Научная статья на тему 'Общетеоретические аспекты благотворительной политики государства на примере волонтерства'

Общетеоретические аспекты благотворительной политики государства на примере волонтерства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
249
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСТВО / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВО / ПРАВОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ / ЮРИДИЧЕ СКОЕ ВОЛОНТЕРСТВО / VOLUNTEERING / CHARITY / RIGHT / LEGAL PHENOMENA / LEGAL VOLUNTEERING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Журавлев В.И.

Исследуется волонтерство с точки зрения его правового регулирования и влияния на общественные отношения благотворительности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical aspects of charitable policy of the state on the example of volunteering

Article is devoted to research of volunteering from the point of view of its legal regulation and in fl uence on the public relations of charity

Текст научной работы на тему «Общетеоретические аспекты благотворительной политики государства на примере волонтерства»

УДК 378:001.891

В.И. ЖУРАВЛЕВ

ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА НА ПРИМЕРЕ ВОЛОНТЕРСТВА

Исследуется волонтерство с точки зрения его правового регулирования и влияния на общественные отношения благотворительности.

Ключевые слова: волонтерство, благотворительность, право, правовые явления, юридическое волонтерство.

Article is devoted to research of volunteering from the point of view of its legal regulation and influence on the public relations of charity.

Key words: volunteering, charity, right, legal phenomena, legal volunteering.

Институт благотворительности закреплен в гл. 2 Конституции Российской Федерации, которая носит название «Права и свободы человека и гражданина». Часть 3 ст. 39 Конституции устанавливает: «Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность». Эта статья имеет важное значение для социальной поддержки и защиты граждан, улучшения материального положения малообеспеченных, реабилитации безработных, инвалидов, иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы [1].

Такая формулировка конституционной нормы позволяет сделать вывод о том, что благотворительность нельзя рассматривать как часть системы социального обеспечения. В.Д. Зорькин обращает внимание: «Социальная политика, основанная на принципе социального государства, это непроизволь-

© Журавлев В.И., 2015

ная по своей природе благотворительная деятельность, движимая нравственным чувством сострадания» [14].

Право на получение благотворительной помощи можно рассматривать как самостоятельное право человека. На это указывают некоторые международные документы. Например, ч. 3 ст. 4 Женевской Конвенции Международной организации труда относительно охраны материнства № 103 от 28 июня 1952 г., ратифицированной Россией, гласит: «Женщинам, которые не могут по праву претендовать на денежные пособия по материнству и медицинскую помощь, должна предоставляться соответствующая помощь за счет фондов общественной благотворительности при условии проверки их доходов, которая требуется для оказания помощи в порядке общественной благотворительности» [10].

Государство не может запрещать, ограничивать получение благотворительной помощи нуждающимся гражданам. Это утверждение применимо только в отношении лиц, использующих помощь в соответствии с целями, на которые она предоставляется.

Признание рассматриваемого права человека актуально не только для кризисных ситуаций (голод, военные действия, стихийные бедствия и т.п.). В мирное время реализация иных прав часто зависит от доступности благотворительной помощи, например для проведения медицинских операций, получения лекарств, которые сам нуждающийся не в состоянии оплатить.

Теоретически цель благотворительной деятельности можно сформулировать следующим образом:

• способствование развитию Российской Федерации как благополучного процветающего государства, где обеспечены достойная жизнь и свободное развитие человека, которые рассматриваются как высшая ценность;

• содействие объединению наций, сокращение разрыва в уровнях жизни различных групп населения;

• формулирование и установление идеалов гражданского общества;

• выполнение бизнесом своей социальной функции.

Среди принципов государственной политики по поддержке благотворительной деятельности можно выделить:

• налоговое стимулирование благотворителей;

• широкое распространение информации и пропаганда благотворительной деятельности;

• моральное поощрение благотворителей через вручение наград и присвоение почетных званий;

• недопустимость злоупотреблений и недобросовестной благотворительной деятельности;

• адресная направленность благотворительной деятельности;

• недопустимость замены исполнения государственных функций в социальной сфере благотворительностью.

