УДК 374+004.5
ОБУЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРОГРАММ НА
КУРСАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Раисова Айгуль Беркутовна.
Павлодарский Государственный университет им. С. Торайгырова, г. Павлодар, старший преподаватель кафедры иностранных языков.
Макарихина Инна Михайловна.
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет, г. Новосибирск, доцент кафедры иностранных языков, [email protected].
Аннотация. В статье описывается один из современных подходов обучения иностранным языкам с использованием компьютерных технологий в вузе. Авторы рассматривают коммуникативно-ориентированный подход с междисциплинарной интеграцией, который способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся в различных ситуациях общения.
Ключевые слова: компьютер, современные подходы, преподавание иностранных языков, коммуникативно-ориентированный подход.
MULTIMEDIA PROGRAMS' TUTORIAL FOR FOREIGN LANGUAGES TEACHERS IN THE CONDITION OF TEACHING DEVELOPMENT TRAINING
COURSES
Raisova Aigul B.
Pavlodar State University, named after S. Toraigyrov. Pavlodar, senior lecturer of Foreign languages Department.
Makarikhina Inna M.
Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering. Novosibirsk, associate Professor, [email protected].
Abstract. The article describes the use of computer as a simulator in the process of educational skills formation. The authors show that one of the modern approaches to teaching foreign languages in the modern university is a communicative-oriented approach to interdisciplinary integration, which enables the student to get skills in situations close to real.
Key words: computer, modern approaches, teaching foreign languages, communicative-oriented approach.
Использование коммуникативно-ориентированного подхода с междисциплинарной интеграцией в обучении иностранным языкам в современном вузе способствует развитию навыков общения обучающихся в ситуациях, которые приближенные к реальным. В настоящее время, развитие ITC даёт возможность не
только моделировать общение в реальных условиях, но и организовывать конференции любого уровня, или даже круглые столы, дискуссионные клубы с носителями языка. Речь идет о возможностях глобальной сети Интернет [1, с. 10-11].
Использования ITC, как тренажеров в процессе формирования, совершенствования и развития умений и навыков иноязычной речи, необходимо современному вузу. С помощью ITC нами были подготовлены презентации грамматического материала с применением мультимедийных программ:
Программа Microsoft Word используется для обучения правильного написания слов, построения и трансформации предложений, презентации теории и выполнения тренировочных упражнений [2, с. 100-110; 3, с. 104-110].
Программа Microsoft Power Point выступает как средство для создания необходимых тренажеров для презентации новых лексико - грамматических конструкций.
Средствами программы Microsoft Excel можно моделировать аналогичные упражнения и подводить итоги тестирования, учитывая ошибки по темам, возвращаясь к неусвоенным темам и используя диаграммы, графики, сводные таблицы для демонстрации [2, с. 100-110; 3, с. 104-110].
Организация самоконтроля, взимоконтроля и контроля авторитарного осуществляется при помощи прикладных программ Microsoft Excel, Microsoft Word, которые, так же используются в разработке различных лексическо - грамматических тестов (по уровням, открытого \ закрытого вида) и т.д. [2, с. 100-110; 3, с. 104-110].
При помощи прикладных программ Microsoft Excel, Microsoft Word можно проводить рефлексию учащихся.
Наиболее часто применяются следующие:
1) вопросно-ответный диалог;
2) диалог с выборочным ответом;
3) диалог со свободно конструируемым ответом;
4) упражнения на заполнение пропусков;
5) упражнения для самоконтроля владения словарем. Возможные варианты таких упражнений:
а) компьютер предлагает список слов для перевода.
6) компьютер предлагает соотнести два списка слов и найти эквивалентные пары этих слов в обоих языках.
в) компьютер предлагает соотнести два списка иностранных слов и установить пары синонимов или антонимов.
г) компьютер предлагает список иностранных слов и перечень дефиниций этих слов [2, с. 100-110; 3, с. 104-110].
Компьютерные программы (из зарубежного опыта компьютерного обучения): Wordstock, Matchmaster (программа на подбор соответствий).
Эти программы предназначенны для создания упражнения на множественный выбор. Программист может установить 3-5 вариантов выбора или разное количество для каждого примера и при необходимости включить индикаторы ошибок, регистрирующие каждое неверное действие. Вопросы могут демонстрироваться по порядку или вразброс.
Библиографический список:
1. Герасимов А. М., Логинов И. П. Инновационный подход в построении обучения (Концептуально-технологический аспект) : учебное пособие. - М.: МАПКиПРО, 2001. - 64 с.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /под ред. Е. С. Полат. - М., 1999. - 153 с.
3. Макарихина И.М. «Межкультурная коммуникация и СМИ» материалы II международной научно - практической конференции / под. ред. О.С. Саланиной. Барнаул: Алт. Ун-т, 2010 г., С. 104-110.