Научная статья на тему 'Общие характеристики церковной проповеди как жанра религиозного дискурса'

Общие характеристики церковной проповеди как жанра религиозного дискурса Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2467
345
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНАЯ ПРОПОВЕДЬ / ГОМИЛЕТИКА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ДИСКУРС / РЕЛИГИОЗНЫЙ ДИСКУРС / ЖАНР / ПРОПОВЕДНИК / БОГ / CHURCH SERMON / HOMILETICS / INSTITUTIONAL DISCOURSE / RELIGIOUS DISCOURSE / GENRE / PREACHER / GOD

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Футкарадзе Н.Д.

Статья посвящена выявлению общих характеристик церковной проповеди в рамках религиозного дискурса. В статье приводятся основные черты религиозного дискурса как типа институционального общения. Выделяются компоненты структуры институционального дискурса, и рассматривается их специфика в приложении к церковной проповеди.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General Characteristics of a Church Sermon as a Genre of the Religious Discourse

The article is devoted to revealing general characteristics of the church sermon within а religious discourse. The article presents the basic features of а religious discourse as a type of institutional communication. Structural components of an institutional discourse are listed and their specificity in regard to the church sermon is considered.

Текст научной работы на тему «Общие характеристики церковной проповеди как жанра религиозного дискурса»

УДК 81'42:27-475.2

Н.Д. Футкарадзе

Общие характеристики церковной проповеди как жанра религиозного дискурса

Статья посвящена выявлению общих характеристик церковной проповеди в рамках религиозного дискурса. В статье приводятся основные черты религиозного дискурса как типа институционального общения. Выделяются компоненты структуры институционального дискурса, и рассматривается их специфика в приложении к церковной проповеди.

The article is devoted to revealing general characteristics of the church sermon within а religious discourse. The article presents the basic features of а religious discourse as a type of institutional communication. Structural components of an institutional discourse are listed and their specificity in regard to the church sermon is considered.

Ключевые слова: церковная проповедь, гомилетика, институциональный дискурс, религиозный дискурс, жанр, проповедник, Бог.

Keywords: church sermon, homiletics, institutional discourse, religious discourse, genre, preacher, God.

Религия предлагает социуму особую систему морально-этических координат, культивирует определенную иерархию ценностных установок, ориентирует индивида на духовных поиск, работу над собой. Представляя собой область иррационального, сакрального, религия наполнена «универсальными смыслами, транслируемыми в общении» [6, с. 4]. С самых древних времен «главным орудием, через которое распространялось познание веры» служила и до сих пор служит проповедь (Библейская энциклопедия). Иисус Христос являет собой высочайший образец проповедника для современных священнослужителей, а новозаветная Нагорная Проповедь считается непревзойденным образцом проповедования.

Многовековая история Церкви обусловила развитие и обогащение жанра проповеди, а также способствовала расширению области применения проповеди в рамках религиозной коммуникации. В широком смысле под проповеднической деятельностью понимается и преподавание Закона Божия, и пастырская беседа священника, и слово проповедника за богослужением, и выступление представителя Церкви в средствах массовой информации и многое другое. Более узкий подход предполагает выделение двух основных видов проповеди: миссионерской и внутрицерковной.

В настоящее время проповедь является предметом изучения риторики, лингвистики, религиозной философии, культурологии и, прежде всего, гомилетики - «науки о церковном красноречии или проповедовании» [1, с. 5]. Гомилетика, предметом изучения которой является, главным образом, внутрицерковная богослужебная проповедь, появилась в первом столетии н.э., «теоретические, моральные и социальные основы ее даны в главе Х Евангелия от Матфея» [7, с. 37]. Можно сказать, проповедь сыграла ключевую роль в формировании института церкви. Н.Б. Мечковская определяет проповедь как «фундаментальный, первичный жанр религиозной коммуникации, подчеркивая, что «религия как межличностный коммуникативный процесс начинается именно с проповеди учения людям» [6, с. 205].

Архимандрит Аверкий (Таушев), автор руководства по гомилетике, определяет проповедь как «возвещение евангельского учения о нашем спасении в живой речи перед народом» [1, с. 10-11], отражая две стороны проповеди: ораторскую и церковно-религиозную. Архимандрит Феодосий (Бильченко) в своем размышлении о природе проповеди делает акцент на ее духовную составляющую. «Христианская проповедь - прежде всего, - проявление духа и силы. По своему предмету и по своим внутренним свойствам она имеет божественное, надмирное происхождение. Своим содержанием она охватывает вопросы духовной жизни, а ее целью является спасение человека и наследование Царства Небесного» [3, с. 21].

Л V V

С лингвистической точки зрения под религиозной проповедью понимается речь, произносимая, как правило, в церкви священнослужителем перед прихожанами по определенному поводу с целью оказания религиозно-мотивированного воздействия. Такой взгляд на проповедь переносит ее в пространство религиозного дискурса, разновидности институционального типа общения.

