Научная статья на тему 'Общественная опасность преступлений, предусмотренных ст. 3222 и 3223 УК РФ'

Общественная опасность преступлений, предусмотренных ст. 3222 и 3223 УК РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
298
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фиктивная регистрация / фиктивная постановка на учет / общественная опасность / преступление / криминализация / уголовная ответственность / fictitious registration / public danger / crime / criminalization / criminal liability

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рогова Евгения Викторовна, ЛайКова Елена Александровна

Введение: статья посвящена исследованию проблемы криминализации противоправных деяний в сфере регистрационного и миграционного учетов. Особое внимание авторами уделено установлению и изучению общественной опасности преступлений, предусмотренных ст. 3222 и 3223 УК РФ. Акцентируется внимание на таком сложном социальном явлении, как скрытая незаконная миграция, способствующая развитию терроризма и экстремизма, а также приводящая к росту преступности в стране. Проанализированы факторы формирования криминального рынка в сфере регистрационного и миграционного учета. Материалы и методы: в работе использовались логический, системно-структурный и статистический методы. Материалами исследования послужили нормы уголовного, регистрационного и миграционного законодательства Российской Федерации, научная литература. Результаты исследования: в статье сформулировано авторское понятие «криминального рынка в сфере регистрационного и миграционного учета». Исследована общественная опасность преступлений, предусмотренных ст. 3222 и 3223 УК РФ, которые наносят существенный вред ряду общественных отношений, охраняемых уголовным законом. Обсуждение и заключения: авторы приходят к выводу, что общественная опасность преступлений, предусмотренных ст. 3222 и 3223 УК РФ, представлена совокупностью ряда факторов (социально-экономический, политический, социально-правовой). Для криминализации данных противоправных деяний имеет значение их общественная опасность и распространенность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рогова Евгения Викторовна, ЛайКова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC DANGER OF CRIMES UNDER ARTICLES 3222 AND 3223 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Introduction: the article is devoted to criminalization of illegal acts in registration and migration service registration. Special attention is paid to the establishment and study of public danger of the crimes under Articles 3222 and 3223 of the Criminal Code of the Russian Federation. Attention is focused on such a complex social phenomenon as hidden illegal migration contributing to the development of terrorism and extremism, as well as leading to an increase in crime in the country. Factors of formation of the criminal market in the sphere of registration and migration accounting are analyzed. Materials and Methods: logical, system-structural and statistical methods were used. The research materials were norms of criminal, registration and migration legislation of the Russian Federation, scientific literature. Results: the article formulates the author's concept of "criminal market in the field of registration and migration registration". Social danger of the crimes provided by Art. 3222 and 3223 of the Criminal Code of the Russian Federation which cause essential harm to a number of the public relations protected by the criminal law is investigated. Discussion and Conclusions: the social danger of crimes under Articles 3222 and 3223 of the Criminal Code of the Russian Federation is represented by a set of factors (socio-economic, political, socio-legal). For the criminalization of these illegal acts, their social danger and prevalence are important.

Текст научной работы на тему «Общественная опасность преступлений, предусмотренных ст. 3222 и 3223 УК РФ»

УДК 343.3/.7 DOI: 10.24420/KUI.2019.59.69.010

Е.В. Рогова, Е.А. Лайкова

общественная опасность преступлений, предусмотренных СТ. 3222 И 3223 УК РФ

PUBLIC DANGER OF CRIMES UNDER ARTICLES 3222 AND 3223 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Введение: статья посвящена исследованию проблемы криминализации противоправных деяний в сфере регистрационного и миграционного учетов. Особое внимание авторами уделено установлению и изучению общественной опасности преступлений, предусмотренных ст. 3222 и 3223 УК РФ. Акцентируется внимание на таком сложном социальном явлении, как скрытая незаконная миграция, способствующая развитию терроризма и экстремизма, а также приводящая к росту преступности в стране. Проанализированы факторы формирования криминального рынка в сфере регистрационного и миграционного учета.

Материалы и методы: в работе использовались логический, системно-структурный и статистический методы. Материалами исследования послужили нормы уголовного, регистрационного и миграционного законодательства Российской Федерации, научная литература.

