Научная статья на тему 'Обучение бакалавров по направлению 051000 «Профессиональное обучение (по отраслям)» проектированию урока в процессе практических занятий по методике профессионального обучения'

Обучение бакалавров по направлению 051000 «Профессиональное обучение (по отраслям)» проектированию урока в процессе практических занятий по методике профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаев В. В.

На основе анализа литературы по педагогическому проектированию и опыта работы по подготовке педагога профессионального обучения автором предлагается технология включения бакалавров по направлению 051000 Профессиональное обучение (по отраслям) в проектирование урока теоретического обучения на практических занятиях по дисциплине «Методика профессионального обучения» В основу данной технологии положен поэтапный, усложняющийся процесс, включающий планирование урока, проектирование отдельных педситуаций и урока в целом. Обучение проектированию урока теоретического обучения осуществляется на основе модели технологии обучения, создающей условия для конструирования основных компонентов проектируемой системы урока: целей, содержания, методов, средств и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаев В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение бакалавров по направлению 051000 «Профессиональное обучение (по отраслям)» проектированию урока в процессе практических занятий по методике профессионального обучения»

г) у учителя остается достаточно времени для того, чтобы регулировать и направлять деятельность каждого обучающегося, в соответствии с его индивидуальными особенностями, дает возможность быстро оценить уровень подготовленности детей к следующему этапу урока;

д) большое значение эти упражнения имеют для коррекции мышления, внимания, речи, памяти, эмоционально-волевой сферы у детей с отклонениями в развитии;

е) при работе с тестовыми упражнениями у обучающихся вырабатывается умение ориентироваться в трудовом задании, формируется представление о будущем изделии, а, следовательно, учитель может контролировать готовность детей с интеллектуальной недостаточностью к процессу изготовления этого изделия.

Список литературы:

1. Муравецкая Н.В. Подготовка учащихся с нарушением интеллекта к процессу планирования предстоящей работы при помощи тестов // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Современные направления теоретических и прикладных исследований 2008». Т. 15. Педагогика, психология и социология. - Одесса: Черноморье 2008. - С. 6-12.

2. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. - М.; «Просвещение» 1988. - 224 с.

3. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования. - М: Интеллект-Центр, 2002. - 296 с.

ОБУЧЕНИЕ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

051000 «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ)» ПРОЕКТИРОВАНИЮ УРОКА В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО МЕТОДИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

© Николаев В.В.*

Череповецкий государственный университет, г. Череповец

На основе анализа литературы по педагогическому проектированию и опыта работы по подготовке педагога профессионального обучения автором предлагается технология включения бакалавров по направле-

* Заведующий кафедрой Профессионального и технологического образования, кандидат педагогических наук, доцент.

нию 051000 Профессиональное обучение (по отраслям) в проектирование урока теоретического обучения на практических занятиях по дисциплине «Методика профессионального обучения» В основу данной технологии положен поэтапный, усложняющийся процесс, включающий планирование урока, проектирование отдельных педситуаций и урока в целом. Обучение проектированию урока теоретического обучения осуществляется на основе модели технологии обучения, создающей условия для конструирования основных компонентов проектируемой системы урока: целей, содержания, методов, средств и др.

Образовательно-проектировочная деятельность является одной из ведущих при подготовке бакалавра по направлению 051000 Профессиональное обучение (по отраслям). В соответствии с требованиями ГОС ВПО по указанному выше направлению выпускник должен обладать способностью проектировать и применять индивидуализированные, деятельностно и личностно ориентированные технологии и методики обучения рабочих (специалистов).

Проблема формирования у будущих педагогов проектировочных умений, а теперь - компетенций давно уже находиться под пристальным вниманием исследователей.

