Научная статья на тему 'Обучение игре на духовых инструментах студентов вузов культуры и искусств: когнитивный подход'

Обучение игре на духовых инструментах студентов вузов культуры и искусств: когнитивный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
562
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ / КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД / МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подаюров Владимир Григорьевич

Статья посвящена проблеме приобщения студентов вузов культуры и искусств к духовому исполнительскому искусству

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение игре на духовых инструментах студентов вузов культуры и искусств: когнитивный подход»

В. Г. ПОДАЮРОВ

ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ: КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД

Статья посвящена проблеме приобщения студентов вузов культуры и искусств к духовому исполнительскому искусству.

Ключевые слова: методика обучения игре на духовых инструментах, когнитивный подход, мотивация обучения.

В настоящее время отношение к духовому исполнительскому искусству неоднородно. Любовь публики к выступлениям военных оркестров, джазовых ансамблей не ослабевает, по-прежнему много желающих посещать концерты известных музыкантов-исполнителей на духовых музыкальных инструментах, однако в образовательных учреждениях всех ступеней крайне низок процент поступающих на духовые отделения. Ситуацию усугубляет отток с этих отделений. Тут две главных причины. Во-первых, игра на духовых инструментах требует больших физических нагрузок, связанных с традиционными приемами звукоизвлечения (возникают проблемы со здоровьем, первые симптомы профессиональных заболеваний), во-вторых, потеря интереса к занятиям бывает вызвана слабой мотивацией к обучению не только на начальном этапе, но и при дальнейшей профессиональной подготовке в вузе.

Опыт многолетней педагогической, концертно-исполнительской работы и научно-исследовательской деятельности в области духового, в частности, кларнетово-саксофонного исполнительства позволил нам выявить три наиболее существенных группы факторов, которые препятствуют положительным сдвигам в состоянии означенной проблемы. Перечислим их.

Факторы здоровьеразрушающие. Ухудшение общего самочувствия молодых исполнителей (возрастающие физические и психические нагрузки, конструкционно обусловленные изменения в организме исполнителей по истечении нескольких лет обучения могут вызвать профессиональные заболевания). Эти факторы дают о себе знать при слабом привлечении методистами и педагогами-музыкантами научно-практического опыта современной медицины, психофизиологии, психологии для совершенствования образовательного процесса.

Факторы технико-технологические. В традиционной системе музыкального образования сохранился консервативный подход к вопросам исполнительской постановки, технологии и техники звукоизвлечения, использования художественно-выразительных средств. Педагоги зачастую игнорируют инновационные исполнительские приемы и возможность расширить диапазон игровых умений и навыков путем формирования вариативных комплексов исполнительских действий для более эффективного решения интерпретационных задач и художественной выразительности исполнения.

Факторы социально-имиджевые. Не разработаны теоретико-методический и практический аспекты интеллектуализации учебно-тренировочного и концертно-исполнительского процесса (создание

образа «успешного исполнителя», развитие коммуникативных умений, усвоение средств эмоционально-психологического воздействия на публику в процессе концертного исполнения, повышения конкурентоспособности духовых специальностей).

Для совершенствования результатов деятельности музыкантов-исполнителей и педагогов в современных социально-экономических условиях необходимо нейтрализовать перечисленные негативные факторы. Как показывает анализ учебной документации, а также беседы с исполнителями, преподавателями и учащимися, традиционная педагогика духового исполнительства ни в методическом, ни в практическом аспектах с этим не справляется. В ее арсенале практически отсутствуют инновационные обучающие методики и технологии, способные возродить массовый интерес к данной сфере музыкальной культуры, повысить качество образования современных исполнителей на духовых инструментах.

Избранное нами направление экспериментальной теоретико-методической и эмпирической деятельности опирается на когнитивный подход -выявление и развитие способности (умения) самостоятельно, творчески использовать исполнительский арсенал в процессе работы над музыкальным произведением и последующим его исполнением. Такой подход повышает заинтересованность, мотивированность, темпы профессионализации сознания, способствует сохранению физиологического, эмоционального и духовно-нравственного здоровья музыкантов.