С правовой позиции правильно было бы закрепить цели, задачи, принципы, иные общие положения деятельности государства в преамбуле рассматриваемого Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Государство не может запрещать, ограничивать получение благотворительной помощи нуждающимся гражданам. Это утверждение.

Термин «благотворительность» получил широкое распространение в общественных отношениях и в законодательстве. Помимо Конституции Российской Федерации, где в ч. 3 ст. 39 закрепляется, что благотворительность в Российской Федерации поощряется, с уществует специальный федеральный закон, посвященный благотворительности [2]. Данный закон в уже первой статье содержит дефиницию благотворительности: это «добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки».

Термин «волонтерство» в нашей стране стал использоваться сравнительно недавно, поэтому содержание понятия, обозначаемого этим термином, однозначного законодательного закрепления еще не получило. Существуют акты, где определено понятие «волонтеры». Это граждане Российской Федерации и иностранные граждане, участвующие на основании гражданско-правовых договоров в организации и (или) проведении физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий без предоставления ука-

занным гражданам денежного вознаграждения за осуществляемую ими деятельность [3].

Приблизительно такой же формулировки придерживается и Федеральный закон «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», где под волонтерами понимаются граждане Российской Федерации и иностранные граждане, заключившие с Оргкомитетом «Сочи-2014» гражданско-правовой договор об участии в организации и (или) проведении Олимпийских игр и Паралимпийских игр путем применения своего опыта, знаний, умений и навыков в целях осуществления мероприятий по организации и проведению Олимпийских игр и Паралимпийских игр без предоставления указанным гражданам денежного возмещения за осуществляемую ими деятельность [4 ].

Рассматривая понятия этих двух законов, можно заключить, что волонтер-ство значительно уже предусмотренного Законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» добровольчества. Но к данному выводу можно прийти только на первый взгляд, на самом деле в указанных законах имеются текстуальные и контекстные указания на то, что понятие волонтерства шире, нежели это указано в данных законах, так как это понятие используется применительно к физической культуре, спорту и проведению Олимпиады. Так, в п. 2.4. ст. 5 Федерального закона № 310-Ф3 «Об организации и проведении Олимпийских игр...» прямо указывается, что

содержащееся в этом пункте закона понятие «волонтер» разработано для целей этого закона. Следовательно, за пределами указанных законов понятия «волонтер» и «волонтерство» могут быть другими по объему, например тождественны добровольчеству, что и продемонстрировал проект федерального закона «О волонтерстве в Российской Федерации». Согласно проекту данного закона волонтерство - это совокупность общественных отношений, связанных с осуществлением физическими лицами добровольно в свободное от работы (учебы) время деятельности в интересах получателей помощи добровольца (волонтера). Волонтер (доброволец) - это физическое лицо, осуществляющее в свободное от работы (учебы) время добровольную социально направленную, общественно полезную деятельность в формах и видах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности затрат.

Как видим, проект Федерального закона «О волонтерстве» ставит знак равенства между волонтером и добровольцем, между волонтерством и добровольчеством. Думается, что это оправдано уже принятыми актами, так или иначе затрагивающими проблему волонтерства. Например, в п. 61 перечня поручений вузам, содержащихся в приказе Минобрнауки России «Об утверждении объемов финансового обеспечения государственного задания образовательным организациям высшего образования и научным организациям, подведомственным Министерству образования и науки Российской

Федерации, в сфере научной деятельности на 2014 год», содержится поручение Сочинскому государственному университету разработать научно-методическое обеспечение развития института волонтерства в Российской Федерации как основы для реализации долгосрочных социокультурных проектов и развития гражданского общества [9].

Думается, что в связи с указанными обстоятельствами в регулировании волонтерства целесообразно придерживаться существующего Закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», согласно которому «добровольцы» - это физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). Именно добровольцы осуществляют благотворительную деятельность, закрытый перечень видов которой назван в Федеральном законе «О благотворительной деятельности» (ст. 2, ст. 5).

Вместе с тем словарное значение термина «доброволец» значительно шире по объему понятия, чем то, что закладывается в указанном законе.

