Научная статья на тему 'Обучение школьников речевым стратегиям и тактикам при создании школьной прессы'

Обучение школьников речевым стратегиям и тактикам при создании школьной прессы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
244
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РЕЧЕВЫЕ СТРАТЕГИИ / РЕЧЕВЫЕ ТАКТИКИ / ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ СТИЛИ / ШКОЛЬНИКИ / ШКОЛЬНАЯ ПРЕССА / COMMUNICATIVE COMPETENCE / COMMUNICATIVE STRATEGIES / COMMUNICATIVE TACTICS / PUBLICISTIC STYLE / PUPILS / SCHOOL PRESS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кусова Маргарита Львовна, Кобяшева Дарья Сергеевна

Данная статья обращена к проблеме формирования коммуникативной компетентности у учащихся основной школы. Формирование коммуникативной компетентности авторы рассматривают в соответствии с ФГОС, выделяя в данном процессе овладение речевыми стратегиями и тактиками. Доказывается, что обучение речевым стратегиям и тактикам может осуществляться и во внеурочной деятельности при создании обучающимися школьной прессы. Основываясь на связи публицистических жанров и речевых стратегий и тактик, авторы предлагают комплекс упражнений, направленный на овладение школьниками речевыми стратегиями и тактиками. Предложенный комплекс включает три блока с учетом тех публицистических жанров, которые создают обучающиеся: блок упражнений по созданию заметки, блок упражнений по созданию репортажа, блок упражнений по созданию интервью. Описывается, какими речевыми стратегиями и тактиками овладевают школьники в процессе создания текстов разных жанров. Представлена структура блока упражнений: знакомство с признаками жанра, подготовительные упражнения, упражнения по созданию текстов для школьной прессы, показана связь предлагаемого комплекса с языковыми и речеведческими знаниями и языковыми и речевыми умениями. Авторы описывают возможность включения в данный комплекс и других публицистических жанров, аргументируя таким образом потенциал школьной прессы в аспекте формирования коммуникативной компетентности школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING SCHOOLCHILDREN SPEECH STRATEGIES AND TACTICS WHEN WORKING WITH SCHOOL PRESS

This article addresses the problem of formation of communicative competence among students in the secondary school. The authors consider formation of communicative competence in accordance with the Federal State Educational Standard, highlighting in this process the mastery of speech strategies and tactics. It is proved that training in speech strategies and tactics can also be carried out in extra-curricular activities when students create school press. Based on the connection between journalistic genres and speech strategies and tactics, the authors offer a set of exercises aimed at mastering schoolchildren's speech strategies and tactics. The proposed complex includes three blocks, taking into account those journalistic genres that the students create: a block of exercises to write an article, a block of exercises to make a reportage, a block of exercises to interview. It is described what speech strategies and tactics schoolchildren master in the process of writing texts of different genres. The structure of the block of exercises is presented: familiarity with the features of the genre, preparatory exercises, exercises for writing texts for the school press, the connection of the proposed complex with linguistic and speech knowledge and linguistic and speech skills. The authors describe the possibility of including other publicistic genres in the given complex, thus arguing the potential of the school press in the aspect of formation of communicative competence of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Обучение школьников речевым стратегиям и тактикам при создании школьной прессы»

