Научная статья на тему '«Общество Друзей» в советской России (1920-е годы)'

«Общество Друзей» в советской России (1920-е годы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
543
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Общество Друзей» в советской России (1920-е годы)»

© Назарова Т.П., 2010

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 94(47+571) «1917/1991»:278.17 ББК 63.3(2)61+86.376

«ОБЩЕСТВО ДРУЗЕЙ» В СОВЕТСКОЙ РОССИИ (1920-е ГОДЫ)

Т.П. Назарова

В 1920-е гг. в Советской России действовало большое количество иностранных организаций, оказывавших помощь гражданскому населению во время голода и участвующих в восстановлении экономики, разрушенной в период военных действий 1. Особый интерес представляет факт участия в этой гуманитарной работе зарубежных церковных деятелей и религиозных обществ, тем более, что деятельность некоторых из них, с разрешения советского правительства, продолжалась до конца 1920-х гг., когда такие крупные организации, как Американская Администрация Помощи, Комитет Нансена уже прекратили свою работу, а в стране набирала темпы антирелигиозная кампания. В обширной историографии, посвященной проблеме первого советского голода2, недостаточно внимания уделялось деятельности зарубежных религиозных обществ, чье положение, правовой статус, характер благотворительности и отношения с советским правительством, безусловно, имели свою специфику. За исключением нескольких работ отечественных исследователей, затрагивающих проблему помощи зарубежных конфессий своим единоверцам в России 3, большинство работ по данному вопросу написаны за рубежом, в основном религиозными авторами, изучающими благотворительную и миссионерскую деятельность своей Церкви 4.

Отношение советской власти к различным религиозным благотворительным организациям не было равнозначным. Пожалуй, единственной организацией религиозного типа, чья деятельность в 1920-е гг. заслужила положительную оценку большевиков, было «Общество Друзей» (квакеров). Удивление вызывает и то, что Московский квакерский центр, через который поддерживались контакты между квакерами и русскими толстовцами, небольшевистской интеллигенцией, продолжал официально работать вплоть до 1931 года. Поэтому анализ деятельности квакеров в России, изучение характера их отношений с советской властью поможет выявить новые аспекты в религиозной политике 1920-х гг. по отношению к различным конфессиям, показать «гибкость» и прагматизм власти в решении этого вопроса. В отечественных исследованиях, если и учитывается разница в отношении большевиков к православным и неправославным вероисповеданиям, то эта разница отмечается лишь для первой половины 1920-х годов. Деятельность же квакеров в России, на наш взгляд, показывает уникальный пример тесного сотрудничества религиозной организации и большевиков до конца 1920-х годов.

Следует сразу отметить, что на русском языке нет ни одного комплексного исследования, посвященного истории квакерского дви-

жения в России. Есть небольшие работы, статьи, затрагивающие отдельные аспекты истории квакерства 5. В основном это переводные труды иностранных историков-квакеров. Исключением является серия статей отечественной исследовательницы Т.А. Павловой (к концу жизни ставшей тоже квакером), посвященная ранней истории квакерства 6. В целом же история квакерского движения в России, в том числе и вопрос о гуманитарной миссии квакеров, рассматривается в основном в зарубежной историографии 7. Особый интерес представляют исследования Д. МакФаддена, изучавшего историю квакеров в России при большевистском режиме начиная с революции 1917 г. и кончая 1931 годом 8. Он отмечает, что зарубежную помощь Советской России следует начинать не с Рижского соглашения, как это делают российские исследователи, а ранее, так как именно квакеры первые добились успеха в заключении с большевистским правительством соглашения о помощи еще в 1920 году. Причем, по его мнению, личные отношения между Гербертом Гувером и председателем Комитета служения американских Друзей Руфесом Джонсом в значительной мере облегчили путь переговоров представителей АРА с советским руководством 9. Исследования Д. МакФаддена и других зарубежных авторов основываются на воспоминаниях участников русской квакерской миссии, а также неопубликованных документах (отчетной документации квакерской миссии), хранящихся в архиве Комитета служения американских Друзей (Пенсильвания, США). Поэтому, вопросы, связанные с методами и формами оказания помощи квакерами, объемами поставок и некоторыми аспектами организации благотворительной деятельности, были достаточно хорошо изучены квакерскими историками. Однако из-за отсутствия источников российского происхождения многие проблемы остались нераскрытыми. В первую очередь это касается вопросов отношения квакеров с большевиками и причин лояльного подхода правительства к их организации. Д. МакФадден, например, объясняет благожелательность большевиков к квакерам христианскими поступками Друзей, которые якобы произвели на местные органы власти сильное впечатление (он описывает, как

