Научная статья на тему 'Общие принципы составления бюджета производства'

Общие принципы составления бюджета производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
616
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шишкоедова И. И.

В предыдущих номерах журнала мы говорили о процессе бюджетирования деятельности издательств и полиграфических предприятий и, в частности, о том, как составить бюджет продаж. Продолжая эту тему, в статье рассматриваются вопросы, связанные с методикой составления бюджета производства. В частности, автор разъясняет, зачем нужен бюджет производства, останавливается на общей последовательности разработки бюджета производства, которая фактически включает в себя несколько относительно самостоятельных плановых документов, таких как производственная программа, бюджет использования и закупки материалов, бюджет трудовых затрат, бюджет общепроизводственных (редакционных) расходов, прогнозный расчет производственной себестоимости и бюджет движения товарно-материальных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общие принципы составления бюджета производства»

БЮДЖЕТиРОВАНиЕ

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТА ПРОИЗВОДСТВА

Н.Н. ШИШКОЕДОВА,

доцент кафедры «Бухгалтерский учет и аудит»

Курганского филиала Академии труда и социальных отношений

В предыдущих номерах журнала мы говорили о процессе бюджетирования деятельности издательств и полиграфических предприятий и, в частности, о том, как составить бюджет продаж.

Продолжая эту тему, следует поговорить о методике составления бюджета производства.

Зачем нужен бюджет производства

Целью разработки бюджета производства является планирование потребности в производственных ресурсах и расчет плановой себестоимости производимой продукции, работ, услуг.

На основании информации, формируемой в бюджете производства, руководство фирмы может:

1) оптимизировать производственный процесс исходя из временных рамок и наличия ресурсов;

2) оценить потребность в привлечении дополнительных ресурсов в отдельные периоды времени;

3) определить плановую производственную себестоимость каждого вида продукции, работ, услуг, производство и осуществление которых запланировано на бюджетный период;

4) получить показатели себестоимости реализованной продукции (работ, услуг), необходимые для составления прогнозного отчета о прибылях и убытках;

5) составить прогноз денежных потоков в части выплат денежных средств поставщикам и подрядчикам, персоналу и другим организациям и лицам, выполняющим работы и оказывающим услуги, необходимые для организации производственной деятельности, в зависимости от существующих или планируемых условий сотрудничества с ними (кредитной политики, политики скидок и т. д.);

6) добиваться оптимизации запасов товарно-материальных ценностей и повышения эффективности использования всех видов ресурсов за счет перспективного анализа и моделирования процесса управления ресурсами и затратами.

Общая последовательность разработки бюджета производства

Бюджет производства составляется на основе бюджета продаж и фактически включает в себя несколько относительно самостоятельных плановых документов.

Производственная программа Первым делом разрабатывается производственная программа или, иными словами, график выпуска продукции (выполнения работ, оказания услуг).

Ее составление подразумевает «переложение» бюджета продаж (в части прогноза объемов продукции , работ, услуг в натуральном выражении) с учетом продолжительности и особенностей производственного цикла, а также имеющихся остатков готовой продукции на начало планируемого периода и желаемых остатков продукции на конец периода. Ведь если издательство запланировало продать в декабре 2007 г 5 000 экземпляров книги, напечатать хотя бы часть тиража нужно еще в ноябре 2007 г. (чтобы с 1 декабря уже можно было приступить к отгрузке продукции покупателям), а для этого необходимо получить рукопись от автора, произвести корректуру и верстку еще в сентябре-октябре 2007 г.

Разработанная производственная программа является основой для дальнейшего планирования процесса производства, использования ресурсов и формирования затрат. Для этих целей составляются следующие бюджеты.

Бюджет использования и закупки материалов

Этот бюджет особенно важен для полиграфических предприятий, а также для издательств, предпочитающих печатать тиражи на собственной бумаге. Как следует из его названия, он должен содержать плановые потребности закупки и использования материалов, необходимых для производства продукции в соответствии с производственной программой.

Сначала составляется первая часть — бюджет использования материалов. Для этого необходимо составить перечень материалов, необходимых для изготовления каждого вида продукции, выполнения каждого вида работ и оказания каждого вида услуг, предусмотренных производственной программой, и определить нормы расхода каждого вида материалов на единицу продукции, работ, услуг.

