Научная статья на тему 'Обучение экономическому мышлению в кризисной ситуации: размышления экономиста о современной образовательной политике'

Обучение экономическому мышлению в кризисной ситуации: размышления экономиста о современной образовательной политике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / INNOVATIVE ECONOMIC TOOLS / ИННОВАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ В КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ / INNOVATIVE THINKING IN A CRISIS / ECONOMIC THINKING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковенко Евгений

Рассмотрены вопросы инновации в современной Западной рыночной экономике и национальные особенности обучения инновациям в условиях радикальных технологических изменений. В статье выделены особенности рыночного экономического образа мышления и предложены методики обучения инновационному мышлению в новой рыночной экономике и в кризисной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF THE ECONOMY IN CRISIS CONDITIONS: REFLECTIONS OF ECONOMIST ON THE MODERN EDUCATIONAL POLICY

The problems of innovation in modern Western market economy and national peculiarities of training innovation in radical technological change. The article highlights features of market economic thinking and suggests methods of teaching innovative thinking in the new market economy and in a crisis situation.

Текст научной работы на тему «Обучение экономическому мышлению в кризисной ситуации: размышления экономиста о современной образовательной политике»

УДК 37.014.5

ОБУЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ В КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ: РАЗМЫШЛЕНИЯ ЭКОНОМИСТА О СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ.

Яковенко Е.Г., Институт управления образованием РАО, Москва. Россия. E-mail: evgeniy_yakovenk@mail.ru

Аннотация. Рассмотрены вопросы инновации в современной Западной рыночной экономике и национальные особенности обучения инновациям в условиях радикальных технологических изменений. В статье выделены особенности рыночного экономического образа мышления и предложены методики обучения инновационному мышлению в новой рыночной экономике и в кризисной ситуации.

Ключевые слова: экономический образ мышления, инновационный экономический инструментарий, инновационное мышление в кризисной ситуации.

TRAINING OF THE ECONOMY IN CRISIS CONDITIONS: REFLECTIONS OF ECONOMIST ON THE MODERN EDUCATIONAL POLICY.

Yakovenko E, Institute of Management in Education of RAE, Moscow. Russia. E-mail: evgeniy_yakovenk@mail.ru

Abstract. The problems of innovation in modern Western market economy and national peculiarities of training innovation in radical technological change. The article highlights features of market economic thinking and suggests methods of teaching innovative thinking in the new market economy and in a crisis situation.

Keywords: economic thinking, innovative economic tools, innovative thinking in a crisis.

России нужна конкурентоспособная образовательная система. В противном случае мы столкнемся с реальной угрозой отрыва качества образования от современных требований. Необходимо в первую очередь поддержать те высшие учебные заведения, которые реализуют инновационные программы, в том числе путем закупки для вузов новейших отечественных и зарубежных образцов оборудования.

В.В.Путин о целях и мерах, предусмотренных национальным проектом «Образование»

Инновации в современной Западной рыночной экономике.

Общепризнано, что старое распадается быстрее, чем формируется новое, поэтому реформируемое общество на какое-то время неизбежно оказывается в состоянии опасной неопределенности. Таким было в нашей недавней истории время перестройки, слома привычного для многих поколений наших граждан образа жизни, деятельности и мышления время советской экономики и строительство более гибкого и адекватного человеческим потребностям рыночного механизма и его новых институтов, преимуществ и свобод.

Современная жизнь граждан России все больше за последние два десятка лет стала насыщаться товарами и услугами мировой рыночной экономики и, как следствие, возникли необратимые бытовые и бизнес явления привыкания к положительным переменам. Новое поколение граждан быстро привыкло и уже не захочет отказаться, как правило, от высококачественных и технически исключительно совершенных изделий и надежных услуг. Все это стало привычно так, как будто это изобилие на рынках нашей страны было всегда. Экономические инновации кардинально меняют наш образ жизни и мышления: психологически мы уже втянуты в «развлечения» от потребительских и шопинговых мероприятий.

Вместе с тем нам стали понятнее теперь иные рыночные реальности в развитых странах. Через инновационные товары видны рыночные преимущества и условия их производства. Это дает каждому возможность лично для себя сопоставлять их рыночную экономику с нашей. Сравнение это в основном не в пользу России. И хотя там тоже есть банкротства, кризисы, спады, инфляция, безработица, бедность, но они представляются в несравненно более приемлемом виде, чем у нас.

Такой рыночная экономика этих стран стала не как у нас за двадцать лет, в результате столетий постепенного развития и совершенствования, после того как ими были преодолены многие прошлые недостатки. Рыночная экономика это далеко не идеал, а скорее жесткий и беспощадный механизм, но это лучшая рыночная экономика из тех, что существуют в современном мире.

Рыночный порядок, образ жизни и мышления это и некий ориентир, на который желательно равняться, не повторяя тех недостатков, которые Запад так и не смог преодолеть, и не копируя тот зарубежный опыт, который при всем желании к российской действительности никак не применим.

