Научная статья на тему 'Обучение монологической речи учащихся 10 класса на уроках английского языка'

Обучение монологической речи учащихся 10 класса на уроках английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3185
768
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / ОБУЧЕНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова О.Е.

В данной статье представлен теоретический анализ и практические задания по обучению монологической речи на иностранном (английском) языке в 10 классе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение монологической речи учащихся 10 класса на уроках английского языка»

220

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

3. Игнатенко О.П., Фомина Т.К. Межкультурная коммуникация в контексте приобретения профессиональной роли // Известия Сочинского государственного университета. - 2013. - № 1-1. - С. 148-151.

4. Калинина С.С. Обучение устной речи студентов младших курсов (английский язык) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lib. tpu.ru/fulltext/m/2010/m1/Index/r/Report/Kal.html.

5. Максимов В.И. Русский язык и культура речи. - М.: Гардарики, 2000.

6. Фомина Т.К., Алтухова О.Н., Игнатенко О.П. Изучение научного стиля речи на занятиях по русскому языку в иностранной аудитории как необходимое условие профессионально ориентированного общения // Экономические гуманитарные исследования регионов. - 2014. - С. 23-26.

ОБУЧЕНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

© Федорова О.Е.*

Институт зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова,

г. Якутск

В данной статье представлен теоретический анализ и практические задания по обучению монологической речи на иностранном (английском) языке в 10 классе.

Ключевые слова монологическая речь, обучение монологической речи.

Актуальностью данной работы является тот факт, что обучение монологической речи является трудной задачей, так как в практике преподавания иностранного языка часто встречаются такие случаи, когда учащийся не может самостоятельно ответить или выступить с речью на английском языке, то есть он не может сформулировать и выразить свои мысли на языке. Данная проблема встречается не только у учащихся начального и среднего звена, но и учащихся старших классов, что является проблематичным для большинства при сдаче экзаменов и дальнейшего обучения в высших учебных заведениях. Монологическая речь имеет сложное синтаксическое построение. Основные коммуникативные ситуации ее употребления - это сфера искусства, ораторские выступления, общение по телевидению и радио, ситуации общения, но кроме того, монологическое высказывание рассматривается как компонент процесса общения любого уровня - парного, группового и массового. Следовательно, обучение говорению на английском

Студентка Английского отделения.

Современные методы и модели в преподавании иностранных языков

221

языке требует от учащегося построения связанного и логичного изложения мысли, которое зависит от ситуации, поставленной перед ним. Это требует больших усилий не только для учащихся, но и для учителя, так как обучение монологической речи является трудной методологической задачей. Таким образом, совершенствование навыков монологической речи приводит к тому, что учащийся сможет самостоятельно перерабатывать данный ему учебный материал.

Проблему обучения монологической речи рассматривали такие ученые как: Н.Д. Гальскова, О.Л. Гроза, Я.М. Колкер, Е.И. Пассов и другие. Монологическая речь - это одна из важнейших форм говорения. Следовательно, будет целесообразно пояснить значение термина «говорение», что позволит прояснить и значение понятия «монологическая речь».

Гальскова Н.Д. говорит о том, что говорение как вид речевой деятельности в первую очередь опирается на язык как средство общения. Он обеспечивает коммуникацию между общающимися. В свою очередь, речь как говорение - это есть вербальный процесс общения с помощью языка, средством которого являются слова с закрепленными за ними значениями. Говорение характеризуется наличием сложной мыслительной деятельности с опорой на речевой слух, память, прогнозирование и внимание. Оно может обладать различной сложностью, начиная от выражения аффектного состояния с помощью простого восклицания, называния предмета, ответа на вопрос и кончая самостоятельным развернутым высказыванием [2, с. 190].

Отсюда следует то, что основной целью обучения говорению является развитие у учащихся способности осуществлять устное речевое общение в разнообразных социально-детерминированных ситуациях.

Старков К.В. утверждает, что развернутые высказывания при монологической речи строятся на внутренней логике развития мыслей говорящего и на контексте всего высказывания с учетом ситуации общения [4, с. 96].

Монологическая речь считается особым и сложным умением, которое необходимо формировать. Это активный, организованный вид речи, для осуществления которого говорящий должен иметь какое-то содержание и уметь построить на его основе высказывание или последовательность высказывания. Следовательно, в лингвистическом плане усилия обучаемого и обучающего должны быть направлены на отработку правильности структурно-грамматического, лексического и стилистического построения, в экстралингвистическом плане - на соответствие речевого высказывания коммуникативной цели, заданной ситуации, теме [2, с. 205].

Фокина К.В. выделяет следующие виды монологической речи:

1. Монолог-описание: он может быть конкретным и обобщенным, может содержать перечисление признаков и свойств. Для описания характерно употребление номинативных и даже эллиптичных предположений.

222

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

2. Монолог-рассуждение, который ведется с разными целями:

- дать обоснование действиям;

- выявить их причинную связь;

- согласиться с тезисом (выводом) или обоснованно отвергнуть его.

3. Монолог-повествование: характеризуется, как тип речи, динамичностью, действительность здесь представлена в процессе изменения и развития как цепочка взаимосвязанных действий и состояний [6, с. 67].

