Цыбикова Туяна Сандаликовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры вычислительной техники и информатики Бурятского государственного университета, e-mail: [email protected].
Tsybikova Tuyana Sandalikovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of CT and computer science, Buryat State University, e-mail: [email protected].
УДК 37.016:002
© Т. С. Цыбикова
Обучение информатике в школе в условиях ФГОС
Системообразующей составляющей ФГОС являются требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные цели образования. Новые стандарты ориентируются не только на предметные, как это было раньше, но и на метапредметные и личностные образовательные результаты. В статье подробно рассматриваются цели обучения информатике, которые формулирует государство в ФГОС.
Ключевые слова: обучение информатике, цели обучения, планируемые результаты обучения информатике.
T. S. Tsybikova
Teaching computer science in school under FGOS conditions
System forming components of FGOS are requirements to results of acquisition of basic educational programs, which are concrete aims of education. New standards are directed not only at the subject, as it was before, but also at metasubject and personal educational results. In the article the aims of teaching computer science are thoroughly considered, they are formulated by a state in FGOS.
Keywords: teaching computer science, aims of education, planned results of teaching computer science.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) курс информатика входит в предметную область «Математика и информатика». В учебном (образовательном) плане основного общего образования на изучение курса информатики отводится по 1 часу в неделю в 7-9-х классах с общим количеством часов - 105. Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). К концу обучения начальной школы (в соответствии с ФГОС начального общего образования) обучающиеся должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. В основной школе, начиная с 5-го класса они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Образовательное учреждение, исходя из конкретных условий, может начинать изучение курса информатики с 5-го класса за счет часов школьного учебного плана, выстраивая непрерывный курс информатики в 5-9-х классах, обеспечивая его преемственность с курсом информатики начальной школы.
Общеобразовательный курс информатики -один из основных предметов, способный дать обучающимся методологию приобретения зна-
ний об окружающем мире и о себе, обеспечить эффективное развитие общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики, становление умений и навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Информатика имеет очень большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий как одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Переход на ФГОС ООО предполагает разработку рабочей программы курса информатики. Начиная работу по разработке рабочей программы курса информатики основной школы необходимо изучить все документы по ФГОС ООО и примерную программу по информатике (2011). Для каждого образовательного учреждения должна быть разработана рабочая программа курса информатики, которая должна содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего обра-
зования с учетом специфики учебного курса;
2) общую характеристику учебного курса;
3) описание места учебного курса в учебном плане ОУ;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса;
5) содержание учебного курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
8) планируемые результаты изучения учебного курса.
Содержание примерной программы курса информатики представлено инвариантной и вариативной частью. На вариативную часть отводится 25% времени программы, содержание которой формируется авторами рабочих программ. Часы для вариативной части используются авторами рабочих программ для более глубокой проработки основного содержания обучения.
Учебная программа по информатике и ИКТ включает в себя следующие разделы:
• Введение в информатику.
• Алгоритмы и элементы программирования.
• Использование программных систем и сервисов.
• Работа в информационном пространстве.
Планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования по информатике и ИКТ.
Информация и способы ее представления
Выпускник научится:
• использовать термин «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
• описывать размер двоичных текстов, использовать термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных;
• записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
• кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
• использовать основные способы графического представления числовой информации.
Выпускник получит возможность:
• познакомиться с примерами использования формальных (математических) моделей, понять разницу между математической (формаль-
ной) моделью объекта и его натурной («вещественной») моделью, между математической (формальной) моделью объекта/явления и его словесным (литературным) описанием;
• узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например 0 и 1;
• познакомиться тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;
• познакомиться с двоичной системой счисления;
• познакомиться с двоичным кодированием текстов и наиболее употребительными современными кодами.
Основы алгоритмической культуры
Выпускник научится:
• понимать термины «исполнитель», «состояние исполнителя», «система команд»; понимать различие между непосредственным и программным управлением исполнителем;
• строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать возможные состояния и системы команд этих исполнителей;
• понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов;
• составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
• использовать логические значения, операции и выражения с ними;
• понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
• создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины;
• создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.
Выпускник получит возможность:
• познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простейшими операциями с этими структурами;
• создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учебы и вне ее.
Использование программных систем и сервисов
Выпускник научится:
• базовым навыкам работы с компьютером;
• использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии);
• знаниям, умениям и навыкам, достаточным для работы на базовом уровне с различными программными системами и сервисами указанных типов; умению описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии.
