УДК 378:001.891
В.И. ЖУРАВЛЕВ
ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА НА ПРИМЕРЕ ВОЛОНТЕРСТВА
Исследуется волонтерство с точки зрения его правового регулирования и влияния на общественные отношения благотворительности.
Ключевые слова: волонтерство, благотворительность, право, правовые явления, юридическое волонтерство.
Article is devoted to research of volunteering from the point of view of its legal regulation and influence on the public relations of charity.
Key words: volunteering, charity, right, legal phenomena, legal volunteering.
Институт благотворительности закреплен в гл. 2 Конституции Российской Федерации, которая носит название «Права и свободы человека и гражданина». Часть 3 ст. 39 Конституции устанавливает: «Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность». Эта статья имеет важное значение для социальной поддержки и защиты граждан, улучшения материального положения малообеспеченных, реабилитации безработных, инвалидов, иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы [1].
Такая формулировка конституционной нормы позволяет сделать вывод о том, что благотворительность нельзя рассматривать как часть системы социального обеспечения. В.Д. Зорькин обращает внимание: «Социальная политика, основанная на принципе социального государства, это непроизволь-
© Журавлев В.И., 2015
ная по своей природе благотворительная деятельность, движимая нравственным чувством сострадания» [14].
Право на получение благотворительной помощи можно рассматривать как самостоятельное право человека. На это указывают некоторые международные документы. Например, ч. 3 ст. 4 Женевской Конвенции Международной организации труда относительно охраны материнства № 103 от 28 июня 1952 г., ратифицированной Россией, гласит: «Женщинам, которые не могут по праву претендовать на денежные пособия по материнству и медицинскую помощь, должна предоставляться соответствующая помощь за счет фондов общественной благотворительности при условии проверки их доходов, которая требуется для оказания помощи в порядке общественной благотворительности» [10].
Государство не может запрещать, ограничивать получение благотворительной помощи нуждающимся гражданам. Это утверждение применимо только в отношении лиц, использующих помощь в соответствии с целями, на которые она предоставляется.
Признание рассматриваемого права человека актуально не только для кризисных ситуаций (голод, военные действия, стихийные бедствия и т.п.). В мирное время реализация иных прав часто зависит от доступности благотворительной помощи, например для проведения медицинских операций, получения лекарств, которые сам нуждающийся не в состоянии оплатить.
Теоретически цель благотворительной деятельности можно сформулировать следующим образом:
• способствование развитию Российской Федерации как благополучного процветающего государства, где обеспечены достойная жизнь и свободное развитие человека, которые рассматриваются как высшая ценность;
• содействие объединению наций, сокращение разрыва в уровнях жизни различных групп населения;
• формулирование и установление идеалов гражданского общества;
• выполнение бизнесом своей социальной функции.
Среди принципов государственной политики по поддержке благотворительной деятельности можно выделить:
• налоговое стимулирование благотворителей;
• широкое распространение информации и пропаганда благотворительной деятельности;
• моральное поощрение благотворителей через вручение наград и присвоение почетных званий;
• недопустимость злоупотреблений и недобросовестной благотворительной деятельности;
• адресная направленность благотворительной деятельности;
• недопустимость замены исполнения государственных функций в социальной сфере благотворительностью.
С правовой позиции правильно было бы закрепить цели, задачи, принципы, иные общие положения деятельности государства в преамбуле рассматриваемого Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Государство не может запрещать, ограничивать получение благотворительной помощи нуждающимся гражданам. Это утверждение.
Термин «благотворительность» получил широкое распространение в общественных отношениях и в законодательстве. Помимо Конституции Российской Федерации, где в ч. 3 ст. 39 закрепляется, что благотворительность в Российской Федерации поощряется, с уществует специальный федеральный закон, посвященный благотворительности [2]. Данный закон в уже первой статье содержит дефиницию благотворительности: это «добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки».
