Научная статья на тему 'Общественные проекты Римско-католической церкви в России'

Общественные проекты Римско-католической церкви в России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
895
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / МЯГКАЯ СИЛА / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОЕКТЫ / CATHOLIC CHURCH / SOFT POWER / PUBLIC PROJECTS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чистяков Кирилл Дмитриевич

В статье рассматриваются некоторые аспекты внебогослужебной деятельности Римско-католической церкви, связанные с организацией и деятельностью католических орденов, организацией объединений мирян, издательской, просветительской и образовательной деятельностью, выпуском периодических изданий, рассматриваемой как социальную канва политического влияния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public Projects of Roman Catholic Church in Russia

The article analyses some features of non-liturgical activity of Catholic Church, which are related to the arrangement and the occupation of catholic orders, to the arrangement of laity's association, to publishing and educational activities.

Текст научной работы на тему «Общественные проекты Римско-католической церкви в России»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОЕКТЫ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В РОССИИ

К.Д. Чистяков

Кафедра государственно-конфессиональных отношений Международный институт государственной службы и управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации просп. Вернадского, 82-1, Москва, Россия, 119571

В статье рассматриваются некоторые аспекты внебогослужебной деятельности Римско-католической церкви, связанные с организацией и деятельностью католических орденов, организацией объединений мирян, издательской, просветительской и образовательной деятельностью, выпуском периодических изданий, рассматриваемой как социальную канва политического влияния.

Ключевые слова: католическая церковь, мягкая сила, общественные проекты.

Конец 80-х гг. XX столетия, вошедший в историю как «перестройка», ознаменовал собой начало процесса коренного преобразования нашей страны, не оставившего без изменения ни одной сферы жизни общества и государства. Безусловно, одной из позитивных тенденций этих процессов стало изменение положения религиозных организаций в России, которые получили возможность стать полноценными участниками различных общественных и социальных процессов.

Деятельность Римско-католической церкви, как и деятельность других религиозных организаций, больше не ограничена исключительно совершением необходимых таинств и регулярных богослужений и простирается на различные сферы общественной жизни.

Католическая церковь в России немногочисленна, однако имеет четкую иерархическую структуру, институт подготовки духовенства, учреждения по катехизации и образованию мирян. В России действует целый ряд католических орденов, которые являются центрами образовательной, просветительской и гуманитарной деятельности. Коротко рассмотрим те из них, которые наиболее активно проявляют себя в России.

Одним из наиболее активно действующих в России отделений ордена св. Франциска является «Орден братьев меньших конвентуальных» [1]. В России действует с 1993 г. 13 мая 2001 г. в Москве была торжественно основана генеральная кустодия этого ордена, то есть автономная административная единица, объединяющая несколько монастырей с собственным капитулом и прямым подчинением генеральному министру ордена. В состав кустодии входят следующие францисканские монастыри в России: монастырь святого Франциска в Москве, монастырь святого Антония Чудотворца в Санкт-Петербурге, монастырь Матери Божией Ангельской в Калуге, а также монастырь св. Максимилиана Кольбе в Чер-няховске (Калининградская обл.), монастырь Успения Пресвятой Девы Марии в Астрахани [2].

Монастыри служат и центрами внебогослужбеной просветительской деятельности.

Так, при францисканском монастыре Святого Антония Чудотворца в Петербурге существует «Центр христианской культуры и францисканской духовности», где проводится цикл встреч «Вторники у францисканцев» — темы их касаются разных сторон христианской жизни. Аналогичный культурный центр действует в Москве. В Новосибирске Римско-католической церковью города Новосибирска и Орденом братьев меньших (францисканцев) учреждена общеобразовательная школа. Активную работу в России ведет издательство францисканцев.

На территории России существуют и общины доминиканцев. Их деятельность сконцентрирована в Петербурге и координируется из Киева, где в 1992 г. открылся центр по управлению совместного российско-украинского викариата св. арх. Михаила. Московская доминиканская община была закрыта в конце 90-х гг. из-за недостатка братьев [1].

С 1991 г. по 2007 г. в Петербурге выходила доминиканская газета «Истина и жизнь». Сейчас внебогослужебная деятельность доминиканцев в России проводится на базе прихода святой Екатерины Александрийской, в частности в рамках встреч «Церковь и культура». Первые встречи начали проходить в 2004 г. и имели нерегулярный характер. С 2006 г. по 2009 г. наступил перерыв, с сентября 2009 г. встречи стали проходить раз в месяц [4].