Первой основательной работой по педагогическому проектированию считается книга В.П. Беспалько [2]. В ней автор утверждает, что обновление школы возможно только через научно-обоснованное совершенствование педагогической технологии, предполагающей строго научное проектирование и точное воспроизведение педагогических процессов. В книге даются конкретные рекомендации по технологии целеобразования, мотивации, организации и управления учебно-познавательной деятельностью учащихся на уроках в общеобразовательной школе.

Тряпицина А.П. под педагогическим проектированием понимает одно из направлений деятельности в образовании, обеспечивающее решение конкретных педагогических задач на основе данных фундаментальных теорий [5]. Автором указываются основные этапы педагогического проектирования: определение замысла, формулировка идей, разработка обобщенных моделей действий, конкретизация задач, реализация проекта, оценка, анализ и обобщение результатов.

Теоретические вопросы проектирования в учреждениях профессионально-технического образования изложены в работе В.С. Безруковой [1]. В ней подробно рассмотрены понятие, объекты, технология педагогического проектирования, особенности проектирования педагогических систем, процессов и ситуаций в учреждениях начального профессионального образования.

В настоящее время появились работы направленные на решение проблемы обучения будущих педагогов проектированию педагогических объектов, в том числе и уроков.

Так Н.В. Куликова предлагает для решения научно--прикладных задач в области педагогики, в частности проектирования педагогических объектов,

использовать системно-эталонный подход, позволяющий строить системную модель исследуемого объекта, разработать критерии оценки, упорядочить систему показателей, разработать алгоритм целедостижгния и пр. [3].

Тарасюк О.В. анализирует основные подходы к обучению проектированию урока в учреждениях профессионально-педагогического образования и выделяет следующий состав умений проектирования учебного занятия: умение проектирования дидактических целей занятия; проектирование основных направлений достижения цели; моделирование и конструирование содержания учебного материала; моделирование структуры занятия, выбора методов и средств обучения; проектирование содержания деятельности учащихся и педагога; проектирование системы контроля, оценки и коррекции уровня обученности; оформление проекта [6].

Указанные выше и многие другие работы в основном раскрывают методологические аспекты педагогического проектирования, а методические разработки, как правило, содержат рекомендации не по проектированию, а по планированию урока на основе общепринятых требований к нему. Практически отсутствуют конкретные методические разработки и рекомендации по включению будущих педагогов в деятельность по проектированию урока в рамках учебных дисциплин.

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы по указанной выше проблеме позволил выявить основные положения, которыми необходимо руководствоваться при включении будущих педагогов в проектировочную деятельность. Прежде всего, отметим, что педагогическое проектирование представляет собой творческую деятельность педагога, создание на основе замысла или идей новых педагогических объектов. При этом, например проект урока, должен строиться на научной основе и включать такие основные этапы как педагогическое моделирование, педагогическое проектирование и педагогическое конструирование. Технология педагогического проектирования предполагает такие этапы (шаги) как определение замысла, анализ ситуации, выявление противоречия, выбор стратегии проектирования, формулировку гипотезы и т.д., т.е. элементы педагогического исследования. Планирование же, например урока теоретического обучения в УНПО, в основном осуществляется по определенной схеме, алгоритму с учетом методических рекомендаций, опыта преподавателя. То есть, педагогическое проектирование - это более высокий уровень образовательно-проектировочной деятельности педагога по сравнению с планированием, которая в данном случае дополняется исследовательской составляющей.

Важным положением при организации проектной деятельности студентов, на наш взгляд, является и то, что это поэтапный, усложняющийся процесс, сопровождающийся знанием теоретических вопросов проектирования, накоплением определенного практического опыта по выполнению и реализации проекта, видением студентами результатов своего творчества.

Теперь определим, что же такое урок? В педагогической литературе преобладает точка зрения, согласно которой урок - это сложная, постоянно изменяющаяся педагогическая система, включающая взаимосвязанную деятельность педагога и учащихся и призванная решать комплекс образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения. Возникают вопросы: «Как проектировать такую педагогическую систему?», «Как научить будущих педагогов проектировать урок, не отступив от основных идей педагогического проектирования, о которых было сказано выше?»

