных элит2. Ряд стран таких традиций вовсе не имели. Европейские страны к середине ХХ в. имели университеты подчас с многовековой историей. Например, Пражский (Карлов) в Чехии, Софийский университет имени Климента Охридского в Болгарии, Бухарестский университет в Румынии и др. В ряде азиатских стран система высшего образования начинала строиться практически с нуля. В колониальном Вьетнаме Ханойский университет основан в

© Андросова Д.Н., 2012

1918 г. колониальными властями Французского Индокитая. Языком преподавания служил французский.

Однако восточная часть европейского континента в середине ХХ в. оставалась ее экономической периферией. За исключением ЧСР страны, вступившие на путь форсированной индустриализации по советскому образцу, представляли собой регион сельского типа с высоким аграрным перенаселением и низкими показателями грамотности. Если в преимущественно аграрной Польше и Венгрии существовал промышленный потенциал, то балканские государства - Югославия, Болгария, Румыния и Албания - классифицировались как типично крестьянские.

Учитывая культурную специфику, социалистические страны логично разделить на западные и восточные. Разделение обосновывается не только географией и культурной спецификой, не только ситуацией, обусловленной ходом «холодной войны», но и спецификой реализации социалистического проекта модернизации, формированием элит, влиянием на них национальных традиций, закладываемых, в том числе, и системой высшего образования.

Страны, в том числе и народной демократии, различались по внутреннему климату отношения к СССР. Если в странах Восточной Европы СССР сталкивался с недовольством местного населения социализмом (например, события в Венгрии и Польше 1956 г.), то азиатские страны (Корея, Вьетнам) стали ареной военного противостояния СССР и США.

Эти особенности сказывались на специфике формирования правовых основ обучения иностранных студентов, аспирантов, практикантов в вузах СССР.

Практика обучения студентов, например из Болгарии, в советских вузах началась еще до окончания Второй мировой войны. До восстановления дипломатических отношений 9 января 1945 г. политическое представительство Болгарии по поручению Министерства народного просвещения просило НКИД СССР предоставить болгарским гражданам возможность обучения в вузах СССР3. НКИД нотой 8 марта 1945 г. сообщил о наличии такой возможности4.

Студенты обучались в соответствии с соглашениями о культурном сотрудничестве или с соглашениями об обучении граждан в высших гражданских вузах СССР между Правительством СССР и правительствами социалистических стран, подписанными в 1952 г. (с Демократической Республикой Вьетнам - в 1955 г.).

После XX съезда прошла череда подписаний новых соглашений. И хотя они заключались в атмосфере «оттепели», составлялись на основе прежнего типового соглашения между Правительством

СССР и правительствами стран народной демократии об обучении их граждан в вузах СССР, утвержденного постановлением Совета Министров СССР 1 февраля 1952 г. № 584-184 с.

К 1960 г. возникли разногласия в мировом коммунистическом и рабочем движении. Основными оппонентами стали коммунистические партии Китая и СССР, что отразилось на отношениях между Албанией и СССР. Сотни албанских студентов начали обучаться в советских вузах5. 3 мая 1956 г. в Москве подписано Соглашение о культурном сотрудничестве между СССР и Албанией сроком на 5 лет. Оно вступало в силу с момента подписания и предполагало взаимное направление студентов, аспирантов и курсантов на обучение и специализацию (ст. 2)6. Однако курс Н.С. Хрущева на десталинизацию и его попытки в конце 1950-х годов наладить мирное сосуществование с Западом, улучшить советско-югославские отношения, встревожили албанские власти. Когда в 1960 г. развернулась острая идеологическая и политическая дискуссия между СССР и КНР, Албания поддержала последнюю. В декабре 1961 г. Албания прервала дипломатические отношения с СССР, с 1962 г. прекратила сотрудничество с СЭВ. Прекратился и обмен студентами7.

Соглашения о культурном сотрудничестве между СССР и Болгарией от 28 апреля 1956 г., между СССР и Венгерской Народной Республикой от 28 июня 1956 г., между СССР и Румынской Народной Республикой от 7 апреля 1956 г. вступали в силу с момента подписания8. Конвенция о культурном сотрудничестве между СССР и СФРЮ подписана в Москве 17 мая 1956 г., вступила в силу после обмена ратификационными грамотами в Белграде 31 июля 1956 г. 21 февраля 1958 г. на основе прежнего Соглашения от 26 апреля 1956 г. заключено Соглашение между правительствами СССР и ГДР о взаимном обмене студентами, аспирантами и стажерами, вступавшее в силу 1 сентября 1958 г.9 В этих соглашениях среди прочих предусматривался и студенческий обмен10, что существенно отличало их от соглашений 1952 г. Соглашения носили характер манифеста, больше подтверждающего политическую близость режимов.