Термин «волонтерство» в нашей стране стал использоваться сравнительно недавно, поэтому содержание понятия, обозначаемого этим термином, однозначного законодательного закрепления еще не получило. Существуют акты, где определено понятие «волонтеры». Это граждане Российской Федерации и иностранные граждане, участвующие на основании гражданско-правовых договоров в организации и (или) проведении физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий без предоставления ука-
занным гражданам денежного вознаграждения за осуществляемую ими деятельность [3].
Приблизительно такой же формулировки придерживается и Федеральный закон «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», где под волонтерами понимаются граждане Российской Федерации и иностранные граждане, заключившие с Оргкомитетом «Сочи-2014» гражданско-правовой договор об участии в организации и (или) проведении Олимпийских игр и Паралимпийских игр путем применения своего опыта, знаний, умений и навыков в целях осуществления мероприятий по организации и проведению Олимпийских игр и Паралимпийских игр без предоставления указанным гражданам денежного возмещения за осуществляемую ими деятельность [4 ].
Рассматривая понятия этих двух законов, можно заключить, что волонтер-ство значительно уже предусмотренного Законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» добровольчества. Но к данному выводу можно прийти только на первый взгляд, на самом деле в указанных законах имеются текстуальные и контекстные указания на то, что понятие волонтерства шире, нежели это указано в данных законах, так как это понятие используется применительно к физической культуре, спорту и проведению Олимпиады. Так, в п. 2.4. ст. 5 Федерального закона № 310-Ф3 «Об организации и проведении Олимпийских игр...» прямо указывается, что
содержащееся в этом пункте закона понятие «волонтер» разработано для целей этого закона. Следовательно, за пределами указанных законов понятия «волонтер» и «волонтерство» могут быть другими по объему, например тождественны добровольчеству, что и продемонстрировал проект федерального закона «О волонтерстве в Российской Федерации». Согласно проекту данного закона волонтерство - это совокупность общественных отношений, связанных с осуществлением физическими лицами добровольно в свободное от работы (учебы) время деятельности в интересах получателей помощи добровольца (волонтера). Волонтер (доброволец) - это физическое лицо, осуществляющее в свободное от работы (учебы) время добровольную социально направленную, общественно полезную деятельность в формах и видах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности затрат.
Как видим, проект Федерального закона «О волонтерстве» ставит знак равенства между волонтером и добровольцем, между волонтерством и добровольчеством. Думается, что это оправдано уже принятыми актами, так или иначе затрагивающими проблему волонтерства. Например, в п. 61 перечня поручений вузам, содержащихся в приказе Минобрнауки России «Об утверждении объемов финансового обеспечения государственного задания образовательным организациям высшего образования и научным организациям, подведомственным Министерству образования и науки Российской
Федерации, в сфере научной деятельности на 2014 год», содержится поручение Сочинскому государственному университету разработать научно-методическое обеспечение развития института волонтерства в Российской Федерации как основы для реализации долгосрочных социокультурных проектов и развития гражданского общества [9].
Думается, что в связи с указанными обстоятельствами в регулировании волонтерства целесообразно придерживаться существующего Закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», согласно которому «добровольцы» - это физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). Именно добровольцы осуществляют благотворительную деятельность, закрытый перечень видов которой назван в Федеральном законе «О благотворительной деятельности» (ст. 2, ст. 5).
Вместе с тем словарное значение термина «доброволец» значительно шире по объему понятия, чем то, что закладывается в указанном законе.
Согласно словарю С.И. Ожегова, «доброволец» - это: 1. Человек, добровольно вступивший в действующую армию. Пойти добровольцем на фронт. 2. Тот, кто добровольно взял на себя какую-нибудь работу. Идти на поиски вызвались добровольцы [16].
В толковом словаре Т.Ф. Ефремовой «доброволец» - это тот, кто вступает в армию не по призыву, а по собственному желанию, добровольно. 2. Тот, кто добровольно берет на себя какую-либо работу, какие-либо обязанности [13].