сотрудники миссии в ответ на массовые расстрелы в Бузулуке показали свою христианскую терпимость и официально зарегистрировали брак в советском ЗАГСе, что, по его мнению, на время даже прекратило расстрелы местного населения)10. Но, на наш взгляд, следует искать более объективные причины. Для этого также необходимо сравнить характер деятельности квакеров и других зарубежных конфессий, показать их место в системе международной благотворительной помощи России. В связи с вышесказанным, целью данной статьи будет исследование деятельности «Общества Друзей» в России в 1920-е гг., характера взаимоотношений этой организации с советским правительством и выявление причин их особого статуса в системе международной помощи Советской стране.

Основные источники по проблеме найдены автором в Государственном архиве РФ в следующих фондах: Ф. 1058 - Полномочное представительство РСФСР и УССР при всех заграничных организациях; Ф. 3385 - Комиссия заграничной помощи при Президиуме ВЦИК. Это отчетные документы полномочного представителя при всех заграничных организациях К.И. Ландера, переписка между партийными и советскими ведомствами по вопросам иностранной помощи, а также списки, удостоверения, справки, заявления и переписка по личному составу иностранных миссий.

Квакерство как одно из направлений протестантизма возникло в Англии в период республиканского правления в середине XVII века 11. Во время голода в Поволжье в 1891-1892 гг. английские квакеры принимали участие в оказании продовольственной и медицинской помощи населению и участвовали в проектах по восстановлению хозяйства. В период Первой мировой войны они развернули благотворительную деятельность по всей Европе. В основном работа шла по оказанию медицинской помощи гражданскому населению, пострадавшему во время войны 12.

Британские квакеры появились на Волге в 1916 г. как представители квакерского комитета по оказанию помощи жертвам войны (в первую очередь беженцам из Польши и западных областей России). Здесь они основали госпиталь и детский дом (в поселениях

Любимовке и Моготове Самарской губернии). В 1917 г. к ним присоединились американские квакеры. Штаб-квартира находилась в г. Бу-зулук Самарской губернии. Октябрьские события 1917 г., по воспоминаниям активистов квакерской миссии, мало повлияли на ход благотворительной помощи - пришедшие к власти советы благожелательно встретили работу квакеров 13. Квакерские центры были открыты в следующих районах Бузулукского уезда: Андреевском, Алексеевском, Грачев-ском, Борском, а также в Сорочинском уезде14. В Самарской губернии в 1921-1922 гг. помимо квакеров действовали и другие заграничные организации: АРА, Межрабпомгол, Комитет Нансена, организации Красного Креста, Комитет ДВР, Американская меннонитс-кая помощь и международная помощь студенчеству 15. После снятия урожая весной-летом 1922 г., согласно отчетам К.И. Ландера, ситуация улучшилась, и в большинстве районов заграничные организации закончили свою работу 16. А квакеры продолжили свою деятельность, и весной 1923 г. они кормили в этих районах порядка 200 тыс. человек в 212 закрытых учреждениях. Средняя нагрузка одной столовой составляла 727 детей, для закрытого учреждения - 188. Квакеры организовали за свой счет несколько швейных мастерских при распределительных пунктах для изготовления одежды, которая затем бесплатно распространялась среди нуждающихся 17. Квакеры помогали также безлошадным крестьянам обрабатывать землю. К весне 1923 г. ими было закуплено и распределено 1 160 лошадей среди местного населения и далее еще планировалось закупить 500-1 000 голов18. С 1922-го по 1925 г. Друзья покупали в Польше трактора фирмы «Форд» и сами проводили вспашку земли, непосредственно прилегающей к детским домам и больнице. Лишь с 1925-го по 1927 г. квакерские проекты стали сокращаться и постепенно сошли на нет, что в первую очередь было связано с резким уменьшением финансирования и невозможностью собрать средства, необходимые для реализации задуманных проектов. К тому же советское правительство к этому времени уже переложило всю тяжесть расходов на содержание иностранных миссий на них самих. Каких-либо документов, свидетельствующих о

том, что гуманитарная работа квакеров была свернута из-за конфликта с властью или напрямую закрыта распоряжением правительства, не обнаружено. Правда, в сообщении о закрытии Московского квакерского центра (июль 1931 г.), опубликованного в «Правде», говорится о том, что причиной закрытия стал «отказ Наркомздрава возобновить договор, предоставляющий квакерам известную свободу благотворительной деятельности»19. Однако к тому времени программа благотворительности была уже практически свернута.

