Научная статья на тему 'Обучение и самопознание в измененном состоянии сознания: значение медитации в жизни человека'

Обучение и самопознание в измененном состоянии сознания: значение медитации в жизни человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
519
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Корнеенков С. С.

В статье поставлена проблема (и намечены пути ее решения) использования измененных состояний сознания в учебном процессе с целью получения новых знаний и самопознания. Приводятся эмпирические данные о том, какую роль играет медитация в жизни человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение и самопознание в измененном состоянии сознания: значение медитации в жизни человека»

наработки этих направлений. Объединение лучших мыслей Востока и Запада позволяет иметь сбалансированное учение о природе и составе человека, о целях и смысле его существования.

Список литературы:

1. Айванхов О.М. Свобода, победа духа. - М.: Изд-во Всемирное Белое Братство, 1993. - 153 с.

2. Йогананда Парамахамса. Автобиография йога. - М.: «Сфера» Российского Теософского Общества, 1995. - 512 с.

3. Корнеенков С.С. Интегральная психология и педагогика самопознания: монография. - Владивосток, Изд-во ТГЭУ, 2007. - 412 с.

4. Корнеенков С.С. Универсальное сознание личности: интегральная психология и психотерапия. - Владивосток, Изд-во ТГЭУ, 2005. - 384 с.

5. Корнеенков С.С. Универсальное сознание человека. Психофизика и психология йоги: монография. - Владивосток, Изд-во ТГЭУ, 2007. - 324 с.

6. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.А. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. - М.: Педагогика, 1983. - 448 с.

7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. - М.: Изд-во Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

8. Успенский П.Д. Психология возможной эволюции человека; Космология возможной эволюции человека. - СПб.: ИД «Весь», 2001. - 192 с.

9. Шри Ауробиндо Гхош. Синтез йоги. - СПб.: «Комплект», 1992. -666 с.

10. Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. Т. 22. Письма о йоге III. -СПб.: Адити, 2006. - 372 с.

11. Юнг К.Г. Йога и запад: Сборник. - Львов: Инициатива, 1994. - 230 с.

ОБУЧЕНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ В ИЗМЕНЕННОМ СОСТОЯНИИ СОЗНАНИЯ: ЗНАЧЕНИЕ МЕДИТАЦИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

© Корнеенков С.С.*

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

В статье поставлена проблема (и намечены пути ее решения) использования измененных состояний сознания в учебном процессе с целью получения новых знаний и самопознания. Приводятся эмпирические данные о том, какую роль играет медитация в жизни человека.

* Доцент кафедры Психологии, кандидат психологических наук, доцент.

Творческая деятельность человека очень разнообразна [1] и протекает на разных уровнях сознания. Психологи приходят к выводу, что творческое мышление совершается в случае перехода ума на более высокие уровни сознания и чем выше уровень, тем значительнее открытие.

Эволюция человека как биологического вида во многом зависит от умения сознательно повышать свой уровень сознания. Но между обыденным сознанием и более высокими уровнями существуют коммуникационные барьеры, и человек пытается их преодолеть разными способами. Часто такие переходы совершаются спонтанно. Эти минуты воспринимаются как вдохновение, озарение и на ум легко приходят новые знания и идеи.

В последнее столетие для раскрытия творческих способностей и самопознания все чаще обращаются к медитации и измененным состояниям сознания (ИСС). Правильно выполненная медитация приводит к созерцанию, внутреннему видению, что сопровождается соответствующими переживаниями и получением новых знаний, нового опыта. Шри Ауробиндо отмечает, что «внутреннее видение обладает такой же живостью ощущения, как и физическое зрение, и при этом оно отражает истину и всегда отличается точностью» [4, с. 403]. Обычно все видения называются опытом, их не стоит путать с галлюцинациями. «Видение и галлюцинации - это разные вещи. Внутреннее видение представляет собой прорыв к высшим уровням сознания, расположенным выше физического разума; благодаря этому прорыву разум приобщается к высшей истине и опыту» [4, с. 403].

Традиционно под медитацией понимается интенсивное, проникающее вглубь размышление о какой-либо идее, предмете, явлении. Между медитацией и измененными состояниями сознания существует тесная взаимосвязь. Под ИСС понимают такие состояния, которые по субъективным ощущениям качественно отличаются от бодрствующего сознания личности, это: сновидение и глубокий сон. Смена состояний сознания в течение суток естественна т.к. это природный ритм. Каждое состояние имеет свою ценность и смысл, свои подуровни, свои особенности отражения реальности.