Согласно словарю С.И. Ожегова, «доброволец» - это: 1. Человек, добровольно вступивший в действующую армию. Пойти добровольцем на фронт. 2. Тот, кто добровольно взял на себя какую-нибудь работу. Идти на поиски вызвались добровольцы [16].

В толковом словаре Т.Ф. Ефремовой «доброволец» - это тот, кто вступает в армию не по призыву, а по собственному желанию, добровольно. 2. Тот, кто добровольно берет на себя какую-либо работу, какие-либо обязанности [13].

Таким образом, термин «доброволец» имеет более широкое распространение и значение, нежели термин «волонтер». Следовательно, для обозначения явления бесплатной и безвозмездной помощи другим людям целесообразнее пользоваться терминами «волонтер», «волонтерство».

Как видим, волонтерство, в силу его определенной правовой состоятельности, выступает в качестве правового явления. Правовые явления следует отличать от явлений в праве. Правовые явления — это выражение различных обстоятельств и процессов, которые влияют на правовое поведение людей и с которыми нормы права, как правило, связывают установление, изменение и прекращение правоотношений (например, оказание бесплатной помощи по вскапыванию приусадебных участков пожилым соседям). Явления в праве выражают связи и процессы, характеризующее само право и его свойства (например, сами нормативно-правовые акты и их воздействие на поведение).

С учетом различных обстоятельств, правовое явление определяется как внешнее выражение различных объективных и субъективных обстоятельств, факторов и процессов, которые влияют на сознание и правовое поведение людей и с которыми нормы права, как правило, связывают установление, изменение и прекращение правоотношений [12].

Это в полной мере касается и волон-терства, так как бесплатная добровольная помощь другим людям тоже может порождать, изменять и прекращать какие-либо отношения, в том числе и отношения волонтерства. Собственно во-лонтерство чаще всего проявляется как сложная правовая конструкция [11],

которую можно рассматривать в виде относительно устойчивых и взаимосвязанных элементов поведения добровольцев и результатов их деятельности, характеризующих инициацию и трансформацию различных правоотношений, в том числе и с участием волонтеров. Иными словами, волон-терство может выступать как юридический факт, с которым нормы права связывают установление, изменение и прекращение правовых отношений (например, волонтеры своими действиями в определенной мере способствовали реализации правоотношений на Олимпиаде в Сочи в 2014 г.).

Кроме того, волонтерство — это определенные отношения, попадающие под правовое регулирование, т.е. являются правовыми отношениями (например, бесплатная юридическая помощь населению).

Один из видов бесплатной юридической помощи, осуществляемой участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи, к которым Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» относит юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и др.) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи [5].

Словосочетание «юридические клиники» впервые было отражено в Приказе Минобразования от 30 сентября 1999 г. № 433 «О правовых консультациях ("правовых клиниках") для населения на базе вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров». На сегодняшний день дефиниция юридических клиник фактически отсутствует. В ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бес-

платной юридической помощи в Российской Федерации» лишь содержится перечень студенческих общественных формирований (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и др.). В ч. 2 ст. 23 указанного Федерального закона указывается, что юридическая клиника создается в качестве юридического лица, если такое право предоставлено образовательной организации высшего образования ее учредителем, или структурного подразделения образовательной организации высшего образования.

При этом следует отметить, что хотя и есть приказ Министерства образования и науки Российской Федерации, регламентирующий порядок создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи, который закрепляет порядок создания и деятельности юридических клиник, создаваемых образовательными учреждениями [6], тем не менее до сих пор в России отсутствуют единые стандарты их деятельности.

На основе опыта функционирования юридической клиники при Владимирском юридическом институте ФСИН России и опыте деятельности клиник в других вузах [15] можно выделить их наиболее существенные свойства и признаки.

Во-первых, внешне это форма благотворительной деятельности, так как юридическая помощь, предоставляемая населению, осуществляется безвозмездно.

Во-вторых, юридическая клиника чаще всего выступает структурным подразделением образовательной организации высшего юридического об-

разования, реже клиника может быть и самостоятельным юридическим лицом, работа которого связана с функционированием юридического вуза.