Известный американский социолог Фрэнсис Фукуяма издал книгу, в которой исследует влияние национальной культуры на развитие экономических систем. Согласно его исследованиям оказывается, что при всем сходстве рыночных экономик в разных странах они очень сильно различаются во многих конкретных микропроявлениях и даже в том, как они действуют на макроуровне. Эти различия объясняются во многом тысячелетним наследием культуры той или иной нации.

На Западе сегодня много дискуссий о том, какая экономическая модель лучше: американская (англосаксонская), западноевропейская - с большими вкраплениями государства общего благосостояния или азиатская (японская), где роль государства тоже велика, но выражается совсем по-другому, в значительной мере в соответствии с политическими, культурными и другими историческими традициями стран.

И действительно, в каждой стране или группе стран существует своя, особая модель рынка. Например, экономическая система Великобритании отличается от американской значительно большим развитием социалистических элементов, привнесенных туда лейбористами после второй мировой войны и отнюдь не полностью уничтоженными в результате антиреформ М. Тэтчер. Глубокая брешь пролегла между Францией, где в традициях очень сильной левой части французского общества акцентируется внимание на большей роли государства в обеспечении занятости и достаточности социальной сферы, и Германией, где при всем уважении к «социальному рыночному хозяйству» на первом месте все же стоит монетаризм, т.е. всевластие центрального банка. Эту брешь еще предстоит заполнить и сгладить в грядущих десятилетиях сосуществования в едином европространстве.

Между Японией и Южной Кореей, Сингапуром и Тайванем различия в том, как функционирует рынок, также весьма велики. И все же существуют некие общие правила игры, которые во всех успешных моделях рыночной экономики более или менее одинаковы. Примерно такие рыночные экономики сформировались в настоящее время в большинстве стран мира1.

Естественно, возникает вопрос: а насколько сегодня, экономика России рыночная? На 50%, 75%, 85%, 95%, больше или меньше?

Совершенно очевидно, что экономика России - это новая, инновационная экономика не только потому, что она уже рыночная, а в немалой мере еще и потому, что мы уже и производстве, и в обмене, и распределении, и потреблении встроены в мировое, глобальное рыночное хозяйства. И пути вспять у нас нет! Никто из граждан России уже не захочет отказаться от нового образа жизни, мышления и деятельности.

Российская рыночная система обязательно будет существенно отличаться от зарубежных моделей, и все попытки слепо следовать американской, шведской или китайской модели заранее обречены на неуспех.

Особенности рыночного экономического образа мышления. Экономический образ мышления - это уникальный вид мышления . Люди, обладающие им,

1 По мнению профессора Меньшикова С. Переходная экономика России резко отличается как от рыночной экономики XIX века с ее необузданной стихией, так и от современной рыночной экономики Запада, где даже максимизация частного интереса осуществляется при больших фактических и законодательных ограничениях.

См. также: Меньшиков С. Экономика России: практические и теоретические проблемы перехода к рынку. - М., Международные отношения, 1996.

2 Хейне Пол. Экономический образ мышления. Источник заимствования из Интернет-издания. 21 июня 2004 г.

воспринимают мир более объемным, способны находить все плюсы и минусы того или иного экономического процесса.

Экономическое мышление позволяет мыслить более ясно и последовательно в широком диапазоне общественных проблем. Хорошие экономисты перед тем, как заняться чем-то новым, способны прийти к такому решению, чтобы это новоначинание привело к выгодному заключению.

Сфера применимости экономического мышления практически безгранична, она используется для решения не только экономических вопросов, но и вопросов других наук. Она позволяет более ясно взглянуть на жизнь, ориентироваться в пространстве при помощи определенного ряда экономических концепций и экономической теории.

Экономическая теория - одна из древнейших наук, которая всегда привлекала внимание ученых и образованных людей. Это объясняется тем, что изучение экономической теории - реализация объективной необходимости познания мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, законов хозяйствования во все времена - от Аристотеля, Ксенофонта до сегодняшних дней. Еще в XIX в А.С. Пушкин, которому царь Николай I поручил продумать принципы воспитания молодежи, прежде всего высказался против домашнего образования, а в числе обязательных для изучения наук назвал политическую экономию.

Интерес к экономике все больше возрастает в наши дни, и это объясняется теми глобальными переменами во всем мире и особенно в России.

Экономические воззрения возникли в глубокой древности. Человеческий разум осознавал процессы и закономерности хозяйственной жизни, познавал их причины. От примитивных взглядов до подлинно научных теорий - таков трудный путь познания сути экономических процессов, явлений, тенденций.

При этом одна теория, одна школа сменяла другую, вступали в противоборство различные концепции, внося, как правило, какие-то рациональные зерна в общий кладезь экономической мудрости.

Становление экономической науки как самостоятельной академической дисциплины произошло в XVIII веке. Начиная с 30-х годов этого века, начался длительный процесс переосмысления оснований экономической науки, который, по всей видимости, не закончится с наступлением следующего столетия.