У каждого человека свои субъективные сны. В ИСС при всей четкости видения и слушания другой реальность, информация носит субъективный характер. Из йоги известно, что субъективное отражение содержит только определенную долю реальности (истины), будь то информации о прошлом, настоящем или будущем, о самом себе, о других людях, объектах, системах или явлениях. Ум в любом состоянии сознания обладает способностью конструировать в себе всевозможные образы того, что представлено перед его взором, но эти образы не соответствуют реальному образу объекта, т.е. ум отражает не только то, что реально существует, но и те образы, которые могут быть. Иногда ум достигает успеха в своих конструкциях прошлого, настоящего и будущего, иногда будущее развивается иным путем, чем он предсказывает. Основная характеристика ума (и интеллекта) - это неспособность

воспринимать целое, и если он сталкивается с целостностью, т.е. с сверхсознанием, он перестает воспринимать и понимать. Интеллект воспринимает только отдельные части истины, но не может понять единства противоположностей. Интеллект познает неизвестное на основе известного и не может знать своего истинного будущего, это является причиной постоянных сомнений и неверия. Интеллект не является высшей возможностью человека, но, несмотря на это, если мы не имеем развитого интеллекта, то жизнь будет довольно бессвязной. Выход за пределы интеллекта, отождествление (сонастройка) с высшим Я - это тот идеал, который всегда подтверждается практикой.

Помимо естественного ритма (бодрствование - сон), ведущего к изменению сознания, существуют многочисленные техники, посредством которых можно войти в ИСС или в транс [2, 3]. Чарльз Тарт, классик мировой психологии, в аннотации своей книги пишет: «Любой хоть раз переживший измененное состояние сознания, понимает, чем оно отличается от обычного, нормального. Но не всегда способен это объяснить, отдавая себе отчет лишь в том, что подобный опыт необычен и ценен. За тонкой поверхностью сознания человека лежит относительно неизведанная область психической деятельности, природа и функции которой никогда не были ни систематически исследованы, ни адекватно изучены» [3].

Главной характеристикой ИСС служит глубина погружения, энергоемкость, пропускная способность, что выражается в количестве энергии, которую индивид может вобрать в себя и воспроизвести в качестве знаний [2, с. 238]. В ИСС индивид может получать информацию о состоянии своей личности и протекании психических процессов непосредственно от самого себя. Это положение послужило отправной точкой в нашем исследовании.

В своем исследовании мы исходили из того, что все знания и способности изначально заложены в сознании человека в виде задатков. Цель исследования: получение в ИСС новых знаний относительно объекта (темы) исследования. Задача: научиться целенаправленному погружению в глубины своего бессознательного (сверхсознания) для получения новых и, по возможности, объективных данных об объекте исследования.

В качестве объекта исследования выступали научные и субъективные знания о видах медитации, о ее значении в жизни человека.

Для решения поставленных задач была разработана и внедрена в практику интегральная технология обучения и самопознания (ИТОиС) [2]. Методологической основой в построении данной технологии послужили положения экзистенциальной и трансперсональной психологии (В. Козлов, В. Новиков, Ч. Тарт, К. Уилбер, С. Гроф, А. Маслоу). Для вхождение в ИСС использовали внутреннюю концентрацию, настройку и сонастройку, гуг-гестию, самовнушение, что позволяло уму переходить на более высокие уровни сознания. Новый уровень сознания был определен как измененное состояние сознания.

В экспериментальном исследовании участвовало более 100 человек -студентов экономического университета (ТГЭУ) в возрасте 18-19 лет. Ниже в сокращенном виде приводятся содержание трех протоколов написанных студентами сразу после выхода из ИСС.

Тема исследования: Роль и значение медитации в жизни человека. Александра К.

Вопросы: Виды медитации. Медитация в обыденной жизни. Особенности моей медитации. Время медитации: 5 мин. Время записи: 43 мин.

