Научная статья на тему 'Общественные движения как институт гражданского участия'

Общественные движения как институт гражданского участия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
853
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / ГРАЖДАНСКОЕ УЧАСТИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА / CIVIL SOCIETY / SOCIAL INSTITUTIONS / CIVIL PARTICIPATION / SOCIAL MOVEMENTS / SOCIAL JUSTICE / SOCIAL INITIATIVE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Постольская Елена Владимировна, Пясецкая Елена Николаевна

В статье представлены особенности развития институтов гражданского участия в России, особое внимание уделяется анализу задач и функций общественных движений как форме гражданского взаимодействия. Характеризуется деятельность общественных движений, которая создает коммуникативное поле для социальных инициатив и инноваций в отстаивании интересов граждан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Постольская Елена Владимировна, Пясецкая Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL MOVEMENT AS AN INSTITUTION OF CIVIC PARTICIPATION

The article presents the peculiarities of the development of civil participation institutions in Russia, special attention is paid to the analysis of the tasks and functions of social movements as a form of civil interaction. The activity of social movements, which creates a communicative field for social initiatives and innovations in defending the interests of citizens, is characterized

Текст научной работы на тему «Общественные движения как институт гражданского участия»

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (23), 2018

УДК: 321

Постольская Елена Владимировна, магистрант направления государственное и муниципальное управление, ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет» e-mail: g.gmu@mail.ru

Пясецкая Елена Николаевна, к.соц.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления, ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет»

e-mail: rjahovska@mail.ru

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ КАК ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО

УЧАСТИЯ

Аннотация: в статье представлены особенности развития институтов гражданского участия в России, особое внимание уделяется анализу задач и функций общественных движений как форме гражданского взаимодействия. Характеризуется деятельность общественных движений, которая создает коммуникативное поле для социальных инициатив и инноваций в отстаивании интересов граждан.

Ключевые слова: гражданское общество, социальные институты, гражданское участие, общественные движения, социальная справедливость, социальная инициатива.

Postolka Elena Vladimirovna, postgraduate of the areas of state and municipal management, Kursk state University

e-mail: g.gmu@mail.ru

Piasecka Elena Nikolaevna, candidate of social.n., associate Professor of the Department of public administration, Kursk state University

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (23), 2018

e-mail: rjahovska@mail.ru

SOCIAL MOVEMENT AS AN INSTITUTION OF CIVIC PARTICIPATION

Abstract: the article presents the peculiarities of the development of civil participation institutions in Russia, special attention is paid to the analysis of the tasks and functions of social movements as a form of civil interaction. The activity of social movements, which creates a communicative field for social initiatives and innovations in defending the interests of citizens, is characterized.

Key words: civil society, social institutions, civil participation, social movements, social justice, social initiative.

По оценкам исследователей, гражданское общество в России развивается медленно и пока еще не стало целостным образованием общественных институтов, удовлетворяющих необходимые потребности граждан [4]. Прежде всего речь идет об институтах, которые способствуют процессу социализации гражданина, вхождению в социокультурное пространство и решение социальных проблем, а также решение вопросов взаимодействия между жителями территории и властными структурами. В качестве таких социальных институтов гражданского общества специалистами рассматриваются: некоммерческий сектор, экспертное сообщество, общественные организации и движения, профсоюзы, формы местного самоуправления (в том числе ТОС), СМИ [3].

Можно рассматривать гражданское общество как социокультурное поле, способствующее реализации прав и свобод человека в различных сферах деятельности. Целью гражданского общества можно считать создание открытого пространства всесторонних коммуникаций, легитимного взаимодействия, которое можно разделить на сферы деятельности гражданина: политическая активность, гражданское и правовое самосознание, социальная ответственность и социальное партнерство на основе равенства, соблюдения,

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (23), 2018 прав и свобод гражданина, социальная поддержка отдельных социальных групп. Иинституциализация его носит прежде всего нормотворческий характер.

В части эффективного взаимодействия населения и органов публичной власти нас интересуют прежде всего задачи социокультурной политики, благодаря которой граждане становятся субъектами коллективного взаимодействия в рамках определенной территории.

Институты гражданского участия для реализации этой цели можно разделить на две группы: первую - осуществляющую влияние на государственные структуры и их представителей через традиционные, партиципативные формы участия в выборах, партийной деятельности, профсоюзов, информации в СМИ, экспертные группы, ТОС, лоббирование; и вторую - принятие важных решений, меняющих качество управления, для удовлетворения запросов граждан, которая может проходить как в партиципативной форме диалога через собрания и слушания, так и в форме протеста, в том числе и через общественные движения и организации.

Можно сказать, что все перечисленные формы гражданского участия выполняют общую институциональную функцию объективной рациональной деятельности по выявлению и удовлетворению первостепенных социальных нужд и проблем населения.

