Научная статья на тему 'Общие меры профилактики криминогенного воздействия СМИ на личность'

Общие меры профилактики криминогенного воздействия СМИ на личность Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
722
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / КРИМИНОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ СМИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Анхимова Радмила Владимировна

Развитие современного общества показывает, что нам необходимо противодействовать криминогенному воздействию СМИ на личность. Профилактические меры могут быть включены в Комплексную программу культурного, духовного, правового и физического оздоровления российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общие меры профилактики криминогенного воздействия СМИ на личность»

УДК 343.9 ББК 67.51

Р.В. Анхимова

общие меры профилактики криминогенного

воздействия сми на личность

Аннотация: Развитие современного общества показывает, что нам необходимо противодействовать криминогенному воздействию СМИ на личность. Профилактические меры могут быть включены в Комплексную программу культурного, духовного, правового и физического оздоровления российского общества.

Ключевые слова: средства массовой информации; криминогенное воздействие СМИ; противодействие преступности.

R.V. Ankhimova

general preventive measures against criminogenic effect of mass media on individuals

Summary: Development of the modern society shows that preventive measures against criminogenic effect of mass media on individuals are strongly required. Such measures can be included in the Comprehensive programme of cultural, moral, legal and physical recovery of the Russian society

Key words: mass media; criminogenic effect of mass media; crime prevention; Russian society.

Систематические исследования влияния СМИ на поведение людей начались в 50-х годах XX века в США (С. Феш-бах, А. Бандура, Л. Берковитц, А. Сигал, Э. Маккоби). В СССР аналогичные исследования были проведены в начале 1980-х годов. Изучение взаимосвязи преступности и СМИ способствовало появлению в России новой криминологической отрасли — криминологии СМИ, основателем которой является Г.Н. Горшенков [3, с. 117—185].

Изучением проблем криминогенного воздействия средств распространения сведений занимались: В.В. Аванесян, Н.Д. Гомонов, Г. Г. Горшенков, С.У. Дикаев, Б.В. Кваша, Н.В. Клочкова, О.В. Пристанская, А.М. Сысоев, К.А. Тарасов, В.Т. То-мин, Д.А. Шестаков и другие.

В соответствии с доктриной преступности социальных подсистем, под преступностью средств массовой информации понимается «свойство социального института СМИ воспроизводить множество опасных для человека и общества деяний, проявляющееся во взаимосвязи исходящих из СМИ причин соверше-

ния преступлений и собственно преступлений, совершаемых с использованием СМИ» [4, с. 82].

Наиболее криминогенными факторами воспроизводства СМИ преступного поведения являются: демонстрация СМИ жестокости и насилия, информирование о способах совершения противоправных действий, популяризация противозаконного поведения, пропаганда роскошного образа жизни, сексуальной распущенности, в целом негативное воздействие на общественное мнение и манипулирование им [2, с. 55]. Как отмечает Д.А. Шестаков, как в России, так и во всём мире за большинством СМИ стоит скоробогачество (олигархия), контролирующее информацию в своих целях с помощью следующих методов: прямая фальсификация фактов, создание впечатления открытой дискуссии, дозирование информации [7].

Под предупреждением криминогенного воздействия СМИ автор настоящей статьи понимает деятельность государства и общества, направленную на выявление, учёт, систематизацию, изучение криминогенных факторов СМИ и последствий их

влияния на личность и общество, а также на минимизацию, либо устранение указанных криминогенных факторов и результатов их воздействия на людей.

В целях предупреждения криминогенного воздействия СМИ на личность можно выделить следующие меры общесоциального характера.

1. Разработка и поэтапное внедрение в учебные процессы образовательных учреждений материалов, направленных на формирование и повышение культуры общения, правового сознания личности, критичности мышления, нетерпимости к актам насилия, грубости, цинизму, вседозволенности, а также раскрывающих сущность и последствия криминогенного воздействия СМИ на личность, формирующих навыки самозащиты от их негативного влияния. Как правильно заметил Г.Н. Горшенков, «вся сфера массовой информации нуждается в нравственном оздоровлении, и хорошо, если отныне в ней начнут реализовываться меры, направленные на мобилизацию общественных и государственных резервов по формированию у граждан, и, прежде всего, у подрастающего поколения, нравственно-правовых ценностей» [3, с. 176].

2. Повышение уровня доверия населения к правоохранительным и судебным органам, правовой активности населения. Согласно результатам опросов общественного мнения, проведённого Всероссийским центром исследования общественного мнения 12—13 октября 2013 года, преобладающая часть населения формирует своё отношение к полиции на основе информации, полученной из СМИ. При этом уровень доверия к органам правопорядка был невысоким [5].

3. Преодоление социально-экономического неравенства — уменьшение разрыва между богатыми и бедными до социально допустимого уровня. Не стоит забывать, что одной из основных причин воспроизводства преступности в современной России является «противоречие между бедностью и откровенно украденным у народа богатством при отсутствии среднего зажиточного слоя» [6, с. 19].

