Научная статья на тему 'Обучающая компьютерная программа для родителей «Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста с нарушенным слухом»: психолого-педагогические аспекты'

Обучающая компьютерная программа для родителей «Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста с нарушенным слухом»: психолого-педагогические аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
761
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНДРОГОГИКА / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / АБИЛИТАЦИЯ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА / ОБУЧАЮЩАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА / МОДУЛИ ПРОГРАММЫ / СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ / ANDROGOGICS / FAMILY UPBRINGING / COMPUTER TECHNOLOGIES / DISTANT LEARNING / IT / TEACHING COMPUTER PROGRAM / MODULES OF PROGRAM / SENSORY DEVELOPMENT / EMOTIONAL DEVELOPMENT / COMMUNICATIVE DEVELOPMENT / SPEECH DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Типикина И. А.

Статья посвящена проблеме оказания педагогической помощи родителям, имеющим детей с нарушенным слухом. В статье представлена логическая структура программы для родителей, дается краткий обзор результатов исследования, раскрывающий возможности использования компьютерных технологий родителями детей раннего возраста с нарушенным слухом. Целью данной статьи является привлечение внимания родителей к проблеме формирования у них умений грамотно организовывать систематический образовательный процесс с ребенком, имеющим нарушенный слух, в условиях семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Типикина И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT COMPUTER PROGRAM FOR PARENTS «CORRECTION AND DEVELOPMENT OF YOUNG CHILDREN WITH IMPAIRED HEARING»: PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS

The article deals with the issue of pedagogical support to the parents whose children suffer from hearing impairment. The author presents a logical structure of the program for parents. The author also focuses on the results of the research proving the necessity for parents to use IT while upbringing young children with hearing impairment. The paper aims at drawing parents' attention to the problem of training parents to organize the proper process of study for children with impaired hearing within a family.

Текст научной работы на тему «Обучающая компьютерная программа для родителей «Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста с нарушенным слухом»: психолого-педагогические аспекты»

УДК 376.33

ОБУЧАЮЩАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ»: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

© 2010 И.А.Типикина

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 06.07.2010

Статья посвящена проблеме оказания педагогической помощи родителям, имеющим детей с нарушенным слухом. В статье представлена логическая структура программы для родителей, дается краткий обзор результатов исследования, раскрывающий возможности использования компьютерных технологий родителями детей раннего возраста с нарушенным слухом. Целью данной статьи является привлечение внимания родителей к проблеме формирования у них умений грамотно организовывать систематический образовательный процесс с ребенком, имеющим нарушенный слух, в условиях семьи.

Ключевые слова: андрогогика, семейное воспитание, абилитация, компьютерные технологии, дистанционное образование, телекоммуникационные средства, обучающая компьютерная программа, модули программы, сенсорное развитие, эмоциональное развитие, речевое развитие, развитие общения.

Проблемы семей, в которых появляется ребенок с отклонениями в развитии, в настоящее время продолжают сохранять актуальность. Даже если исключить психологический аспект, сложности родителей, не готовых к адекватному общению с ребенком, имеющим ограниченные возможности, исключительно велики. В связи с этим необходимое коррекционное воздействие не начинается своевременно, что негативно сказывается на последующем развитии ребенка. Родители детей с ограниченными возможностями, как правило, пытаются осуществить медицинское воздействие на обнаруженные отклонения. Несвоевременно начатые коррекционные мероприятия приводят к тому, что развитие ребенка запаздывает, и он оказывается в специальном образовательном учреждении. Наблюдающаяся в стране тенденция выбора семейного воспитания практически не распространяется на семьи с детьми с отклонениями в развитии. Решение о воспитании ребенка в семье в силу опыта и традиций чаще реализуется в отношении нормально развивающихся детей. Необычный ребенок требует особых методов воспитания, которые без дополнительных усилий недоступны обычной семье. Чтобы общаться с таким ребенком, родители должны приобрести определенные знания. Методы обучения взрослых разрабатываются новой для России научной дисциплиной - анд-рагогикой, базирующейся преимущественно на концепции непрерывного образования, но и отражающей, в том числе, специфический харак-

Типикина Ирина Алексеевна, факультет коррекцион-ной педагогики, кафедра олигофренопедагогики и специальной психологии, старший преподаватель. E-mail: itipikina@mail. ru

тер образовательных потребностей взрослых1. Так среди традиционно выделяемых целевых групп образовательных запросов взрослых семейное обучение и воспитание в нашей стране может приобретать различные направления, связанные с наличием в семьях детей с ограниченными возможностями. Одну из самых многочисленных групп родителей с особыми образовательными потребностями составляют родители детей с нарушенным слухом.

