Научная статья на тему 'Обучение иностранному языку в системе подготовки современного специалиста'

Обучение иностранному языку в системе подготовки современного специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иностранный язык / обучение иностранному языку / обучение профессионально ориентированному общению / иноязычное общение / специалист по защите информации / подготовка специалиста по защите информации

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сальная Л. К.

В статье рассмотрены условия, определяющие качество подготовки современного специалиста, обучение профессионально ориентированному общению как значимому компоненту модели подготовки специалиста, а также подходы и методы, позволяющие наиболее эффективно осуществлять обучение профессионально ориентированному иноязычному общению в неязыковом вузе, в частности метод проектов в обучении профессионально ориентированному иноязычному общению специалистов по защите информации. Для успешной подготовки специалиста по защите информации и развития его профессионально важных качеств необходимо создать оптимальные условия обучения. Под оптимальными условиями обучения понимается такая методика, которая, будучи коммуникативно направленной, учитывала бы область профессиональных интересов в рамках специальности, а также личные профессиональные интересы и цели студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article suggests that the model of specialists" training should be taken into consideration while planning the course in English for specific purposes. Individual purposes and professional interests of students determine the forms and content of English teaching courses. English classes should contribute to the development of professional personality and acquiring of the first experience in professional activity. Modern specialists should be able to use English for solving their professional problems and tasks, so definite principles and methods such as projects and role plays should be used in ESP teaching.

Текст научной работы на тему «Обучение иностранному языку в системе подготовки современного специалиста»

Л. К. Сальная

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

Работа представлена кафедрой лингвистического образования.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор И. А. Цатурова

В статье рассмотрены условия, определяющие качество подготовки современного специалиста, обучение профессионально ориентированному общению как значимому компоненту модели подготовки специалиста, а также подходы и методы, позволяющие наиболее эффективно осуществлять обучение профессионально ориентированному иноязычному общению в неязыковом вузе, в частности метод проектов в обучении профессионально ориентированному иноязычному общению специалистов по защите информации. Для успешной подготовки специалиста по защите информации и развития его профессионально важных качеств необходимо создать оптимальные условия обучения. Под оптимальными условиями обучения понимается такая методика, которая, будучи коммуникативно направленной, учитывала бы область профессиональных интересов в рамках специальности, а также личные профессиональные интересы и цели студентов.

The article suggests that the model of specialists' training should be taken into consideration while planning the course in English for specific purposes. Individual purposes and professional interests of students determine the forms and content of English teaching courses. English classes should contribute to the development of professional personality and acquiring of the first experience in professional activity. Modern specialists should be able to use English for solving their professional problems and tasks, so definite principles and methods such as projects and role plays should be used in ESP teaching.

Концепция модернизации образования предполагает повышение качества профессионального образования, в том числе ка-чества обучения иностранному языку. Общество развивается, его потребности в отношении подготовки специалистов изменяются постоянно, находясь в противоречии с уже сложившейся системой образования. Владение иностранным языком для профессионального общения является важным условием конкурентоспособности на рынке труда, одним из средств реализации профессиональных амбиций личности. Переход от концепции «образование на всю жизнь» к концепции «образование через всю жизнь» делает необходимым воспитание личности, способной к самообразованию и саморазвитию. В условиях расширяющегося международного сотрудничества увеличивается потребность в специалистах, способных эффективно осуществлять профессионально ориентированное иноязычное общение. Очевидно, что реше-

ние большого количества образовательных задач для достижения целей высшего профессионального образования предполагает определение наиболее эффективных подходов и методов в обучении и использование их в интеграции.

В контексте профессионального образования обучение иностранному языку должно быть неотъемлемой частью подготовки специалистов, развития профессионально важных качеств. Изучению профессионально важных качеств и принципов построения модели специалиста посвящены работы Б. Г. Ананьева, В. И. Байденко, А. А. Дорофеева, Л. И. Катаевой, Н. В. Копыловой, Т. А. Полозовой, А. О. Прохорова, В. Ф. Те-нищевой, В. Д. Шадрикова и др.1 Кроме профессионально важных качеств, необходимых всем специалистам, необходимо помнить о специфике каждой специальности и о наборе профессионально важных качеств, характерных для определенного вида профессиональной деятельности.

Специальности в области защиты информации являются на данный момент наиболее востребованными на рынке труда в связи с тем, что информация является самым ценным и вместе с тем самым уязвимым звеном производственной деятельности. Основной целью обучения в рамках данной специализации является подготовка специалистов, способных проектировать и сопровождать системы информационной безопасности для предприятий любой формы собственности и направленности. Профессионально важные качества напрямую связаны с основными видами и функциями деятельности, необходимыми специалисту на предприятии.

Основными качествами при оценке персонала службы безопасности предприятия, как показал анализ работ, беседы с преподавателями выпускающей кафедры и специалистами, работающими в сфере защиты информации, анкетирование студентов, являются: 1) уровень образованности; 2) профессионализм; 3) моральные и этические качества.