Таким образом, термин «доброволец» имеет более широкое распространение и значение, нежели термин «волонтер». Следовательно, для обозначения явления бесплатной и безвозмездной помощи другим людям целесообразнее пользоваться терминами «волонтер», «волонтерство».
Как видим, волонтерство, в силу его определенной правовой состоятельности, выступает в качестве правового явления. Правовые явления следует отличать от явлений в праве. Правовые явления — это выражение различных обстоятельств и процессов, которые влияют на правовое поведение людей и с которыми нормы права, как правило, связывают установление, изменение и прекращение правоотношений (например, оказание бесплатной помощи по вскапыванию приусадебных участков пожилым соседям). Явления в праве выражают связи и процессы, характеризующее само право и его свойства (например, сами нормативно-правовые акты и их воздействие на поведение).
С учетом различных обстоятельств, правовое явление определяется как внешнее выражение различных объективных и субъективных обстоятельств, факторов и процессов, которые влияют на сознание и правовое поведение людей и с которыми нормы права, как правило, связывают установление, изменение и прекращение правоотношений [12].
Это в полной мере касается и волон-терства, так как бесплатная добровольная помощь другим людям тоже может порождать, изменять и прекращать какие-либо отношения, в том числе и отношения волонтерства. Собственно во-лонтерство чаще всего проявляется как сложная правовая конструкция [11],
которую можно рассматривать в виде относительно устойчивых и взаимосвязанных элементов поведения добровольцев и результатов их деятельности, характеризующих инициацию и трансформацию различных правоотношений, в том числе и с участием волонтеров. Иными словами, волон-терство может выступать как юридический факт, с которым нормы права связывают установление, изменение и прекращение правовых отношений (например, волонтеры своими действиями в определенной мере способствовали реализации правоотношений на Олимпиаде в Сочи в 2014 г.).
Кроме того, волонтерство — это определенные отношения, попадающие под правовое регулирование, т.е. являются правовыми отношениями (например, бесплатная юридическая помощь населению).
Один из видов бесплатной юридической помощи, осуществляемой участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи, к которым Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» относит юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и др.) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи [5].
Словосочетание «юридические клиники» впервые было отражено в Приказе Минобразования от 30 сентября 1999 г. № 433 «О правовых консультациях ("правовых клиниках") для населения на базе вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров». На сегодняшний день дефиниция юридических клиник фактически отсутствует. В ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бес-
платной юридической помощи в Российской Федерации» лишь содержится перечень студенческих общественных формирований (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и др.). В ч. 2 ст. 23 указанного Федерального закона указывается, что юридическая клиника создается в качестве юридического лица, если такое право предоставлено образовательной организации высшего образования ее учредителем, или структурного подразделения образовательной организации высшего образования.
При этом следует отметить, что хотя и есть приказ Министерства образования и науки Российской Федерации, регламентирующий порядок создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи, который закрепляет порядок создания и деятельности юридических клиник, создаваемых образовательными учреждениями [6], тем не менее до сих пор в России отсутствуют единые стандарты их деятельности.
На основе опыта функционирования юридической клиники при Владимирском юридическом институте ФСИН России и опыте деятельности клиник в других вузах [15] можно выделить их наиболее существенные свойства и признаки.
Во-первых, внешне это форма благотворительной деятельности, так как юридическая помощь, предоставляемая населению, осуществляется безвозмездно.
Во-вторых, юридическая клиника чаще всего выступает структурным подразделением образовательной организации высшего юридического об-
разования, реже клиника может быть и самостоятельным юридическим лицом, работа которого связана с функционированием юридического вуза.
В-третьих, в деятельности юридических клиник проявляется дуализм целей этих формирований. С одной стороны, эта деятельность обосновывается необходимостью совершенствования учебного процесса, с другой - эта деятельность имеет высокий социальный статус - юридическая помощь населению (прежде всего малоимущим).