Одним из главных принципов экономики можно назвать взаимодействие теории и практики. Теория есть результат рационального мышления, познания законов и закономерностей экономического развития. Она является необходимым условием для выработки грамотных решений, касающихся направлений использования

материальных ресурсов, реализации товаров и услуг на внутренних и внешних рынках. Теория рассматривает основные черты экономических систем, дает представление об основных элементах хозяйственного механизма, характеризует важнейшие направления и школы экономических теорий. Без теснейшей связи с практикой теория теряет ценность. Именно практика формирует социальный заказ на теоретические исследования, дает материал для научного анализа.

Овладение экономической теорией расширяет кругозор, облегчает путь к достижению делового успеха, воспитывает у студентов и всего населения страны экономическое мышление.

По утверждения автора учебника «Экономический образ мышления» американского ученого Пола Хейне - это подход к рассмотрению тех или иных проблем и процессов в экономике3.

Экономический образ мышления - что это? Что, собственно говоря, надо понимать под "экономическим образом мышления"?

Прежде всего, то, что подразумевается самим термином: скорее подход, чем набор уже готовых выводов. Джон Мейнард Кейнс удачно сформулировал это в отрывке: "Экономическая теория не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям".

Но что такое "техника мышления"?

В самых общих чертах - это некая предпосылка о том, чем человек руководствуется в своем поведении. За удивительно редкими исключениями экономические теории строятся, опираясь на вполне определенную предпосылку, что люди предпринимают те действия, которые, по их мнению, принесут им наибольшую

4

чистую пользу .

Экономический образ мышления - это знание и понимание рыночных отношений и течений. Это определение понятий как благо, товар и услуги, потребитель и производитель, спрос и цена связь их между собой и их влиянии друг на друга.

Еще раз подчеркнем, что экономический образ мышления - это систематизация хорошо известных всем явлений с помощью таких понятий, как спрос, предложение, альтернативная стоимость, предельный эффект и сравнительная выгода.

3 Хейне Пол "Экономический образ мышления".- М.: Из-во "Дело" 1992

4 Интернет издание «Экономический образ мышления». Пол Хейне.

Экономист знает реальный мир не лучше, а в большинстве случаев хуже менеджеров, инженеров, механиков, словом, людей дела. Но экономисты знают, как разные вещи связаны между собой. Экономическая наука позволяет нам лучше понимать то, что мы видим, более последовательно и логично размышлять о широком круге сложных общественных взаимосвязей.

Экономический взгляд на вещи помогает понять как сотрудничают люди, вовсе не знающие друг друга, но, тем не менее, работающие согласно и чрезвычайно эффективно. Эффективное распределение ресурсов увеличивает возможность развития цивилизации, но еще не гарантирует прогресса цивилизации. Хорошо координированное и бесперебойно функционирующее общество дает людям больше возможностей для выбора, но не гарантирует, что их выбор будет правильным. Экономический образ мышления5, особенно в условиях демократии, - важная предпосылка успешного развития.

Обучение инновационному мышлению в новой рыночной экономике. Совпадение появления термина «новая экономика» и широкого распространения сопутствующих ему определений - «экономика, основанная на знаниях», «инновационная экономика», «национальная инновационная система».

Используемые для характеристики в принципе одного и того же явления -процессов формирования нового уклада, эти показатели, однако, имеют разные источники своего появления. «Новую экономику» можно отнести, на наш взгляд, скорее к журналистско-экономическому жаргону, применявшемуся поначалу для толкования проявившихся в 90-е годы различных новых трудно объяснимых явлений экономического развития, прежде всего в США, которые не получили к тому времени достаточного научного обоснования. 6

Напротив, остальные из приведенных выше показателей - это главным образом продукт серьезных теоретических разработок и новых экономических концепций таких выдающихся экономистов, как Н. Кондратьев, Й.Шумпер, Б. Лундвал, Р. Нельсон, К. Фримен, Ф. Хайек, Р. Коуз, Д. Норту, труды которых привели к созданию современных

7

концепций инновационного развития.

6 Продолжительный период сравнительно устойчивого экономического роста в США в течение 90-х годов, например, связывали с новыми экономическими закономерностями (новой экономикой), якобы проявляющимися в устранения цикличности деловой активности

7 Наиболее обстоятельный обзор этих концепций в русскоязычной экономической литературе выполнен в работах А.А. Дынкина и Н.И. Ивановой, см.: Инновационная экономика. М., Наука, 2000; Иванова Н.И. Национальные инновационные М., Наука, 2002.

В дальнейшем, однако, по сути журналистский термин «новая экономика» стал не вполне оправданно отождествляться с концептуальными понятиями «экономика, основанная на знаниях», «инновационная экономика». В настоящее время такое отождествление прочно вошло в экономический обиход и в принципе считается общепринятым.

