Научная статья на тему 'Общественная роль социологии в современном российском обществе'

Общественная роль социологии в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
9443
800
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / SOCIOLOGICAL SCIENCE / SOCIOLOGICAL KNOWLEDGE / SOCIOLOGICAL APPROACH / SOCIOLOGICAL ANALYSIS / SOCIOLOGICAL FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Проказина Наталья Васильевна

Рассматривается роль социологической науки в современном российском обществе, взгляды российских социологов М. К. Горшкова, А. Г. Здравомыслова, Ж. Т. Тощенко, О. Н. Яницкого, Г.В. Осиповой и др. на данную проблему, проанализированы основные функции социологии и их значение в современном российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC ROLE OF SOCIOLOGY IN MODERN RUSSIAN SOCIETY

The role of sociological science in modern Russian society, views of the Russian sociologists M. K. Gorshkov, A. G. Zdravomyslov, Zh.T. Toshchenko, O. N. Yanitsky, G.V. Osipova, etc. on this problem is considered, the main functions of sociology and their value in modern Russian society are analysed.

Текст научной работы на тему «Общественная роль социологии в современном российском обществе»

Prospects of middle class in modern Russian society in total of social and political, social and economic and institutional aspects of development of a situation in the country are considered. Groups of risks (economic, social, political) to which the Russian middle class is subject are defined. The main layers having chances and conditions for vertical social mobility and entry into structure of middle class called "protoclass" are defined.

Key words: social structure, middle class, structure of middle class, prospect of middle class, potentsivalny middle class, social risk groups, vertical social mobility, protoclass

Lokosov Vyacheslav Veniaminovich, doctor of sociological sciences, professor, vvlo-kos@yandex.ru, Russia, Moscow.

УДК 316.7

ОБЩЕСТВЕННАЯ РОЛЬ СОЦИОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Н. В. Проказина

Рассматривается роль социологической науки в современном российском обществе, взгляды российских социологов М. К. Горшкова, А. Г. Здравомыслова, Ж. Т. Тощенко, О. Н. Яницкого, Г.В. Осиповой и др. на данную проблему, проанализированы основные функции социологии и их значение в современном российском обществе.

Ключевые слова: социологическая наука, социологическое знание, социологический подход, социологический анализ, социологические функции

Востребованность социологического подхода обусловлена, в первую очередь тем, что современное общество порождает новые социальные угрозы и риски, которые связаны с социальным поведением людей, преследующих собственные цели и интересы. Таким образом, современные условия таковы, что на первый план выходят проблемы, связанные с социальной деятельностью человека [15,17]. Именно человек выступает не только объектом, но и субъектом социальных практик, которые действуют в обществе и регулируются государством [9; С.550].

Анализ происходящих явлений и процессов в обществе с позиции социологического подхода «позволяет обострить чувства» сделать людей более «чуткими», что обеспечит внимание к ситуациям, остававшимся до сих пор незаметными. Поможет помочь понять «другие формы жизни, недоступные нашему непосредственному опыту и зачастую внедренные в наше обыденное знание в качестве стереотипов» [1, С.27].

Сегодня актуальным является вопрос об общественной роли социологии в современном российском обществе [13]. Одна из основных функций социологи-

ческой науки это участие ее творцов и приверженцев в процессе управления: социологическая информация, использующаяся в процессе управления, вписана в механизм регулирования общественной жизни [15,С.6]. Компетентность и адекватность принимаемых управленческих решений в большинстве случаев обусловливается тем, насколько широко и полно используются социологические знания.

К. Вейс [10,С.34] полагает, что социологи могут научить политиков искусству социологического мышления, чтобы они могли лучше «понимать силы и течения, предопределяющие общественные события. Социологические теории помогают лицам, ответственным за принятие управленческих решений, быть более искушенными в вопросах социальной структуры и групповых процессов, и они постепенно обогащают их политическое сознание такими сложными и утонченными социологическими конструктами, как социальный конфликт, социальная дезорганизация, социальные правила и нормы, социальные движения и процессы».