Кроме того, она выделяет следующие характеристики монологической речи:

1. Репродуктивный - это пересказ прослушанного, прочитанного текста устно или письменно. В репродуктивном говорении уже задано содержание, сам текст;

2. Продуктивный - это говорение на заданную тему, то есть учащийся формирует высказывание самостоятельно.

При обучении монологическому высказыванию нельзя ограничиваться только репродуктивным говорением, хотя оно и является необходимой формой в ученом процессе [6, с. 68].

Пассов Е.И. выявляет следующие главные задачи в обучении монологической речи:

1. научить выразить законченную мысль, имеющую коммуникативную направленность;

2. научить логичному развертыванию мысли;

3. научить высказываться с достаточной скоростью, без необоснованных пауз между фразами [3, с. 214].

Трудность обучения монологической речи заключается в том, что она имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог.

В процессе порождения монологического высказывания учащийся сталкивается со следующими трудностями:

A. определение предмета высказывания;

B. удержанием логической последовательности излагаемых суждений;

C. выбором языковых средств связи [5].

Так же, весьма весомыми препятствиями при порождении монологической речи являются:

- низкий уровень владения словарным запасом;

- плохое произношение;

- неумение аудировать, следовательно подражать;

- волнение.

Методика обучения монологической речи в данной работе разработана в соответствии с учебником «EnjoyEnglish» 10 класса [1]. Учебник имеет

Современные методы и модели в преподавании иностранных языков

223

четыре раздела, но мы будем опираться на третий раздел учебника Civilisation and Progress. Метод, использованный в данной работе - метод дебатов. Данный метод способствует развитию навыков монологической речи, навыков публичного выступления.

В дебатах принимают участие две команды, одна из которых утверждает поставленную тему, а другая отрицает. Суть дебатов заключается в том, чтобы убедить нейтральную сторону, судей, в том, что их аргументы убедительнее, чем аргументы оппонента.

Для начального этапа мы использовали опорный текст под названием Future Robots [1, с. 118], то есть характер монологической речи - репродуктивный, вид монологической речи - рассуждение.

Текст: Future Robots

What role will robots have in our future? Will they only be functional, or will they be our personal companions? Computer scientists in Japan and the USA now believe that robots will be friends and helpers like C-3PO and R2-D2 in the film Star Wars. Helen Greiner, of the company robot, says they are good for jobs that are «dull, dirty, and dangerous».

Others believe robots will some day be a part of everyday life. Katsumi Muto of Sony thinks that elderly Japanese people might need mechanicals careers. His company has develop Aibo, a robot dog, and Qrio a humanoid, which can walk and play music. Robots like this will help make people’s lives easier, by cleaning the house or delivering the mail, but they will not require care like the family pet.

Scientists see the next step is making robots that can feel and show emotion. The Massachusetts Institute of Technology has built a robot called Kimset, which can move its eyes and show emotional expressions. One day, people are likely to accept robots into daily life, as helpers and companions like the family dog, which they can love.

Таким образом, прочитав и поняв текст, учащиеся смогут самостоятельно сформулировать тему дебатов. Например: «Как вы считаете, могут ли роботы быть полезными, а главное безопасными для человечества?». Определив тему дебатов, учащиеся делятся на две команды: на тех кто «за» и на тех, кто «против».

Каждая из команд должна глубоко изучить проблему, тщательно проработать содержание выбранной темы, составить систему аргументов. Кроме этого, каждая из сторон продумывает стратегию отрицания, то есть они должны составить контраргументы оппонентов для готовности при «атаке» оппонента. После того, как команды будут готовы к дебатам, команды выбирают по одному лидеру, который будет представлять их на дебатах. Время выступления каждой из сторон - 3 минуты. После каждого выступления, команда противников задает выступающему как можно больше вопросов, для обнаружения противоречий в позиции противоположной стороны. После выступлений лидеров, нейтральная сторона выбирает победителей.

224

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Данный метод заключает в себе комплексный подход результатом которого является развитие навыков монологической речи: работа с текстом, групповая работа, работа на составление логически связанного и грамматически правильного текста (выступления), выступление (монологическая речь).

Таким образом, мы можем сказать то, что монологическая речь - это достаточно сложный вид изложения информации, который требует от учащихся глубокой мыслительной деятельности. Следовательно, сам процесс обучения монологической речи требует комплексного подхода, для того, чтобы учащиеся смогли постепенно и тщательно освоить данный навык.

Список литературы:

1. Биболетова М.З., Бабушис Е.Е., Снежко Н.Д. Английский с удовольствием / Enjoy English: учебник для 10 класса общеобразовательный учреждений - 2-е изд., испр. - М.: Титул, 2009. - 214 с.

2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. - 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 336 с.

3. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М., 1991.

4. Старков А.П. Обучение английскому языку в средней школе: метод. пособие к серии учеб.-метод. комплексов для 5-10 кл. - М.: Просвещение, 1978. - 224 с.

5. Тарлаковская Е.А. Приемы обучения воздейственной стороны монологической речи в условиях модернизации содержания образования [Электронный ресурс]. - 2013. - 4 c. - Режим доступа: http://www.teoria-practi-ca.ru/-4-2013/pedagogics/tarlakovskaya.pdf.

6. Фокина К.В. Методика преподавания иностранного языка: конспект лекций / К.В. Фокина, Л.Н. Терентьева, Н.В. Костычева. - М.: Высшее образование, 2008. - 158 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.