Очевидно, что обучить проектированию урока как сложной педагогической системы можно только реализуя системно-деятельностный подход, создающий условия для конструирования основных компонентов урока (цели, содержание, методы, средства обучения и т.д.). Для этого, как было указано выше, может быть использована, например, определенная системная модель урока [3].

На основе анализа литературы по педагогическому проектированию и опыта работы по подготовке педагога профессионального обучения нами определена технология включения бакалавров по направлению 051000 Профессиональное обучение в проектирование урока теоретического обучения на практических занятиях по дисциплине «Методика профессионального обучения»:

1. Этап (предварительный). Планирование урока из перспективно-тематического плана (ПТП) изучения темы по определенной типовой схеме (формулирование целей, подбор содержания, методов, средств обучения, воспитания и развития учащихся и т.д.), его анализ с позиции общих подходов к планированию занятия. Как показывает практика, обобщенные действия студентов по планированию урока должны предшествовать проектированию урока, так как они являются основой формирования необходимых методических умений.

Результат: студенты умеют разрабатывать по определенной схеме план-конспект типового, например комбинированного урока теоретического обучения; могут обосновывать его структуру; способны формулировать цели урока, выбирать содержание, методы, средства обучения, контроля учащихся и т.д.

2. Этап. Проведение студентами по разработанному плану-конспекту нескольких уроков в форме ролевой игры (или проведение уроков в условиях экспериментальной площадки), их анализ.

Результат: студенты получают первоначальный опыт реализации педагогического проекта в форме плана-конспекта урока (как работает план-конспект) и анализа подготовки к уроку с точки зрения его результата (что получилось, а что не получилось).

3. Этап. Проектирование каждым студентом 2-3 педситуаций, позволяющих оптимизировать разработанный ранее план-конспект урока. Это могут быть воспитательные ситуации или учебные, например проблемная ситуация

или политехническая. Проектирование педситуаций в данном случае носит характер исследования, осуществляется пошагово, в соответствии с представленной ниже технологией педагогического проектирования:

1. проанализировать исходные условия проектирования: курс; группа; место и время проведения урока; учебно-методическое обеспечение занятия; уровень усвоения знаний (культуры труда, технического мышления и т.п.) учащихся;

2. на основе анализа проведенного урока определить основные педагогические противоречия, например, несоответствие уровня усвоения знаний (освоения умений, развития технического мышления и т.п.) требуемому уровню;

3. определить замысел, основную идею проекта, например: а) повысить уровень усвоения знаний; б) ввести элементы развивающего обучения; в) повысить мотивацию учения; г) повысить уровень самостоятельности учащихся; д) усилить воспитательную направленность обучения; е) обеспечить политехническую направленность обучения и др.;

4. с учетом замысла уточнить цели урока;

5. определить стратегию проекта (основные педагогические идеи, положения, закономерности, технологии и т.п.), которая поможет реализовать замысел автора и будет положена в основу проектируемой педситуации. Это могут быть, например, различные личност-но-ориентированные технологии обучения; способы мотивации учения; психологические закономерности процесса усвоения знаний; методы формирования технического мышления, воспитания учащихся и др.;

6. сформулировать рабочую гипотезу проекта, например, «Уровень усвоения знаний учащихся может быть повышен, если на уроке будут использованы...», «Развитию технического мышления учащихся на уроке будут способствовать.» и др.;

7. по представленной ниже модели на основе положений гипотезы, принципов и правил проектирования, а также научно-методических знаний и умений, разработать проект проектируемой педси-туации (см. табл. 1).

Таблица 1

Модель проектируемой педситуации

Этап урока Тип педситуации Сущность педситуации Деятельность преподавателя по разрешению педситуации Деятельность уч-ся в педситуации Показатели эффективности проектируемой педситуации

8. скорректировать разработанный ранее план - конспект урока с учетом спроектированных педситуаций.