В июне 1992 г. в России зарегистрирован «Независимый Российский Регион Общества Иисуса», который опекает Институт святого Фомы Аквинского в Москве. Отцами-иезуитами в Новосибирске в ноябре 2011 г. был создан культурный центр «Иниго», который объединяет в себе библиотеку и дом духовных упражнений. В России действует издательство иезуитов (при институте св. Фомы Аквин-ского), которое, как правило, переводит и издает труды видных католических богословов на русском языке, а также издает литургические тексты [5].

На территории России были открыты католические ордена и общества и с менее обширной деятельностью: Братство священников-миссионеров святого Карла Борромео, Братья-утешители из Гефсимани, кларетины, сальваторианцы, «Милосердные сестры Святого Креста», «Сестры-назаретанки», «Сестры от Ангелов» и другие [7].

Помимо монашеских орденов в России действуют и мирские католические организации, такие как Фоколари, Общество Святейшего Сердца Иисуса — католики за «Summorum Pontiflcum» и «Неокатехуменат».

Среди этих организаций особенно следует отметить общество Каритас. Это крупная международная организация действует в 198 странах и объединяет более 150 различных организаций. В нашей стране общество развернуло обширную благотворительную деятельность; заботится об инвалидах, для которых разработаны собственные программы реабилитации, престарелых и сиротах, распределяет гуманитарную помощь. Каритас имеет свои представительства в разных регионах Российской Федерации. С 1994 г. при обществе функционирует Духовная библиотека, которая в год распространяет более 100 тыс. книг религиозного содержания [2].

Говоря о внебогослужебной деятельности, нельзя не затронуть вопрос о культурной деятельности Римско-католической церкви в России. Культурные мероприятия в современном мире становятся той площадкой, на которой может встретиться современное общество и религия. В Римской курии существует особый отдел, который занимается вопросами культуры: Папский Совет по вопросам культуры был учрежден в 1982 г. Папой Иоанном Павлом II, чтобы в нынешнее время способствовать диалогу и сотрудничеству между церковью и различными культурами.

В первую очередь к такого рода деятельности Римско-католической церкви в России необходимо отнести организацию различных просветительских встреч на базе приходов и католических общин. Если начинать с Москвы — то центром, несомненно, является католический Собор Непорочного Зачатия Божией Матери. Здесь проходят концерты органной и классической духовной музыки, фестивали, выставки, просветительские и образовательные встречи. В Санкт-Петербурге также регулярно проводятся концерты органной музыки и старинной классической музыки.

Подобная практика проведения концертов существует и в других крупных городах (католических приходах) России — в Новосибирске, Екатеринбурге, Иркутске, Тобольске, Саратове.

Интересным примером такой деятельности служит организация культурных центров, которые не имеют яркой и конкретной конфессиональной привязанности. Московский культурный центр «Духовная библиотека» (культурно-просветительский центр «Покровские ворота») зародился на заре 90-х гг. XX в. «Духовная Библиотека» создавалась как центр по изданию и распространению духовной литературы, и основными его задачами были просветительская, культурная и издательская деятельность. Соучредителями центра «Покровские ворота» являлись, и являются католическая благотворительная организация «Каритас» европейской части России, итальянский католический фонд «Христианская Россия» и «Христианский образовательный центр во имя свв. Кирилла и Мефодия».

На постоянной основе в центре проходят научно-образовательные встречи, организуются дискуссионные площадки, театральные представления и музыкальные вечера.

К подобным организациям, успешно работающим в России, относится и независимая общественная некоммерческая организация «Искусство добра». В ее основные задачи входит популяризация западноевропейской духовной музыки в современной России. Ежегодно фонд организует более ста концертов духовной музыки, которые посещает около тридцати тысяч человек. Помимо концертной деятельности Фонд занимается проведением различных смежных проектов — мастер-классов, семинаров, курсов, фестивалей.

Изменения положения религиозных организаций в нашей стране 20 лет назад сразу обнажило большое количество проблем, связанных часто с самыми обыденными вещами. Одной из остро стоящих проблем стала нехватка литературы как богослужебной, так и просветительской. Для долгосрочного решения этих

проблем было необходимо организовать издательство на территории России, а не завозить литературу, изданную за рубежом. В России был открыт целый ряд издательств.

С 1993 г. в Москве действует издательство «Паолине». Это издательство работает во многих странах мира и занимается не только книгоизданием, но и производством фильмов, записью музыки, организацией выставок, кинофорумов, у издательства есть свой одноименный книжный магазин. В Ленинградской области действует издательство «Белый Камень», открытое в 2005 г., оно специализируется на выпуске духовной литературы восточного и латинского обряда. В Санкт-Петербурге существует издательство селезианцев при центре Дона Боско. Издательство существует при Полиграфическом колледже с 1999 г. С февраля 1994 г. действует издательство францисканцев, которое издает литературу богословского, религиозно-философского и культурно-исторического характера, а также богослужебные книги. За время своего существования издательство не только выпустило более 200 наименований книг, но и стало известным просветительским центром в масштабах России.

