Научная статья на тему 'Общества взаимного страхования на финансовом рынке России'

Общества взаимного страхования на финансовом рынке России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1033
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколова И. А.

В статье рассматриваются возможности и перспективы развития обществ взаимного страхования (ОВС). Автор считает, что большие надежды, которые возлагаются на ОВС, могут не оправдаться, так как они ориентированы чаще на мелких и средних производителей, которые обьмно стеснены в свободных средствах. К тому же в сознании многих граждан всегда сохраняется опасность потери вложенных в ОВС средств, поскольку еще не забыты финансовые пирамиды и прочие средства отъема денег у населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общества взаимного страхования на финансовом рынке России»

Экономика

Кроме того, нуждается в совершенствовании и новом научном подходе сама система управления затратами «директ-костинг» в применении новых инструментов управленческого учета при слиянии и формировании новых экономических организационно-правовых структур.

Снижение затрат по предложенной новой методике оценки управления затратами говорит только об увеличении прибыли при условии роста цен в мире на ресурсы, ограниченности ресурсов, конкурентоспособности продукции межпроизводственного комплекса, как результат получения конечного продукта производства электроэнергии.

Растущие цены на ресурсы в мире не грозят структуре МПК, так как добываемый ресурс - уголь - является дешевым и контролируемым структурой МПК, а угольных ресурсов КАТЭКа при растущем спросе примерно хватит на 60 лет при открытом безопасном способе добычи угля.

Литература

1. Овинников, В.А. Анализ экономических затрат предприятий теплоэнергетики при нерациональном использовании углей КАТЭКа / В.А. Овинников // Горный информ.-аналит. бюл. - М.: Изд-во МГУ, 2008. -Вып. 3.

2. Карпова, Т.П. Управленческий учет / Т.П. Карпова. - М.: Аудит, 1998.

3. Нормы расхода топлива и ГСМ. - М.: ПРИОР, 1996.

4. Хонгрен, Ч.Т. Бухгалтерский учет: управленческий аспект / Ч.Т. Хонгрен, Дж. Фостер. - М.: Финансы и статистика, 1995.

--------♦-----------

УДК 368:63 И.А. Соколова

ОБЩЕСТВА ВЗАИМНОГО СТРАХОВАНИЯ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ РОССИИ

В статье рассматриваются возможности и перспективы развития обществ взаимного страхования (ОВС). Автор считает, что большие надежды, которые возлагаются на ОВС, могут не оправдаться, так как они ориентированы чаще на мелких и средних производителей, которые обычно стеснены в свободных средствах. К тому же в сознании многих граждан всегда сохраняется опасность потери вложенных в ОВС средств, поскольку еще не забыты финансовые пирамиды и прочие средства отъема денег у населения.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 286-ФЗ «О взаимном страховании» дал правовую основу простейшей формы товарищеской взаимопомощи, известной с глубокой древности.

Так как страхование по своей сути основано на принципе взаимности, а страховщик является лишь распорядителем средств, полученных от страхователей, то появление взаимного страхования - закономерный процесс.

Принцип взаимного страхования прост: несколько заинтересованных лиц договариваются о том, что если с кем-то из них произойдет оговоренная неприятность, то они скинутся на возмещение ущерба в определенных долях от убытка. Серьезный недостаток этого способа - неопределенность размеров выплат: участник взаимного страхования знал свою долю в возможных убытках, но не знал заранее ее выражения в денежном эквиваленте. Поэтому следующим шагом в развитии страхования было введение платы за страхование, которая и определяет, сколько участник потратит на обязательства по договоренности.

Традиции и обычаи коллективной и взаимной поддержки и взаимовыручки, совместного несения государственного «тягла» были на Руси развиты в значительной большей степени, чем в Европе.

Примером этого может служить тот факт, что уже после свержения татаро-монгольского владычества на русские рубежи совершались нескончаемые набеги крымских и ногайских татар, которые захватывали пленников и продавали их в рабство. Предотвратить такую продажу или освободить из рабства мог выкуп. В целях сохранения людских поселений, а также военных и других служилых людей, на юге страны

ВестникКрасГАУ- 2008. №2

организация выкупа пленных была обеспечена специальной финансовой базой. Предписания на этот счет содержатся в 72 главе «Стоглава» (1551 г.) «О искуплении пленных». В ней предусматривались три формы выкупа из плена. Во всех случаях выкуп финансировался из царской казны, но затраченные средства возвращались в виде ежегодной раскладки среди населения, которая строилась на уравнительных началах. В дальнейшем от системы раскладки средств, реально израсходованных на выкуп пленных, перешли к регулярным платежам, образующим специальный фонд выкупа пленных.