Результат: студенты приобщаются к педагогическому творчеству -полноценной процедуре педагогического проектирования на примере самого малого объекта проектирования - педситуации, понимают разницу процессов планирования и проектирования.

4. Этап. Проигрывание спроектированных педситуаций в форме ролевой игры, их анализ.

Результат: студенты видят разницу процесса и результатов обучения на основе спланированных и спроектированных компонентов урока, осознают роль педагогического проектирования при подготовке к занятию.

5. Этап (основной). Проектирование урока на основе заданных преподавателем исходных данных (предмет, тема урока, его место в ПТП, тип урока, количество учащихся, кабинет и его оснащение, уровень обученно-сти учащихся, особенности в поведении некоторых учащихся и др.). Проектирование урока осуществляется на основе модели технологии обучения по каждому этапу урока (см. табл. 2).

Таблица 2

Модель технологии обучения проектируемого урока

Тема урока_

Образовательная цель урока_

Дидактическая задача Технология обучения Результат обучения уч-ся (уровень усвоения) Диагностика и коррекция

Этап урока. Таксономия учебных целей Содержание обучения Мотивация УПД учащихся Управление УПД

Методы, приемы обучения Средства обучения

1 2 3 4 5 6 7 8

Студенты выполняют комплексную практическую работу по конструированию взаимосвязанных целей, содержания, методов средств обучения, диагностике и коррекции знаний и умений учащихся. В зависимости от исходных условий проектирования, идей авторов создаются проекты технологии обучения, например, с использованием разных способов мотивации учащихся; с применением активных методов обучения, информационных технологий, комплекса средств обучения и т.п. После этого, базовая (дидактическая) структура урока дополняется воспитательными и развивающими его компонентами: целями, содержанием, методами, средствами воспитания (развития) учащихся. Более подробно методика обучения студентов проектированию урока на основе технологии обучения представлена нами в учебном пособии [4].

Результат: Студенты умеют проектировать урок теоретического обучения на основе определенной системной модели. Результатом проектирования является конструкт (план-конспект) урока.

6. Этап (заключительный). Проведение урока (как реализуется проект с позиции поставленных целей обучения) и его анализ.

Результат: Студенты получают опыт проведения спроектированного урока, видят его результаты. При необходимости, студенты могут вносить коррективы в проект урока.

В заключении отметим, что поэтапное включение студентов в проектировочную деятельность на практических занятиях по методике профессионального обучения позволяет систематизировать их профессиональные знания и умения, включить в творческий процесс подготовки к уроку на основе технологии педагогического проектирования. Кроме того, исследовательский характер проектирования помогает студентам в дальнейшем при написании курсовой и выпускной квалификационной работ, где требуется определять актуальность, цели и задачи исследования, выдвигать гипотезы и др.

Список литературы:

1. Безрукова В.С. Педагогика. - Екатеринбург: изд-во «Деловая книга», 1999. - 119 с

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

3. Куликова Н.В. Системное моделирование педагогических программ и проектов // Технологии информационно-аналитической работы. Коллегия аналитиков. - М., 2010.

4. Николаев В.В. Методика профессионального обучения. Проектирование технологий формирования у учащихся профессиональных знаний на уроках теоретического обучения в УНПО: учеб. пособие. - Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2007. - 89 с.

5. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида: монография / Под редакцией д-ра пед. наук, проф. А.П. Тря-пициной. - СЛ.: Образование, 1995. - 171 с.

6. Профессионально-педагогические понятия: слов. / Сост. Г.М. Ро-манцев, В.А. Федоров, И.В. Осипова, О.В. Тарасюк; Под ред. Г.М. Роман-цева. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. - 456 с.

ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ, ЕГО ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Пахомова Н.А.*

Филиал Российского государственного социального университета,

г. Таганрог

Статья посвящена проблеме развития общения сверстников в дошкольном возрасте.

* Аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.