Сотрудники, связанные с секретными информационными ресурсами фирмы, должны обладать высокими моральными качествами, а также соблюдать определенные ограничения в использовании информационных ресурсов, работать над самодисциплиной, самоконтролем действий, поступков , высказываний, что обязательно нужно учитывать при планировании занятий и разработке заданий в процессе обучения профессионально ориентированному иноязычному общению.

Английский язык является основным языком профессионального общения в области защиты информации, на нем выходит значительная часть научных изданий, ведутся сайты профессиональных сообществ, на английском языке публикуются международные стандарты по информационной безопасности, знать которые студентам необходимо. Для успешной подготовки специалиста по защите информации и развития его профессионально важных качеств

необходимо создать оптимальные условия обучения. Под оптимальными условиями обучения понимается такая методика, которая, будучи коммуникативно направленной, учитывала бы область профессиональных интересов в рамках специальности, а также их личные профессиональные интересы и цели. Основной предпосылкой развития профессионально важных качеств, связанных с иноязычной речевой деятельностью, является включение учебной деятельности в рамках дисциплины «Английский язык» в аналог будущей профессиональной деятельности, моделирование в учебных ситуациях иноязычного общения процессов решения профессионально-предметных задач.

Контекстный подход, проблемный метод, методы активного обучения, реализующиеся в виде документов, стандартов, научных статей, проблемных заданий в контексте конкретной профессиональной деятельности, деловых игр, воссоздающих ситуации реального профессионального общения, не только оптимизируют процесс обучения английскому языку на втором образовательном уровне, повышают мотивацию студентов, но и развивают умения самостоятельно работать, определять цели работы, этапы и пути ее выполнения, осуществлять самоконтроль и самооценку, представлять результаты своей работы, участвовать в моделировании ситуаций профессионального общения.

Особенно интересным и эффективным методом для обучения общению в процессе решения профессиональных проблем является, на наш взгляд, метод проектов, рассматриваемый в работах Е. С. Полат, Л. А. Шестоперовой, И. А. Зимней, Т. Е. Сахаровой и др.2

Проектный метод обучения имеет ряд преимуществ.

1. Работа над проектом, вне зависимости от того, ведется она индивидуально или в группе, предполагает реализацию принципов личностно ориентированного обучения, так как позволяет студенту самому

23 1

выбирать свою роль и долю участия по желанию и возможностям, что оптимизирует процесс обучения профессионально ориентированному общению и развивает положительную мотивацию.

2. Выбирая свою роль в решении постав -ленной проблемы, общаясь в ходе выполнения проекта, студент готовится принимать участие в реальном профессионально ориентированном иноязычном общении, в будущем выбирать свое место в профессиональном сообществе, строить свою карьеру.

3. Работа над выполнением проекта развивает положительную мотивацию также потому, что ведется в контексте будущей профессиональной деятельности, студенты приобретают опыт профессионально ориентированного иноязычного общения в моделируемых ситуациях реального профессионального общения. Суть работы над проектом как нельзя более точно отражает сущность профессиональной деятельности, которая заключается в выполнении разного рода проектов.

4. Решение проблем в процессе выполнения проектного задания активизирует речемыслительную деятельность студентов, развивает их творческие умения, умение применять полученные знания на практике, привлекать для выполнения проекта знания из различных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия различных вариантов решения, находить новые, неординарные пути решения профессиональных проблем, что в дальнейшем станет залогом их успешной профессиональной деятельности.

5. Метод проектов предполагает использование проблемных, исследовательских, поисковых методов и разработку проблемы в целом, ориентирует на достижение конкретного, значимого для студента результата.

6. Работа над проектами, несомненно, способствует также получению опыта ком -муникативного поведения. В ходе представления и обсуждения результатов работы у студентов формируются умения связного,

аргументированного высказывания, умения представлять результаты своей работы и участвовать в диалогах и полилогах в рамках профессионально ориентированного иноязычного общения, реализовывать свои коммуникативные цели.

Для эффективной организации работы над проектом необходимо соблюдать следующие условия:

• тема проекта должна побуждать студентов к сопоставлению, сравнению событий, явлений и фактов из жизни профессиональных сообществ России и англоязычных стран, а также к изучению и анализу различных подходов к решению проблемы, т. е. студенты должны искать факты из специальных областей знаний и разнообразных (аутентичных) источников информации;

• в работе над проектом должны участвовать все студенты группы, учитывая уровень языковой подготовки, индивидуально-психологические особенности личности, психологическую совместимость студентов в группах.

В курсе дисциплины «Иностранный язык» на втором образовательном уровне предлагается осуществить два исследовательских, практико-ориентированных, межпредметных, внутренних, групповых, долгосрочных проекта с открытой координацией. Каждый проект выполняется в течение академического года. Подобное планирование обусловлено следующими причинами: во-первых, в соответствии с программой на изучение английского языка на третьем и четвертом курсах отводится 1 час в неделю, т. е. значительный объем материала приходится на самостоятельную работу, во-вторых, проектная работа студентов должна носить характер серьезного и всестороннего исследования выбранной проблемы и завершаться представлением практических результатов.