ГОТОВИМСЯ К УРОКУ

УДК 372.881.161.1771

ББК Ч426.819=411.2,5 ГСНТИ 14.25.07 Код ВАК 13.00.02

М. Л. Кусова Д. С. Кобяшева

Екатеринбург, Россия

ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ РЕЧЕВЫМ СТРАТЕГИЯМ И ТАКТИКАМ ПРИ СОЗДАНИИ ШКОЛЬНОЙ ПРЕССЫ

Аннотация. Данная статья обращена к проблеме формирования коммуникативной компетентности у учащихся основной школы. Формирование коммуникативной компетентности авторы рассматривают в соответствии с ФГОС, выделяя в данном процессе овладение речевыми стратегиями и тактиками. Доказывается, что обучение речевым стратегиям и тактикам может осуществляться и во внеурочной деятельности при создании обучающимися школьной прессы. Основываясь на связи публицистических жанров и речевых стратегий и тактик, авторы предлагают комплекс упражнений, направленный на овладение школьниками речевыми стратегиями и тактиками. Предложенный комплекс включает три блока с учетом тех публицистических жанров, которые создают обучающиеся: блок упражнений по созданию заметки, блок упражнений по созданию репортажа, блок упражнений по созданию интервью. Описывается, какими речевыми стратегиями и тактиками овладевают школьники в процессе создания текстов разных жанров. Представлена структура блока упражнений: знакомство с признаками жанра, подготовительные упражнения, упражнения по созданию текстов для школьной прессы, показана связь предлагаемого комплекса с языковыми и речеведческими знаниями и языковыми и речевыми умениями. Авторы описывают возможность включения в данный комплекс и других публицистических жанров, аргументируя таким образом потенциал школьной прессы в аспекте формирования коммуникативной компетентности школьников.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность; речевые стратегии; речевые тактики; публицистические стили; школьники; школьная пресса.

M. L. Kusova D. S. Kobyasheva

Ekaterinburg, Russia

TEACHING SCHOOLCHILDREN SPEECH STRATEGIES AND TACTICS WHEN WORKING WITH SCHOOL PRESS

Abstract. This article addresses the problem of formation of communicative competence among students in the secondary school. The authors consider formation of communicative competence in accordance with the Federal State Educational Standard, highlighting in this process the mastery of speech strategies and tactics. It is proved that training in speech strategies and tactics can also be carried out in extra-curricular activities when students create school press. Based on the connection between journalistic genres and speech strategies and tactics, the authors offer a set of exercises aimed at mastering schoolchildren's speech strategies and tactics. The proposed complex includes three blocks, taking into account those journalistic genres that the students create: a block of exercises to write an article, a block of exercises to make a reportage, a block of exercises to interview. It is described what speech strategies and tactics schoolchildren master in the process of writing texts of different genres. The structure of the block of exercises is presented: familiarity with the features of the genre, preparatory exercises, exercises for writing texts for the school press, the connection of the proposed complex with linguistic and speech knowledge and linguistic and speech skills. The authors describe the possibility of including other publicistic genres in the given complex, thus arguing the potential of the school press in the aspect of formation of communicative competence of schoolchildren. Keywords: communicative competence; communicative strategies; communicative tactics; publicistic style; pupils; school press.

XXI век предъявляет высокие требования к коммуникативным качествам личности, что нашло отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, в котором и личностные, и метапредметные, и предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования соотносятся с коммуникативной компетентностью. В ФГОС основного общего образования как личностные результаты отмечается формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в разных видах деятельности, с данными личностными результатами соотносятся мета-предметные результаты — формирование умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; обозначается и путь достижения указанных результатов — совершен-

ствование видов речевой деятельности [Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 2010].

Возрастающие требования к коммуникативной компетентности предполагают пересмотр методического обеспечения процесса ее формирования, актуализацию в нем содержания, обеспечивающего осознанное овладение знаниями о коммуникации и коммуникативными умениями. В данном контексте целесообразно обращение к речевым стратегиям и тактикам, без чего, по мнению лингвистов, невозможно использование коммуникативных возможностей языка, так как практически любое высказывание служит воплощению стратегической цели говорящего [Иссерс 2008].

Опираясь на современные исследования [Иссерс 2008; Шпильман 2006], определяем речевую стратегию как глобальный речевой акт, организуе-

мый инициатором на основе установки на достижение коммуникативной цели с предварительным планированием эффективности на основе учета коммуникативной ситуации, личностных особенностей самого инициатора и всех других коммуникантов. Речевая стратегия реализуется посредством одной или нескольких речевых тактик. Речевая тактика — это, как правило, одно высказывание, применяемое в конкретной коммуникативной ситуации с учетом ее особенностей, характерных черт инициатора воздействия и других коммуникантов.