Страховому делу в России примерно 200 лет и его расцвет пришелся на пореформенные десятилетия XIX в. Это было связано с нестабильностью экономики страны после крестьянской реформы 1861 г., с увеличением числа собственников и началом массового акционерного учредительства, волной разорения финансовых компаний и банковских крахов.

Хотя первые организации взаимного страхования появились в России в середине XVIII века, активное развитие их относится к концу XIX - началу XX века. В 1913 году во всех страховых учреждениях и обществах России было застраховано имущества на сумму 21 млрд руб., из которых 63% приходилось на долю акционерных страховых обществ, 15% - земств, 8% - городских взаимных страховых обществ. Русские акционерные общества того времени собрали 129 млн руб., земства - 34, взаимные страховые общества около 14 млн руб. Доля иностранных акционерных страховых обществ составляла 14 млн руб. В 1913 году Россия находилась на втором месте по страхованию после Англии. Среди страховых организаций были общества взаимного страхования, созданные землевладельцами [1, 100] .

Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война и последующие потрясения привели к развалу российского страхового рынка. Октябрьская революция 1917 г., совершенная под руководством партии большевиков, одним из требований которых была национализация банковской и страховой систем, довершила распад. Последствиями национализации страхового дела в Советской России стали установление государственного контроля над страхованием и объявление страхования во всех видах и формах государственной монополией. Так завершился третий этап развития страхования в России.

Сразу после победы Октябрьской революции советская власть начала коренные политические и социально-экономические преобразования в стране. Еще в сентябре 1917 г. В.И. Ленин указал на необходимость национализации страхового дела. В статье «Грозящая катастрофа и как с ней бороться» было отмечено, что национализация банков чрезвычайно облегчила бы одновременную национализацию и страхового дела, то есть объединение всех страховых компаний в одну, централизацию их деятельности, государственный контроль. В той же работе была аргументирована необходимость национализации страхового дела, исходя из важности страхования строений, посевов и сельскохозяйственных животных в крестьянских хозяйствах.

Национализация страхового дела осуществлялась на фоне других крупных мероприятий финансовой политики советской власти - национализации банков, промышленности, транспорта, связи, установления государственной монополии на внешнюю торговлю, аннулирования царских государственных займов. Практическая сторона национализации страхового дела в Советской России отчетливо выделила два основных этапа:

1) установление государственного контроля над всеми видами страхования;

2) объявление страхования во всех видах и формах государственной страховой монополией.

В этих преобразованиях не нашлось достойного места ОВС, они были только в системе потребкооперации до середины 50-х годов. С 1989 года появляются страховые кооперативы, но отсутствие правовой базы было существенным препятствием в развитии ОВС в России. В мировой практике взаимное страхование давно стало привычным явлением.

Сбор страховой премии ОВС в 2005 году по крупнейшим страховым рынкам мира составлял от 42 до 70% всех страховых платежей страховой премии. Из 50 крупнейших страховщиков, обладающих активами в 6 трлн долл., что составляет примерно половину всего мирового рынка страхования, 21 фирма с совокупными активами в 2,6 трлн долл. являются ОВС [1, 101] .

Общества взаимного страхования широко распространены в Голландии, например, общества по выращиванию картофеля. В США ОВС составляют всего 6% от общего количества страховщиков, осуществляющих личное страхование, но на них приходится 40% продажи полисов такого страхования. В Японии более половины страховых операций приходится на ОВС. Две трети сельскохозяйственных рынков в Великобритании, Нидерландах, Франции застраховано в ОВС.

В Западной Европе насчитывается более 2 тысяч обществ взаимного страхования. В Казахстане в 2007 году ОВС застраховали 13,3 % всех застрахованных посевов.