С. А. Загрубский, проводя анализ потребности общества в социологическом знании, полагает, что «явно и требовательно звучит в сообществе социологическом и в обществе человеческом заказ на создание социологии еще одного уровня - третьего, проясняющей причины и направления изменений и общества в целом, и каждой составляющей его части в отдельности» [5,С.134]. Ученый утверждает, что именно социология третьего уровня способна удовлетворять требованиям, сформулированным обществом в середине Х1Х века, и предъявляемым к ней в настоящее время [5,С.138].

М. К. Горшков, констатирует: «Социология является тем ресурсом изменений в общественной жизни и общественных институтов, который сосредотачивает на себе способы рационального осмысления социальных проблем. А это означает, что социология есть не что иное, как форма самопознания общества» [3].

Представления А. Г. Здравомыслова пересекаются с определением, данным М. К. Горшковым. Но в определении А. Г. Здравомыслова есть существенное дополнение: «социология есть форма самопознания общества, и, следовательно, она представляет собой тот ресурс изменений общественной жизни и общественных институтов, который сосредотачивает в себе способы рационального осмысления социальных проблем» [7,С.249].

Авторская позиция близка к позиции Г. В. Осипова, который считает, что основная задача социологической науки состоит в исследовании отношения между социальной деятельностью людей, входящих в состав различных социальных общностей и принимающих социально значимые решения, и той социальной реальностью, которая является результатом данной деятельности, с одной стороны, и обратным воздействием данной социальной реальности на человека и его социальные отношения - с другой [9,С.550].

Д. Г. Подвойский подчеркивает, что предназначение социолога, который вторгается в публичную сферу, заключается не в практических действиях как таковых, а, скорее, в адекватной научной экспертизе их многочисленных вариаций, перспектив, последствий и шансов [11,С.15].

Автор разделяет взгляды Ж. Т. Тощенко и Н. В. Романовского о том, что «государство и общество сужают свою базу, обедняют себя при принятии любых решений, если используют данные социологических исследований, а социологи не учат и не просвещают тех, кто претендует на руководство людьми, принятие управленческих решений, на управление социальными процессами» [17,С.28-29].

О. Н. Яницкий подчеркивает, что основной задачей социологии является рефлексия, то есть критическое осмысление происходящего и «возвращение» этого осмысления обществу.

Еще одной немаловажной функцией социологии является выявление и тщательное исследование социальных проблем. Основываясь на анализе подходов и определений, опубликованных в работе Н. Г. Осиповой, можно выделить определенные параметры, позволяющие идентифицировать социальную проблему. Во-первых, социальная проблема всегда является следствием действия определенных социальных факторов. Во-вторых, социальная проблема характеризуется наличием определенных объективных признаков или является эмпирически доказанной. В-третьих, социальная проблема осознается всем населением или какой-либо его значительной частью. В-четвертых, социальная проблема наносит физический или моральный ущерб членам общества. В-пятых, социальная проблема существует достаточно продолжительное время [10,С.300]. Таким образом, основанием для определения социальной проблемы выступают определенные социальные условия и ее осознание данной проблемы значительной частью населения.

Из сказанного выше следует, что речь идет о реализации двух первоочередных социологических функций, таких как диагностирование и прогнозирование социальных проблем.

Осуществив на практике процесс диагностирования и прогнозирования социальных проблем, выявив наиболее значимые, необходимо определить пути их решения. Таким образом, целесообразным является реализация организационно-технологической функции, осуществление которой и обеспечит содействие решению проблем. Данный этап связан с определением границ «вмешательства» социологов в определенную социальную проблему.

Тем самым затрагивается проблема возможности вмешательства социологии в естественный процесс развития.