Следуя социопрагматической модели типов дискурса В.И. Кара-сика [5, с. 28], религиозный дискурс относится к институциональной разновидности статусно-ориентированного общения. Ключевыми понятиями для раскрытия специфики коммуникации в рамках институционального дискурса являются статус (положение субъекта в социальной иерархии, в зависимости от образования, должности, объема власти т. д.) и социальная роль (шаблон поведения в соответствии с принятыми в данной социальной группе стандартами). Институциональный дискурс сводится к образцам вербального поведения, сложившимся в обществе применительно к закрепленным сферам общения [5, с. 28]. Он фиксирует нормы и стандарты статусно-ролевого поведения, закрепляет отношения норма / ненорма, позитивное / негативное, допустимое / недопустимое, благо /зло, канони-

ческое / еретическое в моральных императивах, ритуалах, традициях, кодексах поведения, правовых актах.

Религиозный дискурс представляет собой особый тип институционального общения в рамках общественного института церкви. Он обусловлен социальными функциями коммуникантов, регламентирован как по содержанию, так и по форме, предлагает механизм фиксации священного сакрального знания в корпусе текстов и коммуникативных актах, а также набор определенных действий, направленных на приобщение человека к вере. Для более четкого понимания механизма функционирования дискурса, в его структуре принято выделять ряд компонентов: цели, участники, хронотоп, ценности, стратегии, материал (тематика), разновидности и жанры, прецедентные тексты и дискурсивные формулы [4, с. 6-7]. Данная модель позволяет выявить специфику как институционального (религиозного) дискурса в целом, так и отдельных актов статусно-ролевой коммуникации, в нашем случае церковной проповеди.

Жанровая специфика проповеди заключается в ее вторичности по отношению к прецедентным текстам, она представляет собой комментирование, интерпретацию, толкование первичных образцов религиозного дискурса. «По отношению к слову Бога всякая проповедь - это текст «второго порядка», слово наставника по поводу слова Бога» [6, с. 205].

Несмотря на принадлежность к институциональному типу дискурса, жанр проповеди не является институциональным в полной мере, скорее, в нем соединяются институциональный и бытийный типы дискурса. Так, в проповеди могут встречаться включения, отражающие внутренний мир проповедника, личный опыт его или знакомых ему людей.

Семиотическая триада «интеграция - ориентация - агональ-ность», предложенная Е.И. Шейгал для выделения соответствующих ей ритуальных, ориентационных и агональных жанров политического дискурса, вполне может быть применена к дискурсу религиозному [8, с. 152]. Церковная проповедь, несомненно, относится к ритуальным жанрам, характеризующимся как коммуникация доверия, в ходе которой не наблюдается отторжения, неприятия информации или столкновения мнений. Этот факт объясняется тем, что между адресантом и коллективным адресатом изначально существует некая духовная связь, объединение в вере, которую они разделяют, оба обладают почти одинаковым объемом фоновых и специфически религиозных знаний, а также владеют общим кодом, то есть особым языком, на котором произносится проповедь. Для сравнения, миссионерская проповедь может быть причислена к ориентационным жан-

рам, предполагающим возможность непонимания и агрессии вследствие различных идеологических позиций коммуникантов.

Прагматическая составляющая проповеди однозначно определяется в источниках по гомилетике как научение жизни во Христе. По мнению архиепископа Аверкия (Таушева) «проповедь говорится не для услаждения и не для развлечения слуха, а для назидания. Она должна указывать слушателям путь спасения [1, с. 88]. Н.Б. Мечковская видит цель проповеди в «донесении смысла слова Бога до сознания людей» [6, с. 205].

Хронотоп внутрицерковной проповеди практически исключает вариативность. Данный вид проповеди жестко привязан к месту (храму) и произносится в определенные часы службы, по окончании чтения отрывков из Священного Писания во время литургии и по окончании богослужения.

В качестве участников религиозной коммуникации традиционно выделяют агентов (служители культа) и клиентов (паства). Выходящим за рамки типичной коммуникативной ситуации религиозный дискурс делает присутствие в нем суперагента - Бога. Очевидно, что участники религиозного дискурса находятся в иерархических отношениях, которые можно представить в виде цепочки: Бог - священнослужитель - верующие. Специфика религиозной коммуникации предполагает наличие как прямой связи между коммуникантами, от Бога через священнослужителя к пастве, например, как это прослеживается в проповеди, так и обратной связи, от верующих к Богу, например, в жанрах молитвы и исповеди.