В реальности, в статике ни новой экономики, ни экономики, основанной на знаниях, ни инновационной экономики пока не существует

Эти понятия имеют лишь динамическое измерение. Они характеризуют процесс формирования нового уклада, нового типа экономики, доминирование которого следует ожидать не ранее прохождения длинным циклом фазы расширения. По самым оптимистичным оценкам, на это потребуется, с учетом усиления тенденции к сокращению длинного цикла, еще минимум 15 лет.9

По аналогии с этим экономическую глобализацию, кратко определяемую как глобальную интеграцию, следует также рассматривать в динамике. Глобальной (в планетарном масштабе) экономики пока не существует. В наши дни мы являемся свидетелями лишь начала процесса глобализации. Поэтому корректнее было бы говорить о глобализирующейся экономике.10

В то же время, экономическая региональная интеграция, в рамках Европейского Союза, проявляющаяся в формировании в рамках региона единой воспроизводственной системы, представляется свершившимся фактом. Причем эта ее статика дополняется и динамическими параметрами углубления интеграционных процессов и их распространения на весь европейский регион.

Появление понятия «инновационное развитие» и связанного с ним представления о национальных и региональных инновационных системах связано с разработкой указанными выше авторами многих теоретических направлений, вне рамок неоклассической концепции, рассматривающей научно-технический прогресс в качестве экзогенного фактора экономического роста.

В новой экономической парадигме научно-технический прогресс, а в его трактовке и знания в целом выступают в качестве факторов роста экономики. Именно их производство, распределение и использование, а не традиционных материальных

8 Меньшиков С. Новая экономика .

9 Имеющиеся оценки свидетельствуют о том, что продолжительность пятого длинного цикла может сократиться до 30 лет, следовательно, фаза его расширения займет около 15 лет. См.: Глазьев СЮ. Теория долгосрочного экономического развития. М., 1993. р. 12, 156-159,247.

10 См. подробнее: ЦиренщиковB.C. Европа: вызовы НТП. Современная Европа. 2002. № 4.

ресурсов, составляет основу новой, инновационной экономики. Такое экономическое развитие по своей сути становится инновационным.

Исходя из современных концептуальных представлений, его формализация происходит посредством инновационных систем, представляющих собой совокупность взаимосвязанных институциональных структур, занятых воспроизводством накапливаемых знаний.

Первое состоит из субъектов инновационной деятельности -всевозможных организаций, институтов, фирм частного и государственного секторов, которые собственно и генерируют знания для инновационного развития.

Вторая - включает в себя комплекс институтов правового, финансового, социального и прочего обеспечения этой деятельности.

Концепция такой системы разрабатывалась для национального уровня. Однако интеграционный характер экономического развития европейских стран объективно предопределяет вплетение начавших образовываться национальных инновационных систем в общую канву европейской региональной инновационной системы.

Необходимость скорейшего перехода на новый, инновационный тип экономического развития в полной мере осознается в европейских странах. Отчетливо такой подход прослеживается на коммунитарном уровне, на уровне ЕС, на руководящие органы которого возложена в рамках их компетенции ответственность за перевод экономики региона на инновационные рельсы.

И хотя такой переход только начинает осуществляться, тем не менее, уже сегодня многие из его главных тенденций выявляются вполне рельефно.

Интеграционные процессы трансформируют начавшие формироваться в европейских странах национальные инновационные образования в единую европейскую инновационную систему11.

Особое место среди международных образовательных проектов занимает Болонский процесс, который был начат в июне 1999 г. по инициативе ряда европейских государств. Задачи Болонского процесса ориентированы на период до 2010 г. и предполагают увеличить способность выпускников высших учебных заведений к трудоустройству на территории Евросоюза, а также повысить горизонтальную мобильность граждан, поднять престиж европейского образования в условиях усиления конкуренции, прежде всего с корпоративными университетами.

Болонский процесс предусматривает: создание системы сопоставимых степеней высшего профессионального образования; ведение двухэтапной системы высшего образования, при которой окончание первого этапа будет признаваться на европейском рынке труда как достаточный уровень квалификации; принятие системы образовательных кредитов и стимулирование мобильности студентов, преподавателей, исследователей, менеджеров образования внутри европейского образовательного пространства.

Такая переориентация базируется на ряде концептуальных документов ЕС, разработанных в последние годы и имеющих важное практическое значение.

Наиболее значимыми среди них следует признать доклад Комиссии ЕС «По направлению к европейскому исследовательскому пространству», материалы сессий Евросовета в Лиссабоне и Барселоне, а также Шестую рамочную программу научных исследований Союза, которые послужили началом активных действий по углублению в регионе интеграции инновационного цикла, особенно его начальной стадии, системы образования и подготовки кадров, и, в конечном счете — по формированию инновационной системы в масштабах всего европейского региона.

Реализация концепции инновационного развития базируется на солидном финансовом обеспечении. Инвестиции в «знания» растут темпами, опережающими рост инвестиций в основной производственный капитал. За восемь лет среднегодовые темпы прироста инвестиций в «знания» практически во всех европейских странах, за исключением Италии, показывали сравнительно высокую и растущую динамику, и многие из них опережали по этому показателю США.

