Научная статья на тему 'Обучение литературе в условиях профильного образования'

Обучение литературе в условиях профильного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2359
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПРОФЕССИО-НАЛЬНАЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальцева Жанна Сергеевна

Статья посвящена проблемам преподавания литературы в условиях профилизации образования в классах гуманитарного профиля. Статья содержит в себе теоретические положения, касающиеся формирования допрофессиональной литературной компетенции у учащихся 10-11 классов гуманитарного профиля, технологию реализации метода филологического анализа художественного текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение литературе в условиях профильного образования»

УДК 372.8:82

Ж.С. Мальцева*

ОБУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЕ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена проблемам преподавания литературы в условиях профилизации образования в классах гуманитарного профиля. Статья содержит в себе теоретические положения, касающиеся формирования допрофессиональной литературной компетенции у учащихся 10—11 классов гуманитарного профиля, технологию реализации метода филологического анализа художественного текста.

Ключевые слова: профильное образование, допрофессио-нальная филологическая компетенция, филологический анализ художественного текста.

В современном образовании происходят глобальные изменения, характеризующиеся пересмотром содержания и технологий с целью осуществления поворота к личности.

Отметим утвержденную от 18.07.2002 г. приказом № 2783 Минобразования России «Концепцию профильного обучения на старшей ступени общего образования».

Согласно концепции профильное обучение становится средством дифференциации и индивидуализации образования, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать склонности, способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования в вузе.

Реализуемые современными образовательными учреждениями профили обучения можно условно сгруппировать так: профили естественно-математической, гуманитарной и технологической направленности.

Наше исследование ведется в гуманитарном направлении, а его объектом стали профильные гуманитарные классы с углубленным изучением русского языка и литературы. Именно литература в условиях ее изучения в профильных гуманитарных классах и стала предметом нашего рассмотрения.

Учащиеся-гуманитарии готовятся на уроках литературы, как правило, к будущей профессиональной деятельности, это диктует соответствующее (многообъемное) содержание образования и соответветствующие технологии, применение которых подчас возможно только при наличии шести—десяти уроков литературы (включая спецкурсы и факультативы) в неделю.

Причем преподавание литературы в данных классах обусловлено определенной спецификой: 1. Углубленное изучение литературы с акцентом на ее гуманитарное содержание, актуальное сегодня как никогда: наблюдается поворот к осознанию первостепенной важности гуманитарного знания, гуманитарного сознания и, соответственно, гуманитарного мышления. Именно литература играет наиважнейшую роль в формировании человека. 2. Введение элективных курсов по литературе, которые

* © Мальцева Ж.С., 2010

Мальцева Жанна Сергеевна (Pronina_G@tltsu.ru), кафедра русского языка и литературы Тольяттинского государственного университета, 445667, Россия, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14.

создают условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников и учитывают их способности, индивидуальные склонности, потребности, а также их психолого-возрастные особенности. 3. Изучение литературы в профильных гуманитарных классах осуществляется не как «вещь в себе», а через призму восприятия школьника.

Отметим, что в обозначенном контексте существенная роль отводится допрофесси-ональной филологической (текстовой) компетенции.

Рассмотрим эти категории более подробно. Концепция модернизации российского образования, разработанная на период до 2010 г., нацеливает на то, что обучение в основной школе должно способствовать «повышению уровня общеобразовательной подготовки и социализации поступающих в учреждения профессионального образования» [1, с. 14]. Следовательно, особое внимание следует уделить профильному, углубленному изучению ряда дисциплин в старших классах школы, что позволит «обеспечить достаточную подготовку выпускников к продолжению образования» [1, с. 14].

В теории и методике профессионального образования допрофессиональной подготовке неизменно уделялось повышенное внимание, и понималась она как «общетрудовая подготовка учащихся политехнического и профориентационного характера; базовый компонент последующего профессионального обучения», имеющая интегра-тивный характер и осуществляющаяся в процессе всех видов деятельности [2, с. 65].

Но прежде чем определиться с таким понятием, как допрофессиональная компетенция, формируемая в том числе при изучении литературы в классах гуманитарного профиля обучения, необходимо обозначить место и роль литературы в данном процессе.

Особая роль и место литературы в школьном образовании, в том числе в профильно и профессионально ориентированном, сегодня признаются большинством ученых и практиков. Более того, ряд исследователей (Д.С. Лихачев, В.В. Рубцов, В.Ю. Троицкий и др.) и учителей (Е.Н. Ильин, П.Н. Рыбкин, Л.С. Айзерман и др.) утверждают, что литература занимает ведущее место в деятельности педагогического коллектива школы по решению воспитательных задач.

Литература в российской школе выступает как один из ведущих предметов в системе интеллектуального и нравственного формирования школьников. В связи с этим методология и методика литературного образования должны быть ориентированы на гармонизацию традиционного и инновационного подходов к обучению.