Некоторые исследователи включают в религиозную коммуникацию еще одного участника - пророка - человека, которому открылся Бог. Такое расширение кажется не актуальным для проповеднического дискурса, в котором фигуры пророка и священнослужителя, скорее, выполняют идентичные функции, сливаясь в один образ. «С самого начала распространения Евангелия проповедь вообще считалась священным делом. Дар проповедничества в то время получил значение пророческого дара, и каждый член общества по призванию от Духа Божия мог быть проповедником в общественном собрании. Впрочем, к концу Апостольского века, как показывают Апостольские пастырские Послания, проповедническая деятельность вступила в свои пределы, сделавшись служебной обязанностью пастырей церкви или особенных служебных лиц» [2].

В связи с проповедническим дискурсом неизбежно возникает вопрос об авторстве проповеди и роли проповедника в данном типе общения. Хотя при поверхностном рассмотрении может показаться, что проповедник и есть автор проповеди, это не совсем так. «В проповедническом служении проповедник выступает как посланник Ии-

суса Христа, церковный учитель, возвещающий не свое учение, не свое умствование, а веру, данную свыше от Бога» [1, с. 84]. Н.Б. Мечковская отождествляет Божественное Откровение, в котором излагается суть христианского учения, с прямой речью Бога, содержащей истины о мире, его будущем и путях спасения человека [6, с. 81]. Проповедь, представляя собой воспроизведение и разъяснение, комментирование Священного Писания, «говорит от лица Бога, ... ссылается на авторитет вечности» [7, с. 426]. Таким образом, автор-Бог передает основной смысл речи проповеднику, при этом последнему «не следует изобретать еще одной системы содержания» [7, с. 40], он выполняет роль посредника/медиума между суперагентом и клиентом, будучи ответственным за неискаженное донесение содержания учения и за форму, в которую это содержание облекается.

Содержательный план проповеди пересекается с областью прагматики. Во время проповедования имеет место привлечение внимания аудитории, вызывание эмоций, передача знаний, воспитание навыков [7, с. 425]. Наполнение проповеди определенным содержанием и прагматические установки определяются ее видовой принадлежностью. Так, задачей экзегетической проповеди (от греч. «истолкование», «изложение») является изъяснение Священного Писания; катехизическая проповедь (от греч. «поучение», «наставление») призвана преподать основы религиозной жизни, элементарные уроки христианской веры и нравственности; задача апологетической проповеди (от греч. «защитительная речь») заключается в обосновании истинности христианского учения и защите его от нападок и несправедливой критики; нравоучительная проповедь раскрывает и разъясняет правила христианской жизни и деятельности [3, с. 237-255].

Определенная специфика проповеди состоит в том, что она не сообщает аудитории новой информации. Проповедник лишь транслирует смыслы, закрепленные в учении. Описываемые, объясняемые, упоминаемые в проповеди события уже свершились, имели место и зафиксированы в прецедентных источниках. Исключая новизну в содержании, формат проповеди позволяет сообщать о событиях и ориентировать в них аудиторию. Именно характеристика и оценка передаваемого материала, а не информация сама по себе, имеют решающее значение для содержания пастырского выступления.

Несмотря на признание проповеди относительно свободным жанром, предоставляющим проповеднику возможность выбора материала и средств его реализации, существуют темы, не подлежащие освещению в проповедническом дискурсе. Среди них общественно-политические события, их характеристика и оценка, богослов-

ские вопросы, а также рационалистические и мистические направления проповеди, которые считаются ложными. Проповедь истинная призывает к вере и нравственности.

Церковная проповедь представляет собой специфический жанр, на который проецируются основные признаки институцио-нальности, присущие религиозному дискурсу: нормативность, регламентированность, ритуализированность, клишированность. Ограничения, налагаемые на проповедь в прагматическом, жанровом, коммуникативном, содержательном и др. аспектах, несомненно, четко очерчивают границы ее бытия, оставляя, однако, возможность свободы выбора для проповедника.

Список литературы

1. Архиепископ Аверкий (Таушев) Руководство по гомилетике. - М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2001.

2. Библейская энциклопедия. Труд архимандрита Никифора, 1891.- Изд-во «Локид-Пресс», 2005 // URL: http://slovari.yandex.ru/dict/biblic/article/bib/bib-3204.htm/

3. Гомилетика: Теория церковной проповеди. Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий (Бильченко), магистр богословия. - М.: Самшит-издат, 2007.

4. Карасик В.И. Религиозный дискурс // Языковая личность: проблемы лингвокультурологии и функциональной семантики: сб. науч. тр. - Волгоград: Перемена, 1999. - С. 5-19.

5. Карасик В.И. Структура институционального дискурса // Проблемы речевой коммуникации: Межвуз. сб. научн. тр. - Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 2000.- С. 25 -33

6. Мечковская Н.Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных вузов. - М.: Агентство «Фаир», 1998.

7. Рождественский Ю.В. Теория риторики: учеб. пособие. - М.: Флинта: Наука, 2006.

8. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. - М.: ИТДГК «Гнозис»,

2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.