Научная статья на тему 'Обучение игре на духовых инструментах в контексте личностно-ориентированной педагогики'

Обучение игре на духовых инструментах в контексте личностно-ориентированной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
355
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ARTISTIC INTERPRETATION / CREATIVE THINKING / AESTHETIC ATTITUDE / EMOTIONAL RESPONSIVENESS / STYLE OF IMPLEMENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куров Николай Львович

The article examines the research in the field of artistic interpretation of musical compositions by performers. The authors shows how the development of artistic interpretation of music by a windmusician can be accomplished as a result of using in the educational process achievements of phylosophy, pedagogics, psychology, related kinds of art, culturologie. In the process of artistic interpretation of a musical composition you can observe the development of musical skills, creative thinking, imagination and artistic taste of the learner.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the research in the field of artistic interpretation of musical compositions by performers. The authors shows how the development of artistic interpretation of music by a windmusician can be accomplished as a result of using in the educational process achievements of phylosophy, pedagogics, psychology, related kinds of art, culturologie. In the process of artistic interpretation of a musical composition you can observe the development of musical skills, creative thinking, imagination and artistic taste of the learner.

Текст научной работы на тему «Обучение игре на духовых инструментах в контексте личностно-ориентированной педагогики»

УДК 7.071.2

Н.Л. Куров

ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ В КОНТЕКСТЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПЕДАГОГИКИ

В настоящее время в нашей стране происходит реформирование современного общества, которое невозможно без его духовного обновления, в основе которого лежит возрождение истинных целей и общечеловеческих идеалов.

В 1990-х годах в России вследствие обострения кризисных явлений во всех сферах общественной жизни произошел резкий спад духовнонравственного потенциала граждан, а нравственные ориентиры были оттеснены на второй план рыночной экономикой.

Это привело к тому, что : значительной частью молодежи отвергаются ценности высокого искусства и их эталонная роль в культуре; в социальной практике недооценивается роль эстетического сознания и художественной культуры в развитии общества; увеличивается разрыв между массовой школой и высокой культурой; девальвируется содержание таких нравственных качеств личности, как беззаветная преданность отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, честь, патриотизм, мужество, гуманизм, самоотверженность.

В связи с этим возрастает необходимость в развитии искусства, культуры и образования, которые являются основой успешного проведения реформ и преобразований. Музыкальное искусство в этом контексте, в частности духовая музыка, играет особую роль.

Музыка, как сфера звука и музыкального образа, оказывает особое воздействие на эмоциональный мир человека, его мысли и чувства и способствует тому, что он начинает осознавать цель жизни и стремиться познавать красоту и добро, любовь и свободу. Под действием музыкального искусства у человека происходит формирование духовного идеала личности, что помогает ему противостоять разрушительной силе зла и выстоять в трудных ситуациях и испытаниях [5].

Значительное место в современной музыкальной культуре принадлежит духовой музыке. Концертная деятельность школьных, любительских, военных и других духовых оркестров и ансамблей является важной частью эстетической, идео-

логической, патриотической и воспитательной работы, которая проводится с молодежью.

Преобразования, произошедшие в России в политической, социально-экономической и духовной сферах, а также поставленные задачи гуманизации образования направлены на создание условий для максимального раскрытия возможностей каждой личности и её творческого развития, обуславливают необходимость обновления профессиональной подготовки музыкантов-ис-полнителей на духовых инструментах, которая должна соответствовать уровню развития отечественного и мирового музыкального искусства.

На новом витке социально-экономического развития зародилось новое направление в образовательной системе - художественно-педагогическое, целью которого стало решение образовательных и воспитательных задач на основе искусства как педагогического средства. К числу таких средств относится, в частности, музыка, исполняемая на духовых инструментах.

Большинство преподавателей на духовых инструментах в процессе обучения полностью сосредотачивают внимание на формировании у учащихся профессионально-игровых умений и навыков. Универсальному музыкальному развитию обучаемых духовиков не уделяется специального внимания. Не изучены функции важнейших психолого-педагогических механизмов, влияющих на процесс развития учащихся в процессе обучения. Отсутствует научно-разработанная теория развивающего обучения.