Рассмотрим подробнее возможности нейтрализации проблемных факторов в процессе обучения исполнителей на духовых инструментах, в частности - кларнете и саксофоне - применительно к начальным курсам вузов культуры и искусств, для студентов, нуждающихся в расширении практических музыкальных компетенций в соответствии с требованиями современного высшего образования.

Технический аспект образовательного процесса в классах кларнета и саксофона в последнее время начали рассматривать сквозь призму теоретико-методических проблем педагогики исполнительства на духовых музыкальных инструментах.

Обратимся к истории вопроса. В начале ХХ столетия крупными педагогами была установлена система принципов, методов, форм, приемов обучения игре на духовых инструментах - изданы фундаментальные труды, опиравшиеся на популярную в те времена физиологическую концепцию И. П. Павлова. С тех пор кардинальных изменений долгое время не было. Однако авторы научно-практических исследований и учебно-методических трудов, созданных в последние десятилетия, заговорили

№ 2 (49), 2013

"Культурная жизнь Юга России"

о необходимости в корне пересмотреть теоретико-методологические основы, о целесообразности иных подходов к организации образовательного процесса в классах исполнительского искусства на духовых инструментах, о психолого-педагогических, технических и технологических инновациях в содержании методик обучения.

Например, К. А. Квашнин пишет о «новых задачах обучения инструменталистов-духовиков»: «В отличие от общепринятых в настоящее время методов обучения, ставящих целью постепенное накопление музыкантом отработанных, доведенных до автоматизма приемов игры, целесообразно <...> решать проблему систематического развития у духовиков способности гибкого управления исполнительским аппаратом при игре» [1].

«Гибкость» исполнительского аппарата подразумевает когнитивный подход к освоению основ инструментального исполнительства: активизацию сравнительно-аналитического, художественно-образного и абстрактного мышления; творческое решение учебно-исполнительских задач; выявление, сохранение и развитие индивидуальности стиля, манеры, приемов; приобретение широкой компетентности в изучаемой области и смежных научно-практических сферах.

Когнитивный подход, под которым понимается сознательное отношение к процессу обучения, к овладению каким-либо видом деятельности, в последние десятилетия является ведущим, что, соответственно, должно отражаться на методической составляющей современных педагогических систем, образовательных процессов (выбор видов, форм, методов, приемов, средств обучения). Ведущий фактор достижения высоких результатов обучения исполнительскому искусству - способность умственного восприятия информации, ее продуктивная (креативная) переработка. В том числе -внимательное запоминание, интеллектуальный анализ собственных ощущений, сравнительно-аналитическое осмысление, творческое мышление, построение моделей действия - различных вариантов комплексов исполнительских движений, мыслительного и физического воспроизведения.

Некоторые исследователи говорят об эстетической когнитивности. Для нас это также принципиально важно. В соответствии с практическим опытом мы убеждены, что музыкант должен ориентироваться на эстетику в трех ее проявлениях: эстетика музыкального исполнительства (эстетика звука), эстетика внешнего образа музыканта-исполнителя (эстетика поведения), эстетика внутреннего мира (интеллектуально-духовная гармония). Главные цели, координирующие исполнительскую деятельность музыканта на физическом и психологическом уровнях:

- эстетизация звучания инструмента как результат профессионального исполнительского мастерства;

- эстетизация интерпретации музыкального произведения как проявление высокой интеллектуальной и художественной культуры личности;

- эстетизация облика музыканта в процессе исполнения как признак целостной гармоничной личности.