Судя по сообщениям «Нью-Йорк Таймс», которая неоднократно публиковала статьи по деятельности квакеров в России, каких-либо конфликтов с властями, как у других религиозных организаций, у квакеров не было 20. В отличие от других религиозных организаций работа квакеров всегда оценивалась советской стороной положительно. В отчетах полномочного представителя К.И. Ландера подчеркивалось, что их помощь носит действительно филантропический характер и выполняется весьма добросовестно 21. Он также отмечает, что эта организация «лучше многих других сумела найти <...> общий язык» с властями, квакеры - «исключительно честные во всей своей работе, скромные в своих личных потребностях»22. О работе квакеров писала и советская пресса 1920-х гг., что на фоне общего замалчивания деятельности зарубежных религиозных организаций также кажется удивительным. Так, в «Известиях» в разделе «Сельское хозяйство» была опубликована статья о закупке квакерами лошадей в Сибири для нуждающегося крестьянского населения Самарской области, а также разъяснялись принципы оплаты 23. Положительная оценка деятельности квакеров, которая прозвучала в 1920-х гг., сохранилась и в последующей советской литературе, посвященной проблеме голода и помощи заграничных организаций. В исследовании Е.М. Хенкина с крайне негативной оценкой деятельности религиозных благотворителей соседствует весьма благожелательное отношение к деятельности Друзей. Он замечает, что именно квакеры летом 1921 г. были первой иностранной организацией, оказавшей помощь голодающим, а к советскому строю они относились лояльно24. Деятельность других организаций (меннонитов,

баптистов, католиков) характеризуется им как враждебная.

Благосклонность власти к квакерам выразилась не только в словах, но и на практике. Например, стремление правительства к ограничению числа иностранных сотрудников благотворительных миссий на квакерах никак не отразилось: по числу работающих иностранцев квакерская миссия была самой многочисленной из религиозных обществ помощи, действующих в России (и это несмотря на достаточно ограниченный район деятельности). Для сравнения приведем численность иностранных сотрудников религиозных организаций на март 1924 г. (источником служат официальные списки, ежемесячно предоставляемые зарубежными организациями в Комиссию заграничной помощи при Президиуме ВЦИК): Общество Друзей - 22 чел.; Американская меннонитс-кая помощь - 5; Католическая миссия помощи - 5; Американская методистская помощь - 3; Организация заграничных баптистов - 2; Национальный Лютеранский Совет -

0 (оставлен один секретарь - российский гражданин)25. Квакеры имели и самый многочисленный штат русского персонала - 13 человек в центральной конторе в Москве, 164 человека - в Бузулукском уезде 26.

Можно выделить несколько причин особого статуса квакерской миссии среди других религиозных организаций. Во-первых, благожелательное отношение власти объясняется тем, что крупной единоверческой базы в России квакеры не имели и, соответственно, их помощь не могла носить какой-либо политический или идеологический контекст, почвы для возникновения конфликтов с властями у них просто не было. Причины общей негативной оценки деятельности других религиозных организаций со стороны правительства были в том, что эта помощь предназначалась в основном для единоверцев. Ярким примером этому служит деятельность американских и голландских меннонитов, чьи комитеты располагались исключительно в местах компактного проживания российских и украинских меннонитов (и хотя помощь часто распространялась на соседние немецкие и русские села, доля ее была незначительна и носила показательный характер для власти). Позиция правительства была жесткой: раз помощь пред-

назначалась только верующим, значит для государства она расценивалась как «незначительная» (видимо, жизни верующих людей менее ценны для государства), и, соответственно, никаких привилегий, которые были предоставлены АРА, таким организациям давать нельзя (об этом красноречиво свидетельствует переписка М.М. Литвинова с Л.Б. Каменевым о заключении договоров с меннони-тами и голландскими анабаптистами 27. Например, именно по этой причине в сентябре 1921 г. было отказано голландским анабаптистам помогать единоверцам на Украине. Квакерская помощь предназначалась для всего населения вне зависимости от религиозной или национальной принадлежности, что вполне соответствовало пожеланиям власти.

