Научная статья на тему 'Обучение иностранным языкам в условиях лингвистической образовательной среды'

Обучение иностранным языкам в условиях лингвистической образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
722
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / МЕЖДУНАРОДНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скорнякова Э.Р.

В статье рассмотрена одна из возможных современных моделей обучения иностранным языкам, а именно: обучение в условиях лингвистической образовательной среды. Особое внимание уделяется проекту «Образовательный туризм» как фактору развития современной модели в преподавании иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение иностранным языкам в условиях лингвистической образовательной среды»

Данная роевая игра способствует использованию устойчивых выражений вежливости, может быть успешно использована в качестве воспитательного мероприятия «круглый стол».

В процессе разыгрывания ситуации нецелесообразным представляется исправление ошибок учащихся. Более эффективным представляется записывание наиболее типичных ошибок с последующим их разбором. Отрицательное оценивание может привести к снижению активности участников, поэтому разбор следует начинать с положительных моментов, и лишь потом указать на возможные недостатки [2].

Список литературы:

1. Кларин М.В. Игра в учебном процессе // Советская педагогика. -1985. - № 6. - С. 57-59.

2. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 1989. - № 4. - С. 38-42.

3. Ляховицкий М.В., Вишневский Е.И. Структура речевой ситуации и ее реализация в учебно-воспитательном процессе // Иностранные языки в школе. - 1984. - № 2. - С. 18-23.

4. Психология. Словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -2-е издание, исп. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

5. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка (из опыта работы). - М.: Просвещение, 1984. - 112 с.

6. Философский энциклопедический словарь. - М., 1989. - 836 с.

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В УСЛОВИЯХ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

© Скорнякова Э.Р.*

Средняя общеобразовательная школа № 323, г. Санкт-Петербург

В статье рассмотрена одна из возможных современных моделей обучения иностранным языкам, а именно: обучение в условиях лингвистической образовательной среды. Особое внимание уделяется проекту «Образовательный туризм» как фактору развития современной модели в преподавании иностранных языков.

Ключевые слова: лингвистическая образовательная среда, образовательный туризм, международная коммуникация.

Формирование поликультурного ученика на основе компетентностного и культуроведческого подходов является главной особенностью языкового

* Заведующий экспериментальной площадкой, учитель английского языка, кандидат филологических наук.

образования в современной школе. Традиционное преподавание иностранных языков нацелено, в основном, на освоение определенного содержания, репродукцию и поддержание знаниевой парадигмы [1, с. 4-34; 2, с. 4-48].

В современных условиях глобальной модернизации содержания образования меняются цели и содержание обучения, технологии его освоения [3, 4]. В контексте введения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения кардинально меняются требования к результатам обучения, содержанию образовательных программ, условиям реализации образовательного процесса. Появляются требования к личностным, мета-предметным, предметным результатам. Системно-деятельностный подход, являющийся методологической основой стандарта, обеспечивает: формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся [5].

Приведем предметные результаты изучения предметной области «Иностранные языки» по двум уровням: базовому и углубленному. Базовый уровень предметных результатов должен отражать:

1) сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире;

2) владение знаниями о социокультурной специфике страны / стран изучаемого языка и умение строить своё речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и страны / стран изучаемого языка;

3) достижение порогового уровня владения иностранным языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах, как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения;

4) сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.

Углубленный уровень предметных результатов должен включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:

1) достижение уровня владения иностранным языком, превышающего пороговый, достаточного для делового общения в рамках выбранного профиля;

2) сформированность умения перевода с иностранного языка на русский при работе с несложными текстами в русле выбранного профиля;

3) владение иностранным языком как одним из средств формирования учебно-исследовательских умений, расширения своих знаний в других предметных областях [5].

Для достижения предъявляемых современных требований к результатам обучения иностранному языку в начальной, основной и старшей школе учителю необходимо пересмотреть свой взгляд на урок, уйти от традиционной «знаниевой» парадигмы построения учебного процесса, перейти на инновационное видение своей педагогической миссии. В этом учителю поможет использование инновационных моделей обучения, которые ориентируются на надпредметную образовательную деятельность учащихся. В процессе обучения современный ученик выполняет продуктивную, поисковую деятельность, направленную на достижение нового результата, на создание нового продукта. Особое внимание уделяется поисковой, познавательной деятельности учащихся, эмоциональной и рефлексивной сторонам обучения.

Рассмотрим одну из возможных инновационных моделей обучения иностранным языкам, а именно: обучение в условиях лингвистической образовательной среды.

Мы придерживаемся концепции языка как культурно-исторической среды, как орудия интеллектуальной деятельности, как инструмента культуры и расширения информационного пространства. Смысл понятия «лингвистическая среда» включает не просто общую гуманитарную направленность образовательного пространства, но и личностно-ориентированный образовательный процесс.

Лингвистическая образовательная среда в школе является средой жизнедеятельности, в которой ученик может найти, открыть, распределить новые способы и механизмы собственной деятельности, и тем самым осуществить акт творчества и развития. Лингвистическая образовательная среда создается углубленным изучением иностранных языков, особым вниманием к русскому языку и культуре речи, вниманием к языку науки в рамках изучаемых предметов (терминология, грамотность) и языку повседневного общения.