Ясно представляя себе эталон (в этих трех проявлениях), музыкант должен продумывать пути его достижения - подбирать исполнительские

приемы, способы, средства; варьировать и сочетать движения; заниматься интеллектуальным, духовно-нравственным, художественно-творческим саморазвитием; всемерно совершенствовать профессиональные способности и социально-значимые качества личности. И как итог всего этого -реализовывать продуманное, вести сравнительную оценку достигнутых результатов, соотнося их с представленным эталоном.

Осознанность решений и действий, интеллек-туализированность процессов обучения (в первую очередь, запоминания и воспроизведения) являются, таким образом, ключевыми требованиями к теоретико-методическому содержанию образовательного процесса и к результатам профессиональной подготовки.

С учетом сказанного можно выделить проблему формирования здоровьесберегающей, профессиональной, социально-имиджевой мотивации обучающихся музыкантов на основе когнитивного подхода в качестве ведущей тематической линии, определившей современные теоретико-методические основы обучения игре на духовых инструментах (в частности, на кларнете и саксофоне).

Под мотивацией мы понимаем динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. У учащихся средних специальных учебных заведений, а тем более -студентов вузов подобная мотивация, как правило, сформирована; многие из них уже работают по специальности, являются постоянными членами гастролирующих ансамблей и оркестров. Для таких исполнителей профессиональная мотивация очевидна.

Здоровьесберегающий мотив также проявляется у многих сформировавшихся музыкантов, почувствовавших проблемы со здоровьем, но сохранивших при этом желание стать профессиональным исполнителем высокого уровня - ан-самблистом, оркестрантом, солистом с заметным, самобытным стилем и оригинальным, запоминающимся исполнительским образом. А вот у начинающих музыкантов, независимо от возраста, подобную мотивацию необходимо формировать заранее и постепенно (в процессе бесед, при обсуждении конкретных примеров побуждая к наблюдению, размышлениям, выводам). Если начинающий музыкант изначально правильно мотивирован («грамотно» настроен со стороны педагога, родителей или самостоятельно осознает целесообразность и перспективность обучения), в дальнейшем необходимо лишь поддерживать его мотивированность, выявляя изменения в интересах и желаниях, помогая разрешать проблемы, корректируя и формируя потребности, направляя становление личности как уникального и в то же время социально-значимого субъекта деятельности.

Мотивация тесно связана с потребностью. Если у учащегося не сформирована потребность, соответствующая педагогическим целям, то задачей преподавателя является формирование потребности на основе:

- активизации сознания;

- корректировки интересов;

- стимулирования любопытства и заинтересованности;

- закрепления доброжелательного отношения к советам педагога;

- побуждения к действиям, экспериментам;

- самосовершенствования и профессионального становления, личностного развития.

Для достижения высоких образовательных результатов в процессе обучения игре на кларнете и саксофоне преподавателю необходимо опираться на теорию мотивации, разработанную в рамках де-ятельностного подхода. И в процессе педагогического взаимодействия формировать у студентов высшие социальные потребности и мотивы (мотивы самоутверждения, саморазвития, социальной идентификации, престижа, коммуникативные, познавательные, процессуально-содержательные). Тогда занятия музыкой, самостоятельные тренировки и репетиции, выступления, работа над ошибками будут доставлять удовольствие и наибольшую пользу. Заинтересованность учеников музыкальной деятельностью подкрепят осознание целесообразности, перспективности, социальной и личностной значимости. Так можно достичь максимально эффективных результатов от совместной работы в инструментальном классе.

Нецелесообразно рассматривать проблему мотивации, опираясь только на одну выбранную концепцию. Отталкиваясь от идей ведущих российских и зарубежных психологов (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Асмолов, Д. Н. Узнадзе, А. Н. Леонтьев, Х. Хекхаузен, А. Маслоу, и др.), учитывая разработки европейских и американских ученых, а также практикующих психологов, экономистов, анализируя резюмирующие труды (М. П. Якобсон и др.), мы особо выделили подходы, которые раскрывают функциональную сущность мотива.