Экономика

Вновь понятие ОВС появилось в российском законодательстве с 1993 года со вступлением в силу Закона РФ «О страховании». В редакции ФЗ от 10.12.2003 г. №172-ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» ОВС посвящена статья 7 «Общества взаимного страхования». После распада государственной монополии в страховании ниша ОВС оказалась незанятой. Причин несколько: во-первых, утрачен опыт кооперативной формы деятельности, так как колхозы и потребительская кооперация по сути были разновидностью государственного хозяйствования; во-вторых, отсутствовала нормативно-правовая база существования ОВС, кроме того, они не вписывались в существующую модель страхового надзора. Но самое главное то, что ОВС, в силу отсутствия прибыли, не представляются властям перспективной и эффективной формой страхования.

Одна из причин частично устранена - принят Закон «О взаимном страховании». В настоящее время правовое положение ОВС определяется ст.968 Гражданского кодекса РФ, ФЗ РФ от 12.01.1996. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ФЗ от 10.12.2003 г. №172-ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», ФЗ РФ от 29.10.2007 г. № 286-ФЗ «О взаимном страховании» и другими нормативными документами.

Статья 2 №286-ФЗ определяет статус ОВС как некоммерческой организации, а это значит, что ОВС не имеет «извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности» и не распределяет полученную прибыль между участниками.

Задача ОВС - «страхование имущественных интересов членов общества на взаимной основе путем объединения в обществе взаимного страхования необходимых для этого средств».

Для создания ОВС необходимо, чтобы была общность имущественных интересов, чтобы предполагаемые риски имели однородный характер. Более всего ОВС нашли применение в страховании жизни, профессиональной ответственности и в других. Но наиболее перспективная сфера деятельности ОВС - это страхование сельхозпроизводителей в агропромышленном комплексе. Идея взаимного страхования близка крестьянину, так как в ее основе лежит принцип взаимопомощи, что традиционно для российского менталитета.

В мировой практике общества взаимного страхования позволяют фермерам распределять риски между собой. Система ОВС предоставляет временную и незначительную поддержку для финансирования срочных мероприятий. Фермеры, которые входят в общества взаимного страхования, могут получать помощь (гранты, субсидии, и др.) от правительства, но обществам необходимо должным образом быть зарегистрированы^ в государственных органах.

Сравним основные характеристики ОВС и страховой компании (коммерческой организации) (табл.).

В деятельности коммерческих страховых организаций и ОВС много общего и одна цель - предоставление надежной страховой защиты.

Основные отличия в том, что для коммерческих обществ необходимо формирование уставного капитала и цель - получение прибыли. Для ОВС главная, если не единственная, цель - страхование рисков самих членов ОВС. У члена ОВС нет права собственности на капитал, так как нет капитала, нет вклада в уставный капитал ввиду отсутствия такового.

ОВС находится в коллективной собственности (в совладении) его членов, одновременно уплачивающих страховые взносы (являющихся страхователями) и совместно (взаимно) обеспечивающих страхование друг друга (являющихся совокупным взаимным страховщиком). Возникающее в процессе страховой деятельности ОВС превышение страховых резервов над страховыми выплатами принадлежит членам ОВС как страхователям, а не как собственникам, как это имеет место при иных формах хозяйствования.

ФЗ «О взаимном страховании» (ст. 4) объектами взаимного страхования являются объекты имущественного страхования, то есть имущественные интересы членов общества, связанные, в частности, с владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества); обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности); осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков).

Серьезным мотивом для развития ОВС является необходимость страхования риска невозврата займа по случаю смерти или потери трудоспособности заемщика, если кредитор - кредитный потребительский кооператив. Пункт 2 ст. 20 ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан» предусматривает страхование этого риска, что было возможно только в государственных и коммерческих страховых организациях.

Показатель ОВС - некоммерческая организация Страховая компания - коммерческая организация

1 2 3

Правовая основа Конституция РФ; ГК РФ ; ФЗ «О взаимном страховании»; ФЗ «Об организации страхового дела в РФ»; ФЗ «О некоммерческих организациях»; Устав или договор общества; лицензия Конституция РФ; ГК РФ; ФЗ «Об организации страхового дела в РФ»; ФЗ «О коммерческих организациях»; Типовые правила; лицензия

Цель Страховая защита своих членов и развитие общества в целом Страховая защита своих клиентов и получение максимальной прибыли

Интересы Нет противоречия интересов, так как каждый член общества одновременно является страховщиком и страхователем Интересы страховщика и страхователя не совпадают в силу разных целей