Результаты исследования: в статье сформулировано авторское понятие «криминального рынка в сфере регистрационного и миграционного учета». Исследована общественная опасность преступлений, предусмотренных ст. 3222 и 3223 УК РФ, которые наносят существенный вред ряду общественных отношений, охраняемых уголовным законом.

Обсуждение и заключения: авторы приходят к выводу, что общественная опасность преступлений, предусмотренных ст. 3222 и 3223 УК РФ, представлена совокупностью ряда факторов (социально-экономический, политический, социально-правовой). Для криминализации данных противоправных деяний имеет значение их общественная опасность и распространенность.

Ключевые слова: фиктивная регистрация, фиктивная постановка на учет, общественная опасность, преступление, криминализация, уголовная ответственность

Для цитирования: Рогова Е.В., Лайкова Е.А. Общественная опасность преступлений, предусмотренных ст. 3222 и 3223 УК РФ // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2019. Т. 10, № 2. С. 179-184. DOI: 10.24420/KUI.2019.59.69.010

Introduction: the article is devoted to criminalization of illegal acts in registration and migration service registration. Special attention is paid to the establishment and study of public danger of the crimes under Articles 3222 and 3223 of the Criminal Code of the Russian Federation. Attention is focused on such a complex social phenomenon as hidden illegal migration contributing to the development of terrorism and extremism, as well as leading to an increase in crime in the country. Factors of formation of the criminal market in the sphere of registration and migration accounting are analyzed.

Materials and Methods: logical, system-structural and statistical methods were used. The research materials were norms of criminal, registration and migration legislation of the Russian Federation, scientific literature.

Results: the article formulates the author's concept of "criminal market in the field of registration and migration registration". Social danger of the crimes provided by Art. 3222 and 3223 of the Criminal Code of the

Russian Federation which cause essential harm to a number of the public relations protected by the criminal law is investigated.

Discussion and Conclusions: the social danger of crimes under Articles 3222 and 3223 of the Criminal Code of the Russian Federation is represented by a set of factors (socio-economic, political, socio-legal). For the criminalization of these illegal acts, their social danger and prevalence are important.

Key words: fictitious registration, public danger, crime, criminalization, criminal liability

For citation: Rogova E.V., Laikova E. A. Public danger of crimes under Articles 3222 and 3223 of the Criminal Code of the Russian Federation // Bulletin of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. V. 10, N 2. P. 179-184. DOI: 10.24420/KUI.2019.59.69.010

Введение

В декабре 2013 г. в российском законодательстве были криминализированы два противоправных деяния, предусмотренные ст. 3222 «Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации» и ст. 3223 «Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации»1. Данные новшества призваны противодействовать злоупотреблению владельцами жилья своими правами относительно регистрации и постановки на учет в нем граждан иностранных государств, лиц без гражданства. При этом собственниками и иными владельцами жилых и иных помещений нередко руководит корыстный мотив, так как они имели определенную материальную заинтересованность. Однако в свете либерализации уголовно-правовой политики России на современном этапе эти нововведения вызывали неоднозначную оценку среди научной общественности.

Обзор литературы Преступления, связанные с нелегальной миграцией и сопутствующими ей противоправными деяниями, рассматривались такими учеными, как С.А. Авакьян, Ю.М. Антонян, Г.Н. Борзен-ков, В.А. Владимиров, Л.Д. Гаухман, П.Н. Ко-бец, И.А. Коробеев, А.Л. Репецкая, Н.Н. Тоцкий,

A.Н. Шкилев, В.Ф. Цепелев и др. Исследованием преступлений, предусмотренных ст. 3222 и 3223 УК РФ, при рассмотрении общих вопросов незаконной миграции на диссертационном уровне занимались М.Н. Ахмедов,

B.А. Андрюшенков, Э.Р. Байбурин, С.П. Бондарев, Э.Х. Кахбулаева, В.С. Соков.

