Обучение иностранных студентов-нефилологов пониманию информационной структуры..
Ж. И. Жеребцова
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-НЕФИЛОЛОГОВ ПОНИМАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ РУССКОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ В УЧЕБНО-НАУЧНЫХ ТЕКСТАХ
Кафедра межкультурной коммуникации. Научный руководитель - И. П. Лысакова
Учебно-научный текст выступает не только в роли единицы обучения чтению студентов-нефилологов, но и в роли непосредственного носителя специальных знаний. Как разновидность функционального научного стиля речи, он несет информацию о некотором фрагменте объективно существующих научных знаний. Под информацией, исходя из терминологии И. Р. Гальперина, понимается снятие неопределенности знаний читателя о моделируемой в тексте картине действительности [Гальперин 1968]1.
В настоящей статье мы обращаемся к изучению языковых средств, при помощи которых фактологическая информация находит формальное, эксплицитное выражение в учебно-научном тексте. В качестве средства обучения чтению используется информационная структура предложения.
Информационная структура предложения представляет собой линейное структурирование языковых средств предложения, семантико-синтаксическое единство которых содержит тему, рему, фокус, с целью оптимизации содержащейся в сознании получателя информации. Предложение в тексте осознается и воспринимается не само по себе, а в аспекте своих связей с другими предложениями как часть целого, как компонент информационной структуры текста.
Как показывает практика обучения научному стилю речи в иностранной аудитории, одним из проблемных моментов при работе с учебной научной литературой является определение в предложении состава темы, нахождения границы между темой и ремой. Ввиду распространенности и осложнения групп субъекта и объекта причастны-
ми, деепричастными оборотами, придаточными определительными предложениями возникает необходимость в более эффективной организации и отборе обучающего материала.
Исходя из методической практики РКИ, находим целесообразным изучение грамматических средств оформления темы в предложениях учебно-научных текстов. Таким образом, целью настоящей статьи является определение грамматических средств выражения темы в предложении. Основой изучения служат имеющиеся в лингвистической литературе сведения о семантико-син-таксической и логико-смысловой структуре текста и предложения.
Тема представляет собой ту часть предложения, которая известна читателю из предыдущего предложения, ряда предложений или заглавия текста и занимает в учебно-научных текстах начальную позицию.
Известно, что понятие тема трактуется
в двух планах: в широком и узком [Слюса-2
рева 1978] . В широкое понимание темы вкладывается понятие информации, сообщаемой в тексте, в узкое - называние объекта, о котором в тексте идет речь. Более узкий план трактовки близок к теории актуального членения высказывания. При этом в качестве темы рассматривается ответ на вопрос: «О чем (о каких объектах) сообщается в этом отрезке?».
В результате анализа 4220 предложений в учебно-методических целях, согласно частотности употребления лексико-грамматических конструкций в учебно-научных текстах, были выделены следующие модели выражения темы в предложении:
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ,ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
1. Явление происходит при условиях.
2. Явление, которое характеризуется процессом (характеризующееся процессом),
происходит тогда-то.
3. Для процесса характерно явление.
4. Если происходит процесс, то возникает явление.
5. В чем суть явления? Это показывает иллюстрация.
6. Что касается явления, то рассмотрим процесс.
7. Происходит явление, изменяется состав.
8. Явлением называется процесс. Выделенные типы поясним на примерах
учебно-научных текстов, для чего обратимся к дидактическому материалу учебников.
(1) Разложение сопровождается взры-
3
вом ;
(2) Растворы, в которых данное вещество при данных условиях (при данной температуре и давлении) уже не может растворится, называются насыщенными;
(3) При деформации тел, т.е. при изменении объема или формы, возникают силы упругости;
(4) Если значение физических величин непостоянно во всем объеме, охваченном про-
иессом, то для подобных процессов должно ' 4
соблюдаться подобие физических величин ;
(5) В чем же секрет успеха электровоза? У него очень высок коэффициент полезного действия ;
(6) Что же касается рефлекторной дуги.