Существующие в настоящее время возможности раннего выявления нарушения слуха у детей дают возможность практически использовать сензитивные периоды для предупреждения социально обусловленного отставания и связанных с ним вторичных отклонений в развитии. Большинство сензитивных периодов приходится на ранний возраст ребенка (от 1 до 3 лет) и играет решающую роль для последующего развития ребёнка2. Многие исследователи доказывают, что в этот период особенно интенсивно развиваются предпосылки психофизиологических процессов, обуславливающих способность ребенка к речевой и мыслительной деятельности. Сензи-тивные периоды, по мнению Л.С.Выготского3, недолговременны, и если в этот период не сформировалась предполагаемая структура, то по его окончании в дальнейшем потребуются специальные усилия для ее формирования. До внедрения в клиническую практику объективных методов, позволяющих определять снижение слуха с первых дней жизни, адекватное использование сен-зитивных периодов в жизни младенцев с недос-

1 Колесникова И.А. Основы андрагогики. - М.: 2003.

2 Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 2. Проблемы общей психологии. - М.: 1982.

3 Он же. Вопросы детской психологии. - СПб.: 1997.

татками слуха было невозможно, прежде всего, по причине неадекватного отношения к возможностям ребёнка, то есть процесс абилитации, за небольшим исключением, не начинался в необходимое время. Ситуация с ранним выявлением нарушений слуховой функции предполагает возникновение у родителей такого ребенка особых запросов, связанных с процессом абилитации, от кохлеарной имплантации до занятий по развитию слуха, коммуникативных навыков, психических функций4.

Отсутствие эффективной системы помощи родителям детей с нарушенным слухом вообще и детей раннего возраста в частности подтверждается результатами фронтального опроса родителей старшеклассников и выпускников школы № 117 для слабослышащих и позднооглохших детей г. Самары. В ходе опроса предполагалось выяснить степень удовлетворенности семей существующей системой помощи родителям в обучении и воспитании детей с недостатками слуха с целью дальнейшего образования родителей с учётом их потребностей. Родителям предлагалось ответить на следующие вопросы: 1) В каком возрасте у вашего ребенка был установлен диагноз? 3) Какой тип помощи получала ваша семья, с какого времени? 4) В каком возрасте ребенок стал получать квалифицированную помощь? 5) Пытались ли вы самостоятельно заниматься с ребенком? 6) Какие источники помощи вы использовали? 7) Что оказалось самым сложным: отсутствие представлений о норме развития, формы и методика занятий, другое? 8) Считаете ли вы, что ваша возможность обеспечить наиболее раннее воздействие могла бы изменить судьбу ребенка? 9) Какой вид помощи вы считаете наиболее перспективным для России: специализированные центры, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих ребенка в семье, группы кратковременного пребывания малолетних детей при специализированных учреждениях, образование родителей детей с недостатками слуха? 10) Считаете ли вы, что современные компьютерные технологии смогут обеспечить родителям детей раннего возраста с нарушенным слухом необходимую педагогическую помощь?

По данным опроса было выявлено, что уже более 10 лет назад 22% родителей узнали о нарушении слуха своего ребенка в возрасте до 3 лет. Но только 4% из опрошенных родителей получили помощь в воспитании и развитии ребенка раннего возраста в качестве индивидуальных консультаций специалистов по собственной просьбе; следует отметить, что эта помощь не

4 Королева И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. - СПб.: 2005.

была систематической. Постоянную помощь 57% семей стали получать с момента поступления в специальный детский сад. По данным опроса, 92% родителей предпринимало попытки самостоятельных занятий с ребенком. Из них только 15% пыталось строить занятия на базе знакомства с научной и методической литературой, остальные привлекали опыт других семей и периодически консультировались со специалистами. 83% опрошенных родителей в качестве основной трудности в организации систематических занятий с ребенком назвали отсутствие специальных знаний и опыта для их проведения, а также образца, которому необходимо следовать в работе. Все опрошенные родители сочли, что судьба их ребенка была бы более благополучной в случае получения максимально ранней специальной помощи. 72% опрошенных родителей в качестве наиболее перспективного метода помощи детям назвали обучение родителей и почти все (96%), отметившие важность обучения родителей, сочли возможности компьютерных технологий достаточными для получения родителями необходимых знаний.