Материалы и методы Методологическую основу данной работы составили методы диалектического познания,

историко-сравнительный, формально-юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой, статистический (статистическое наблюдение, анализ) методы исследования, изучение общественного развития правовых явлений. Материалами исследования послужили нормы уголовного, регистрационного и миграционного законодательства Российской Федерации, научная литература по теме.

Результаты исследования

В статье исследована общественная опасность преступлений, предусмотренных ст. 3222 и 3223 УК РФ, которые наносят существенный вред ряду общественных отношений, охраняемых уголовным законом, дано авторское понятие «криминального рынка в сфере регистрационного и миграционного учета».

В юридической литературе подвергается сомнению необходимость криминализация противоправных деяний, предусмотренных ст. 3222 и 3223 УК РФ, за совершение которых, как полагают авторы, при должной организации работы правоохранительных и жилищно-коммунальных служб было бы вполне достаточно административной ответственности [1, с. 34-38]. Так, по мнению П.А. Филиппова, «криминализация фиктивной регистрации была бы обоснованной при условии наличия таких конструктивно образующих признаков объективной стороны, как «системность», «фиктивная регистрация на постоянной основе», «извлечение прибыли или дохода в крупном размере» [2, с. 90]. Другие авторы подчеркивают, что «общественная опасность» - это свойство деяния, отражающее его способность причинять вред либо создавать угрозу нанесения существенного ущерба господствующим в нем общественным отношениям, образу жизни. Борисов С.В. говорит о необходимости обратить основное внимание не на характер, а на степень общественной опасности соответствующих деяний, так как, по мнению ученого, «при совершении общественно опасного деяния правоприменителю не удалось дать ответ

1 Федеральный закон РФ от 21.12.2013 № 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Феде-

рации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 51. Ст. 6696.

на вопрос о том, достигают ли неразрешенные в них действия уровня вредоносности» [3, с. 83]. Данную точку зрения поддерживает и И.А. Петрова, которая считает, что установление уголовной ответственности за данные деяния является избыточной мерой [4, с. 88-89].

Не соглашаясь с данными рассуждениями, отметим, что рассматриваемые преступления прежде всего нарушают общественные отношения, возникающие в результате решения государством современных миграционных, политических и социально-экономических проблем.

Необходимость криминализации исследуемых нами деяний связана с тем, что в последнее время существенно увеличилось число адресов, где фиктивно регистрируются (встают на учет) российские и иностранные граждане без намерения реально проживать (пребывать) в жилых помещениях в РФ. Более того, «закрепление уголовной ответственности за фиктивную регистрацию и фиктивную постановку на учет направлено на обеспечение соблюдения гражданами и должностными лицами правил регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также на обеспечение соблюдения указанными лицами требований миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»1.

За последние несколько лет Россия столкнулась с масштабной проблемой нелегального пребывания и нахождения граждан других стран на территории страны. Так, в 2014 г. было зарегистрировано 11 438 преступлений, предусмотренных ст. 3222 и 3223 УК РФ, что составило 0,5 % от общего количества всех зарегистрированных преступлений, в 2015 г. - 17 960 (0,7 %), в 2016 г. - 23 737 (1 %), в 2017 г. - 38 283 (1,8 %), в 2018 г. - 46 063 (2 %)2. Приведенные данные свидетельствуют о ежегодном увеличении количества зарегистрированных преступлений.

Следует отметить, что рост числа случаев фиктивной регистрации и фиктивной постановки на учет считается одной из главных причин многих общественно опасных последствий для личности, общества, государства: расовая, религиозная, этническая вражда среди мигрантов приводит к осложнению криминогенной обстановки в стране, способствует развитию терроризма и экстремизма, усугубляет негативные социальные явления,

связанные с преступностью (проституцию, наркоманию, попрошайничество), а также провоцирует рост теневой экономики.

Так, ряд авторов среди причин и условий, способствующих нарушениям общественного порядка, увеличению фактов экстремистских проявлений, террористических актов, прямо указывают на нарушения регистрационного и миграционного режимов пребывания и проживания иностранных граждан (лиц без гражданства) в жилых помещениях на территории Российской Федерации [5, с. 83].