После этого количество продукции, объем работ и услуг из производственной программы умножается на нормы расхода каждого вида материалов и получается потребность в материалах на каждый месяц в натуральном выражении в разбивке по видам продукции, работ, услуг.

Далее можно суммировать потребности по каждому виду материалов, чтобы получить прогноз общей потребности в разрезе разновидностей материалов. Теперь, если умножить количество материалов каждого вида на их плановую закупочную цену, получим прогноз материальных затрат на производство в помесячной разбивке.

Однако для того чтобы иметь возможность использовать материалы в производстве с 01.10.2007, необходимо, чтобы их привезли на склад, как минимум, 30.09.2007. Многие виды материалов требуют предварительной обработки и подготовки, прежде чем их можно будет отпустить в производство, поэтому нужно учесть и это время. Кроме того, учитывая сроки поставки материалов, для того, чтобы материалы поступили на склад, скажем, 5 октября, оформить заказ (заключить договор с поставщиком), возможно, необходимо еще в сентябре или даже в августе (особенно если этот материал импортируется). Также следует учесть и необходимость формировать исходящие остатки материалов — ведь для того, чтобы продолжить производственный процесс в ноябре, нужно в течение октября заказывать не только те материалы, которые необходимы для выполнения производственной программы октября, но и дополнительные материалы, которые будут использоваться уже в ноябре.

Поэтому после составления первой части бюджета следует подготовить вторую часть — бюджет закупки материалов. Для этого, как и при разработ-

ке производственной программы на основе бюджета продаж, необходимо, учитывая сроки поставки, приемки, подготовки материалов, а также наличие остатков материалов на начало планового периода и уровень желаемых остатков материалов на конец периода (определяемый опять-таки с учетом сроков поставки и потребностей в материалах на следующий период), произвести «переложение» или «временные сдвиги» объемов использования материалов в объемы их закупки.

В рамках сформированного бюджета закупки материалов можно получить стоимость закупаемых каждый месяц материалов в денежном выражении. На ее основе можно рассчитать объемы выплат в пользу поставщиков, принимая во внимание условия расчетов с ними (необходимость перечисления предоплат, наличие и продолжительность отсрочек платежей и т. д.).

При разработке бюджета закупки материалов, зная потребности в их количестве для поддержания непрерывного процесса производства, могут применяться экономико-математические модели, позволяющие оптимизировать объем и график закупки материалов — например, модель экономически обоснованного размера заказа EOQ (называемая также моделью Харриса, или формулой Уилсона).

Бюджет трудовых затрат

Помимо бюджета материальных затрат на основании производственной программы разрабатывается бюджет трудовых затрат, позволяющий, с одной стороны, оценить потребности в трудовых ресурсах (в частности, определить необходимость найма дополнительных работников, использования временных и сезонных работников и т. д.) и оптимизировать график отпусков, а с другой стороны — спланировать себестоимость продукции в части расходов на оплату труда и определить примерный фонд оплаты труда.

Для того чтобы составить бюджет трудовых затрат, необходимо определить перечень работников, которые будут заняты в выполнении различных операций при производстве каждого вида продукции, работ, услуг, предусмотренных производственной программой, и установить норматив времени на каждую операцию.

После этого, умножая количество продукции (объем работ, услуг), заложенное в производственной программе, на нормативы расхода времени на их изготовление, можно получить фонд рабочего времени в разрезе отдельных категорий работников и отдельных видов продукции (работ, услуг). Если после этого разделить месячный фонд рабочего времени соответствующей категории работников

на нормальную продолжительность работы данной категории работников (обычно составляющей около 160 ч в месяц), получится количество работников, которое необходимо для выполнения производственной программы в этом месяце. Сравнивая это количество с фактическим количеством работников согласно штатному расписанию, можно определить, сколько работников необходимо нанять дополнительно, сколько работников можно отпустить в отпуск в том или ином месяце, а каких работников целесообразнее сократить или перевести на другую работу.