Во-вторых, помощь населению квакеры организовали в полном соответствии с требованиями и пожеланиями советской стороны, не выдвигая каких-либо своих условий. Квакерам, как и другим благотворительным обществам, пришлось работать в иных условиях, нежели в Европе, и причиной конфликта правительства со многими зарубежными организациями было именно то, что не все организации легко отказывались от тех принципов, на которых они привыкли работать в Европе, оказывая гуманитарную деятельность. В частности, в Европе АРА и другие организации использовали поддержку комитетов избранных граждан от местного населения: в России при советской власти этого не могло быть - необходимо было сотрудничать с правительственными органами. Правда, заключая соглашение с АРА в 1921 г., советское правительство в условиях страшного голода вынуждено было пойти на значительные уступки. Квакеры же не требовали для себя тех условий, на которых настаивала АРА. Так, раздача продовольствия осуществлялась ими в основном через закрытые учреждения, а не через открытые столовые, как это делали другие организации и что служило одной из причин конфликтов с властями28. Для сравнения приведем численность открытых и закрытых столовых разных религиозных организаций (на март 1923 г.): квакеры - кормят население только в 212 закрытых столовых; Католическая миссия - в 264 открытых и 95 закрытых столовых; Американская Мен-

нонитская помощь (данные по Украине) - в 119 открытых и лишь 8 закрытых столовых 29. Стремление властей заставить иностранные организации распределять продукцию через закрытые учреждения объяснялось тем, что в государственных зданиях легче было осуществлять контроль и оказывать давление на процесс распределения. Также квакерская служба использовала склад и помещение Центросоюза, в то время как другие религиозные организации использовали складские помещения АРА. В-третьих, квакеры не были связаны ни с каким «буржуазным» правительством, что, безусловно, положительно воспринималось большевиками. Американские квакеры в 1921 г. лишь формально находись под руководством АРА: они полностью сохранили свободу действий в изыскании средств в Америке, а помощь распределяли согласно идеалам общества. С октября 1922 г. американские и британские квакеры стали действовать полностью самостоятельно, и их помощь всегда носила международный характер, не была привязана к отдельным государствам. Гуманитарная деятельность квакеров в Самарской губернии сыграла важную роль в преодолении голода и в восстановлении разрушенного хозяйства крестьян. Им удалось достигнуть полного согласия с властью, и этот «дух сотрудничества» квакеров и большевиков имел весьма положительный эффект для их благотворительной деятельности. Согласие было достигнуто не за счет взаимных уступок и компромисса, а исключительно желанием квакеров помогать людям на любых условиях, предложенных правительством. Большевики, занимая жесткую позицию в проведении антирелигиозной политики, тем не менее, были заинтересованы в использовании экономической мощи сектантских хозяйств, их широких зарубежных связей; и привлечение международных средств, собираемых квакерами для благотворительности, вполне отвечало прагматическим интересам большевиков в 1920-е гг., когда активно шел процесс восстановления экономики.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 20 и 27 августа 1921 г. советское руководство подписало соглашения с представителями Амери-

канской Администрации Помощи и Международным комитетом помощи голодающим, в которых оговаривались условия гуманитарной работы этих организаций в Советском государстве. Эти соглашения положили начало широкомасштабной зарубежной помощи России во время голода, в которой приняло участие большинство европейских и американских гуманитарных организаций.

2 Винс О. В. Помощь иностранных организаций голодающим Автономной области немцев Поволжья в І92І-22 гг. // Культура русских и немцев в Поволжском регионе. - Вып. 1 : История, теория, культура. - Саратов, І993. - С. 69-82 ; Поляков В. А. Голод в Поволжье, І9І9-І925: происхождение, особенности, последствия. - Волгоград, 2007 ; Цихелашвили Н. Ш. Американская помощь народам России в начале 20-х годов XX века : дис. ... канд. ист. наук. - М., 1998 ; и др.

3 Лиценбергер О. А. Евангелическо-лютеранская церковь и Советское государство (1917-1938). -М., 2000 ; Мовчан О. М. Шоземна допомога голодуючим Украіни в І92І-І923 рр. // Украінський історичний журнал. - 1989. - N° І0. - С. 77-84 ; Ос-ташева Н. В. На переломе эпох. Меннонитское сообщество Украины в І9І4-І93І гг. - М., 1998 ; Редь-кина О. Ю. Сельскохозяйственные религиозные трудовые коллективы в 1917-м - 1930-е годы: на материалах европейской части РСФСР. - Волгоград, 2004.