В-третьих, в деятельности юридических клиник проявляется дуализм целей этих формирований. С одной стороны, эта деятельность обосновывается необходимостью совершенствования учебного процесса, с другой - эта деятельность имеет высокий социальный статус - юридическая помощь населению (прежде всего малоимущим).

В-четвертых, в силу большой социальной и образовательной значимости юридические клиники становятся обязательным элементом некоторых образовательных программ [7, 8].

В-пятых, основными работниками юридической клиники выступают студенты (курсанты), адъюнкты (аспиранты), являющиеся консультантами, и преподаватели-консультанты, а также координаторы, к которым предъявляются повышенные требования в плане знания законодательства и правоприменительной практики.

В-шестых, основным способом деятельности клиник является практическое консультирование граждан и обучение студентов, курсантов, адъюнктов и аспирантов под руководством наиболее опытных преподавателей (т.е. это работа обучающихся с настоящими делами различных категорий, с реальными жизненными ситуациями); данная деятельность позволяет сформировать

у обучающихся общекультурные и профессиональные компетенции, определенные стандартами.

В целом, как свидетельствует проведенный анализ, бесплатную юридическую помощь, оказываемую студентами в юридических клиниках, можно расценивать как волонтерство.

Таким образом, рассмотрев волон-терство в целом как правовое явление и волонтерскую юридическую деятельность, следует отметить тот факт, что эти две ипостаси взаимодействия права и волонтерства проявляются в двух смыслах: 1) как волонтерство в праве; 2) как правовое (юридическое) волонтерство.

Термин «волонтерство в праве» отражает урегулированные правом наиболее общие связи и процессы, осуществляемые и происходящие в обществе в связи с волонтерством.

Термином «юридическое волон-терство» обозначается деятельность различных субъектов (чаще всего студентов) по оказанию бесплатной юридической помощи населению в виде юридического консультирования, юридического представительства, а также составления документов, имеющих юридическое значение.

Обе формы взаимодействия права и волонтерства объединяются в единой сущности юридического и любого другого волонтерства. Это и есть проявление и выражение благотворительности в обществе.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Конституция Российской Федерации. 3. Федеральный закон от 04.12.2007 Постатейный научн.-практ. комментарий / № 329-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О физиче-подрук. О.Е. Кутафина. М, 2003. С. 116. ской культуре и спорте в Российской Федера-

2. Федеральный закон от 11.08.1995 ции». Ст. 2, п. 3.1.

№ 135-ФЗ «О благотворительной деятель- 4. Федеральный закон от 01.12.2007

ности и благотворительных организациях». № 310-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «Оборганиза-

ции и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XIПараолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». П. 2.4, ст. 5.

5. Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-Ф3 (ред. от 21.07.2014) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». П. 2, ст. 22.

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.11.2012 № 994 «Об утверждении Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи».

7. Приказ Минобрнауки России от 04.05.2010 № 464 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)».

8. Приказ Минобрнауки России от 14.12.2010 № 1763 «Обутверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»)».

9. Приложение № 3, утвержденное приказом Минобрнауки России от 30.12.2013 № 1429 (ред. от 13.02.2014, с изм. от 21.07.2014) «Об утвержде-нии объемов финансового обеспечения государственного задания образо-вательным организациям высшего образования и научным организациям, подведомственным Министерству образования и науки Российской Федерации, в сфере научной деятельности на 2014 год».

10. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заклю-ченных СССР с иностранными государствами. Вып. XIX-М. С. 302-309.

11. Головкин Р.Б. Понятие и конструкция правовых явлений // Юридическая техника. 2013. № 7, Ч. 2. С. 189-194.

12. Головкин Р.Б. Характеристика отдельных факторов, обусловливающих действие права // Актуальные проблемы права и экономики в XXI в.: сб. статей. Владимир: Финансовый университет, 2013. С.18-24.

13. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. М, 2000.

14. Зорькин В.Д. Право - для человека // Российская газета. 2008. 25 ноября.

15. Кулакова В.Ю., Маркова Т.Ю., Самсо-нова М.В. Юридические клиники в России: состояние и перспективы развития // Юридическое образование и наука. 2014. № 2.

16. URL: http://slovari.299.ru/word.php?id= 7299&sl=oj (дата обращения: 12.01.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.