При обучении игре на духовых инструментах имеются два основных противоречия:

1. Несоответствие существующей теории и практики обучения реальным изменениям, происходящим в экономике, политике, идеологии и другим изменениям, влияющим на музыкальную педагогику.

2. Методы обучения не соответствуют потребностям, интересам и индивидуальным возможностям музыканта-духовика, т.е. не имеют личностноориентированного подхода к каждому студенту.

Модернизация системы обучения игре на духовых инструментах, которая происходит в насто-

© Н.Л. Куров, 2009

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009

455

ящее время и будет происходить в дальнейшем, должна в первую очередь учитывать интересы, потребности и стремление каждого индивидуума, т.е. иметь личностно-ориентированный характер.

Переходу от авторитарного образования к личностно-ориентированному способствуют труды ведущих философов, искусствоведов, психологов, педагогов: Н.А. Бердяева, Л.С. Выготского, В.С. Кузина, В.И. Петрушина, ГМ. Цыпина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, М.Н. Скаткина, В.И. Черничен-ко, А.А. Мелик-Пашаева, Э.Б. Абдулина, В.Г Раж-никова, Т. А. Докшицера, Б.М. Теплова, Б.Г Лихачева, Б. Юсова, В.М. Прокопова и других.

При авторитарных методах обучения: внешние и количественные показатели успеха преобладают над внутренними и содержательными показателями, что ослабляет творческие возможности педагога и ученика. У большинства преподавателей игры на духовых инструментах отсутствует ясное понимание особенностей художественнотворческого развития музыкантов-духовиков; центром педагогического процесса является музыка и число пройденных и исполненных произведений, а не развитие личности ученика [6].

При личностно-ориентированном преподавании взаимодействие между учителем и учеником происходит в атмосфере свободы и доверия, что создает творческую обстановку.

В основе авторитарных методов преподавания лежит подчинение младшего старшему. Ученик обязан безоговорочно слушать и выполнять учительские наставления, не имея права на свои убеждения и позиции.

У современной молодежи другие жизненные взгляды и позиции, которые отличаются от взглядов молодежи шестидесятых, семидесятых и восьмидесятых годов. Она требует перемен в педагогике, соответствующих изменениям, которые произошли в нашей экономике, политике, идеологии, а также установления новых межличностных отношений между учеником и учителем.

Все большее количество преподавателей духовиков приходит к выводу, что необходимо изменение методов обучения игры на духовых инструментах, т.е. отход от позиций авторитарной педагогики и предоставления учащемуся свободы на создание собственной интерпретации музыкального произведения; на поиск личностного смысла в своей творческой деятельности.

Всемирно известный трубач Т.А. Докшицер считал, что каждый исполнитель имеет право на свобо-

ду творчества. Он отмечал, что каждый интерпретатор может иметь свое толкование оттенков музыкальных образов, а глубина и разносторонность творческого образного мышления связана с мироощущением, духовным богатством, интеллектом, эмоциональной природой исполнителя [4].

Искусство, в частности духовая музыка, обладает функциями, формирующими нравственный и эстетический идеал человека, которые определяют его деятельность как личности.

Переход на обучение на основе личностноориентированной педагогики проводится с целью осуществления системного образовательного процесса средствами искусства, направленного на воспитание всесторонне развитой и интеллектуальной личности.

В.Н. Ражников считает, что действия преподавателя с позиции наставника, руководителя, репетитора, режиссера-постановщика оказывают оперативную и случайную помощь, но чаще всего приводят к разделению обучения и воспитания и не содействуют эффективной работе ученика с музыкальным произведением. В результате чего он приходит к выводу, что личность ученика развивает только развивающаяся личность педагога [6].

В условиях перестройки нашего общества повышаются требования к педагогу-духовику.

Эти требования определены Л.А. Баренбоймом: «Задачи педагога, обучающего исполнительскому искусству очень широки: он открывает ученику эстетическую, познавательную и этическую сущность музыки, прививает музыкальную культуру, руководит и развитием мастерства, воспитывает волю к воплощению музыки и воздействию на слушателей, развивает наблюдательность к окружающим жизненным явлениям. Но все, что делает педагог, в конечном итоге, должно помочь раскрытию личности молодого исполнителя, разбудить его фантазию, направить к самостоятельным творческим исканиям. Педагог не выполняет этой основной задачи, если не использует индивидуально различных путей работы с учеником, если воспитывает ученика в тепличной атмосфере, окружает излишней опекой, преподносит все в раскрытом виде и, тем самым, не приучает к творческой пытливости» [2].