Предметом нашего анализа не являются уже сложившиеся институты -политические партии и профсоюзы, их место в социальной и политической жизни российского общества уже достаточно хорошо изучено и определено.

Гораздо больший интерес в рамках изучения институтов гражданского общества, на наш взгляд, представляют социальные движения, которые формулируют социальные запросы, зреющие в обществе.

Социальные движения определяются специалистами как устойчивое объединение людей или их групп, которые объединены общими ценностями и целью, направленной на изменение привычных отношений с властью, и деятельностью для реализации цели. Участники движения противопоставляют

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (23), 2018 себя иным социальным группам и представляют собой солидарное активное сообщество [2].

Институциональная форма социального движения позволяет выстроить приоритеты коллективных действий: общие социальные интересы, социальное равенство, социальная справедливость, социальная безопасность, социальная инициатива, социальный контроль. Создаваемое коммуникативное пространство способствует переходу от иерархичного партиципативного управления к социальному партнерству и самоуправлению.

Социальная инициатива становится востребованной формой взаимодействия публичной власти и общества, обеспечения социальных интересов граждан. В целях обеспечения своих социальных интересов социальные группы могут оказывать давление на существующую систему правовых норм, указывая на их несоответствие перечисленным принципам социальной справедливости и равенства. Социальная активность расширяет рамки социальных движений и увеличивает преобразовательную деятельность гражданского участия.

Реализуемая в рамках социального движения социальная инициатива детерминирует возникновение и развитие новых форм взаимодействия субъектов общества и модернизационных преобразований в целом. Социальная инициатива, социальная инновация, мобильность, социальная поддержка, являются активными преобразующими функциями социальных групп и направлены на продвижение и реализацию их целей.

Немецкий социолог Карин Клеман считает, что в основе создания российских социальных движений лежит прагматический подход, так как он возникает на конкретных практиках и ситуациях взаимодействия, оценке событий, среды [1]. Подход соответствует российским реалиям, мобилизует граждан для решения конкретных проблем в условиях аполитичного общества.

Примерами социальных по решению социальных проблем движений можно назвать движение «За честные выборы» (2012г.), за сохранение

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (23), 2018 Химкинского леса, против уплотненной застройки, за контроль над коммунальными услугами, движение автомобилистов «Стопхам» и др.

В качестве движений лоббистов можно выделить Гражданский союз, союз «Обновление», Ассоциация товаропроизводителей, Гильдия риэлторов, Всероссийский союз страховщиков, Зерновой союз и др.

Существует также значительное количество общественных движений с неконфликтной пробематикой, поддерживаемых властными структурами, это общероссийские общественные движения «Россия», «Матери России», «За здоровую Россию», общественные организации «Деловые женщины России»; ассоциации и общественные организации врачей, волонтерское движение и др.

Новые движения создаются инициативными группами тех, кто не имеет отношения к власти и политике, но стремится решить конкретную проблему, не боясь вступить в конфликт. Подобные движения по аналогичным проблемам создаются во всем мире. Качество и успешность гражданского участия в них зависит от зрелости и опыта участников движения, так в Москве был создан Совет Инициативных групп (2007г.), добившийся от мэрии определенных уступок по вопросам Химкинского леса.

Главной институализационной задачей современных российских социальных движений является легитимизация хаотичных социальных инициатив, которые с помощью общественной известности становятся фактором преобразования российской реальности.

В современном мире гражданское взаимодействие в форме социальных движений выполняет функции расширения сферы влияния граждан в решении социально значимых проблем и роста субъектности гражданского общества на социальные и политические процессы [5]. Они придают такому участию институциональный характер и создают коммуникативное поле для социальных инициатив и инноваций в отстаивании интересов граждан.

В России этот институт гражданского общества пока незначителен по своему влиянию, что мешает полноценному развитию функций участия и социального контроля гражданского общества.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (23), 2018

Список источников:

1. Клеман К. Социальные движения в России в 1985-2015 годах. Альманах 30 [Электронный ресурс]. - URL: http://last30.ru/issue/activism /research/ (дата обращения: 10.05.2018).

2. Кин Дж. Демократия и гражданское общество / Дж. Кин; пер. с англ. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 400 с.

3. Пясецкая Е.Н. Факторы формирования активности местного сообщества // Политика, экономика и инновации. 2016.- № 1 (3). - С. 5.

4. Слатинов В.Б. Развитие института государственной гражданской службы в условиях современной трансформации системы политико-административного управления: новые приоритеты и ограничения// Управление в XXI веке. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. 2016. - С. 277-281.

5. Слатинов В.Б. Законодательное регулирование государственной службы// Pro et Contra. - 2000.- Т. 5. - № 1. - С. 123-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.