Пожалуй, самым крупным проектом издательства является русскоязычная Католическая энциклопедия в 5 томах. Работа над этим проектом была начата еще в 1999 г., а в 2013 г. вышел в свет последний пятый том. Занимаются францисканцы и изданием периодических изданий для русских католиков.

Еще одно издательство, «Адальбертинум», было отрыто в г. Калининград. Ряд издательств позже объединились в неформальное объединение «Ассоциация католических издателей России».

Организация издательского дела в России позволила начать выпускать периодические издания. На данный момент католических периодических изданий в России существует меньше, чем их было в середине 90-х — начале 2000-х гг. Наблюдается общая тенденция к переходу от печатных изданий к электронным ресурсам.

В 1994 г. по благословению митрополита Тадеуша Кондрусевича была открыта еженедельная католическая газета «Свет Евангелия». Газета достаточно хорошо освещала жизнь Римско-католической церкви на территории России.

Корреспонденты газеты, которая базировалась в Москве, работали в Санкт-Петербурге, Саратове, Сочи, Новосибирске, Туле, Екатеринбурге, Иркутске, Магадане, Владивостоке. В 2008 г. католическая газета «Свет Евангелия» перестала существовать, а вместо нее вышел журнал «Католический вестник — Свет Евангелия». Теперь это издание существует в интернет-формате под названием «В свете Евангелия» [3]. Также на официальном сайте архиепархии Божией Матери в Москве www.cathmos.ru можно ознакомиться с «Информационным бюллетенем».

Существуют и католические региональные периодические издания: «Католический посланец» (Красноярск), католическая газета на английском языке «Vladivostok sunrise», «Доминиканские диалоги».

В г. Новосибирске издается «Сибирская католическая газета», являющаяся официальным печатным органом Преображенской епархии в Новосибирске.

Периодические издания существуют и у католических монашеских орденов. Так, францисканцы издают журнал «Брат Солнце». Община салезианцев публикует сразу два журнала. С сентября 2010 г. издательство «Белый камень» стало выпускать новый католический журнал «Дом Непорочного Сердца».

Как правило, периодические издания не имеют масштабного характера и распространяются либо в приходских общинах, либо в конкретных приходах, окорм-ляемых разными монашескими конгрегациями.

Римско-католическая церковь в России также имеет свои телеканал (Преображенская епархия) и радио. Телестудия «Кана» была создана 2 февраля 1996 г. по инициативе епископа Иосифа Верта. Телеканал предназначен не только для католиков Преображенской епархии, но для российских католических епархий, а также для русскоязычных верующих из других стран. Главная задача студии — выпуск «Видеожурнала», посвященного жизни католической церкви России (в том числе Сибири и Дальнего Востока), Казахстана и других бывших республик Советского Союза. «Видеожурнал» распространяется бесплатно. С сентября 2000 г. студия «Кана» готовит программу «Моя Епархия», посвященную жизни католиков Западной Сибири. «IV Кана» сотрудничает с рядом телеканалов в России: МКС (Новосибирск), ОТВ-ТВЦ (Санкт-Петербург), трансляция осуществляется по средствам спутникового телевидения.

На территории России ведет свою трансляцию и «Радио Мария». Часть эфира посвящена христианским передачам (католическим и православным), есть передачи, посвященные культуре, социальные программы, а также музыка. Основная цель работы «Радио Мария», которая представлена в различных городах мира, — это через культуру, искусство и историю донести до слушателя проповедь христианского благовестия.

Как отмечалось выше, Римско-католическая церковь в России смогла организовать и целый ряд образовательных учреждений разного уровня. Главное из них — Высшая духовная семинария «Мария — Царица Апостолов». Она была открыта в 1992 г. в Москве, а в 1995 г. переведена в Санкт-Петербург. Помимо вышеуказанной богословской школы в Санкт-Петербурге существует предсе-минария в Новосибирске.

9 ноября 1991 г. был открыт Колледж католической теологии святого Фомы Аквинского в Москве. Количество студентов первого набора — 150 человек. С 2003 г. это учебное заведение действовало как Институт философии, теологии и истории святого Фомы, а с недавнего времени это Институт святого Фомы — негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования, которое предлагает услуги по профессиональной переподготовке и повышению квалификации. В 1997 г. институт перешел в ведение «Общества Иисуса», которое почти с самого начала своего основания занималось преподавательской и воспитательной деятельностью в школах и университетах.