Важной составляющей личностно-ориентированной педагогики является мастерство преподавателя, которое оценивается не только по выбору методов, средств и форм воздействия на обучаемого, но и по его соучастию в совершен-

456

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009

ствовании личности студента и его музыкальноисполнительского мастерства.

Исследователи отмечают, что существующая структура образовательного процесса вызывает у студентов сильное психическое напряжение, приводящее к неврозам, и э то, в свою очередь, снижает продуктивность обучения [3].

С целью повышения качества педагогической подготовки в вузах производится модернизация содержания обучения и вводятся новые образовательные технологии, что выражается введением в действие государственных образовательных стандартов высшего образования второго поколения. К новым технологиям обучения, в которые включены элементы традиционных технологий, относятся: эвристическое обучение как развивающая дидактическая система; игровое обучение; исследовательские методы обучения; использование наглядных средств в обучении; развитие воспитывающих отношений в процессе обучения; технология компьютерного обучения [1].

Рассматривая приемы и способы обучения при определении их эффективности и целесообразности, следует исходить из того, насколько они способны инициировать и вводить в действие художественно-творческий потенциал учащихся и стимулировать разработке новых профессиональных творческих решений [8].

Большую роль в переходе преподавателей-духовиков на личностно-ориентированную педагогику имеет оптимизация межличностных отношений между учителем и учеником, так как в процессе занятий они непосредственно взаимодействуют друг с другом [7].

От того как складываются взаимоотношения между учителем и учеником зависят результаты обучения.

Современное молодое поколение критически относится к авторитарным методам педагогики и имеет свои взгляды и мнение на учебный процесс и творческую музыкально-исполнительскую деятельность. Поэтому большое значение имеет умение учителя установить с учеником межличностные отношения исходя из его способностей, интересов, мировоззрения.

Основная задача учителя состоит в том, чтобы повысить творческую активность ученика и подготовить его к самостоятельной работе, что является необходимым условием для формирования личности, способной приспособиться к жизненной ситуации.

Эта цель может быть достигнута лишь в том случае, если в процессе обучения учитель будет учитывать мнение и взгляды ученика, а возникающие в учебном процессе конфликтные ситуации разрешать путем диалога с учеником.

Оптимизация межличностных отношений требует от преподавателя большой компетенции, так как в зависимости от учебной ситуации требуются различные формы и способы взаимодействия учителя с учеником, способные повысить эффективность музыкальных занятий.

Нами были проведены исследования с преподавателями музыкальных вузов и колледжей по специальности «Духовые и ударные инструменты» по определению их отношения к личностно-ориентированному и традиционным методам преподавания. Проведенные исследования с 20 респондентами показали, что 8 преподавателей (40%) положительно относится к переходу на новые методы обучения.

Полученные результаты исследований говорят о том, что в преподавании игры на духовых инструментах постепенно утверждается понимание необходимости перехода на новые методы обучения.

Библиографический список

1. Ахметова М.Н. Педагогические теории и системы: Аспект технологий: Учебное пособие. - Чита, 1998.

2. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л., Музыка, 1974.

3. Бувайлов В., Куропова Г., Сенаторова Н. Нервно-психическое состояние студентов как ва-леологическая проблема // Высшее образование в России. - 1996. - .№2.

4. Докшицер Т.А. Путь к творчеству. - М.: Муравей, 1999. - 214 с.

5. Куров Н.Л. Роль военных ансамблей песен и плясок в формировании духовного идеала личности у молодежи // Объединенный научный журнал. - 2002. - .№7. - С. 34-36.

6. Ражников В.Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении // Вопросы психологии. - 1988. - №1. - С. 34-36.

7. Хазанов П.А. Оптимизация межличностных от ношений и взаимодействий в системе «учитель-ученик» (на материале индивидуальных занятий художественно-творческой деятельностью). - М., 2006. - 214 с.

8. Черниченко В.И. Педагогика высшей школы: Курс лекций по разделу «Дидактика». - М.: МГУКИ, 2002. - 120 с.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009

457

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.