Фиктивная регистрация и фиктивная постановка на учет усложняют прогнозирование миграционной ситуации в стране, органы государственной власти и местного самоуправления теряют контроль над лицами, которые фиктивно регистрируются или фиктивно встают на учет. Указанные лица бесконтрольно передвигаются по стране, распространяя достаточно опасные для здоровья заболевания, совершая административные правонарушения, преступления. А их местонахождение неизвестно правоохранительным органам.

Другой важный момент, на который необходимо обратить особое внимание, - это связь преступлений, предусмотренных ст. 3222 и 3223 УК РФ, с нелегальной миграцией. Согласно Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, незаконная миграция - это перемещение в Российскую Федерацию с нарушением законодательства Российской Федерации, касающегося въезда, пребывания (проживания) лиц других государств и (или) осуществления ими трудовой деятельности3. Незаконная миграция - это социальное исторически изменчивое общественно опасное массовое явление, представляющее собой систему преступлений, совершенных на определенной территории за определенный период мигрантами, объединенными общностью криминальной сферы и интересов [6, с. 88-89]. На долю этих лиц приходится значительное число довольно серьезных преступлений, таких как незаконный оборот наркотиков, разбои, грабежи.

Так, по официальным статистическим данным МВД России, в 2012 г. иностранными гражданами на территории РФ было совершенно 42 650 преступлений, в том числе гражданами стран СНГ - 37 319 из 2302,2 тыс.; в 2013 г. - 46 984, СНГ - 40 295 из 2206,3 тыс.; в 2014 г. - 45 538, СНГ - 39 438 из 2166,4 тыс.; в 2015 г. - 48 210,

1 Пояснительная записка к проекту Федерального закона № 200753-6. URL: http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/ (Spravka)?OpenAgent&RN=200753-6 (дата обращения: 12.08.2017)

2 Статистические данные Верховного Суда РФ. Форма № 10-а за январь-декабрь 2014 г; Форма № 10-а за январь-декабрь 2015 г.; Форма № 10-а. за январь-декабрь 2016 г.; Форма № 10-а. за январь-июнь 2017 г; Форма № 10-а за январь-июнь 2018 г URL: http:// www.vsrf.ru/ (дата обращения: 20.03.2019).

3 Президент утвердил Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://www.kremlin.ru/news/15635 (дата обращения: 27.02.2017).

СНГ - 42 070 из 2352,1 тыс.; в 2016 г. - 43 933, СНГ - 38 501 из 2160,0 тыс., в 2017 г. - 41 047, СНГ - 36 233 из 2058,5 тыс., в 2018 г. - 35 892, СНГ - 31 923 из 1841,3 тыс.1 Из этого следует, что доля деяний, совершаемых гражданами других стран на территории Российской Федерации, ежегодно составляет около 2 % от общего количества зарегистрированных преступлений. Данные сведения подтверждают достаточно стабильное состояние преступности указанных лиц. В то же время цифры представляют собой только формальную статистику преступлений, поскольку фиктивная регистрация и фиктивная постановка на учет незаконных мигрантов способствуют увеличению латентной преступности иностранных граждан и лиц без гражданства.

Кроме того, нелегальное пребывание указанных лиц представляет возможный риск возникновения серьезной угрозы здоровью населения принимающей страны, поскольку в ряде стран происхождения незаконных мигрантов наблюдается неблагополучная санитарно-эпидемиологическая обстановка, а сами мигранты не попадают в сферу санитарного контроля в России и имеют минимальный доступ к медицинским услугам, что приводит к распространению различного рода заболеваний, таких как СПИД, ВИЧ-инфекция, туберкулез, брюшной тиф и многих других [7].

Другой не менее важной проблемой для экономики Российской Федерации является отток денежных средств за незаконную трудовую деятельность мигрантов на их родину. Ежегодно от недополученных налогов российский бюджет теряет примерно 200-300 млрд руб., тем самым российской экономике наносится ощутимый ущерб. Формируется нелегальный оборот финансовых средств в значительных объемах, эти доходы используются для финансирования преступной деятельности. Получая деньги за нелегальную трудовую деятельность, мигранты любым способом высылают их на родину для поддержания своих семей.