Выбор проблемы для третьего курса («Общие критерии оценки безопасности») продиктован, с одной стороны, необходимостью ознакомиться с большим объемом литературы, представленной на англий-

ском языке, по одной из основополагающих областей деятельности специалиста по защите информации, изучить термины и требования к данному виду профессиональной деятельности, определенные международными стандартами, приобрести опыт профессионально ориентированного иноязычного общения в ходе выполнения проекта и представления результатов работы. На четвертом курсе проект имеет более узкую направленность. Средства и методы защиты информационных технологий, постоянно устаревающие и усовершенствующиеся, также являются базовым направлением профессиональной деятельности специалиста по защите информации; разработка профилей защиты является в настоящее время наиболее перспективным направлением работы в рамках данной специальности, чем и обусловлен выбор темы проекта.

На первом этапе работы в рамках проекта - этапе целеполагания - происходит выбор проблемы, определение и формулировка тем проектов, формирование групп для выполнения проектов и распределение тем и заданий среди участников рабочих групп. В состав каждой группы входят три-четыре человека, подобранные по уровню обученное -ти (он должен быть разным) и по показателям психологической совместимости студентов. Предстоящая работа распределяется таким образом, чтобы каждый студент активно участвовал в работе над проектом.

На этапе планирования студенты обсуждают проблему и темы проектов в общих чертах, предлагается список литературы для изучения, формулируются гипотезы, цель, задачи и этапы работы.

Этап выполнения проекта - самый длительный и трудоемкий. На этом этапе целесообразно координировать работу групп, выделяя для представления промежуточных результатов, обсуждения выполненного этапа работы, возможной корректировки и уточнения дальнейших действий время на занятии или после него. Необходимо также, ввиду межпредметного характера проекта, на всех этапах работы над проектом

сотрудничать с преподавателями выпускающей кафедры. Студенты осуществляют изучение и анализ материала, структурируют его, делают выводы, основывающиеся на извлеченной информации, выполняют запланированную практическую часть проекта.

Представление результатов работы над проектом включает а) представление промежуточных результатов в виде устных сообщений, составления сравнительных таблиц, диаграмм и т. д., б) представление конечного результата работы над проектом, а именно: обзор и анализ литературы по теме, освещение и анализ опыта практической деятельности и представление результатов собственной деятельности в рамках данного проекта.

Представление конечных результатов целесообразно провести в форме деловой игры. Для деловой игры характерны качества, объединяющие ее с проектной деятельностью: обеспечение совместной деятельности обучающихся; приближение игровых условий и учебных задач к реальным; создание целостного представления о проблеме в ходе подготовки к игре и непосред -ственно в ходе ее проведения; мобилизация различных знаний, навыков и умений из различных областей и дисциплин; компонент творчества, как неотъемлемая часть всех активных методов обучения.

Тема игры определяется в соответствии с тематикой проекта; исходя из темы проекта, определяются и роли участников, условия, сфера и место деятельности, моделируемые в игре. Обучение студентов профессионально ориентированному иноязычному общению в рамках деловой игры дос -тигается путем моделирования разнообразных производственных ситуаций; таким образом, приобретение опыта профессионально ориентированного иноязычного общения в процессе проектной деятельности в сочетании с деловыми играми является наиболее эффективным.

Необходимо отметить, что подготовка и проведение деловой игры осуществляются таким образом, чтобы каждый студент

а) получал опыт участия в ситуациях профессионально ориентированного иноязычного общения, б) попробовал себя в разных ролях в рамках одной игры.

Контроль и оценка работы каждого студента производятся регулярно на протяжении всей работы над проектом. Студенты получают промежуточные и итоговые оценки на каждом этапе работы. Кроме того, осуществляется самоконтроль и самооценка участия в выполнении проекта. И, что очень важно, оценка за участие в деловой игре входит в рейтинговую оценку за весь курс обучения английскому языку на вто-

ром образовательном уровне и составляет одну треть от итоговой оценки.

Особо следует сказать о роли препода -вателя в процессе обучения профессионально ориентированному иноязычному общению. Задача преподавателя - создать максимально комфортные условия для развития личности студента в процессе равнопар-тнерского учебного сотрудничества. В рамках личностно ориентированной системы обучения роль преподавателя - направляющая, координирующая, позволяющая студентам самостоятельно развивать профессиональные и личностные качества.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Байденко В. И. Модернизация профессионального образования: современный этап. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002; Дорофеев Ф. Профессиональная компетентность как показатель качества образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 30-33; Копылова Н. В. К вопросу о становлении личностно-профессиональных качеств будущего специалиста // Мир психологии. 2005. № 1. С. 162-170; Талызина Н. Ф., Печенок Н. Г., Хихлов-скии Л. Б. Пути разработки профиля специалиста. Саратов: Саратовский университет, 1987.

2 Зимняя И. А., Сахарова Т. Е. Проектная методика обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. 1991. № 3. С. 9-15; Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.