Наиболее высоким показатель среднегодовые темпы прироста инвестиций в

«знания» был в Ирландии — 10,2%, Греции — 10,1%, (США— 3,9 %), Швеции — 7,6%,

12

Финляндии — 6,8%, Австрии — 6,3%, Дании — 5,9%, Португалии — 5,4%.

Растущей оказывается и доля этих затрат в ВВП. Более 6,5% в Швеции (около 6,0% в США), 5,0% — Финляндии, 4,5% — в Дании, от 4,3 до 4,0% в Голландии, Германии, Франции, Норвегии.

Общей тенденцией для подавляющего числа европейских стран стало увеличение со второй половины 90-х годов доли затрат на НИОКР в ВВП или интенсивность затрат на исследования и разработки, К 2001 г. этот показатель в целом для стран-членов ЕС достиг 1,9% (США - 2,7%, Япония - 3,0%), а в Швеции и Финляндии был самым высоким среди развитых стран, соответственно 3,7% и 3,4% (2,5% — в Германии, 2,2% — во Франции, около 2% — в Голландии и Норвегии).

Евросоюзом поставлена цель увеличить к 2010 г. удельные расходы на НИОКР в

13

странах—его членах в расчете на единицу ВВП с текущих 1,9% до 3%.

На протяжении последнего десятилетия затраты частного сектора на НИОКР как в европейских, так и других развитых регионах мира в значительной мере подпитываются от

12

Источник: ОЭСР включает в них затраты на НИОКР, высшее образование,

1, см.: OECO Science, Technology

источник: More Research for Europe. Towards 3% of GDP. COM(2002)499 final, Brussels. 11.09.2002,6.

расширяющегося рынка рискового капитала. Его объем в странах ЕС достиг в 2001 г. 12,2 млрд. евро.14

Национальные государства и ЕС играют активную роль в процессе становления инновационного типа хозяйственного развития региона, в формировании инновационных систем национального и региональных уровней. Регулирование в этом случае ориентируется не на традиционное конъюнктурное стимулирование спроса или предложения в целях устойчивого развития, а на создание рациональной инновационной системы.

И в этом прослеживаются признаки следования рекомендациям, вытекающим из положений современных версий теории институционализма и социального рыночного хозяйства. Государственные и региональные органы формируют одновременно и предложение, и спрос на «знания», поддерживая образование инновационных систем (институты и хозяйственный «инновационный» порядок), и инновационное развитие в целом. Важное значение придается одновременности оказания поддержки основным компонентам такой системы в направлении усиления их взаимодействия и взаимообогащения. Такое креативное воздействие только лишь на ее отдельные элементы признается неэффективным, так как считается, что оно создает в ней лишь «излишний шум».

Развитие инновационной системы становится объективно невозможным при деградации или отсутствии возможностей совершенствования каких-либо важных ее составных частей.

Рассмотрим примеры мировой практики развития системы инновационного обучения и развития образования. Современные технологии - это сочетание инфраструктуры и ноу-хау. Ну а труд - сочетание культуры компании и стратегического менеджмента.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Масштабы капитала видны на Востоке. Но без технологий и труда этот капитал портит бизнес. Компании позволяют себе шикарный офис и плохие модели организации потому, что всегда получают финансирование от правительства или богатых сограждан. Кто работает в арабских start up? Индусы! Нищий (с точки зрения среднего уровня жизни на планете) Бомбей - это поставщик инфраструктуры для всего start up «Планета Земля».

У японцев нет конкурентов в области ноу-хау. То, что мне с гордостью показывали в виде прототипов в Европе и США, в Японии уже производится и

14 OECD Science, Technology and Industry Outlook 2002. OECD, Paris. 2002, p. 104

продается! Проблема японцев в том, что они сначала делают, а потом думают, как и кому продавать.

В Америке все с точностью до наоборот. Пока американцы не узнают, как и кому они будут что-то продавать, никто не вложит в разработку нового продукта ни цента. Они мыслят предельно логично и рационально, и еще один продукт их логики и рационализма - менеджмент. Более организованных компаний, чем в США нет нигде. Их стратегический и операционный менеджмент вне конкуренции. Однако американцы проигрывают по уровню корпоративной культуры. Проигрывают, ясное дело, Европе. Культура, воспитание, уровень образования - все это в Европе. Но эти же культурные ценности делают европейцев несколько высокомерными. Они не хотят перенимать чужой (и уж тем более американский) опыт.

Европейцы по сравнению с жителями других континентов выглядят немного мнительными и как будто не очень понимающими, что происходит в мире».

Исследования инноваций демонстрируют, что даже наибольшие национальные системы инновации специализированы по производству и продуктам, а также в технологической и научной активности (США специализированы в профессиональной электронике, тонкой химической технологии, биотехнологии, а Япония в механической технологии и бытовой электронике).