С другой стороны, следует отметить, что и российские предприимчивые граждане, воспользовавшись данной ситуацией, превратили прописку и учет в своеобразный бизнес, получивший название «резиновый адрес». В многочисленных населенных пунктах России благополучно преуспевает предпринимательство, связанное с вымышленной пропиской, в котором задействованы не только владельцы жилых помещений, но и юридические лица, выступающие посредниками в качестве агентств недвижимости и других организаций. Сущность данного бизнеса заключается в том, что владельцы

жилых помещений (квартир, жилых домов, комнат и даже незначительных долей в них) за конкретную сумму предоставляют свое жилое помещение. Данный вид услуг имеет неофициальный характер, т.е. исключает уплату налогов с прибыли.

Иностранные граждане, лица без гражданства на основании такой регистрации и учета в последующем оформляют другие документы: патент, разрешение на краткосрочное проживание и др., приобретают гражданство Российской Федерации, получают паспорт гражданина Российской Федерации.

Следует отметить, что на смену квартирам пришли так называемые «резиновые офисы», где недобросовестные работодатели или фирмы-однодневки ставили на миграционный учет по адресам организации прибывающих в Россию граждан из других стран, которые там фактически не проживали и не работали, порождая этим скрытую незаконную миграцию, которая влекла за собой соответствующие по объему негативные последствия, нанося тем самым угрозу национальной безопасности государства. Внесением изменений в уголовное и миграционное законодательство в ноябре 2018 г. данный правовой пробел был устранен.

Таким образом, все перечисленные обстоятельства способствуют формированию так называемого «криминального рынка» в сфере миграционного и регистрационного учета граждан России, иностранных граждан или лиц без гражданства, под которым следует понимать взаимосвязанную систему рыночных отношений, в которой регистрация и постановка на учет граждан России, иностранных граждан или лиц без гражданства осуществляется с нарушением официального контроля, с сокрытием целей от контролирующих органов, а также с целью взаимодействия с органами местного самоуправления, муниципальными, финансовыми и другими организациями.

Обсуждение и заключения

Подводя итог вышесказанному, приходим к выводу, что рассматриваемые преступления являются объективно общественно опасными: они наносят существенный вред ряду общественных отношений, охраняемых уголовным законом. Эти преступления представляют значительную угрозу национальной безопасности страны, неконтролируемые миграционные потоки обусловливают высокую латентность преступности граждан других стран, вызванную рядом факторов, среди которых следует выделить отсутствие их надлежащего регистрационного и миграционного учета.

1 Состояние преступности в России за 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018 гг. // Офиц. сайт МВД России. URL: http://mdd.ru/ Deljatelnost/statistics/reports (дата обращения: 19.01.2018).

Общественная опасность фиктивной регистрации и фиктивной постановки на учет граждан Российской Федерации и иностранцев по месту пребывания или по месту жительства в помещении в Российской Федерации характеризуется:

- во-первых, нарушением общественных отношений, возникающих в результате реализации государством современной миграционной и социально-экономической политики;

- во-вторых, тем, что они выступают угрозой безопасности страны, способствуют усилению теневой экономики, утечке денежных средств, развитию коррупции, уклонению от уплаты налогов, штрафов и других платежей;

- в-третьих, тем, что прослеживается их связь с незаконной миграцией, что, в свою очередь, ведет к увеличению количества преступлений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства;

- в-четвертых, тем, что нарушения регистрационного режима иностранных граждан и лиц без гражданства вызывают рост конфликтов на межэтнической, а также религиозной почве, которые приводят к социальной напряженности в обществе, что, в свою очередь, обостряет криминогенную ситуацию в государстве.

список литературы

1. Гладких В.И. Новые правовые механизмы противодействия терроризму: критический анализ // Российский следователь. 2014. № 5. С. 34-38.

2. Филиппов П.А. Организация незаконной миграции: практика применения ст. 322.1 УК РФ и новеллы законодательства // Уголовное право. 2014. № 3. С.83-92.

3. Борисов С.В. Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию (постановку на учет) по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации // Юридическая наука. 2015. № 2. С. 66-67.