то на соматическую она похожа только ло-
6
кализацией чувствительного нейрона ;
(7) Горит бумага и в результате образуются новые вещества . - изменяется состав
1
вещества ;
(8) Важнейшей характеристикой передач вращательного движения является передаточное отношение, или передаточное
Ус
число .
Лексико-грамматическими средствами, при помощи которых оформляется тема предложения, являются: слова (1) - 34% использования в учебно-научных текстах,
словосочетания (прилагательное + существительное, существительное + существительное) (8) - 15%, предложные группы (3) - 11%, словосочетания, распространенное придаточным определительным или причастным оборотом (2) - 13%, придаточные предложения (4) - 12%, вопросительные предложения (5) - 4%, предикативная основа (7) - 5%, вводные обороты (6) - 4%, другие варианты - 3%.
Результаты исследования фактического материала были апробированы в курсе технического русского языка в Ганноверском университете (Германия) в летнем семестре 2001/2002 учебного года, в летнем семестре 2003/2004 учебного года и в зимнем семестре 2005/2006 учебного года, в котором приняли участие 93 иностранных студента. Выработанные приемы обучения легли в основу методической системы по обучению немецких студентов-нефилологов пониманию информационной структуры русского предложения в учебно-научных текстах.
Следуя принципу минимизации, для обучения иностранных студентов определению темы в предложении в качестве обучающего материала были выбраны наиболее распространенные в учебно-научных текстах лексико-грамматические конструкции, которые представлены в виде указанных выше моделей выражения темы в предложении. Считаем, что количество моделей достаточно для формирования умений выделять предмет речи в предложениях учебно-научных текстов. В дальнейшем профессиональном обучении при работе с учебно-научной литературой активизируется ассоциативный принцип, который позволяет применять знания и умения на новом материале.
Выделение данных моделей имеет существенное значение для методики организации занятий по чтению учебно-научных текстов в процессе обучения языку специальности, так как содержат приемы узнавания темы предложения.
ПРИМЕЧАНИЯ
Гальперин И. Р. Членимость текста / И. Р. Гальперин // Сб. научн. трудов МГПИИЯ им. М. Тореза.
71 я 1Л/-П т»_1 Ч Г /■- -1/Г О/Г
1У1., 1УОО. ОЫМ.^.-). ".и— ->0.
2
Слюсарева Н. А. Гиперсинтаксический уровень языка и лингвистическое членение текста / Н. А. Слюсарева, Н. И. Теплицкая // Предложение и текст в семантическом аспекте. Калинин: КТУ, 1978. С. 91-106.
3
Аросгва Т. Е. Пособие по научному стилю речи для студентов-иностранцев подготовительных факультетов вузов СССР. Основной курс (Технический профиль) / Т. Е. Аросева, Л. Г. Рогова, Н. Ф. Сафьянова. М.: Русский язык, 1980. 255 с.
4
ПлановскийА. Н. Процессы и аппараты химической и нефтехимической технологии / А. Н. Пла-новский, П. И. Николаев. М.: Химия, 1987. 492 с.
Перышкин И. Н. Физика: Учеб. пособие / И. Н. Перышкин, О. И. Родина. М.: Наука, 1985. 372 с.
ЕгоровИ. В. Клиническая анатомия человека/И. В. Егоров.-Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.544 с.
7
Аросева Т. Е. Пособие по научному стилю речи для студентов-иностранцев подготовительных факультетов вузов СССР. Основной курс (Технический профиль) / Т. Е. Аросева, Л. Г. Рогова, Н. Ф. Сафьянова. Изд. 3-е, перераб. М.: Русский язык, 1987. 293 с.
Гельберг Б. Т. Ремонт промышленного оборудования / Б. Т. Гельберг, Г. Д. Пекелис. М.: Высшая школа, 1977. 292 с.