Эта высокая роль литературы отмечалась методической наукой начиная с XIX века. В работах В.Я. Стоюнина, Ф.И. Буслаева, В.В. Голубкова, М.А. Рыбниковой, Г.А. Гу-ковского, Н.И. Кудряшева, Г.И. Беленького, О.Ю. Богдановой, И.С. Збарского, З.С. Смел-ковой, Г.И. Ионина и другие освещаются определенные аспекты проблемы углубленного изучения литературы, накоплен теоретический и практический материал. Однако в методике осталась вне рассмотрения специфика изучения художественной литературы в классах гуманитарного профиля с учетом будущей профессии и в условиях перехода на компетентностный подход в образовании учащихся.

Таким образом, изучение и выявление специфики изучения литературы в старших классах гуманитарного профиля, в частности формирования у старшеклассников допрофессиональной литературной компетенции, становится актуальнейшей проблемой методики обучения литературе. Целью работы, исследующей заявленный аспект, является повышение качества довузовского литературного образования посредством гуманизации знания через формирование допрофессиональной литературной компетенции у учащихся, роста уровня литературной образованности, основанной на прочных базовых знаниях литературы, развитых умениях творческой интерпретации художе-

ственных текстов, продвинутого речевого развития с учетом будущей профессии, как и с учетом психолого-педагогических особенностей контингента гуманитарных классов.

В свою очередь, предметом изучения гуманитария, как известно, является текст, в том числе художественный, который «мыслится как ограниченное, замкнутое в себе конечное образование. Одним из основных его признаков является наличие специфической имманентной структуры, то есть текст имеет «начало» и «конец», также главное его свойство — целостность» [3, с. 5].

Художественный текст предстает также «...как информативное и образное целое, доставляющее эстетическое удовольствие, воспитывающее чувства и развивающее мышление (в том числе гуманитарное), трогающее ум и сердце» [4, с. 43].

Углубленное изучение и внимательное прочтение художественного текста — одна из главнейших задач уроков литературы.

Таким образом, допрофессиональная филологическая компетенция рассматривается в предложенном контексте как системное образование, состоящее из нескольких компонентов: 1. Теоретико-литературная компетенция, включающая знания по литературоведению, сформированные на их основе умения самостоятельного анализа художественного произведения, проявленные как способность к обозначенной деятельности. 2. Историко-литературная компетенция, включающая знания, касающиеся творческой истории создания произведений, социально-исторического фона, непрерывность исторического развития литературы, сформированные на их основе умения и способность давать различного рода комментарии к произведениям, умение видеть художественно-творческую эволюцию авторов. 3. Художественно-эстетическая компетенция, включающая понимание учащимися специфики литературы как вида искусства, умение и способность творчески интерпретировать художественное произведение. 4. Коммуникативно-речевая компетенция как способность осуществления речевой деятельности в коммуникативных целях и в ситуациях, связанных с профессиональной направленностью учеников.

Вышеозначенное обуславливает необходимость постановки и решения проблемы: каким образом можно сформировать у учащихся гуманитарных классов допрофессио-нальную филологическую (текстовую) компетенцию, как научить осмысленно анализировать произведения?

Как известно, существуют различные подходы к интерпретации художественных произведений (биографический, проблемно-тематический, социологический, лингвистический, стилистический, литературоведческий и др.).

Наиболее результативным, как подтверждает практика школьного обучения, является филологическое комментирование художественного текста, приобретающее в классах углубленного изучения литературы характер учебно-исследовательского [5, с. 178], а привлечение данных из других гуманитарных наук (история, философия, психология и т. д.) характеризует процесс преподавания как диалогичный, интегрированный, то есть использование метода филологического анализа художественного текста формирует у учащихся владение текстовой компетенцией.

Рассмотрев подходы к интерпретации художественного текста ученых-филологов, мы основываемся на следующей модели комплексного анализа художественного текста (рис. 1).

Комплексность характеризуется в описываемых условиях как содружество гуманитарных наук. Это особенно важно для многоуровневой системы подготовки выпускника школы гуманитарного профиля.

Рис. 1. Модель филологического анализа художественного текста

Быстрое завоевание популярности филологического анализа и массовое его освоение объясняются, прежде всего, тем, что он отвечает происходящему в наше время процессу интеграции, сближения наук (взаимоперенос научной информации, понятий, методов, теорий и т. д. из одной науки в другую (другие)). Традиционный литературоведческий анализ неизмеримо обогащается, уточняется и выгаеряется при использовании соответствующих данныгх таких наук, как философия, эстетика, история, социология, психология, лингвистика и др.

Нужно ли говорить, что филологический анализ художественного текста является реальной возможностью реализации интегрированной допрофессиональной деятельности ученика, выбравшего гуманитарное направление, так как в филологическом исследовании художественного текста воссоединяются научные знания не только по филологии, но и смежным наукам, также находят отражение личностные качества исследователя, а значит ученик применяет и общие, и предметные компетенции, которыми он овладевает в процессе обучения, в их единстве.

Таким образом, опытническая деятельность учащегося, выражаемая в интегрированном исследовании художественного текста, выступает как показатель сформиро-ванности его допрофессиональной компетентности.

Приняв во внимание все вышесказанное, мы разработали модель формирования у учащихся 10—11 классов гуманитарного профиля допрофессиональной филологической компетенции (рис. 2).