Несмотря на дискуссионность вопроса о степени вмешательства социологов в естественный процесс общественного развития следует учитывать одно важное обстоятельство. Социологический анализ позволяет сформулировать представления о различных вариантах решения проблем. Обсуждение этих вариантов может помочь в выборе того варианта, который является наиболее перспективным для развития общества [10,С.302-306].

На основании анализа теоретических подходов к общественной роли социологии в целом необходимо определить ее наиболее значимые функции. В первую группу входят мировоззренчески-ориентационные функции, которые включают в себяследующие функции:

- рефлексивную, которая обеспечивает в процессе постижения социальной жизни "объективную фиксацию реальных фактов";

- теоретическую, которая обусловливает наличие соответствующих знаний, убеждений, ценностей и ориентаций, обеспечивающих понимание закономерностей и определение сложившихся тенденций;

- аналитическую, которая связанна с определением причин и механизмов осуществления складывающейся ситуации.

- критическую, которая обеспечивает критическое и максимально полное отображение жизненных процессов с учетом позиций их участников, в том числе позиции самого социолога как познающего или преобразующего субъекта;

- реляционистскую, которая [14,С .12] позволяет рассматривать социальный мир не как содержащий изначально данную субстанцию, а как постоянно меняющуюся конфигурацию (взаимное расположение) определенных жизненных процессов, форм и связей между людьми.

- гуманистическую, которая направлена на гуманизацию общественных отношений и реализацию человеческих ценностей. Данная функция позволяет связывать любой факт социальной жизни с действиями и жизненным опытом конкретных людей. В результате складывается ситуация, в которой социолог (исследователь) занимает особую позицию, вживаясь в роль и входя в положение данных людей. Вследствие чего, возникает необходимость видеть конкретного человека с его ценностями, потребностями, проблемами и интересами за всеми происходящими событиями. Данный подход расширяет границы понимания окружающей действительности, так как позволяет увидеть особенности конкретной ситуации не только с позиции политического, экономического, технократического или юридического подходов, но и с позиции гуманистической перспективы.

Во вторую группу входят практически-преобразовательные функции, связанные с нахождением рациональных способов существующих проблем, с поиском методов и технологий изменения и преобразования сложившейся ситуации. Вторая группа функций включает в себя:

- коммуникативную, посредством которой происходит процесс передачи информации между социальными группами, и циркуляция определенных идей среди населения.

- социально-технологическую, которая связанна с подбором методов и технологий разрешения существующих проблем, с преобразованием и изменением сложившейся в обществе ситуации.

- прогностическую, которая направлена на определение особенностей и тенденций развития ситуации в будущем [12,С.142-144].

- функцию обеспечения «обратной связи», которая позволяет отправителю определить, воспринята ли отправленная им информация, а также выявить основные проблемы, с которыми сталкивается получатель информации. Реализация данной функции обеспечивает установление диалога и нахождение общих точек зрения между всеми участниками процесса.

- информационно-аналитическую, которая представляет собой синтез некоторых мировоззренчески-ориентированных и практико-преобразовательных функций.

- контрольно-аналитическую, которая обеспечивает возможность проверить как будет работать то или иное решение, нововведение; как его воспримут люди и какие могут быть ближайшие и отдаленные последствия от реализации этого решения.

- диагностическую, которая дает возможность охарактеризовать любую социальную систему с помощью определенного набора показателей, что позволяет провести ее сравнение с нормативной или «идеальной» моделью. Данное сравнение позволяет определить отклонения и обосновать принятие определенных управленческих решений.

Таким образом, общественная роль социологии состоит в выявлении социальных проблем и определении направлений, которые способствовали их решению. Данное обстоятельство позволяет обеспечить связь научно-исследовательского анализа (социологическая экспертиза, социологические прогнозы) и практических мероприятий [8,С.12-13].