Полагаем, что в качестве методического обеспечения коммуникативной компетентности можно обратиться к речевым упражнениям по созданию обучающимися текстов в жанрах публицистического стиля, что связано с сочетанием в данных текстах сообщения информации и воздействия на адресата. Журналистика как вид деятельности связана с коммуникацией, и каждому журналистскому жанру свойственны определенные речевые стратегии [Вэньцзе 2007; Григорьева 2010; Ленкова 2009].

Целесообразность обращения к текстам в жанрах публицистического стиля подтверждается также возможностью реализации различных речевых стратегий и тактик при создании различных текстов. Речевая стратегия информирования (речевая тактика: «сухого информирования», сообщения с места событий от первого лица) реализуется в информационных жанрах заметка, репортаж, интервью [Жданова 2013: 73]. В жанре заметки могут быть также реализованы такие речевые стратегии, как речевая стратегия объективности (речевая тактика представления разных точек зрения), речевая стратегия защиты (речевая тактика оправдания), речевая стратегия вежливости (речевые тактики приветствия, прощания, благодарности). В жанре репортаж реализуется также речевая стратегия компромисса (речевая тактика взаимных уступок), в жанре интервью — речевая стратегия побуждения (речевая тактика призыва), речевая стратегия самопрезентации (речевая тактика моделирования структуры имиджа), речевая диалоговая стратегия обеспечения контакта коммуникантов (контакто-устанавливающая тактика, блокирующая контакт тактика, тактика уклонения от ответа, тактика установления общего фона) и т. д.

Ранее выполненный нами анализ учебников по русскому языку для основной школы «(Русский язык, Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов и Л. А. Тростенцова; Русский язык. Теория. 5-9 классы, В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова; Русская речь, Е. Н. Никитина; Русский язык, Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова и А. В. Глазков) показывает, что в методическом аппарате учебников по русскому языку далеко не всегда содержатся задания на овладение речевыми стратегиями и тактиками, хотя необходимый речевой и языковой материал представлен [Кусова, Упорова 2016: 825-633]. Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка связано с формированием у обучающихся представлений о речевой стратегии и тактике и формированием умений осознанно применять языковые маркеры речевой стратегии для достижения коммуникативной цели [там же]. Очевидно, что

содержание уроков может быть дополнено внеурочной деятельностью учащихся, что соответствует стратегии современного образования, а создание текстов публицистических жанров может быть связано с работой школьной прессы, с освещением каких-либо значимых школьных событий.

Представим комплекс упражнений, направленных на овладение учащимися речевыми стратегиями и тактиками в рамках «работы» в школьной прессе. Первый блок упражнений в данном комплексе связан с информационным жанром заметки. Обращение к жанру заметки в первом блоке упражнений связано с тем, что заметка отличается небольшим объемом и четкой композицией: повод — конкретизирующее суждение; предыстория события — само событие [Культура русской речи 2003: 191]. Остановимся на упражнениях, основанных на жанре заметки, отметив при этом, что не все упражнения направлены непосредственно на создание текстов для школьной газеты — многие упражнения могут носить подготовительный характер. Отметим также, что работа с заметками оказывается полезной для обучающихся благодаря используемому в заметках широкому спектру средств языковой выразительности: риторических вопросов, эмоционально окрашенных слов [Самбуева 2001], приему включения в текст разностилевых элементов [Вэньцзе 2007].

Приведем примеры «подготовительных упражнений». Это приглашение на свой день рождения, представленное в жанре заметки, что предполагает коммуникативную ситуацию с применением стратегии вежливости посредством тактик приветствия, прощания, благодарности. Еще одно «подготовительное» упражнение, основанное на жанре заметки, развивает умения и навыки работы со стратегией защиты и тактикой оправдания. Обучающимся необходимо, во-первых, последовательно записать название любой профессии, во-вторых, наименование любого предмета, который можно потрогать руками, в-третьих, словосочетание, содержащее проблему, которая не может либо не должна иметь отношение к представителю обозначенной профессии. В итоге данные ранее несочетающиеся элементы нужно включить в рассказ о том, как представитель выбранной профессии (первая позиция задания) попал в представленную словосочетанием ситуацию (третья позиция) из-за названного предмета (вторая позиция).