Выпускник получит возможность:
• познакомиться с программными средствами работы с аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
• научится создавать текстовые документы, включающие рисунки и другие иллюстративные материалы, презентации и т. п.;
• познакомиться с примерами использования математического моделирования и компьютеров в современных научно-технических исследованиях (биология и медицина, авиация и космонавтика, физика и т. д.).
Работа в информационном пространстве
Выпускник научится:
• базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет-сервисов при решении учебных и внеучебных задач;
• организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
• основам соблюдения норм информационной этики и права.
Выпускник получит возможность:
• познакомиться с принципами устройства Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, методами поиска в Интернете;
• познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами; познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
• узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и национальные стандарты;
• получить представление о тенденциях развития ПК.
Установленные ФГОС ООО новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. В информатике формируются многие виды деятельности, которые носят метапредметный характер, способность к ним образует ИКТ-компетентность. Это моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; информационный аспект управления процессами и пр.
Специфика общеобразовательного курса информатики заключается в том, что она активно использует элементы других дисциплин: математики, философии, статистики, психологии и инженерии. Информатика оперирует с фундаментальными понятиями, которые внешне по-разному проявляются в различных областях знания.
Отличительной особенностью ФГОС ООО является установленные новые требования к результатам обучающихся: личностные, мета-предметные и предметные образовательные результаты, которые формируются путем освоения содержания общеобразовательного курса информатики.
Результаты направлены на формирование в рамках курса информатики прежде всего личностных универсальных учебных действий.
Метапредметные результаты нацелены преимущественно на развитие регулятивных и зна-ково-символических универсальных учебных действий через освоение фундаментальных для информатики понятий алгоритма и информационной (знаково-символической) модели.
Предметные результаты в сфере познавательной деятельности отражают внутреннюю логику развития учебного предмета: от информационных процессов через инструмент их познания - моделирование к алгоритмам и информационным технологиям. В этой последовательности формируется, в частности, сложное логическое действие - общий прием решения задачи.
Учитель информатики должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Чтобы решать эти задачи, каждому учителю важно понять, что, зачем и каким образом изменить в своей деятельности. Особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания информатики, ориентированной на формирование как предметных, так и метапред-метных и личностных результатов.
Ни один навык не формируется без устойчивого интереса. Познавательный интерес является одним из значимых факторов активизации учебной деятельности. Только в этом случае учение становится личностно-значимой деятельностью, в которой сам обучаемый заинтересован.
Содержание учебного материала и форма, в какой он преподносится обучающимся, должны быть таковы, чтобы сформировать у них целостное представление видения мира и понимание места и роли человека в нем, чтобы получаемая информация становилась для них личностно-значимой.
Как спроектировать урок информатики с ме-тапредметным подходом?
По мнению инициаторов идеи метапредмет-ности, учитель должен не составлять план урока, а сценировать его.
Независимо от многообразия и специфики типов любое учебное занятие должно нести следующие функции и соответствующие им этапы.
Первая функция - введение обучаемых в учебную деятельность. Введение в учебную деятельность предполагает:
а) создание у обучаемых учебной мотивации («мотив» - побудитель к действию, «мотивация» - процесс побуждения, стимулирования мотивов);
б) осознание и принятие учащимися учебной цели.
Таким образом, в начале учебного занятия надо сделать две важные вещи: заинтересовать обучаемых и сделать так, чтобы они поняли, чему будут учиться.
Вторая функция, которую учитель должен предусмотреть - создание учебной ситуации, т. е. такого действа, в котором будут достигаться учебные цели.
Для создания учебной ситуации учителю нужны особые задачи, которые нацелены на получение результата, содержащегося в условии самой задачи.
Особенность учебных задач состоит в том, что они нацелены на усвоение способа действия (как решать?), в ходе которого происходит развитие их мышления, формируются познавательные процессы. Важно помнить, что решение
учебной задачи - это не продукт, а средство достижения целей учебной деятельности. Именно в процессе решения задач происходит реализация фундаментальности и метапредметности. При этом речь идет об освоении полного цикла решения задачи, а именно:
• постановка задачи;
• построение, анализ и оценка модели;
• разработка и исполнение алгоритма в рамках данной модели;
• анализ и использование результатов.