Следовательно, социология может поделиться с обществом ясностью видения тех или иных актуальных социальных проблем. Это позволяет объективно диагностировать сложившуюся ситуацию и выработать предпочтительную стратегию политических действий. Но, что особенно подчеркивает Д. Г. Подвойский, она не способна сделать за людей экзистенциальный выбор, решить за них, к каким целям им следует стремиться за какие ценности бороться [11,С.18].

Общественное значение социологии состоит в том, что она анализирует различные аспекты социальной реальности, социальные действия творцов этой реальности и последствия этих действий в человеческом измерении [9,С.551].

Социологический подход обеспечивает возможность каждое экономически и политически значимое решение «переводить на язык его социальной и экологической цены» [18,С.6].

Результаты всероссийских опросов, проведенных ВЦИОМ в 2005, 2008, 2014 годах (таблица) свидетельствуют о том, что по мнению россиян опросы нужны в первую очередь политикам (46 %) и самим социологам (41 %). Потребителями социологической информации также называют СМИ (26 %), население страны (22 %). Сформировавшиеся установки являются достаточно устойчивыми и существенно не изменились за десятилетие.

Социологическую информацию воспринимают как полезную для получения представлений о положении дел в обществе половина россиян (55 %). Чем выше уровень образования, тем устойчивее убеждение в полезности социологических данных.

Однако отметим, что 24 % не видит в публикации результатов социологических исследований ни вреда, не пользы, объясняя это тем, что на них не обращают особого внимания.

Уверенность в том, что социологические исследования помогают донести мнение населения до представителей властей разделяют 77 % россиян. Отметим, что эти результаты ниже значения десятилетней давности (в 2005 г. - 84 %).

Чуть более половины россиян (58 %) считают, что и политики, и предприниматели используют эти данные для повышения эффективности своей деятельности.

В то, что опросы проводятся в корыстных целях (узнать сведения о личной жизни и имуществе людей) не верят две трети россиян (66 %).

Любопытно, что 41 % респондентов проведение социологических опросов представляется просто «модным делом», но 42 % это мнение не разделяют.

Согласие населения с суждениями о роли и значении деятельности организаций, которые проводят социологические исследования общественного _мнения населения [19] __

Варианты ответов Год опроса Скорее согласен Скорее не согласен Затрудняюсь ответить

Проведение социологических исследований помогает узнать мнение населения о положении дел в их городе, области, стране, чтобы власти могли учесть мнение народа при решении злободневных проблем 2014 77 16 7

2008 76 8 15

2005 84 10 6

Большинство социологических опросов проводится с целью выпытать у людей информацию об их личной жизни и имуществе, чтобы потом использовать данную информацию в корыстных целях 2014 22 66 13

2008 16 56 28

2005 16 74 10

Проведением социологических опросов населения в основном занимаются ученые с целью научного познания общества 2014 60 25 15

2008 51 21 28

2005 67 18 16

Большинство организаций, которые проводят социологические исследования населения, просто зарабатывают на этом деньги, выполняя определенный заказ, это обычная коммерческая деятельность 2014 45 37 18

2008 44 27 29

2005 40 45 15

Результаты социологических опросов используются представителями органов власти, политиками, предпринимателями для повышения эффективности своей деятельности 2014 58 25 17

2008 56 17 27

2005 59 26 15

Социологические исследования не приносят ни пользы, ни вреда, поскольку на них все равно никто не обращает серьезного внимания, и данный вид деятельности является просто модой 2014 41 42 18

2008 32 38 29

2005 35 51 15

Таким образом, следует особенно подчеркнуть, что вопрос о том, способна ли социология влиять на общество, участвовать в жизни социальных групп, инициировать социальные изменения, является дискуссионным не только в профессиональной среде, но и в оценках населения. Однако центральная линия обсуждения укладывается в представления о том, что социологи, так или иначе, участвуют в выработке знания, влияющего на социальные изменения.

Крайне важно избегать ситуации, когда социологию пытаются сделать инструментом манипулирования массовым сознанием, каналом идеологического воздействия и обоснования или оправдания действий тех или иных структур.