«... В ИСС (мы ее называем медитацией) вошла медленно, потихоньку, как и всегда. В своей медитации увидела себя на балконе уютной и фешенебельной гостиницы или отеля. Я сидела за столом, на котором были фрукты, кофе и беседовала со своим собеседником (преподавателем). Мы вели непринужденную беседу и наслаждались теплым морским воздухом и нашей беседой... У своего собеседника я спрашивала про все, что интересовало меня в этот момент. Я узнала, что медитация бывает глубокой и неглубокой, в зависимости от того, какая цель стоит перед тем, кто собирается медитировать. Если цель поставлена более конкретная и сложная, то медитировать надо глубже. Но если тема довольно абстрактна, то можно обойтись и неглубокой медитацией. Можно выделить произвольную и непроизвольную медитацию, т.е. ту, в которую мы погружаемся, осознавая это и ту, в которую входим бессознательно. Пример произвольной медитации - это медитация на лекции по психологии. Там мы осознанно принимаем установку к началу медитации. Пример непроизвольной медитации: женщина вяжет кофту кому-то из членов семьи. Разве не в состоянии медитации она «творит» руками эту теплую вещь? А персидские ковры? Почему ручной ковер стоит «бешеные» деньги по сравнению с ковром машинной вязки? Все по той же причине. Те ковры, что плелись вручную, плелись в состоянии медитации. Такая вещь будет совершенно по иному «занимать место» в вашем доме. Очень многие домашние хлопоты сопряжены с медитацией (т.е. способностью человека «уходить» из внешнего мира, погружаясь в свой внутренний). Особенности моей медитации в том, что я медитирую, как правило, не включая диалог с кем либо (исключение составляет эта медитация), описываю содержание медитации максимально исчерпывающе, стараясь охватить все вопросы, поставленные перед началом погружения».

Тема исследования: Медитация и развитие сознания человека. Вика К.

Вопросы: Что дает медитация человеку? Как медитация развивает сознание человека? Нужно ли мне заниматься медитацией? Время медитации: 12 мин. Время записи: 45 мин.

«До начала медитации состояние было спокойное, тихое., я глубоко погрузилась в очень расслабленное медитативное состояние. Музыка способствовала переключению сознания от окружающего мира, куда-то совершенно в иную реальность, туда, где находится истина. Та истина, кото-

рую мы все тщетно пытаемся найти в наших однообразных буднях, та истина, которая у каждого своя, но, тем не менее, она одна и едина.

В этот раз попытка остановить ход мысли и дать заговорить другому сознанию, более глубокому, оказалась наиболее удачной. Мои мысли действительно исчезли, но с ними не исчезло осознание себя, мира, мироощущение. Значит, есть в нас какой-то другой голос, не голос разума. Его я и слышала. Хотя информация передавалась не словами, просто я знала и все. Я знала, что медитация для человека - это составная и неотъемлемая часть пути духовного роста. Она представляет своеобразный путь совершенствования. Я представляла медитацию, как способ посмотреть на этот мир, и в том числе на себя, с другой точки зрения, с другого ракурса, увидеть другую сторону медали. Ведь только понимание индивидуальности и способность сопоставить то, что кажется несопоставимым, а на самом деле является частями одного целого, только эта способность может дать истинное понимание вещей и трезвую ориентацию в жизни. Это может дать человеку медитация. Ведь все мы так погружены в обыденную суету, что все реже замечаем за этой суматохой те чудеса, которые тоже являются неотъемлемой частью нашей жизни... Поэтому медитация в наше время очень полезна. Она способствует соединению человека с природой, его матерью, которая подарила ему такой бесценный дар, как жизнь, а человек отрекся от природы в угоду своим плотским страстям. В медитации человек может на время отключиться от повседневных забот и тревог и почувствовать, что он и природа - это одно целое. И только это осознание дает ему покой истинный, перед которым каждодневные мелочные страхи окажутся ничтожны. Только этот незыблемый покой дает счастье, а совсем не приобретение материальных вещей, которые временны, зыбки. Какое это счастье - чувствовать, что ты и природа - это одно. Ты чувствуешь связь с каждым листочком на дереве, с каждой росинкой, в которой отражается утро, с каждым мотыльком, который беспечно порхает над цветами. Ты слышишь каждый цветок, смотришь в глаза каждому животному и понимаешь их всех. Каждый придорожный валун раскрывает тебе все свои тайны, а ночное дуновение ветра шепчет на твоем языке. А луна смотрит на тебя, и ты чувствуешь, что она живая и вспоминаешь ее как мать или сестру. И, слившись воедино, наши души поют великую и прекрасную песню во славу природы, во славу совершенству. И в этой песне важен и слышен каждый взгляд, каждое движение листка на ветру и жужжание пчелы. И далекие, но близкие и родные звезды поют вместе с нами. Каждый поет о своем, но все это идеально вписывается одно в другое и несет одну общую идею. И нет границ, нет пределов полета сознания и возможности ощущения.

Вот что я узнала находясь в ИСС. Слов не было, но вся эта информация появилась во мне. Вернее, даже она и была во мне. И возникло чувство, что я это знала всегда, но поняла лишь сейчас, оно звучало во мне. Но лишь

сейчас я это услышала. После всего этого даже не возникает вопрос, нужно ли мне заниматься медитацией. Это самой собой разумеется, это стиль жизни, это способ общения с миром, с природой, возможность любить жизнь. И это путь очищения сознания и возврата в свой родной дом, в лоно матери.

