Научная статья на тему 'Общественные пространства как составляющая прогрессивно развивающегося города (на примере г. Владивостока)'

Общественные пространства как составляющая прогрессивно развивающегося города (на примере г. Владивостока) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
740
750
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА / ГОРОДСКИЕ УЛИЦЫ / РЕНОВАЦИЯ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Дмух Т.С.

Исследование посвящено анализу системы общественных пространств современного города и такого важного ее элемента как городская улица. В современных городах преобладает транспортно-логистическая функция улицы, в то время как ее социально-коммуникативная функция учитывается недостаточно. Это приводит к негативным последствиям с точки зрения реализации общественных функций в городской среде, невозможности свободного общения, дискомфорту, художественной невыразительности. С точки зрения «Нового урбанизма», город нуждаются реновации сложившейся среды. Одним из важных направлений такой реконструкции должно быть совершенствование и развитие системы общественных пространств и, в первую очередь, городских улиц, как важнейшего элемента социально-пространственной структуры города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общественные пространства как составляющая прогрессивно развивающегося города (на примере г. Владивостока)»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОГРЕССИВНО РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ Г. ВЛАДИВОСТОКА)

© Дмух Т.С.*

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Исследование посвящено анализу системы общественных пространств современного города и такого важного ее элемента как городская улица. В современных городах преобладает транспортно-логистическая функция улицы, в то время как ее социально-коммуникативная функция учитывается недостаточно. Это приводит к негативным последствиям с точки зрения реализации общественных функций в городской среде, невозможности свободного общения, дискомфорту, художественной невыразительности. С точки зрения «Нового урбанизма», город нуждаются реновации сложившейся среды. Одним из важных направлений такой реконструкции должно быть совершенствование и развитие системы общественных пространств и, в первую очередь, городских улиц, как важнейшего элемента социально-пространственной структуры города.

Ключевые слова городские общественные пространства, городские улицы, реновация среды.

Введение. Городские общественные пространства являются уникальными и важными элементами городской планировки, так как они создают неповторимый образ города, способствуют ясному пониманию его характера и основных черт. Являются отражением уровня развития и культуры, показателем качества его социальной жизни. Несмотря на то, что общественным пространствам отведена столь важная роль в устройстве города, проблема их организации в городах России сегодня стоит очень остро, в частности, и потому, что вопросам формирования общественных фрагментов городской среды уделяется недостаточное внимание.

1. Городские общественные пространства. Под понятием «городское пространство» подразумевается пространство, полностью открытое, общедоступное и приспособленное для длительного пребывания людей, для так сказать «коммуникации незнакомцев» (Л. Лофланд). Как пишет американская исследовательница Лил Лофланд, «городская жизнь стала возможной благодаря упорядочиванию городского населения по внешнему виду и расположению в пространстве таким образом, что люди в городе могут узнать об окружающих многое, просто глядя друг на друга» [1, с. 22].

* Студент кафедры Архитектуры и градостроительства.

И происходить все это может в первую очередь в общедоступных публичных местах города.

Городские открытые пространства являются важными и значимыми структурными элементами пространственной композиции города. В них сосредоточивается различная деятельность населения, концентрируются монументальные и ландшафтные элементы городской среды. Большой объем посещения городских общественных пространств определяет их важность, показывает необходимость поддержания высокого уровня благоустройства (скульптуры, малых форм архитектуры и ландшафтного дизайна).

2. Городская улица как общественное пространство. Общественные пространства города реализуются в разных формах, одной из основных является городская улица и особенно пешеходная улица. В современном городе улица рассматривается преимущественно как элемент транспортной инфраструктуры, в то время как она является также важнейшим элементом реализации общественно-культурной жизни.