Таким образом, родители, оценивая свой предыдущий опыт воспитания детей с нарушенным слухом, положительно оценили возможности дистанционного образования на базе компьютерных технологий. Однако существующая на сегодняшний день система педагогической помощи родителям, имеющим детей с нарушенным слухом, ограничена в качестве источника обучения только методическими печатными пособиями, что является недостаточно эффективным в силу объективных причин. Иными словами, в этой области отсутствует эффективная система педагогической помощи, полностью отвечающая запросам родителей. Зарубежный опыт также неприемлем. Так, система помощи родителям детей раннего возраста с нарушенным слухом в Европе носит контактно-дистанционный характер. Финансовые, организационные и территориальные условия Западной Европы, в частности, позволяют иметь на территории государств разветвленную сеть специализированных центров, осуществляющих по сути психолого-образовательное сопровождение семей, имеющих маленьких глухих детей. Для России такая система невозможна по финансовым, геополитическим и социальным причинам. Тем не менее, уже существуют предпосылки формирования новой системы педагогической помощи родителям на базе телекоммуникационных средств дистанционного образования, в связи с чем становится актуальной разработка обучающих компьютерных программ для родителей, способных решить проблемы, связанные с поиском нужной информации, обменом полученной информацией с дру-

гими семьями, консультациями специалистов с целью организации квалифицированной педагогической помощи в условиях семьи5. Задача специалистов в этом случае состоит в создании инновационной системы дистанционного образования родителей, имеющих детей с нарушенным слухом, которая позволит правильно осуществлять процесс обучения и воспитания ребенка в условиях семьи, что и составляет основную потребность родителей указанной категории детей.

С целью образования родителей глухих детей раннего возраста нами было создано специальное пособие. Предлагаемое пособие для родителей представляет собой компьютерную обучающую программу и предназначено для использования семьями, имеющими детей с нарушенным слухом в возрасте от 0 до 3-х лет. Как и все компьютерные обучающие программы, предлагаемое пособие создано на основе содержательного анализа материала, предназначенного для усвоения детьми. В программе он представлен в форме «перечней умений», позволяющих родителям выявить исходный уровень развития своего ребенка и составить индивидуальную кор-рекционную программу. «Перечень умений» состоит из диагностических таблиц, отражающих определенные наборы навыков. Например, раздел «Сенсорное развитие» включает следующие направления: зрительное восприятие цвета, формы, величины, тактильное восприятие, слуховое восприятие, вибрационная чувствительность, ориентировка в пространстве и навыки конструирования, изобразительная деятельность. Отправная точка навигации - возрастной уровень и соответствующий ему показатель нормы развития. Каждый навык, приводимый в перечне, соответствует определенному возрасту, в котором «среднестатистические» дети осваивают соответствующий навык. Родители, отмечая выполнение или невыполнение ребенком предложенного задания, определяют сильные и слабые стороны своего ребенка, и тем самым обозначают приоритетные направления обучения.

В логической структуре программы выделяются четыре раздела, представляющие собой направления развития детей раннего возраста с нарушенным слухом: 1) сенсорное развитие; 2) эмоциональное развитие; 3) развитие общения; 4) речевое развитие. В составе каждого из представленных разделов - четыре модуля. Общий методический модуль для всей программы раскрывает ее цели и задачи, включает необходимые для родителей рекомендации по работе с программой. Собственный методический модуль раздела также конкретизирует его цели и зада-

5 Романов А.Н., Торопирв В.С., Григорович Д.Б. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования. - М.: 2000.

чи, включает необходимые рекомендации как для родителей детей раннего возраста с нарушенным слухом, так и их помощника (тьютера).

Организационный модуль составляют анкеты, позволяющие получить необходимую информацию о родителях и проверочные (тестовые) таблицы, представляющие собой перечень умений и навыков. Цель заполнения проверочных таблиц состоит в определении уровня развития ребенка по 3 направлениям: 1) сенсорное развитие; 2) речевое развитие (понимание речи и говорение); 3) социальное развитие (навыки общения и эмоциональное развитие). Умения и навыки для каждого из направлений, приводимые в проверочных таблицах, соответствуют определенным возрастным уровням: 1) от 0 до 3 месяцев; 2) от 3 до 6 месяцев; 3) от 6 до 9 месяцев; 4) от 9 до 12 месяцев; 5) от 12 до 15 месяцев; 6) от 15 до 18 месяцев; 7) от 18 до 21 месяцев; 8) от 21 до 24 месяцев; 9) от 2 до 3 лет. Обучающий модуль содержит собственно учебный материал и систему упражнений (конкретных заданий), соответствующих конкретным возрастным уровням.