Возможности подготовительных упражнений в жанре заметки не ограничиваются обозначенными стратегиями и тактиками. Для знакомства обучающихся с речевой стратегией объективности, реализуемой посредством тактики представления разных точек зрения, можно использовать упражнение «Похвали плохое», основанное на жанре заметки [Вэньцзе 2007]. Учащимся необходимо представить недавнее школьное событие, которое они оценивают негативно, записав простое предложение. А затем нужно написать заметку об этом событии, оценив данное событие положительно. Очевидно, что последнее упражнение может иметь разный статус: быть собственно подготовительным или выполняться для создания текста в школьной прессе. Заметка

как жанр «передачи актуальных новостей» [Ким 2001] без эксплицитной авторской оценки и интерпретации может использоваться для овладения речевой стратегией объективности [Стровский 2014].

Овладение стратегией объективности обеспечивается и другими жанрами публицистики, в частности, жанром репортажа, и следующий блок упражнений связан именно с данным жанром. Жанр репортажа ценен в силу неотъемлемой связи его организационной структуры со стратегией информирования, реализуемой посредством тактики сообщения с места событий от первого лица («тактика репортера»), что, безусловно, привлекает обучающихся, которые стремятся обозначить собственную точку зрения, собственное видение какого-либо события. При удачном выборе реализующей тактики, свойственной форме репортажа (например, тактики развернутого сообщения либо тактики сообщения с места событий от первого лица), упражнения с этим жанром также позволят научиться выстраивать стратегию объективности, хотя репортаж предполагает более субъективный взгляд на событие, следовательно, стратегия объективности в репортаже допускает смещение в пользу других стратегий, характеризующихся эксплицитной оценкой инициатора. Обращение к данному жанру предполагает два вида упражнений: создание текста, синхронизированного с представляемым событием, и более сложный вид упражнений, создание текста на основе «монтажа» выбранных эпизодов. Данные упражнения могут быть подготовительными, но чаще репортаж создается для размещения в школьной прессе.

Только подготовительным может быть следующее упражнение: пересказ в жанре репортажа известной народной сказки либо ее отрывка таким образом, чтобы основной конфликт разрешился одинаково выгодно для всех героев. Это упражнение можно использовать для формирования навыков и умений применения речевой стратегии компромисса, выстраиваемой с помощью тактики взаимных уступок. Данное упражнение направлено на осознание функций разнообразных языковых единиц и фигур речи: оценочной лексики, устойчивых выражений со значением уступки, антитезы и т. д.

Ранее мы отметили, что формирование коммуникативной компетентности обучающихся как овладение речевыми стратегиями и тактиками рассматриваем в рамках внеурочной деятельности школьников, связанной с созданием школьной прессы. Но говоря о стратегиях и тактиках, обращаем внимание на актуализацию тех языковых знаний и умений, которые необходимы для создания текстов определенных жанров и овладения школьниками стратегиями и тактиками. Дополняя сказанное ранее, замечаем, что репортаж предполагает когнитивные приемы, направленные на создание метафоры, эпитета, метонимии, сравнения и перифраза, эллипсиса, повтора [Ленкова 2009], репортаж с места событий предполагает знание грамматики глагола, семантики и функций глагольных форм.

Следующий блок упражнений связан с жанром интервью. Интервью как жанровая форма предполагает диалог, что особенно важно в плане формиро-

вания коммуникативной компетентности. Необходимо подчеркнуть важность диалоговой стратегии обеспечения контакта коммуникантов (контакто-устанавливающая тактика, блокирующая контакт тактика, тактика уклонения от ответа, тактика установления общего фона [Иссерс 2008]), освоение которой начинается уже при первом опыте проведения собственного интервью.

Создание текстов в жанре интервью, как и в других публицистических жанрах, предполагает знакомство с жанровыми признаками, после чего можно использовать такое упражнение, как «Опрос на улице». Данное упражнение предполагает следующие варианты: в качестве задания предлагаются вопросы для интервьюируемого или тема интервью. Необходимо опросить заданное количество обучающихся либо неопределенно большое количество. Такое упражнение позволяет создать условия для развития умений и навыков применения речевой стратегии побуждения и тактики призыва, поскольку предполагается, что обучающиеся будут опрашивать и незнакомых школьников.