Главным стал подход, предполагающий стимулирующее воздействие как на процессы формирования инновационной системы в целом, так и на развитие ее отдельных ключевых институтов и их взаимодействия

Экономический успех, особенно в долгосрочной перспективе отражает инновации в продуктах, процессах, рынках и организациях, в то время как размещение этих ресурсов становится менее важным. Следует подчеркнуть фундаментальное отличие в основе этого анализа - все последствия внедрения конкретных инноваций в процессе никогда нельзя полностью предвидеть.

Национальные особенности обучения инновациям особенно эффективны в условиях радикальных технологических изменений.

Фирмы или страны, где все внимание фокусируется на размещении существующих ресурсов наилучшим образом при производстве существующих продуктов по неизменным технологиям будут неизбежно стагнировать.

Успех инноваций более важен, чем эффективное размещение в глобальной мировой экономике производства товаров и их компонентов. Отсюда вытекает и следующее заключение - специфическая информация и знания, которыми

экономические субъекты владеют в конкретные моменты времени менее важны, чем их способность к обучению, особенно интерактивному. Критическими становятся национальные потенциалы обучения и инноваций, особенно если учесть фундаментальную неопределенность исходов при внедрении в инновации нового знания.

Так становится важной национальная система инноваций с учетом национальных экономической структуры и институтов.

Обучение включает четыре институциональных компонента:

- временной горизонт экономических субъектов;

- роль обязательств субъектов;

- сумма критериев рациональности их решений;

- роль авторитетов.

Институты понимаются как нормы, обычаи и правила, глубоко проникшие в сознание общества. Они играют главную роль в определении того, как люди относятся к друг другу, как они учатся и используют свои знания.

Если институты определяют «как делаются вещи» и «какое место занимает в этом обучение», то при рассмотрении экономической структуры важно «что сделано» и, следовательно «что изучено».

Существо национальной системы инноваций в том, что в разных странах различна степень связи между структурой и институтами.

Даже если тенденции к глобализации инновационной активности усилятся следует учитывать различия в таких национальных факторах, как монетария, налоговая политика, рынок труда, социальная политика. Национальные системы инноваций интегрируются в интегральную экономику и это ключ к пониманию их внутренней динамики. Национальные системы инноваций учитывают комбинацию тех или иных отраслей, а, следовательно, и стилей инноваций. Возможно в некоторых случаях будет доминировать тот или иной стиль. Стиль может быть отнесен к различным путям производства продуктов в контексте обучения и инноваций. В этой связи предложена следующая таксономия знаний, обеспечивающих инновацию: - "знать - что"; - "знать

- почему"; - "знать - как"; - "знать - кто".

"Знать - что" относится к знаниям о "фактах". Это может относиться к тому, как живут люди в конкретном городе, что является инградиентом конкретных продуктов и т.д. То есть это то, что обычно зовется информацией.

"Знать - почему" относится к знаниям о принципах и законах природы, человеческом мышлении и обществе. Этот род знаний предельно важен для понимания технологического развития в конкретных отраслях.

"Знать - как" относится к искусствам, способностям что-то делать.

"Знание - кто" - типичный род знаний внутри фирмы или исследовательской команды. Так как комплексный характер базы знаний увеличивает необходимость кооперации, то одним из наиболее важных знаний для формирования сетей организаций является "знание - кто". Оно носит междисциплинарный характер и включает информацию о том, кто знает что и как делать.

Таким образом, необходимая для инноваций база знаний включает четыре элемента, на которые разделяется стиль инноваций:

- на каких фактах следует сфокусировать внимание?

- какие причины рассматриваются?

- как будет решаться проблема?

- что будут делать экономические субъекты по кооперации, субординации и компетентности?

Инновационный инструментарий - фундамент, основа новой экономики России новый инновационный инструментарий, который есть продукт научных, прикладных трудов многих поколений тех, что родился, жил и всегда функционировал в условиях рынка.

Инновации экономического мышления в кризисной ситуации. Рыночной экономике свойственны периодические кризисы, когда вследствие нарушения общего экономического равновесия национальное производство сокращается, безработица увеличивается, предприятия недогружены, неприбыльны, работают на грани банкротства. И это еще одно фиаско рыночного механизма ведения хозяйства.

Однако по большей части такие кризисы кратковременны, длятся один, от силы два года, общее падение производства редко превышает 20%, а в последние десятилетия редко достигает 10%.

Нынешний кризис в России по своим масштабам глубже и долговременнее самого сильного и продолжительного в истории экономического кризиса 1929-1933 годов, который длился четыре года и привел к сокращению национального производства в США на 30%. В России падение производства продолжалось более семи лет и достигло 40-50%. Но это скорее исключение, чем правило. В основном предприятиям, которые принимают решения о производстве самостоятельно, без

исчерпывающей информации о будущем рыночном спросе и без подсказки государства, как-то удается реализовать 95% и больше своей продукции.