Согласно постановлению Совета Министров СССР от 8 мая 1956 г. (№ 595-352 с) количество студентов из стран народной демократии определялось МВО СССР по согласованию с Госэконом-комиссией СССР и МИД СССР. До 1956 г. численность студентов и аспирантов, принимаемых в вузы СССР, ежегодно утверждалась Советом Министров СССР11.

Таким образом, был установлен формат взятых обязательств. Необходимыми условиями направления студентов на обучение в СССР являлось состояние здоровья студентов, образование,

необходимое для поступления в вузы своей страны и, как правило, обучение в нем, по крайней мере, в течение одного года. Для аспирантов - законченное высшее образование, способность к самостоятельной научной деятельности.

На аспирантов и студентов распространялись правила, установленные для аспирантов и студентов СССР, за исключением предусмотренных конкретным соглашением. Обучение проводилось в соответствии с действующими учебными планами СССР, в полном или в частичном объеме и в более короткие сроки, которые подлежали согласованию.

Материальный вопрос решался следующим образом: СССР выплачивал аспирантам и студентам стипендии в размерах, согласованных сторонами. Студенты получали стипендию в размере 500 руб. в месяц, аспиранты - 900 руб., кроме китайских аспирантов. Они «по просьбе китайской стороны» получали 700 руб.

Стороны взаимно возмещали расходы на основе представленных счетов два раза в год: за первую половину года - в октябре текущего года, за вторую - в апреле следующего. СССР брал на себя расходы по обучению, прохождению практики, проезду от столицы принимающей страны до предусмотренного места учебы, расходы на поездки внутри страны, связанные с обучением. Студенты и аспиранты размещались в общежитиях на одинаковых условиях с аспирантами и студентами СССР.

В соглашениях имелись и некоторые отличия, так, например, в Соглашении с ЧСР оговаривалось и предоставление аспирантам, направляемым на обучение, возможность публикации кандидатских работ в СССР и в ЧСР. В нем же оговаривалось, что его положения распространены на учащихся средних специальных учебных заведений. Соглашение вступило в силу 14 января 1958 г.

После XX съезда КПСС правовые основы обучения иностранных студентов из стран народной демократии приводились в соответствие с новым идеологическим контекстом. Перезаключались существующие соглашения и заново определялись условия и порядок сотрудничества. Немаловажное значение имело и то, что СССР и ряд стран уже были приняты в ЮНЕСКО. Изменилось и реальное состояние высшей школы в этих странах. К 1958 г. в Болгарии было уже 20 вузов, они давали возможность приобрести необходимые для народного хозяйства специальности. В Венгрии открылся ряд инженерных вузов: политехнический институт в Ми-школьце, университет химической промышленности - в Веспреме, расширен Будапештский политехнический университет. Вузы были подчинены отраслевым ведомствам, они координировали их деятельность по согласованию с Министерством культуры и про-

свещения ВНР. К 1965 г. в Румынии насчитывалось 1,1 млн людей с высшим образованием, доля их в структуре населения составляла 11,9 %, многие получили высшее образование в СССР12.

Часть стран Восточной Европы к концу 1950-х годов участвовала не только в академическом обмене с СССР, но и оказывала помощь в подготовке кадров развивающимся странам. К 1963 г. число учащихся из развивающихся стран в Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехословакии, ГДР составляло 10,9 тыс. человек13. Со второй половины 1950-х годов в духе решений XX съезда КПСС советские преподаватели и студенты начали выезжать в эти страны. Тем создавались условия не только для формирования однородного образовательного пространства высшей школы социалистического лагеря, но и контроль над процессом отбора студентов.

Как отмечалось выше, социалистические страны различались по своему уровню развития системы высшего образования. Азиатские страны еще определялись со структурой системы высшего образования.

24 апреля 1956 г. заключено Соглашение о культурном сотрудничестве между СССР и Монгольской Народной Республикой, вступающее в силу с момента подписания14. Начало работы Монгольского государственного университета обусловило корректировку условий обучения студентов и аспирантов новым дополнительным соглашением от 8 октября 1960 г.15. В соответствии с ним монгольские студенты должны иметь законченное среднее образование или «начатое высшее». В последнем случае они принимались на соответствующий курс вуза СССР для продолжения обучения. Студенты, направляемые на первый курс обучения, принимались без вступительных экзаменов, если они сдали их в своей стране (ст. 2). В аналогичном соглашении с ГДР студенты первых курсов вузов упоминались скорее как исключение, чем правило. В Монголии, с населением 1 120 700 чел. (по данным на 1967 г.), высшим образованием была охвачена лишь небольшая часть населения16.