Оптимальное количество заданий для включения в индивидуальную программу развития ребёнка по каждому из направлений составляет 3 - 4 и рассчитано на один месяц занятий. Задания построены следующим образом: 1) Название задания. 2) Дополнительный материал (его может и не быть). 3) Необходимые действия со стороны взрослого. 4) Оценка действий ребенка. Таким образом, каждое задание предполагает наличие контроля за успешностью его выполнения и позволяет фиксировать динамику в развитии ребенка. Кроме того, программа предполагает наличие отсроченного контроля за развитием, а именно возможность проведения повторного тестирования ребенка по проверочным таблицам по истечении одного месяца работы по индивидуальному плану.

Информационно-справочный модуль содержит теоретическую базу данных и словарь терминов, используемых в материалах пособия, и позволяет восполнить имеющиеся у родителей пробелы в теоретических знаниях по вопросам организации коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста с нарушенным слухом в соответствии с их потребностями и особенностями развития детей. Смысловая и логическая структуры программы разработаны с учётом наличия у родителей минимальных навыков пользователя компьютером.

Апробация указанной обучающей программы осуществлялась с использованием одного из разделов пособия «Сенсорное развитие» на базе сурдологического отделения областной клинической больницы (СОКБ) имени Калинина г. Самары, городского сурдологического кабинета

при детском реабилитационном центре Самарского района г. Самары, городского реабилитационного центра «Варрель» г. Самары, на базе муниципального образовательного учреждения «Центр развития глухих детей» детский сад №5 г. Самары, ЦРР, детского сада №46 г. Самары.

Наиболее значительные успехи были отмечены у детей, воспитывающихся родителями с сохранным слухом в домашних условиях. Родители данных детей систематически и последовательно проводили занятия с детьми, пользуясь предложенным пособием. По окончании апробации был проведен контрольный срез, позволяющий выявить уровень сенсорного развития детей. Для этого родители вновь заполняли диагностический «перечень умений». Данные контрольного среза показали, что в результате проведенной в течение шести месяцев работы по развитию сенсорной сферы 100% детей, воспитывающихся в домашних условиях нормально слышащими родителями, достигли уровня развития сенсорной сферы, соответствующего их возрастной норме. 75% детей с нарушениями слуха, посещающие специализированные дошкольные учреждения и воспитывающиеся нормально слышащими родителями (не забирающими детей ежедневно домой, а поэтому нерегулярно занимающиеся с ребёнком) не достигли уровня сенсорного развития, соответствующего их возрасту, и продвинулись только на один возрастной уровень. Так же 75% детей с нарушенным слухом, посещающие специализированные дошкольные учреждения круглосуточного пребывания и воспитывающиеся нормально слышащими родителями не достигли уровня сенсорного развития, соответствующего их воз-

расту, и продвинулись только на 1/2 возрастного уровня.

Таким образом, дети, полностью восполнившие пробелы в своем развитии, воспитывались в домашних условиях. Важным условием были ежедневные, последовательные и систематические занятия родителей с детьми по нескольку раз в день, будучи подготовленными к оказанию помощи своему ребёнку на основе использования специальной обучающей компьютерной программы для родителей. Нормально слышащие родители, сознательно воспитывающие ребенка в семье, активны в ходе коррекционной работы вследствие высокой заинтересованности в возможностях реабилитации и интеграции своих детей, следовательно, используют предложенное средство помощи мотивированно.

Специально организованная и начатая в раннем возрасте работа с использованием разработанной программы для родителей способствует предупреждению возможных трудностей в дальнейшем развитии ребенка с нарушенным слухом и коррекции уже имеющихся отклонений. И самое важное то, что использование программы позволяет осуществлять дистанционную помощь семье, то есть обеспечивает равные условия для развития детям с нарушенным слухом независимо от места и условий проживания. Для нашей страны с ее неоднородностью во всех аспектах это наиболее перспективный путь решения проблем воспитания и развития детей с ограниченными возможностями. Таким образом, создание обучающих компьютерных программ для взрослых является актуальной задачей.

DEVELOPMENT COMPUTER PROGRAM FOR PARENTS «CORRECTION AND DEVELOPMENT OF YOUNG CHILDREN WITH IMPAIRED HEARING»: PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS

© 2010 I.A.Tipikina

Volga Region State Social-Humanitarian Academy

The article deals with the issue of pedagogical support to the parents whose children suffer from hearing impairment. The author presents a logical structure of the program for parents. The author also focuses on the results of the research proving the necessity for parents to use IT while upbringing young children with hearing impairment. The paper aims at drawing parents' attention to the problem of training parents to organize the proper process of study for children with impaired hearing within a family.

Keywords: androgogics, family upbringing, computer technologies, distant learning, IT, teaching computer program, modules of program, sensory development, emotional development, communicative development, speech development.

Irina Alekseevna Tipikina, senior teacher of Department of special education of Chair of oligophrenopedagogics and special psychology. E-mail: itipikina&mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.