Поэтому одним из способов улучшения городских общественных пространств, является изменение уличной системы, реконструкция всей системы движения автомобилей и пешеходов. Конечно, есть магистрали, для которых эффективность движения транспортного потока это главная цель. Но эта цель не должна становиться определяющей для всех улиц, особенно в центральной части города. Виктор Довер (Victor Dover) в своем очерке на эту тему пишет, что к улицам в истории относились по-разному (из второго издания книги «Charter of the New Urbanism» (Хартия нового градостроительства). «Наше общество когда-то создавало разные типы улиц. Улица было не просто путепроводом для движения машин, телег и повозок, но и самостоятельным местом, где люди общались, развлекались, торговали, выражали свои взгляды и мнения. Там правили пешеходы (и их естественные союзники велосипедисты)»

Таким образом, улица имеет две важнейшие функции, которые должны быть соотнесены и территориально распределены. Одна из них логистическая, поскольку улицы связывают городское пространство в единое целое, по ним ходят и ездят люди. Вторая функция улицы - социально-коммуникативная, это место общения жителей. В этом смысле улицы это не только транспортные, но и «социальные артерии» города.

3. Примеры реновации улиц. Одним из путей увеличения системы общественных пространств в городе является превращение некоторых улиц в пешеходные, как, например, произошло при реконструкции ул. Бродвей в Нью-Йорке. Значительную часть ее отдали пешеходам, поставили столики, стулья, вазы с цветами (рис. 1).

Другим примером реконструкции города с целью развития общественных пространств является парк Хай-Лайн (The High Line - букв. высокая линия) в Нью-Йорке. Хай-Лайн представляет собой своеобразный парк в Манхэттене на высоте порядка 10 метров от поверхности земли, основанный на заброшенной железнодорожной линии (рис. 2).

Рис. 1. Улица Бродвей в Нью-Йорке до и после реконструкции

Рис. 2. Парк Хай-Лайн

Ориентируясь на принципы реновации города, предложенные в теоретических работах по «Новому урбанизму» (Ян Гейл и др.), можно существенно улучшить состояние городской среды. Принципы «Нового урбанизма» предполагают:

- Удобство для пешеходов 10-минутная пешеходная доступность до большинства бытовых и социальных объектов, дружественный пешеходам дизайн узких улицы с медленным движением транспорта и пешеходных улицы без машин, проработанный дизайн подъездов, окон и дверей, наличие парковочных мест, скрытых автостоянок и гаражей на задней линии застройки.

- Развитая уличная сеть из иерархии узких улиц, бульваров и аллей разрежает автомобильное движение и облегчает пешее движение, что делает пешие прогулки удовольствием.

- Многофункциональность и разнообразие выражается в том, что люди, разные по возрасту, уровню дохода, культуре и расе живут в районах и кварталах, где магазины, офисы, квартиры и дома находятся в тесном соседстве.

- Разнотипная застройка предоставляет широкий диапазон домов по размеру, типу, цене в непосредственной близости друг от друга.

- Городское планирование уделяет особое внимание качеству архитектуры - человеческому масштабу, красоте, эстетике, комфорту и созданию «ощущения места».

- Увеличение плотности застройки предполагает большое число магазинов и сферы услуги в непосредственной близости от жилья и места работы для облегчения пешей доступности и более эффективного использования территории, создания более удобного и приятного места для жизни. Этот принцип применим и к городским районам, и к крупным городам.

- Зеленый транспорт - это сеть высокоскоростных железных дорог, соединяющих поселки, города и районы, а также более широкое использование велосипеда, роликовых коньков, самокатов и ходьбы.

- Экоустойчивость означает минимальное воздействие деятельности человека на экологию, применение экологически чистых технологий, уважение к природе и к ценности экосистем, ресурсоффектив-ность, уменьшение потребления невозобновляемого топлива, увеличение местного производства, применение принципа: больше ходить, меньше ездить.

Эти разработки интересны тем, что основаны на безопасном подходе к реновации городской среды; их применение позволит вдохнуть жизнь в непривлекательные зоны и создать новые общественные пространства, а впоследствии превратить все больше автомобильных городов в Города для Людей.