При проведении реального интервью, например, с одноклассником по заданной либо самостоятельно выбранной теме сам интервьюируемый, как правило, использует свое участие при создании текста интервью как возможность реализации стратегии самопрезентации, поскольку у интервьюера есть свои частные цели, связанные преодолением возможной критической позиции интервьюируемого. Таким образом, обращение к данному жанру позволяет решать особую задачу «столкновения», «сочетания» ранее выстроенных тактик участников коммуникации: интервьюера и интервьюируемого. В подготовительных упражнениях на создание интервью можно использовать прием смены ролей интервьюера и интервьюируемого, сохраняя предложенные вопросы или заданную тему.

В качестве подготовительного упражнения, направленного на развитие умений и навыков проведения интервью, можно также использовать «Интервью с чайником». Это упражнение позволяет построить текст, реализуя стратегию самопрезентации (речевая тактика моделирования структуры имиджа). Обучающемуся необходимо выбрать любой предмет, находящийся в помещении, и написать воображаемое интервью, проведенное с этим предметом. В зависимости от конкретной задачи можно выбрать как портретное интервью, так и событийное, главное при создании текста — раскрыть образ объекта интервью.

Представленный нами комплекс упражнений по обучению речевым стратегиям и тактикам предполагает, как ранее отмечалось, обращение к информационным жанрам: заметка, репортаж, интервью. Однако формирование коммуникативной компетентности не ограничивается этими текстами. Не ставя задачи включения текстов других жанров в представленный комплекс упражнений, обратимся к зарисовке и эссе, чтобы показать возможности более широкого круга текстов. Жанр зарисовки не вызывает особых затруднений у обучающихся в силу образности создаваемого текста, его небольшого

объема. Именно зарисовка в большей степени предоставляет простор для реализации стратегий, характеризующих личность: дискредитации, поощрения, некоторых эмоционально настраивающих стратегий и тактик. В текстах данного жанра широко используются эпитет, метафора, метонимия, гипербола, литота. Благодаря отбору языковых средств возникает художественный образ, под которым следует понимать иносказательную, ассоциативную, метафорическую мысль, раскрывающую одно явление через другое [Панцерев 2004]. Зарисовка позволяет школьникам осваивать стратегию поощрения, реализуемую через тактику похвалы. Для этого используется упражнение «Зарисовки по фотографии». Обучающиеся получают достаточно большой (не менее 20 штук) ряд фотографий с изображением лиц незнакомых людей. Каждому школьнику нужно выбрать одну фотографию и написать текст в жанре зарисовки, реализовав коммуникативную цель похвалить описываемого человека.

Обращение к жанру эссе предполагает нацеленность на освоение обучающимися сложных семантических стратегий, в особенности стратегии побуждения, реализуемой через тактику убеждения. С этой целью можно использовать следующее упражнение. Учащийся выбирает любое популярное в подростковой среде явление, которое взрослыми оценивается отрицательно, и доказывает в созданном тексте точку зрения взрослых.

Обобщая сказанное, приходим к выводу, что для обучения школьников речевым стратегиям и тактикам целесообразно использовать потенциал школьной прессы как одной из форм внеурочной деятельности школьников. При этом включение обучающихся в создание школьной прессы предполагает реализацию комплекса упражнений, блоки которого соотносятся с осваиваемыми публицистическими жанрами. Логика каждого из блоков одинакова: знакомство с жанром, подготовительные упражнения, создание текстов, реально востребованных в школьной прессе. Приведенные упражнения, связанные с созданием текстов таких жанров, как заметка, интервью, зарисовка, эссе, направлены на овладение стратегией объективности, вежливости, компромисса, диалоговой стратегии и т. д. Полагаем, что дополнение уроков по русскому языку созданием текстов для школьной прессы во внеурочной деятельности актуализирует содержание обучения русскому языку, овладение знаниями о тексте и текстовыми умениями, позволит посредством школьной газеты «перевести» речевые упражнения в режим реальной коммуникации, где значимо владение речевыми стратегиями и тактиками.