Как достигается такой результат в бесплановой экономике - тоже немалая загадка. Ведь решения об использовании ресурсов принимаются производителями до того, как станет доподлинно известно, сколько именно той или иной продукции понадобится. Когда экономика проста и состоит из нескольких товаров, задача правильного распределения ресурсов, при которых предложение приблизительно равнялось бы спросу, не так уж сложна. В современной экономике, где производятся миллионы разных товаров и услуг, такая задача кажется неразрешимой. И тем не менее эта задача успешно решается рынком.

Предметом науки экономики является анализ процессов распределения ограниченных ресурсов между их альтернативным использованием как на уровне отдельных потребителей, производителей, отраслей, так и на уровне всего народного хозяйства.

Одним из результатов этих процессов является формирование доходов различных групп населения, участвующих в экономической деятельности. До сих пор мы обращались к читателю лишь как к потребителю товаров. Но ведь каждый из нас - и производитель, либо нынешний, либо прошлый (т.е. пенсионер), либо будущий (т.е. еще учащийся). Каждый отдельный человек - это тоже производственный ресурс, называемый трудом. Поступая на работу, вы даете возможность нанимателю использовать ваш ресурс и за это получаете вознаграждение -зарплату. Если бы ваш ресурс был безграничен, он не требовал бы восстановления и развития. Но труд человека исчерпаем, как практически все ресурсы, и потому требует оплаты, достаточной для его восстановления и развития. Достаточно ли оплачивается ваш трудовой ресурс? - это тоже одна из главных проблем с тех пор, как люди в большинстве своем превратились в наемных работников.

В современных развитых странах труд чаще всего компенсируется, быть может, не так высоко, как хотел бы работник в идеале, но более или менее достаточно для достойного существования.

Этого работники наемного труда добились только в XX веке, после того, как они организовались в профсоюзы и научились вести длительную борьбу за законодательство, которое отстаивает права человека труда. Формирование цены, по которой оплачивается труд, - еще одна тема науки об экономике.

Но экономику интересует и более широкий вопрос: как оплачиваются и остальные факторы производства, т.е. средства производства, земля, другие природные

ресурсы, как делится между всеми этими факторами совокупный доход, создаваемый обществом? Если один из факторов недоплачен (как, например, труд в современной России), то это чаще всего означает, что другие факторы переплачиваются. Этот вопрос важен не только по соображениям социальной справедливости. Всякий недоплаченный фактор не может быть восстановлен, он со временем деградирует, приходит в упадок, делает невозможным его последующее эффективное использование.

Недоплата труда в России приводит к сокращению продолжительности жизни, особенно мужской части населения, и другим проявлениям деградации человеческого капитала, т.е. трудовых ресурсов общества. Это подрывает перспективы дальнейшего экономического развития страны в целом.

Экономическое мышление - условие устойчивого и безопасного функционирования и развития. При нормальных условиях народонаселение систематически растет, иногда более быстро, иногда более медленно. Чтобы поддерживать средний уровень материальных благ, которые приходятся на душу населения, общий объем национального продукта должен расти как минимум так же быстро, как и население. А чтобы среднее потребление росло, хотя бы и медленно, но неуклонно, требуется опережающий рост производства. При ежегодном приросте народонаселения в развитых странах на 1% требуется увеличивать производство в среднем на 3 %, чтобы люди ощущали едва заметное двухпроцентное улучшение уровня жизни. Но 2% в среднем за год — это 22% за 10 лет и 64% за 25-летнюю трудовую жизнь. Мало? Но ведь именно таким средним темпом происходит сейчас рост промышленно развитых стран. Причем для этого требуется, чтобы и труд, и другие ресурсы использовались эффективно

Методики обучения инновационному мышлению в кризисной ситуации. В условиях глобализации государственная социально-экономическая политика, приспособление к процессам политической и экономической модернизации неизбежно влекут за собой структурную перестройку, способную повысить качество и конкурентоспособность экономики на мировых рынках. При этом Россия вынуждена осуществлять модернизацию в условиях, когда наиболее остро стоит проблема согласования процессов формирования нового социального порядка и российской государственности, развития гражданского общества, преодоления социальной дезинтеграции и дифференциации, экономической стагнации и, что очень важно, участия в процессах глобальной модернизации на выгодных для себя условиях.

Отрыв политики от экономики, попытки устранения государства из экономической и социальной сферы, ускоренные политические и социальные реформы, «шоковая терапия», серьезнейшие нарушения в процессе приватизации сыграли свою крайне негативную роль во взаимоотношения власти и общества.15

В то же время и примененные макроэкономические методы финансирования стабилизации продемонстрировали свою ограниченность действия в приложении к столь уникальному объекту, как российская экономика. Эксперимент не мог не обернуться тем, чем он обернулся: шоком от несовместимости макроэкономической политики с экономической системой и национальной моделью развития. Это спровоцировало разрушение экономической системы, которая до настоящего времени сопровождается проеданием национального богатства и национального имущества, а также функционированием государства за счет заимствований у населения внешнего кредитования

Подводя итог, можно сформулировать следующее:

1. Экономический рост последних лет не может расцениваться в качестве заслуги новой, рыночной экономической модели, так как обеспечивается благоприятной конъюнктурой цен на энергоносители и ограниченным кругом технических средств денежно-кредитной политики и валютного регулирования.