4. Анализ потенциала развития общественных пространств во Владивостоке. Для гуманизации городской среды дальневосточных городов, в частности, Владивостока, практика «Нового урбанизма» также является актуальной. Преобразования центральных улиц Владивостока, в том числе выделение новых пешеходных зон, может сделать город более комфортным и человечным.

Следует отметить, что в связи с реконструкцией города к саммиту АТЭС Владивосток за последние два года сильно изменился. Жителям города и его гостям, которые регулярно приезжают в приморскую столицу, невозможно не заметить, как разительно изменился город, стал красивее, более обустроенным, чище и даже, несмотря на присущую портовому городу суету, по-настоящему уютным. Во многом этому способствует созданное и развиваемое во Владивостоке комфортное общественное пространство.

Так, например, осенью 2012 года во Владивостоке закончили строительство Набережной Цесаревича (рис. 3). Набережная представляет собой

единый архитектурный ансамбль с прогулочной зоной, вместительной парковкой на 1000 мест, кафе, развлекательными центрами и интересными малыми архитектурными формами, в том числе - Мост любви. Это место стало одним из самых любимых и посещаемых в городе.

Рис. 3. Фрагмент набережной Цесаревича

Еще один интересный пример общественного пространства. Новая набережная протяженностью 2,5 км идет по верхним отметкам берега вдоль бухты Патрокл и повторяет её берег. Она проходит совсем рядом с таунхау-сами 1-й очереди строительства прибрежной зоны. Сама набережная - это дорожки, мощеные гранитом, видовая площадка, зеленые газоны с декоративным кустарником и скамейки. Вдоль неё установлено ограждение из нержавейки и тонких металлических тросов.

Рис. 4. Набережная вдоль бухты Патрокл

Создание благоприятных условий для жизни горожан, в первую очередь для пешеходов, благотворно влияет на развитие города, делает его привлекательным для жизни и посещений туристов.

Но, не смотря на все изменения, проблема загруженности улиц транспортом никуда не делась. По всему городу припаркованы машины, расставлены киоски и рекламные щиты, а для комфортного пребывания людей места не остается. Зимой проблема усугубляется, город покрыт льдом и снегом, что делает его еще более недоступным для пешеходов.

Заключение. Городские улицы необходимо рассматривать как структурообразующие элементы системы общественных пространств города, как важнейшие составляющие его социально-пространственной инфраструктуры. Учитывая роль и значение городских улиц в формировании комфортного города, их реновация и реконструкция должна строиться на основе принципов гуманизации и устойчивого развития.

Список литературы:

1. Lofland L. A World of Strangers. - 1973.

2. Lofland L.H. The Public Realm. New York: Aldine De Gruyter. - 1998.

3. Филиппов А. Социология пространства: общий замысел и классическая разработка проблемы. - Логос, 2002

4. http://inosmi.ru/world/20130723/211223015.html?id=211229919#ixzz2 oqbLxMSa.

5. http://www.the-village.ru/village/city/public-space/128815-geyl.

МОДУЛЬ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОЙ ЭКСПОЗИЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

© Тамонов М.А.*, Сурина Л.Б.*

Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск

Основу современной технологии в области экспозиционного дизайна авторы видят во взаимодействии возможностей мультимедиа-систем и расширенного диапазона средств модульных выставочных стендов. Рассматривают экспозиционный модуль, организованный в регулярную метрическую композицию с использованием полиэкранов в растровых системах, как технологическую основу экспозиционной концепции, позволяющую решать утилитарные и эстетические задачи.

Ключевые слова выставка, экспозиционный дизайн, экспозиционные технологии, растр, модуль, мультимедиа, вариативная модульная система.

* Студент кафедры Дизайна и изобразительных искусств.

* Доцент кафедры Дизайна и изобразительных искусств, к.п.н., доцент, член СХ РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.