Именно умение самостоятельно поставить
задачу, найти метод ее решения, построить алгоритм, т. е. описать последовательность шагов, приводящих к необходимому результату (или применять уже готовые программные продукты), правильно оценить и использовать полученный результат, делают человека по-настоящему готовым к жизни в современном, быстро меняющемся мире. В процессе решения задач формируется язык, общий для многих научных областей.
Третья функция, которую должен спроектировать учитель - обеспечение учебной рефлексии.
Примерные вопросы для организации учебной рефлексии:
• «Что ты делал?» (вопрос аналитического жанра, призывающий ученика воспроизвести как можно подробнее свои действия до затруднения);
• «Что у тебя не получается?» (вопрос нацелен на поиск учащимся «места» затруднения, ошибки);
• «Какова причина твоего затруднения или ошибки?» (критический вопрос);
• «Как надо выйти из затруднения?» (вопрос, ориентированный на построение учеником нормы действия).
Если ученики не могут построить своей версии из сложившегося положения, то учитель либо еще раз должен повторить демонстрацию, но с новыми акцентами на тех местах, которые вызвали у обучаемых затруднение, либо прочитать лекцию (цикл лекций), в которой дается информация, необходимая для решения задачи такого типа, которая решалась учениками. Важно подчеркнуть, что в подобной ситуации исчезает проблема «отсутствия интереса у обучаемых к учебе». Лекция читается не тогда, когда учащиеся еще не знают, куда ее «поместить в своей голове» (потому часто теряют интерес), а «под потребность» - намаявшись с затруднениями,
построив свои предположения, они готовы и хотят слушать педагога. Место теоретической лекции оправдано.
Четвертая функция - функция обеспечения контроля за деятельностью обучаемых. В учебной деятельности учитель должен контролировать изменения, происшедшие в ученике. Именно эти изменения являются действительным продуктом учебной деятельности. Для самого обучаемого контроль за правильностью выполнения задания означает направленность сознания на собственную деятельность. Контроль имеет ценность только в том случае, когда он постепенно переходит в самоконтроль.
Таким образом, проектируя замысел современного учебного занятия по информатике, учитель должен стимулировать учебные мотивы ученика, активизировать учебную деятельность, обеспечивать рефлексию учебной деятельности
и контроль за процессом и результатами деятельности обучаемого.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение, 2011. -48 с. - URL : http://standart.edu.ru
2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011. -159 с. - URL : http://metodist.lbz.ru
3. Сергеева Т.А., Уварова Н.М. Проектирование учебного занятия: методические рекомендации. - М. : Интеллект-Центр, 2003. - 84 с.
4. Фоменко И. А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапред-метности [Электронный ресурс]. - URL : fomenko.edusite.ru/ p35aa1.html
Цыбикова Туяна Сандаликовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры вычислительной техники и информатики Бурятского государственного университета, e-mail: [email protected].
Tsybikova Tuyana Sandalikovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of CT and computer science, Buryat State University, e-mail: [email protected].
УДК 378.146
© Г. А. Шишкин
Балльно-рейтинговые системы оценки знаний студентов и их адаптация к новым требованиям
В статье рассматривается вариант изменения ранее применяемых рейтинговых систем оценки знаний студентов при изучении базовых и специальных дисциплин в связи с обязательной ее структурой. Ключевые слова: рейтинговые системы, дисциплина, оценка знаний, студенты.
G. A. Shishkin
Score-rating systems of students knowledge assessment and their adaptation to new requirements
In the article the variant of modification in rating systems of students knowledge assessment applied before, is considered at studying of basic and special disciplines regarding to its obligatory structure. Keywords: rating systems, discipline, knowledge assessment, students.
В 2013 г. министерством образования и науки РФ утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлению подготовки 01.03.02 Прикладная математика и информатика (уровень бакалавриата).
И с первого сентября 2013 г. вступил в силу новый закон об образовании в России, в котором выделена кредитно-модульная система организации образовательного процесса и система зачетных единиц. В соответствии с этим законом использование бально-рейтинговой системы при
изучении студентами дисциплин учебного плана является обязательной.
Естественно большинство преподавателей и ранее применяли бально-рейтинговые системы и их существует почти столько же, сколько преподавателей их применяют. Это снижает эффективность их применения, так как студенты одной специальности даже в одном семестре изучают более десяти дисциплин, которые ведутся в основном разными преподавателями, причем довольно часто лекции читает один преподаватель, а практические, семинарские и лаборатор-