Наличие прогнозного фонда рабочего времени позволяет подсчитать фонд заработной платы — для этого нужно умножить бюджетное количество часов на часовую ставку оплаты труда (или плановое количество работников на величину оклада работника соответствующей категории). Показатель фонда заработной платы, в свою очередь, позволяет, с одной стороны, формировать себестоимость продукции, работ, услуг в части расходов на оплату труда, а с другой стороны — прогнозировать денежные потоки в части выплат персоналу.

Планируя расходы на оплату труда производственного персонала, следует также учесть и расходы на уплату единого социального налога, взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Бюджет общепроизводственных (редакционных) расходов

Помимо бюджетирования прямых производственных расходов — материальных и трудовых — необходимо также планировать косвенные производственные расходы, которые в полиграфических предприятиях называют общепроизводственными, а в издательствах — редакционными.

В их состав, в частности, входят такие расходы,

как:

— амортизация производственного оборудования и прочих основных средств, используемых в целях организации и управления производственной деятельностью (в том числе зданий цехов);

— расходы на содержание, эксплуатацию, ремонт основных средств цехового и редакционного назначения;

— расходы на оплату труда бригадиров, мастеров, начальников цехов, редакторов и других работников, занятых организацией и управлением производством, а также на обязательные отчисления от их заработной платы;

— расходы на приобретение оригиналов-ма-

кетов и художественно-техническое оформление в издательствах;

— расходы на охрану труда и технику безопасности, на специальную одежду, специальное питание;

— многие другие цеховые и редакционные расходы.

Основная проблема бюджетирования таких расходов заключается в том, что в большинстве своем их размер не связан напрямую с производственной программой (с количеством конкретных видов производимой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг). Поэтому планирование общепроизводственных (редакционных) расходов обычно осуществляется не путем умножения количества продукции из производственной программы на нормативы (как в случае с составлением бюджетов материальных и трудовых затрат), а прямым счетом исходя из количества мастеров, редакторов, стоимости аренды производственных площадей в объеме, необходимом для выполнения производственной программы, и т. д.

Прогнозныйрасчет производственной себестоимости

Завершает бюджет производства документ, содержащий расчет прогнозной (плановой) производственной себестоимости. Данные для ее калькулирования получают из каждого из представленных выше бюджетов:

— сведения о прямых материальных затратах — из бюджета использования материалов;

— сведения о прямых трудовых затратах (расходах на оплату труда производственного персонала с отчислениями) — из бюджета трудовых затрат;

— сведения об общепроизводственных (редакционных) расходах — из бюджета общепроизводственных расходов (путем распределения по видам продукции, работ, услуг по методике, аналогичной применяемой в бухгалтерском учете расходов).

Формирование информации о затратах производится в разрезе видов продукции, работ, услуг. Поэтому, разделив плановую сумму затрат по каждому виду продукции (работ, услуг) за каждый месяц на количество продукции (объем работ, услуг) в соответствии с производственной программой на данный месяц, можно получить себестоимость единицы продукции (работ, услуг) за каждый месяц. Этот показатель, в свою очередь, может быть использован при подготовке прогнозного отчета о прибылях и убытках, ведь именно умножением себестоимости единицы продукции на количество проданной продукции (по бюджету продаж) получается себестоимость продаж.

Бюджет движения товарно-материальных ценностей

Некоторые организации — особенно крупные фирмы, имеющие значительные объемы запасов материалов и готовой продукции, помимо вышеперечисленных бюджетов составляют в качестве самостоятельного документа бюджет движения товарно-материальных ценностей.

Этот логистический бюджет позволяет оценить потоки запасов сырья и продукции и сопоставить их с имеющимися «пропускными способностями» предприятия, т. е. с наличием складских помещений. Таким образом, руководство предприятия получает возможность:

— своевременно спланировать потребность в дополнительных складах;

— выявить возможность продажи или сдачи в аренду излишних, неиспользуемых складских помещений;

— при необходимости пересмотреть график закупки материалов (поскольку может оказаться, что покупать материалы более мелкими партиями и платить за их доставку выйдет дешевле, чем арендовать дополнительные складские помещения) или график отгрузки продукции;

— получить систематизированную информацию для оптимизации запасов и объемов закупок при помощи экономико-математических методов и моделей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.