Научная статья на тему 'Обучение студентов информационной культуре в библиотеке техникума'

Обучение студентов информационной культуре в библиотеке техникума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение студентов информационной культуре в библиотеке техникума»

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ИНФОРМАЦИОННОМ КУЛЬТУРЕ В БИБЛИОТЕКЕ ТЕХНИКУМА

А. В. Черкасова, педагог-библиотекарь ГПОУ «Кемеровский техникум индустрии питания и сферы услуг»

Одним из ведущих структурных подразделений техникума является библиотека, главная цель работы которой — полное и оперативное библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание обучающихся, педагогических работников техникума. Библиотека играет в образовательном пространстве большую роль. Написание курсовых и дипломных работ требует от обучающихся большой самостоятельной работы, основанной на изучении документальных источников.

Образовательный процесс сопровождается информационным обеспечением пользователей на абонементе:

1) оформление книжных выставок;

2) проведение библиографических обзоров;

3) подбор литературы, интернет-источников для написания рефератов, докладов, курсовых работ и т. д.;

4) помощь при составлении списка источников информации.

С целью изучения ИКТ-компетентности обучающихся проведен опрос в форме анкетирования. Прежде всего нас интересовало, насколько современный студент хорошо знаком с информационными технологиями, используемыми в учебном процессе.

Например, на вопрос «Для чего Вы используете компьютер?» были получены ответы:

- пользуюсь сетью Интернет — 48 % опрошенных;

- смотрю видеофильмы — 25 %%;

- играю в игры — 27 %

На вопрос «С какой целью Вы пользуетесь сетью Интернет?» были получены следующие ответы:

- общаюсь в социальных сетях — 53 %% опрошенных;

- скачиваю музыку, фильмы — 27 %%;

- ищу информацию в поисковых системах—20%

На первом месте у обучающихся — использование компьютера и сети Интернет в развлекательных целях. Определенное «ограничение» связано с низким уровнем информационной культуры. Информационная культура обучающегося способствует повышению уровня учебной готовности, социальному самоопределению. Установку на использование ИКТ в учебных целях необходимо формировать. Библиоте-

ка техникума располагает достаточным спектром ресурсов для того, чтобы взять на себя функцию обучения ИКТ-компетентности.

В связи с этим на библиотеку было возложено оказание дополнительных образовательных услуг: проведение занятий по программе «Библиотечно-информационные технологии».

Цель программы: создание условий для обучения студентов основам информационной культуры в соответствии с профилем техникума, образовательными программами.

Задачи:

1) познакомить обучающихся с различными источниками информации как традиционными, так и нетрадиционными;

2) содействовать освоению рациональных приемов и способов самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами;

3) способствовать изучению и практическому использованию технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной работы.

Тематика рефератов, докладов, заданий максимально приближена к профессии/специальности обучающихся.

В результате освоения программы обучающийся должен демонстрировать следующие результаты:

Знать:

- понятийно-терминологический аппарат в сфере информационной культуры;

- основные типы информационных запросов и технологии их выполнения;

- структуру и назначение системы каталогов и картотек библиотеки;

уметь:

- использовать справочно-библиографиче-ский аппарат библиотек, справочно-поисковый аппарат информационных изданий и т. п.;

- вести поиск информации по адресным, тематическим и фактографическим запросам, вла-

деть навыками информационного самообслуживания;

- применять информацию: выражать информацию новыми способами, создавать информационные объекты по инструкции и собственному замыслу.

После окончания курса обучения был проведен опрос обучающихся с целью выявления усвоения знаний и навыков. На вопрос «Чему новому Вы научились в работе с компьютером?» получены ответы:

- составлять презентации, разрабатывать проекты;

- пользоваться справочно-поисковым аппаратом библиотеки;

- оформлять реферат, доклад, список источников информации.

На вопрос «С какой целью Вы пользуетесь сетью Интернет?» были получены следующие ответы: поиск учебников и художественных книг в электронной библиотечной системе; полезных ссылок по профессии/специальности; фотографий и картинок для оформления презентаций.

До начала освоения программы «Библио-течно-информационные технологии» на вопрос «Используете ли Вы сеть Интернет для поиска информации, связанной с учебной деятельностью?» 28 % опрошенных ответили «да, использую», 72 %% — «нет».

После освоения программы при повторном анкетировании на тот же вопрос были получены ответы:

- «да, использую» — 92 %% обучающихся;

- «нет» — 8 % обучающихся.

Таким образом, обучающиеся 1-го курса получили начальные навыки использования сети Интернет, освоили работу с электронной почтой, электронными библиотечными системами. Кроме того, в рамках программы обучающиеся по-

1 «ЫГ9Е,

1 "

знакомились с различными поисковыми системами и получили возможность поиска информации и использования ее в учебном процессе: для реферата, доклада, учебного проекта.

В ходе работы они научились методам анализа информации, с помощью которых удаляется косвенная информация и выделяются данные, непосредственно связанные с темой поиска. В этом случае обучающиеся максимально ясно понимают поставленные задачи, так как самостоятельно определяют их по ключевым словам и анализируют их в данной области исследования.

После прохождения курса обучающиеся успешно выполняют практические задания по написанию реферата, доклада, оформлению списка источников информации, работе в электронных библиотечных системах. Для них уже не проблема найти нужную информацию в поисковых системах, каталогах, создать презентацию по профессии/специальности. Можно сделать вывод, что занятия по формированию основ информационной культуры необходимы для обучающихся техникума.

Проведение библиографического обзора На абонементе организован открытый доступ

пользователям к книжному фонду

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.