4. Целенаправленное формирование в обществе уверенности в безопасном будущем, пропаганда экономного и разумного потребления благ, социальная реклама мер государственной поддержки населения и их результатов, повышение финансовой грамотности населения.

Такие мероприятия позволят сформировать у личности установки сопротивления негативному воздействию СМИ. Их важность и необходимость подтверждается результатами опроса, проведённого автором в Мурманской области в период с ноября 2013 по февраль 2014 года. Из общего числа опрошенных 13,2 % при получении информации из СМИ чувство уверенности в завтрашнем дне не испытывали никогда, 25,0 % — его ощущали редко, из них около 5 % часто испытывают чувство страха при просмотре СМИ. 19,5% — негативно оценивают содержание современного телевидения и считают, что такая информация способствует противоправным действиям, разжиганию межнациональной неприязни, повышению агрессии, отрицательно влияет на психику человека.

5. Государственная поддержка социальной рекламы и рекламы благотворительных организаций.

Реализация рассмотренных мер по отдельности представляется малоэффективной, поэтому их необходимо законодательно закрепить в специальной Комплексной программе культурного, духовного, правового и физического оздоровления российского общества. В основу данной программы может быть положена «модель поведения личности», построенная на основе взаимосвязи внутренних мотивов, установок личности и их внешних проявлений. Целенаправленное воздействие на факторы поведения составляет суть формирования социально-желательного поведения и одновременно является профилактикой формирования преступных мотивов и установок [1, с. 298—299].

Воплощение в жизнь общих мер профилактики криминогенного воздействия СМИ на личность значительно улучшит общую обстановку в государстве и оздоровит наше общество.

1(36)2015

ПРИСТАТЕйНЫй СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аванесов Г.А. 10 глав о мотивации и мотивах. Через призму науки и криминологии. М.: Закон и право, 2012.

2. Анхимова Р.В. Криминогенные воздействия средств массовой информации // Научный портал МВД России. 2013. № 2 (22). С. 52—56.

3. Горшенков Г.Н. Основы криминологии массовых коммуникаций // Преступность среди социальных подсистем. Новая концепция и отрасли криминологии / под ред. Д.А. Шестакова. СПб., 2003.

4. Носкова И.А. Противодействие органами внутренних дел преступности в средствах массовой информации // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2013. № 1 (28). С. 82—86.

5. Полиция и общество: оценка, отношение, доверие // Официальный сайт «ВЦИОМ». URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114595 (дата обращения: 01.01.2015).

6. Шестаков Д.А. «Ex nihilo nihil» или «condito sine qua non»? // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2012. № 1 (24). С. 19—20.

7. Шестаков Д.А. Тень и свет правовой журналистики // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2012. № 4 (27). С. 64—68.

REFERENCES

1. Avanesov G.A. 10 glav o motivatsii i motivakh. Cherez prizmu nauki i kriminologii. [10 chapters on motivation and motives. In terms of criminological science]. M.: Zakon i pravo, 2012.

2. Ankhimova R.V. Kriminogennye vozdeystviya sredstv massovoy imformatsii. [Criminogenic effect of mass media]. Nauchniy portal MVD Rossii — Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2013, no. 2 (22), pp. 52—56.

3. Gorshenkov G.N. Osnovy kriminologii massovykh kommunikatsiy // Prestupnost' sredi sotsial'nykh podsistem. Novaya kontseptsiya i otrasli kriminologii. [Basics of criminology of mass media. Criminality among social subsystems. New concept and criminological branches]. Pod red. D.A. Shestakova. SPb., 2003.

4. Noskova I.A. Protivodeystvie organami vnutrennikh del prestupnosti v sredstvakh massovoy in-formatsii. [Crime counteraction by law enforcement bodies in mass media]. Kriminologiya: vchera, segod-nya, zavtra — Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow, 2013, no. 1 (28), pp. 82—86.

5. Politiya i obshchestvo: otsenka, otnoshenie, doverie. [Police and society: assessment, attitude, trust]. Ofitsial'niy sayt «VTSIOM» — Russian Public Opinion Research Center. URL: http://wciom.ru/ index.php?id=459&uid=114595 (date of submission: 01.01.2015).

6. Shestakov D.A. «Ex nihilo nihil» ili «condito sine qua non»? [«Ex nihilo nihil» or «condito sine qua non»?] Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra — Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow, 2012, no. 1 (24), pp. 19—20.

7. Shestakov D.A. Ten' I svet pravovoy zhurnalistiki. [The shadow and light of legal journalism]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra — Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow, 2012, no. 4 (27), pp. 64—68.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Радмила Владимировна Анхимова — консультант-юрист отдела правового, кадрового и организационного обеспечения Министерства образования и науки Мурманской области (Мурманск, Россия); e-mail: aradmila@yandex.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR

Radmila Vladimirovna Alkhimova — legal adviser at the department of legal, human resources and organizational support of the Ministry of Education and Science in the Murmansk region (Murmansk, Russia); e-mail: aradmila@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.