Соглашение о культурном сотрудничестве СССР и Демократической Республики Вьетнам (ДРВ) вступило в силу 4 июня 1957 г., отменив подписанное в 1955 г. соглашение об обучении граждан ДРВ в высших и средних гражданских учебных заведениях СССР. Соглашение хотя и составлено по стандартному образцу, но оговаривались условия приема студентов (лиц, имеющих законченное неполное среднее, среднее или высшее образование, прием без вступительных экзаменов по предоставлению соответствующих документов об образовании и справок о состоянии здоровья). Определялся порядок выдачи дипломов (установленного в СССР образца, с указанием приобретенной специальности и квалифика-

ции), условия проживания, материальное обеспечение. Изменился размер стипендии. Если в 1955 г. вьетнамские студенты получали ее в размере 500 руб., аспиранты - 900 руб., то в соответствии с новой договоренностью с мая 1957 г. аспирантам стипендия уменьшена до 700 руб. Но полагалась единовременная выплата в размере 700 руб. в год на покупку учебников17.

5 сентября 1956 г. подписано Соглашение о культурном сотрудничестве с Корейской Народно-Демократической Республикой, вступавшее в силу с момента подписания18, а 15 февраля 1961 г. с КНДР заключено специальное соглашение об условиях взаимного обучения студентов и аспирантов в высших гражданских учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях. Оно уточняло содержание соглашения 1956 г.19

5 июля 1956 г. СССР заключил Соглашение о культурном сотрудничестве с Китайской Народной Республикой20. Оно вступило в силу 7 декабря 1956 г. Руководитель группы советских научных специалистов в КНР А.Ф. Мальцев в справке о работе за 1956 г. отмечал, что китайскую сторону прежде всего интересовал «организационный опыт СССР». В частности, соотношение вузов и школ, подчиненность вузов, наиболее важные отрасли, предполагаемые к развитию. Правительство КНР увязывало свой интерес в сотрудничестве с претворением в жизнь 12-летнего плана развития науки и техники21.

Из составленной А.Ф. Мальцевым справки следует, что основное внимание КНР направлялось на комплексный план развития высшей школы на 12 лет22.

Советские же специалисты отмечали перегруженность учебных планов китайских вузов, особенно на 1-2 курсах, на что жаловались как студенты, так и преподаватели. Требовалось увеличить срок обучения, особенно в медицинских вузах, до 6 лет, в университетах -до 5. Усилия студентов, по сообщению А.Ф. Мальцева, направлены в основном на зазубривание материала, это приводило к тому, что на производстве они оказывались неподготовленными. Острыми были проблемы со здоровьем студентов (близорукость, туберкулез), отсутствие должной физической подготовки. В беседе с А.Ф. Мальцевым министр высшего образования КНР Ян Сю-Фын сообщил: в 1956 г. при сдаче норм ГТО умерло 5 студентов Пекинского института русского языка и Пекинского авиационного института23.

В результате сформированной правовой базы и ее обновляемой практики к 1957 г. в СССР из социалистических стран проходили обучение 12 812 студентов, 2 026 аспирантов и 106 преподавателей (на положении аспирантов)24. Наибольшее число студентов было из КНР, за ним с большим отрывом шли Польша и Чехословакия.

Только в 1956 г. из стран народной демократии принято 2 632 студента, 823 аспиранта и 106 преподавателей. Однако если в 1957 г. общая численность студентов равнялась почти 13 тыс., то к 1960 г. их количество снизилось до 7 665. К 1962 г. план по приему студентов в вузы СССР недовыполнен почти на 50%25. Советская сторона объясняла тенденцию к снижению числа студентов в первую очередь экономическими соображениями и известным ростом высшей школы в странах. Ставился вопрос о приеме в вузы СССР части студентов и аспирантов из этих стран на условиях даже полного обеспечения их на счет СССР26.

В результате революции 1 января 1959 г. независимой стала Куба. К моменту провозглашения независимости на ее территории действовало три университета, готовящих специалистов в гуманитарных сферах и дававших образование представителям местной элиты27.

16 ноября 1960 г. правительства СССР и Республики Куба заключили соглашение об обучении в СССР кубинских специалистов. До подписания Соглашения лишь 3 гражданина Кубы обучались в советских вузах. Предусматривалось, что с 1961/62 учебного года СССР будет принимать до 300 кубинских студентов для обучения инженерным специальностям, до 100 студентов по другим специальностям и аспирантов. Предусмотрено производственно-техническое обучение 400 рабочих и техников для ведущей отрасли Кубы - сахарной промышленности. В ней к 1959 г. насчитывалось 162 завода, но работало всего 50 инженеров-специалистов в области механики, энергетики, химии, сахарного производства. Все расходы, связанные с обучением и содержанием кубинских студентов, включая транспортные расходы, СССР брал на себя. С 1961 по 1965 гг. СССР принял из Кубы на обучение 1 484 человека28.