4. Петрова И.А. Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию и фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 9 (59). Ч. 2. С. 138-139.

5. Кадников Н.Г., Шкабин Г.С. Проблемы уголовной ответственности за фиктивную регистрацию и фиктивную постановку на учет граждан Российской Федерации и иностранцев по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в российской Федерации // Вестник экономической безопасности. 2017. № 4. С. 83-88.

6. Шкилев А.Н. Миграция: уголовно-правовые и криминологические аспекты: дис. ...канд. юрид. наук.

H. Новгород, 2006. 237 с.

7. Проблема незаконной миграции в России: реалии и поиск решений: (по итогам социологического исследования) / Междунар. организация по миграции (МОМ), Бюро МОМ в России. М.: Гендальф, 2004. 520 с.

REFERENCES

I. Gladkih V.I. Novye pravovye mekhanizmy protivodejstviya terrorizmu: kriticheskij analiz // Rossiiskiy sledova-tel'. 2014. № 5. S. 34-38.

2. Filippov P.A. Organizaciya nezakonnoj migracii: praktika primeneniya st. 322.1 UK RF i novelly zakonodatel'st-va // Ugolovnoe pravo. 2014. № 3. S.83-92.

3. Borisov S.V. Ugolovnaya otvetstvennost' za fiktivnuyu registraciyu (postanovku na uchet) po mestu prebyvaniya ili po mestu zhitel'stva v zhilom pomeshchenii v Rossijskoj Federacii // YUridicheskaya nauka. 2015. № 2. S. 66-67.

4. Petrova I.A. Ugolovnaya otvetstvennost' za fiktivnuyu registraciyu i fiktivnuyu postanovku na uchet inostrannogo grazhdanina ili lica bez grazhdanstva // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2015. № 9 (59). CH. 2. S. 138-139.

5. Kadnikov N.G., SHkabin G.S. Problemy ugolovnoj otvetstvennosti za fiktivnuyu registraciyu i fiktivnuyu postanovku na uchet grazhdan Rossijskoj Federacii i inostrancev po mestu prebyvaniya ili po mestu zhitel'stva v zhilom pomeshchenii v rossijskoj Federacii // Vestnik ekonomicheskoj bezopasnosti. 2017. № 4. S. 83-88.

6. SHkilev A.N. Migraciya: ugolovno-pravovye i kriminologicheskie aspekty : dis. .. .kand. yurid. nauk. N. Novgorod, 2006. 237 s.

7. Problema nezakonnoj migracii v Rossii: realii i poisk reshenij: (po itogam sociologicheskogo issledovaniya) / Mezhdunar. organizaciya po migracii (MOM), Byuro MOM v Rossii. M.: Gendal'f, 2004. 520 s.

Об авторах: Рогова Евгения Викторовна, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Иркутского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации. ORCHID: https://orcid.org/0000-0002-2524-0241 e-mail: rev-80@yandex.ru

Лайкова Елена Александровна, преподаватель кафедры специальной подготовки Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел Российской Федерации (ВСИ МВД России) e-mail: elena-lajkova@yandex.ru © Рогова Е.В., 2019. © Лайкова Е.А., 2019.

Статья получена: 18.04.2019. Статья принята к публикации: 04.06.2019. Статья опубликована онлайн: 20.06.2019.

About the authors: Rogova Evgeniya V., Doctor of Law, Associate Professor, Professor of the Department of Criminal Law Disciplines of Irkutsk Law Institute (Branch) of the University of Prosecutor's Office of the Russian Federation. ORCHID: https://orcid.org/0000-0002-2524-0241 e-mail: rev-80@yandex.ru

Laikova Elena A., Lecturer of the Department of Special Education of East-Siberian Institute of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation e-mail: elena-lajkova@yandex.ru

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The authors have read and approved the final version of the manuscript.

Заявленный вклад авторов

Лайкова Елена Александровна - подготовка первоначального варианта текста; проведение критического анализа материалов и формирование выводов; подбор и поиск аналитических материалов

Рогова Евгения Викторовна - концепция и инициация исследования; осуществление критического анализа и доработка текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.