4 Erb P. Orie O. Miller: the Story of a Man and an Era. - Scottdale, І969; Unruh J.D. In the name of Christ: A history of the MCC and its service, І920-І95І. -Scottdale, І974 ; Zelie J. S. The Russian Relief Work of the Federal Council of Churches. - N. Y., І940 ; и др.

5 Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. - М., І993 ; Кернс Э. Дорогами христианства. - М., І992 ; Жук С. И. От «Внутреннего Света» к «Новому Ханаану»: квакерское общество «срединных колоний». - Днепропетровск, І995.

6 Павлова Т. А. Квакерское движение в Англии (вторая половина XVII - начало XVIII в.) // Религии мира. История и современность. - М., 1982 ; Ее же. Джордж Фокс, ранние квакеры и проблемы пацифизма // Пацифизм в истории. Идеи и движения мира. - М., 1998 ; и др.

7 Greenwood J. O. Friends and Relief. - N. Y., І975 ; Jones M. N. Swords into Plougshares : An Account of the American Friends Service Committes : І9І7-І937. - N. Y, І937 ; Scott R. Quakers in Russia. -L., І964 ; и др.

8 МакФадден Д. От квакерского служения к квакерскому присутствию: квакеры в Советской России І9І7-І927 гг. // Долгий путь российского пацифизма: Идеал международного и внутреннего мира в религиозно-философской и общественнополитической мысли России. - М., І997. - С. 285300 ; McFadden D., Gorfinkel C., Nikitin S.

Constructive Spirit: Quakers in Revolutionary Russia. - N. Y., 2004.

9 МакФадден Д. Указ. соч. - С. 287.

10 Там же. - С. 288.

11 Квакеры (от англ. quakers - букв. трясущиеся, первоначально употреблялось в ироничном смысле; самоназвание Society of Friends - Общество Друзей) - последователи радикального направления в протестантизме, основанного в Англии Дж. Фоксом. Квакеры последовательно проводили идеи христианского гуманизма, пацифизма и индивидуализма, решительно отвергая церковную догматику и культ.

12 Деятельность Амбулаторного Союза Друзей (Friends’ Ambulance Unit) в послевоенной Европе подробно исследована в работах квакерских историков. См., например: Brayshaw A. Neave. The Quakers: their story and message. - N. Y., 1982 ; и др.

13 МакФадден Д. Указ. соч. - С. 288.

14 ГАРФ. - Ф. 1058. - Оп. 1. - Д. 825. - Л. 3.

15 Там же. - Л. 58.

16 Там же.

17 ГАРФ. - Ф. 3385. - Оп. 1. - Д. 11. - Л. 155.

18 Там же.

19 Квакеры покидают СССР // Правда. - 1931. -29 июня. - С. 4.

20 American Quakers ready to aid Russia // The New York Times. - 1921. - 30 July. - P. 3 ; How Quakers working among bolsheviki see Russia// The New York Times. 1921. 3 Aprel. - P 99 ; Quakers in Russia // The New York Times. - 1922. - 7 May. - P 106.

21 ГАРФ. - Ф. 3385. - Оп. 1. - Д. 11. - Л. 155.

22 Ландер К. И. Сводка данных о деятельности иностранных организаций помощи (за 1921-1923 гг.) // Итоги последгол (с 15/X-1922 г. - 1/VIII-1923 г.). -М., 1923. - С. 60.

23 Помощь квакеров // Известия. - 1923. -

15 июня. - С. 3.

24 Хенкин Е. М. Очерки истории борьбы Советского государства с голодом (1921-1922). - Красноярск, 1988. - С. 137.

25 ГАРФ. - Ф. 3385. - Оп. 1. - Д. 25. - Л. 1-4.

26 Там же. - Л. 56.

27 ГАРФ. - Ф. 1064. - Оп. 6. - Д. 6. - Л. 8, 39, 48.

28 ГАРФ. - Ф. 1058. - Оп. 1. - Д. 146. - Л. 433.

29 ГАРФ. - Ф. 3385. - Оп. 1. - Д. 11. - Л. 152-157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.