ЛИТЕРАТУРА

Вэньцзе Ч. Особенности организации текста газетной заметки: дис. ... канд. филол. наук. — М., 2007. — 155 с. — Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/ osobennosti-orgamzatsii-teksta-gazetnoi-zametki#ixzz3DZzpeqtq (дата обращения: 14.09.2014).

Григорьева Л. М. Биографический очерк в современной российской журнальной периодике: дис. ... канд. филол. наук. — М., 2010. — 161 с. — Режим доступа: http://www.dslib.net/zhurnalistika/biograficheskij-ocherk-v-sovremennoj-rossijskoj-zhurnalnoj-periodike.html (дата обращения: 01.11.2014).

Жданова И. И. Коммуникативные стратегии толерантного газетного дискурса // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2013. — № 3 (21): в 2-х ч. — Ч. II. — C. 71-75.

Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. — М.: Издательство ЛКИ, 2008.

Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. — Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text/71.htm (дата обращения: 03.11.2014).

Кусова М. Л., Упорова Д. С. Речевая стратегия и универсальные коммуникативные учебные действия как результаты обучения русскому языку // Гуманизация образовательного пространства: материалы международной научной конференции. - М.: Издательство «Перо», 2016.

Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева [и др]. — М.: Флинта: Наука, 2003.

Ленкова Т. А. Текстообразующие стратегии создания письменного дискурса репортажа в современной немецкой прессе: дис. ... канд. филол. наук. — М., 2009. — 198 с. — Режим доступа: http://www.dissercat.com/ content/tekstoobrazuyushchie-strategii-sozdaniya-pismennogo-diskursa-reportazha-v-sovremennoi-nemets#ixzz3DNHWsQW0 (дата обращения: 15.09.2014).

Панцерев К. А. Путевой очерк: эволюция и художественно-публицистические особенности жанра: автореф. ... канд. филол. наук. — СПб., 2004. — Режим доступа: http://cheloveknauka.com/putevoy-ocherk-evolyutsiya-i-hudozhestvenno-publitsisticheskie-osobennosti-zhanra#ixzz3DWxuSoGa (дата обращения: 01.10.2014).

Приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/543.

Самбуева В. Б. Функционально-прагматические особенности текста телевизионного информационного журнала: на материале немецкого языка: автореф. . канд. филол. наук. — Иркутск, 2001. — Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/funktsionalno-pragmaticheskie-osobennosti-teksta-televizionnogo-informatsionnogo-zhurnala-na#ixzz3I0PW8400 (дата обращения: 03.11.2014).

Стровский Д. Л. Объективность информации в условиях функционирования российских СМИ (к специфике исторического опыта) // academia.edu. — Режим доступа: http:// www.academia.edu/222389/ (дата обращения: 02.09.2014).

Шпильман М. В. Коммуникативная стратегия «речевая маска» (на материале произведений А. и Б. Стругацких): дис. ... канд. филол. наук. — Новосибирск, 2006. — 207 с.

REFERENCES

Ven'tsze Ch. Osobennosti organizatsii teksta gazetnoy zametki: dis. ... kand. filol. nauk. — M., 2007. — 155 s. — Rezhim dostupa: http://www.dissercat.com/content/ osobennosti-organizatsii-teksta-gazetnoi-zametki#ixzz3D Zzpeqtq (data obrashcheniya: 14.09.2014).

Grigor'eva L. M. Biograficheskiy ocherk v sovremennoy rossiyskoy zhurnal'noy periodike: dis. ... kand. filol. nauk. — M., 2010. — 161 s. — Rezhim dostupa: http://www.dslib.net/zhurnalistika/biograficheskij-ocherk-v-sovremennoj-rossijskoj-zhurnalnoj-periodike.html (data

obrashcheniya: 01.11.2014).