Наличие сформированной допрофессиональной филологической компетенции позволяет вышускникам гуманитарных классов: а) воспринимать предметы гуманитар-

но-эстетического цикла на более высоком уровне; б) включаться без периода адаптации в процесс образования в гуманитарном вузе или среднем специальном учебном заведении; в) быть конкурентоспособными в современных социально-экономических условиях в силу овладения элементами профессий гуманитарного характера, таких, как экскурсовод, библиотекарь, секретарь, гувернер, репетитор, педагог, филолог, социолог, психолог, социальный работник, историк, юрист, менеджер и др.

Важным компонентом учебного процесса в описываемых условиях становятся элективные курсы по литературе. Авторский элективный курс получил название «слово — образ — смысл», предназначен для учащихся гуманитарных классов, а также классов с углубленным изучением филологических дисциплин.

Рис. 2. Модель формирования у учащихся 10—11 классов гуманитарного профиля допрофессиональной филологической компетенции

Курс ориентирован на формирование допрофессиональной литературной компетенции, суть которой заключается в том, что главная задача учителя литературы — научить школьников самостоятельно комментировать художественные произведения; совершенствовать умения анализа литературного произведения как художественного целого, развивать навыки устной и письменной речи, вдумчивого чтения, способность к самостоятельной деятельности в работе с художественными текстами. Более того, такой курс позволяет эффективнее формировать навыжи самостоятельного креативного анализа, творчески подходить к написанию сочинений, а также создавать ценностные, духовно-нравственные ориентации школьников в процессе художественного общения.

Виды деятельности учащихся адекватны целям и задачам курса, сопровождающие комментирование художественных текстов в ходе элективного курса: аналитическая беседа, работа над проблемными вопросами, составление таблиц по пройденному материалу, использование различныж видов пересказов (подробный, сжатый, выборочный, «художественное рассказывание»), вышвление особенностей сатиры автора, анализ понятия «гротеск», работа над вышиской из предварительно прочитанного текста и создание устных и письменных речевых высказываний различных жанров (очерк, эссе, рецензия, аннотация, сочинение на свободную тему), работа над критическими статьями, выполнение заданий по карточкам, составление докладов на заданную тему и т. д. Выполнение заданий творческого характера в индивидуальной, групповой и фронтальной форме способствует успешной подготовке к итоговой аттестации по литературе.

Особое место в системе работы по литературе отведено изучению литературно-критического материала. Критические статьи — это самостоятельные произведения, эстетически значимые, олицетворяющие образцы интерпретации художественных текстов.

Контрольные замеры в ходе формирующего эксперимента показали, что включение модели формирования умений и навыжов, как и развитие способности самостоятельного анализа художественных произведений и их творческой адекватной автору интерпретации на основе усвоения теоретико-литературных знаний и критериев художественности ведет к формированию допрофессиональной литературной компетенции, что трудно переоценить, так как результаты: опытно-экспериментальной работы, основанной на освоении учащимися теоретико-литературных понятий, литературоведческого и литературно-критического материала, иерархически выгстроенных самостоятельных работ по изучению литературных произведений в системе, направленной на формирование текстовой компетенции, подтверждают то, что ученики на начальном этапе слабо владели навыками самостоятельного анализа произведений. И лишь их незначительное количество владело на достаточном уровне жанрами речевых высказываний, только четвертая часть занималась творческой деятельностью. На завершающей стадии опытно-экспериментальной работы значительно повысился уровень литературного развития учеников экспериментального класса (по сравнению с контрольным классом и с начальным уровнем).

Таким образом, формирование допрофессиональной литературной компетенции в описы1ваемыж условиях достигнет качественного результата, если актуализировать гуманитаризацию образования; ввести метод филологического анализа художественного текста; органически взаимоувязать классную и внеклассную самостоятельную работу; интегрировать в единую систему работу над текстом с литературоведческим и литературно-критическим материалом; ввести элективные курсы с учетом выбранного учащимися профиля.

Библиографический список

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Вестник образования. 2002. № 6.

2. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 1 (А-М). 285 с.

3. Лотман Ю.М. Текст в тексте // Труды по знаковым системам. Тарту, 1981. Т. XIV. Вып. 567. С. 4-9.

4. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. Л.: Просвещение, 1990. Т. XIV. Вып. 567. 441 с.

5. Тараносова Г.Н. Анализ художественного текста в профессиональной подготовке филолога: учеб. пособ. / под ред. действительного члена РАО, доктора филологических наук, профессора Н.М. Шанского. Тольятти: ТГУ, 2004. 238 с.

Z.S. Maltseva*

TEACHING LITERATURE IN THE CONTEXT OF SPECIALIZED EDUCATION

The article deals with the literature teaching problems that go together with future profession-oriented education in humanities-biased classes. The article comprises theoretical theses related to the formation of pre-professional literary competence by 10—11 grade students of humanities-biased classes and the realization of method technology of philological analysis of a literary text.

Key words: specialized education, pre-professional philological competence, philological analysis of literary texts.

* Maltseva Zhanna Sergeevna (Pronina_G.@tltsu.ru), the Dept. of Russian Language and Literature, Togliatti State University, Togliatti, 445667, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.