В Новосибирске с 1995 г. существует францисканская католическая школа Рождества Христова. Директор школы отец Коррадо Трабукки. В настоящее время школа аттестована трижды (в 2002, 2004, 2009 гг.) на начальной ступени. Кон-

цепция школы ясна и лаконична: «Человек—Свобода—Любовь—Семья». В ней обучаются только ученики начальных классов. Имеет образовательную лицензию, преподают в основном профессиональные педагоги. Осуществляется поддержка детей из трудных и малообеспеченных семей. Проводятся праздники, организуются спектакли с участием детей и взрослых.

С 1993 г. в городе Томске существует католическая гимназия, которая занимается общим образованием с 1-го по 11 класс. Прием в гимназию ведется независимо от вероисповедания, национальности и социального положения. Там обучаются и дети из неполных, малообеспеченных, многодетных и опекунских семей [6].

В Ленинградской области салезианцами открыт центр «Дон Боско» в г. Гатчина. Основан в декабре 1992 г., зарегистрирован в апреле 1993 г., начал занятия с 1 сентября 1993 г. В настоящий момент центр состоит из нескольких частей, основным из которых является образовательное учреждение (Школа НПО-СПО «Воспитание»). Это полиграфический лицей и Начальная школа бизнеса.

Данное учреждение давало возможность получить полное среднее образование и начальное профессиональное образование. В 2012 г. учебное заведение было реорганизовано в центр дополнительного образования и в настоящее время реализует несколько образовательных программ для детей и взрослых [8].

Подводя итог вышесказанного, следует отметить, что даже такой краткий и неполный обзор ярко демонстрирует, что за тот период, который прошел с момента изменения положений религиозных организаций в России, Римско-католической церкви удалось развить полноценную деятельность, аналогичную с тем, как она организована в других странах. Несмотря на то, что некоторые проекты оказались непостоянными и из-за целого ряда причин их пришлось закрыть или перевести в другой формат, можно говорить об организации системной и широкой внебогослужебной деятельности на разных направлениях общественной жизни. Это во многом становится проводником политического влияния католической церкви.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Борисов А. Католическое монашество сегодня // bogoslov.ru. URL: http://www.bogoslov.ru/ text/304258.html.

[2] Васильева О.Ю., Трофимчук Н.А. История религий в России. Учебник. Издание 2-е доп. изд. М.: РАГС, 2004.

[3] Орлова Л. Журналистика добровольного минимализма. Что читают, слушают и смотрят католики России // Портал religare.ru. URL: http://www.religare.ru/2_73786.html.

[4] Портал ордена доминиканцев в России. URL: http://praedicatores.ru.

[5] Портал ордена иезуитов в России. URL: http://www.jesuit.ru.

[6] Портал католической гимназии. URL: catholicgymnasium.ru.

[7] Сайт Конференции Католических епископов России. URL: http://catholic-russia.ru.

[8] Салезианский центр им. Дона Боско. URL: http://www.donboscogatchina.ru.

[9] Францисканский портал «Мир и добро». URL: http://www.francis.ru/index.php/frantsiskantsy-v-rossii/monastyri.

PUBLIC PROJECTS OF ROMAN CATHOLIC CHURCH IN RUSSIA

K.D. Chistyakov

The Department of State-Confessional Relations The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Vernadskogoprosp., 82/1, Moscow, Russia, 119571

The article analyses some features of non-liturgical activity of Catholic Church, which are related to the arrangement and the occupation of catholic orders, to the arrangement of laity's association, to publishing and educational activities.

Key words: Catholic Church, soft power, public projects.

REFERENCES

[1] Borisov A. Katolicheskoe monashestvo segodnja. bogoslov.ru. URL: http://www.bogoslov.ru/ text/304258.html.

[2] Vasil'eva O.Ju., Trofimchuk N.A. Istorija religij v Rossii. Uchebnik. Izdanie 2-e dop. izd. M.: RAGS, 2004.

[3] Orlova L. Zhurnalistika dobrovol'nogo minimalizma. Chto chitajut, slushajut i smotrjat kato-liki Rossii. Portal religare.ru. URL: http://www.religare.ru/2_73786.html.

[4] Portal ordena dominikancev v Rossii. URL: http://praedicatores.ru.

[5] Portal ordena iezuitov v Rossii. URL: http://www.jesuit.ru.

[6] Portal katolicheskoj gimnazii. URL: catholicgymnasium.ru.

[7] Sajt Konferencii Katolicheskih episkopov Rossii. URL: http://catholic-russia.ru.

[8] Salezianskij centr im. Dona Bosko. URL: http://www.donboscogatchina.ru.

[9] Franciskanskij portal Mir i dobro. URL: http://www.francis.ru/index.php/frantsiskantsy-v-rossii/monastyri.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.