Отметим, что для разработки мотивационных аспектов современной методики обучения игре на духовых инструментах важны результаты научно-исследовательской деятельности многих ученых: теория формирования потребностей А. Маслоу; теория мотивации К. Альдерфера, Х. Хекхаузена; положения Г. Олпорта о формировании мотивов и их влиянии на совершенствование деятельности личности; исследования А. А. Вербицкого и Н. А. Бакшаевой. По Вербицкому и Бакшаевой, «та деятельность, которая выступала для человека сначала как средство достижения целей, начинает вызывать интерес сама по себе и обретает собственную мотивирующую силу <...> порождает источник новых мотивов, и основным из них является включение человека в новую систему общественно-практических отношений, предъявляющую ему новые требования» [2]. В качестве определения мотивации авторы перефразируют слова Х. Хекхаузена: «Мотивация - побуждение к действию определенным мотивом» [3].

Однако в интересующем нас случае важен вопрос о полимотивированности деятельности. На основании выявленных нами проблемных факторов мы выделили три основных предположительных потребности (главные педагогически и исполнительски значимые цели), которые могут мотивировать музыкантов (кларнетистов и

саксофонистов) к повышению исполнительского мастерства в соответствии со следующей шкалой ценностей: здоровье, карьера, саморазвитие. Многолетними наблюдениями эмпирически подтверждено, что актуализация и удовлетворение одной потребности (например, здоровьесберега-ющей) приводит к появлению потребности новой, более высокого уровня, и далее - к актуализации соответствующего мотива и его реализации.

Таким образом, педагога в первую очередь должны интересовать потребности его учеников. Потребности формируют мотивы. Мотивы стимулируют учебную деятельность. Результаты учебной деятельности по современной, усовершенствованной методике обучения формируют новые мотивы, более высокого уровня, а также интерес к процессу обучения и исполнительства как таковому.

Интерес (любопытство, любознательность, интеллектуальные запросы) и потребность (неудовлетворенность, проблематичность) формируют суть мотива, являются источниками мотивации к обучению и порождают стремление (волевое проявление личности) к профессиональному росту, к саморазвитию и самосовершенствованию, к преодолению проблем и трудностей экзогенного и эндогенного характера, к эмпирическим опытам и экспериментам для улучшения уже достигнутых результатов. Познавательный интерес и желание освоить новые знания, исполнительские технологии; приобрести новые умения и навыки, обеспечивающие уникальность исполнительского мастерства, новые качества; раскрыть новые способности; преумножить личные и профессиональные возможности - вот комплексный двигатель учебной деятельности. Этим многокомпонентным мотивом обеспечивается освоение новых подходов к исполнительской постановке - обучение новым методам и приемам игры на духовых музыкальных инструментах.

Подытожим сказанное. Совершенствование теоретико-методического содержания процесса обучения игре на кларнете и саксофоне может осуществляться на основе прогрессивных психофизиологических концепций, современных методологических подходов (в частности, когнитивного), теории потребностей и мотивации. Это позволяет повысить качество образовательного процесса, делает более эффективными его педагогические результаты, меняет содержание профессиональной подготовки в соответствии с современными тенденциями и требованиями, а также моделирует поведение обучающихся, корректируя развитие личности в ее основных социальных проявлениях и становлении психических, духовных процессов.

Литература

1. Квашнин К. А. Игра на духовых инструментах: вопросы психофизиологии. Ханты-Мансийск, 2008. С. 20.

2. Бакшаева Н. А., Вербицкий А. А. Психология мотивации студентов: учеб. пособие. М., 2006. С. 12.

3. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.; М., 2003. С. 16.

v. g. podayurov. the problem of wind instruments training of students in higher educational institutions of culture and arts: cognitive approach

The article is dedicated to the problem of students' attracting to the wind musical art in higher educational institutions of culture and art.

Key words: methods of wind instruments training, cognitive approach, training motivation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.