В рассматриваемый период происходит становление и совершенствование правовых основ и форм академического сотрудничества, их упорядочивание. Основное внимание ведомств СССР сосредоточивалось на социалистических странах и освобождавшихся от колониальной зависимости африканских странах, что напрямую связано с внешнеполитическими интересами СССР.

Сотрудничество осуществлялось преимущественно на базе типовых соглашений. В целом правовые соглашения заключены с 11 социалистическими странами Восточной Европы и Азии.

Таким образом, со второй половины 1950-х годов складывается правовая модель взаимоотношений СССР и иностранных государств в академическом сотрудничестве. Преодолевалась полустихийность и ведомственность заключения межгосударственных отношений предыдущих лет. Поэтапно вырабатываются типология и

стандарты правового оформления. Расширяется и содержательная сторона: идет переход от договоров, манифестирующих идеологическую и политическую близость, к конкретным условиям обучения иностранных граждан в СССР.

Примечания

14

15

XX съезд КПСС. 14-25 февраля 1956 г. Стенографический отчет. Ч. 1. М.: Госполитиздат, 1956. С. 20.

Джуринский А. История зарубежной педагогики: Учеб. пособие для вузов. М.: ФОРУМ - ИНФРА-М, 1998. С. 40.

Агреман на назначение политического представителя Болгарии в СССР, Д. Михалчева, посланником Болгарии в СССР дан болгарской стороне 18 августа 1945 г. См.: Советско-болгарские отношения. 1944-1948 гг. Документы и материалы. М., Политиздат, 1969. С. 170; Советско-болгарские отношения и связи. Документы и материалы. Т. 2. Сентябрь 1944 - декабрь 1958. М., Наука, 1981. С. 63.

Советско-болгарские отношения и связи. С. 63.

Смирнова Н.Д. История Албании в ХХ веке. М.: Наука, 2003. С. 297-310. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами Вып. 17, 18. М.: Госплитиздат, 1960, С. 621-623.

См.: XXII съезд КПСС. 17-31 октября 1961 г. Стенографический отчет. М., Госполитиздат, 1962. С. 108; Смирнова Н.Д. Указ. соч. С. 310-315. Сборник... Вып. 17, 18. М.: Госполитиздат, 1960. С. 627-629, 648-651. Сборник... Вып. 20. М.: Госполитиздат, 1960. С. 659-662. Сборник... Вып. 17, 18. М.: Госполитиздат, 1960. С. 659-660. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 35. Д. 58. Л. 9-10.

Краткая история Румынии / Отв. ред. В.Н. Виноградов М.: Наука, 1987, С. 486-488.

См.: Дипломатия и кадры / Под ред. В.Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1968. С. 30.

Сборник... Вып. 17, 18. М.: Госполитиздат, 1960. С. 642-644. Сборник... Вып. 21. М.: Госполитиздат, 1962. С. 449-453.

Просвещение и подготовка национальных кадров в странах Востока / Редкол.: В.Л. Бодянский, Д.Р. Вобликов, О.К. Дрейер, Т.И. Кухтина (отв. ред). М.: Наука, 1971. С. 381.

Сборник. Вып. 17, 18. М.: Госполитиздат, 1960. С. 226.

Сборник. Вып. 19. М.: Госполитиздат, 1960. С. 640-642.

Сборник. Вып 23. М.: Госполитиздат, 1970. С. 497-499.

Брук С.И. Население мира. Этнографический справочник. М., 1986. С. 370.

РГАНИ. Ф. 5. Оп. 5. Д. 43. Л. 94, 124.

2

3

6

/

10

12

13

16

17

18

19

20

23

24

25

26 27

РГАНИ. Ф. 5. Оп. 5. Д. 43. Л. 108. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 5. Д. 43. Л. 57. ГА РФ. Ф. Р-9606. Оп. 1. Д. 1224. Л. 5. ГА РФ. Ф. Р-9606. Оп. 1. Д. 1224. Л. 4. ГА РФ. Ф. Р-9396. Оп. 19. Д. 27. Л. 1-8.

Колесников Н.С. Куба: народное образование и подготовка национальных кадров 1959-1979. М.: Наука, 1980. С. 18.

Белов В.А. Подготовка кадров для зарубежных стран в советских вузах. Калининград, Изд-во КГУ 2003. С. 215.

28

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.