Отождествление с объектом медитации описать трудно. Все было по-прежнему, я сидела в этой аудитории, но я чувствовала все это совершенно по-иному, я чувствовала и понимала одновременно весь мир, хотя и осознавала, где нахожусь. Но я как будто находилась везде одновременно. Я считаю, что это и есть расширение сознания. Выход как таковой не произошел, так как ощущение единства не исчезало, но появилась внимательность и бодрость, которой до медитации не было... Я считаю, что содержание медитации - это и есть ответ на поставленные вопросы и особенно остро осознала, что польза медитации - в ощущении единства.

Тема исследования: Медитация и развитие сознания человека. Мария Г.

Вопросы: Роль и значение медитации в жизни человека. Виды медитаций. Нужна ли мне медитация для своего психического и духовного развития? Время медитации: 6 мин. Время записи: 20 мин.

«.Во время медитации, точнее в самом начале ее, я увидела лестницу, как будто я поднималась по ней куда-то наверх. Потом пошла информация.

Медитации различаются по продолжительности, по степени отождествления. По глубине погружения они делятся на глубокие и поверхностные. Начинающие знакомятся с медитацией неглубокой, т.к. еще не могут полностью и сразу проникнуть в себя. Очень глубокие медитации удаются людям, которые занимаются этим продолжительное время, специалистам, людям посвященным. Но это не значит, что все могут заниматься медитациями. Для этого нужно искреннее желание, тем более, что медитации проходят с пользой для нас. Медитации могут проходить в сопровождении музыки или каких-то природных шумов и звуков, которые помогут расслабить тело и нервную систему, а также настроить на тему медитации. Профессионалы могут заниматься медитацией практически в любых условиях, новичкам же требуется помощь специалиста. Медиации бывают самопроизвольными, вынужденными и по желанию человека. В процессе медитации человек может слышать какие-то звуки, ощущать что-либо и видеть что-то. Это зависит от того, какие чувства более развиты у человека, от его воображения и умения следить, успевать за мыслью и идеей медитации. Бывают также медитации информационные, где человек получает сведения о знаниях, и такие, с помощью которых человек может расслабиться, успокоиться, настроиться на дальнейшие дела в своей жизни.

В жизни каждого человека медитация играет индивидуальную роль, т.е. все воспринимают ее по-разному. Важно то, что в любом случае медитация приносит здоровье человеку. У него постепенно лечатся психика и душа,

они развиваются и тем самым приносят здоровье физическому телу. Все проблемы можно решить (увидеть и разобраться в них) с помощью медитации. Медитируя, мы развиваемся на более тонком уровне, мы начинаем понимать себя, а вместе с тем и окружающих (модель «я - это всё»). Но самое главное то, что (лично я) люди могут после медитации смотреть на вещи, на жизнь по-другому. То есть медитация дает осмысление настоящих ценностей этого мира, а это - отнюдь не вещи, предметы, а чувства, знания, умения, то, чего не купишь, то, чего ты достигаешь сам.

Медитация сыграла важную роль в моей жизни. Она помогла мне узнать, что чувствует моя душа, когда я совершаю те или иные поступки. Это позволяет мне судить, правильно или неправильно я поступаю. Медитация помогла мне сделать выбор, который повлиял на мою дальнейшую жизнь. Теперь я знаю, что мне нужно для счастья, и самое главное, я поняла, что для меня значит это понятие «счастье». С помощью медитации я поняла, что все, что нужно для счастья, у меня есть. Я счастлива теперь. Теперь, когда у меня в жизни будет трудная ситуация, я могу совершать медитацию и решать, как мне поступить. Поэтому я делаю выбор: медитация мне нужна, т.к. помогает достичь гармонии меду телом и душой, т.е. счастья».

Выводы. Интеграция обыденного и измененного состояний сознания может быть весьма эффективным средством в обучении и самопознании.

Список литературы:

1. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. -СПб.: Питер, 2009. - 448 с.

2. Корнеенков С.С. Интегральная психология и педагогика самопознания: монография. - Владивосток, Изд-во ТГЭУ 2010. - 412 с.

3. Тарт Ч. Измененные состояния сознания. - М.: «Эксмо», 2003. - 288 с.

4. Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. Т. 1. Биография. Глоссарий. -СПб., Изд-во «Адити», 1998. - 571 с.

ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

© Процукович Е.П.*

Благовещенский государственный педагогический университет, г. Благовещенск

В статье затрагивается проблема отношения к смерти у молодых людей с разным уровнем субъективного благополучия, рассматрива-

* Старший преподаватель кафедры Психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.