2. Внешние мотивы роста - импортозамещение и спрос - постоянно наталкиваются на системные ограничения, заложенные в модель стабилизации. В целом формирующаяся модель развития страны закладывает догоняющий тип модернизации и постоянное отставание структурной адаптации от требований глобальной модернизации поддерживается тенденция к усилению зависимого развития российской экономики. Системные изъяны экономической модели сохраняются. Она поддерживает ресурсоемкий тип развития, не стимулирует ресурсы сбережения.16

3. Сложившаяся ситуация может привести к замораживанию низкого уровня производительностью труда, снижению его качества, а также снижению конкурентоспособности и качества отечественной продукции обрабатывающей промышленности, вытеснение ее с международных рынков.

4. Мировой опыт глобального развития свидетельствует: первоочередная долгосрочная программа социальной политики в переходный период должна состоять в том, чтобы:

15 Жуков В.И. Россия в глобальном мире. В 3 т. Т. 2. Социология, политика, культура. - М.: Логос, 2006. - 592 с.

16 Там же.

- обеспечить людям условия переквалификации, приобретение новой профессии, помочь найти новое рабочее место и, главное не допустить обнищания основной массы населения;

- создать экономические и правовые условия, стимулирующие активную часть граждан на производительный труд как основу личного благосостояния и благополучия общества;

- поддержать оптимальное соотношение между доходами трудоспособной части общества и нетрудоспособных граждан;

-усилить адресность социальной поддержки, ограничить и сократить масштабы бедности;

- обеспечить основные социальные гарантии в области доходов населения и сохранить на уровне действующих гарантии медицинского обслуживания, образования и культурного развития;

- стабилизировать положение в жилищной сфере;

- обеспечить сдерживание безработицы и поддержать вынужденных мигрантов.

5.В соответствии с поставленными целями государство должно сосредоточить свои усилия на приоритетные направления и на первоочередные задачи социальной политики. В их числе предотвращение снижения реальных денежных доходов населения; обеспечения баланса экономических интересов работников, предпринимателей и нетрудоспособных граждан; реформирования социальной сферы, прежде всего здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры; усиление воздействия государства на занятость населения и активизации работы по

17

переподготовки кадров.

6.Точка возврата во внутренних преобразованиях России пройдена: в стране нет и не просматривается социальных сил, хотя бы теоретически способных развернуть нашу страну назад или, напротив, двинуть ее качественно по-новому вперед.

Россия входит в глобализирующийся мир, где правят экономика и финансы, не будучи внутренне готовой к конкуренции на тех уровнях и в тех сферах, что определяют место государств в иерархии современного мира.

7. Важным источником инвестиций послужит сокращение оттока российского капитала благодаря мерам по улучшению инвестиционного климата- оптимизации налоговой нагрузки, укреплению финансовой системы, развитию инфраструктуры.

17

Жуков В.И. Россия в глобальном мире. В 3 т. Т. 2. Социология, политика, культура. - М.: Логос, 2006. - 592 с.

Обеспечение макроэкономической стабильности будет основой устойчивости экономического развития в целом. Все это позволит запустить новый механизм устойчивого роста российской экономики, основанный на последовательной диверсификации ее структуры.

Список литературы

1. «Экономика России: практические и теоретические проблемы перехода к рынку». - М., Международные отношения, 1996,

2. Хейне Пол "Экономический образ мышления". -М.: Из-во "Дело" 1992

3. Меньшиков С. Новая экономика. - М.: Изд-во Международные отношения, 2000

4. Жуков В.И. Россия в глобальном мире. В 3 т. Т. 2. Социология, политика, культура. - М.: Логос, 2006. - 592 с.

5. Мясоедов В.П. Инновационный менеджмент. Учебно-методические материалы для студентов специальности 080507.65 - Менеджмент организации , - М.: «Союз»- 2004.- 25с.

6. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник,2-е изд., М.: ЗАО «Бизнес-школа» «Интел Синтез», 2000.

7. Указ Президента РФ «Концепция национальной безопасности Российской Федерации» от 10 января 2000г.

8. Права на результаты интеллектуальной деятельности. Авторское право. Патентное право. Другие исключительные права. Сб-к норм. актов, - М.: ДЕ-ЮРЕ, 1994

9. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. Офиц. изд. утв. Госстроем России, Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госкомпромом России 31 марта 1994г.№7-12/47. -М: НПКВЦ «Теринвест», 1994.

10. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента /Пер. с анг., - М.: Дело,1992.

11. Молодцова Р.Г. Инвестиции и инновации в концепции экономического роста: Научное издание. -М.: Изд-во Рос.Э.А., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.