Zhdanova I. I. Kommunikativnye strategii tolerantnogo gazetnogo diskursa // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i prak-tiki. — 2013. — № 3 (21): v 2-kh ch. — Ch. II. — C. 71-75.

Issers O. S. Kommunikativnye strategii i taktiki russkoy rechi. — M.: Izdatel'stvo LKI, 2008.

Kim M. N. Tekhnologiya sozdaniya zhumalistskogo pro-izvedeniya. — SPb.: Izd-vo Mikhaylova V.A., 2001. — Rezhim dostupa: http://evartist.narod.ru/text/71.htm (data obrashcheniya: 03.11.2014).

Kusova M. L., Uporova D. S. Rechevaya strategiya i universal'nye kommunikativnye uchebnye deystviya kak rezu-l'taty obucheniya russkomu yazyku // Gumanizatsiya obra-zovatel'nogo prostranstva: materialy mezhdunarodnoy nauch-noy konferentsii. - M.: Izdatel'stvo «Pero», 2016.

Kul'tura russkoy rechi: Entsiklopedicheskiy slovar'-spravochnik / pod red. L. Yu. Ivanova, A. P. Skovorodnikova, E. N. Shiryaeva [i dr]. — M.: Flinta: Nauka, 2003.

Lenkova T. A. Tekstoobrazuyushchie strategii sozdaniya pis'mennogo diskursa reportazha v sovremennoy nemetskoy presse: dis. ... kand. filol. nauk. — M., 2009. — 198 s. — Rezhim dostupa: http://www.dissercat.com/content/ tekstoobrazuyushchie-strategii-sozdaniya-pismennogo-diskursa-reportazha-v-sovremennoi-

nemets#ixzz3DNHWsQW0 (data obrashcheniya: 15.09.2014).

Pantserev K. A. Putevoy ocherk: evolyutsiya i khudozhestvenno-publitsisticheskie osobennosti zhanra: avtoref. ... kand. filol. nauk. — SPb., 2004. — Rezhim dostupa: http://cheloveknauka.com/putevoy-ocherk-evolyutsiya-i-

hudozhestvenno-publitsisticheskie-osobennosti-zhanra#ixzz3DWxuSoGa (data obrashcheniya: 01.10.2014).

Prikaz ot 17 dekabrya 2010 g. № 1897 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya». — Rezhim dostupa: http: //minobrnauki. rf/dokumenty/543.

Sambueva V. B. Funktsional'no-pragmaticheskie oso-bennosti teksta televizionnogo informatsionnogo zhurnala: na materiale nemetskogo yazyka: avtoref. ... kand. filol. nauk. — Irkutsk, 2001. — Rezhim dostupa: http://www.dissercat.com/content/funktsionalno-pragmaticheskie-osobennosti-teksta-televizionnogo-informatsionnogo-zhurnala-na#ixzz3I0PW8400 (data obrashcheniya: 03.11.2014).

Strovskiy D. L. Ob"ektivnost' informatsii v usloviyakh funktsionirovaniya rossiyskikh SMI (k spetsifike is-toricheskogo opyta) // academia.edu. — Rezhim dostupa: http://www.academia.edu/222389/ (data obrashcheniya: 02.09.2014).

Shpil'man M. V. Kommunikativnaya strategiya «rechevaya maska» (na materiale proizvedeniy A. i B. Strugatskikh): dis. ... kand. filol. nauk. — Novosibirsk, 2006. — 207 s.

Данные об авторах

Маргарита Львовна Кусова — доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка и методики его преподавания в начальных классах, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург).

Адрес: 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26. E-mail: mlkusova@mail.ru.

Дарья Сергеевна Кобяшева — учитель русского и английского языков, МАОУ СОШ № 87 (Екатеринбург). Адрес: 620085, Россия, г. Екатеринбург, ул. Ферганская, 22. E-mail: mlkusova@mail.ru.

About the authors

Margarita Lvovna Kusova — Doctor of Philology, Professor, Head of Department of Russian Language and Methods of Its Teaching in Elementary School, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).

Darya Sergeevna Kobyasheva — Teacher of Russian and English, School № 87 (Ekaterinburg).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.