В заключении необходимо отметить, что само по себе социологическое знание пассивно, востребовано не в полной мере. Его использование это дело не столько социологов, сколько общества в лице соответствующих организаций. Возникает вопрос об активной роли социологии и социологов. С помощью каких средств они могут наращивать свое влияние в определенных жизненных ситуациях [17,С.22]. Резонным является и вопрос о том, какова роль социологической науки в реальной жизни государства и общества, в деятельности тех, кто принимает и внедряет управленческие решения.

Список литературы

1. Бауман З. Мыслить социологически. / пер с англ. под. ред. А. Ф. Филиппова. М., 1996.

2. Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке; Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

3. Горшков М. К. Российское общество в социологическом измерении [Электронный ресурс] // Всероссийский социологический конгресс. М.,: ИС РАН, РОС, 2008.

4. Дарендорф Р. Социальная наука и оценочные суждения. Послесловие к дискуссии об оценках. ропы из утопии. Работы по теории и истории социологии. М.: Праксис, 2002.

5. Загрубский С. А. Какая социология нужна обществу? В продолжение темы // Социс. 2009. № 6.

6. Здравомыслов А. Г. Ожидание будущего и его прогноз (социологические аспекты) // Россия реформирующаяся: ежегодник. Вып. 6. М.: Институт социологии РАН, 2007. 408 с. С. 40 - 54.

7. Здравомыслов А. Г. Поле социологии в современном мире / под общ. ред. Н. И. Лапина. М.: Логос, 2010. С. 17.

8. Осипов Г. В. Российская социология в ХХ1 веке. 2003.

9. Осипов Г. В. Социология и общество. Социологический анализ российской смуты. М.: Норма, 2007.

10. Осипова Н. Г. Профессия - социолог. М.: КДУ, 2009.

11. Подвойский Д. Г. «Публичная социология» в прошлом и настоящем: уточнение координат // Социс. 2009. № 5.

12. Проказина Н. В. Феномен социологической культуры в современной России: монография. Орел: Изд-во ОРАГС, 2010.

13. Проказина Н. В. Роль социологии в современном обществе // Среднерусский вестник общественных наук. 2012. № 1. С. 47.

14. Резник Ю. М. «Социология жизни» как новое направление междисциплинарных исследований // Социс. 2000. №9.

15. Социальное знание на службе российского общества / Научный совет Программы фундаментальных исследований Президиума Российской академии наук «Экономика и социология знания». М.: Наука: Вече, 2010.

16. Тезаурус социологии: тематический словарь-справочник / под ред. Ж. Т. Тощенко. М. ЮНИТИ-Дана, 2009.

17. Тощенко Ж. Т., Романовский Н. В. Публичная или профессиональная публичная социология // Социс. 2009. № 4.

18. Яницкий О. Н. Кризис и социология // Социс. 2009. № 5.

19. Пресс - выпуск № 2713. Опросы общественного мнения: кому и зачем они нужны? http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115050 (дата обращения: 01.02.2016)

Проказина Наталья Васильевна, д-р социол. наук, профессор, зав. кафедрой «Социология и психология управления» nvprokazina@mail.ru; Россия, г. Орел, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» Орловский филиал.

PUBLIC ROLE OF SOCIOLOGY IN MODERN RUSSIAN SOCIETY

N. V. Prokazina

The role of sociological science in modern Russian society, views of the Russian sociologists M. K. Gorshkov, A. G. Zdravomyslov, Zh.T. Toshchenko, O. N. Yanitsky, G.V. Osipova, etc. on this problem is considered, the main functions of sociology and their value in modern Russian society are analysed.

Key words: sociological science, sociological knowledge, sociological approach, sociological analysis, sociological functions

Prokazina Natal'ya Vasil'yevna, doctor of sociological sciences, professor, Russia, Oryol, Russian Academy of National Economy and Public Service

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.