В-четвертых, в силу большой социальной и образовательной значимости юридические клиники становятся обязательным элементом некоторых образовательных программ [7, 8].
В-пятых, основными работниками юридической клиники выступают студенты (курсанты), адъюнкты (аспиранты), являющиеся консультантами, и преподаватели-консультанты, а также координаторы, к которым предъявляются повышенные требования в плане знания законодательства и правоприменительной практики.
В-шестых, основным способом деятельности клиник является практическое консультирование граждан и обучение студентов, курсантов, адъюнктов и аспирантов под руководством наиболее опытных преподавателей (т.е. это работа обучающихся с настоящими делами различных категорий, с реальными жизненными ситуациями); данная деятельность позволяет сформировать
у обучающихся общекультурные и профессиональные компетенции, определенные стандартами.
В целом, как свидетельствует проведенный анализ, бесплатную юридическую помощь, оказываемую студентами в юридических клиниках, можно расценивать как волонтерство.
Таким образом, рассмотрев волон-терство в целом как правовое явление и волонтерскую юридическую деятельность, следует отметить тот факт, что эти две ипостаси взаимодействия права и волонтерства проявляются в двух смыслах: 1) как волонтерство в праве; 2) как правовое (юридическое) волонтерство.
Термин «волонтерство в праве» отражает урегулированные правом наиболее общие связи и процессы, осуществляемые и происходящие в обществе в связи с волонтерством.
Термином «юридическое волон-терство» обозначается деятельность различных субъектов (чаще всего студентов) по оказанию бесплатной юридической помощи населению в виде юридического консультирования, юридического представительства, а также составления документов, имеющих юридическое значение.
Обе формы взаимодействия права и волонтерства объединяются в единой сущности юридического и любого другого волонтерства. Это и есть проявление и выражение благотворительности в обществе.
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Конституция Российской Федерации. 3. Федеральный закон от 04.12.2007 Постатейный научн.-практ. комментарий / № 329-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О физиче-подрук. О.Е. Кутафина. М, 2003. С. 116. ской культуре и спорте в Российской Федера-
2. Федеральный закон от 11.08.1995 ции». Ст. 2, п. 3.1.
№ 135-ФЗ «О благотворительной деятель- 4. Федеральный закон от 01.12.2007
ности и благотворительных организациях». № 310-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «Оборганиза-
ции и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XIПараолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». П. 2.4, ст. 5.
5. Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-Ф3 (ред. от 21.07.2014) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». П. 2, ст. 22.
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.11.2012 № 994 «Об утверждении Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи».
7. Приказ Минобрнауки России от 04.05.2010 № 464 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)».
8. Приказ Минобрнауки России от 14.12.2010 № 1763 «Обутверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»)».
9. Приложение № 3, утвержденное приказом Минобрнауки России от 30.12.2013 № 1429 (ред. от 13.02.2014, с изм. от 21.07.2014) «Об утвержде-нии объемов финансового обеспечения государственного задания образо-вательным организациям высшего образования и научным организациям, подведомственным Министерству образования и науки Российской Федерации, в сфере научной деятельности на 2014 год».
10. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заклю-ченных СССР с иностранными государствами. Вып. XIX-М. С. 302-309.
11. Головкин Р.Б. Понятие и конструкция правовых явлений // Юридическая техника. 2013. № 7, Ч. 2. С. 189-194.
12. Головкин Р.Б. Характеристика отдельных факторов, обусловливающих действие права // Актуальные проблемы права и экономики в XXI в.: сб. статей. Владимир: Финансовый университет, 2013. С.18-24.
13. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. М, 2000.
14. Зорькин В.Д. Право - для человека // Российская газета. 2008. 25 ноября.
15. Кулакова В.Ю., Маркова Т.Ю., Самсо-нова М.В. Юридические клиники в России: состояние и перспективы развития // Юридическое образование и наука. 2014. № 2.
16. URL: http://slovari.299.ru/word.php?id= 7299&sl=oj (дата обращения: 12.01.2015).