В рамках инновационной деятельности школы осуществляется реализация четырех направлений информационно-коммуникационного развития в условиях лингвистической образовательной среды:

1. «Кросс-культурная коммуникация» (международные проекты и образовательный туризм);

2. «Социокультурная коммуникация» (социальные проекты различного уровня, продолжительности, степени сложности);

3. «Учебно-игровая коммуникация» (дельфийские игры, дебаты, развитие коммуникативных навыков на уроках);

4. «Основы профессиональной коммуникации» (творческая деятельность учащихся в рамках образовательного медиахолдинга, журналистская подготовка).

Главным результатом реализации инновационной модели развития школы в 2010-2013 годах в режиме районной экспериментальной площадки по теме «Коммуникационно-информационная модель развития образовательного учреждения в условиях лингвистической образовательной среды» стало создание условий:

- обеспечения эффективности лингвистической образовательной среды образовательного учреждения на основе проектирования коммуникационно-информационной модели развития школы;

- развития и обучения школьников в лингвистической образовательной среде школы в соответствии с индивидуальными особенностями и образовательными запросами обучающихся и их родителей (законных представителей).

Остановимся подробнее на процессе и результатах обучения иностранным языкам, а именно: английскому, немецкому и французскому в условиях лингвистической образовательной среды и рассмотрим первое направление информационно-коммуникационного развития школы.

Итак, кросс-культурная или международная коммуникация - актуальное направление работы для нашей школы. Проекты, реализуемые в этом направлении, дают возможность учащимся убедиться, какие возможности раскрываются перед теми, кто имеет хорошие навыки английского языка. Интерес к «Образовательному туризму» является мощным стимулом для достижения больших успехов в овладении английским языком. Образовательные поездки в Англию помогли ребятам найти материал для участия в проектах по темам «Изучение флоры и фауны лондонских парков и парков Санкт-Петербурга», «Сравнительный анализ речной воды рек Темзы и Невы», «Бесплатные музеи Лондона и Санкт-Петербурга» и др. Наши ученики начинают принимать участие в проектах направления «Международная коммуникация» с начальной школы.

Начиная с 1990 года, учащиеся школы получили возможность на базовом уровне изучать второй язык по выбору: французский или немецкий. Расширилось поликультурное пространство проектов в рамках «Международной коммуникации». Путешествуя по странам Европы, ученики имеют возможность использовать свои знания разных языков для общения с зарубежными сверстниками, для комментирования дефиле «Театра моды», для сопровождения выступления танцевальных коллективов, для помощи в осуществлении коммуникации своим родителям, которые отмечают хороший уровень владения иностранными языками своих детей.

Выпускники школы по результатам ЕГЭ демонстрируют отличное знание второго языка и в дальнейшем эти навыки определяют их образовательный маршрут. Большинство учащихся выбирают в будущем специальности, которые связаны со сферой гуманитарных и социальных наук, но есть и такие, которые проявили себя как прекрасные специалисты в области точ-

ных наук. Знание иностранных языков дает возможность всем сотрудничать с зарубежными специалистами высокого уровня, использовать инновационные методы и технологии, представленные в научных изданиях на разных языках, осуществлять свою профессиональную деятельность, как в нашей стране, так и за рубежом.

С 2008 года в школе работает кружок «Путешествие по Греции», который дает возможность ученикам уже на первой ступени обучения получить азы новогреческого языка, приобщиться к истории и культуре этой страны, использовать свои знания для подготовки творческих мероприятий, которые с большим удовольствием посещают представители греческого консульства в Санкт-Петербурге. В рамках данной программы юные кружковцы получают возможность летнего отдыха в греческом лагере на Средиземном море, что позволяет им погрузиться в лингвистическую и культурную среду Греции в полной мере.

Цель проектов «Международной коммуникации» всегда можно представить как увлекательную игру для детей и взрослых, в которой устанавливаются новые отношения. Мотивация реализации таких проектов очень высока. Осуществить развитие ребенка, т.е. вооружить его новыми знаниями, новыми навыками, настроить на выполнение определенных правил, обучить действовать по алгоритму, дать возможность проявить инициативу и творчество для успешного участия в игре - задача каждого учителя. Ребенок, в свою очередь, как показывает практика, с удовольствием принимает участие в игре, соблюдает ее правила, с упорством решает предложенные задачи и с восторгом осознает факт достижения цели и значимость своей роли в игре.

Таким образом, представленный опыт школы по обучению иностранным языкам в условиях лингвистической образовательной среды позволяет утверждать, что ученики вовлечены в активную учебно-познавательную деятельность. Участие школьников в различных направлениях информационно-коммуникационного развития школы способствует формированию коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире; овладению знаниями о социокультурной специфике стран изучаемого языка; приобретению умения выделять общее и различное в культуре родной страны и стран изучаемого языка; владению иностранным языком как одним из средств формирования учебно-исследовательских умений, расширения своих знаний в других предметных областях.

Список литературы:

1. Барышников Н.В. Методика обучения второму иностранному языку в школе. - М.: Просвещение, 2003. - 159 с. - (Б-ка учителя).

2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: АРКТИ, 2003. -192 с. - (Метод. биб-ка).

3. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Пособие для учителей, аспирантов и студентов / отв. ред. М.К. Колкова. - СПб.: КАРО, 2008. - 224 с.

4. Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам // под общ. ред. М.К. Колковой. - СПб.: КАРО, 2007. - 288 с.

5. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0 %В5%00%ВБ%Б1%82%01%8В/2365 (дата обращения: 06.03.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.