Основание страховой деятельности Лицензия, Устав или договор Лицензия, Типовые правила

Источники формирования имущества 1. Вступительный взнос 2. Страховая премия 3. Дополнительный взнос 4. Добровольные денежные и иные имущественные взносы и пожертвования 5. Доходы, получаемые от инвестирования и размещения временно свободных средств страховых резервов и иных средств 6. Заемные средства 7. Взносы на покрытие расходов, связанных с уставной деятельностью общества 8. Иные не запрещенные законодательством РФ поступления 1. Уставный капитал 2. Страховая премия 3. Прибыль

Виды страхования Добровольное страхование Обязательное и добровольное страхование

Осуществление страховой деятельности С момента получения лицензии (упрощенный механизм) С момента получения лицензии

Контроль 1. Ревизионная комиссия (ревизор) общества 2. Общество обеспечивает прозрачность финансовой деятельности перед равноправными членами 1. Органы страхового надзора 2. Финансовая прозрачность компании маловероятна, поскольку противоречит интересам акционеров и содержит риск потери доверия клиентов

Участники общества/компании Членом ОВС могут быть физические и юридические лица, которые будут участвовать в деятельности общества Клиентами страховой компании могут быть физические и юридические лица, которые в деятельности компании, разработке страховых программ, совместных проектов не участвуют

1 2 3

Права членов общества 1. Участвовать в управлении обществом и быть избранным в его органы 2. Страховать свои имущественные интересы на взаимной основе в соответствии с договором страхования и/или правилами страхования 3. Получать от органов управления и органа контроля общества любую информацию о деятельности общества, в том числе о результатах проверок его финансовой деятельности Страхователи 1. Участвовать в установлении ему надбавок и скидок к страховому тарифу 2. Требовать участия органа исполнительной власти по труду в проверке правильности установления ему надбавок и скидок к страховому тарифу 3. Защищать свои права и законные интересы, а также права и законные интересы застрахованных, в том числе в суде Страховщик 1. Устанавливать страхователям в порядке, определяемом правительством, надбавки и скидки к страховому тарифу 2. Участвовать в расследовании страховых случаев 3. Направлять застрахованного в учреждение медико-социальной экспертизы на освидетельствование (переосвидетельствование) в установленные учреждением медикосоциальной экспертизы сроки 4. Проверять информацию о страховых случаях в организациях любой организационно-правовой формы 5. Взаимодействовать с государственной инспекцией труда, органами исполнительной власти по труду, учреждениями медико-социальной экспертизы, профсоюзными, а также с иными уполномоченными застрахованными лицами органами по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 6. Давать рекомендации по предупреждению наступления страховых случаев 7. Защищать свои права и законные интересы, а также права и законные интересы застрахованных, в том числе в суде

1 2 3

Обязанности членов общества 1. Соблюдать Устав общества 2. Выполнять решения общего собрания членов общества, иных органов общества, принятые в пределах их компетенции 3. Своевременно уплачивать вступительный, дополнительный и иные взносы в порядке, предусмотренном Уставом общества 4. Члены общества солидарно несут субсидиарную ответственность по страховым обязательствам общества в пределах нев-несенной части дополнительного взноса каждого из членов общества 5. Член общества в течение двух лет со дня прекращения членства в обществе наравне со всеми членами общества несет субсидиарную ответственность по страховым обязательствам общества, возникшим до дня прекращения членства в обществе Страхователи 1. Своевременно регистрироваться (перерегистрироваться) у страховщика в качестве страхователя 2. В установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы 3. Исполнять решения страховщика о страховых выплатах 4. Обеспечивать меры по предотвращению наступления страховых случаев, нести в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за необеспечение безопасных условий труда 5. Расследовать страховые случаи в порядке, установленном правительством Российской Федерации 6. В течение суток со дня наступления страхового случая сообщать о нем страховщику 7. Собирать и представлять за свой счет страховщику в установленные страховщиком сроки документы (их заверенные копии), являющиеся основанием для начисления и уплаты страховых взносов, назначения обеспечения по страхованию и иные сведения, необходимые для осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Страховщик 1. Своевременно регистрировать (перерегистрировать) страхователей 2. Осуществлять сбор страховых взносов 3. Своевременно осуществлять обеспечение по страхованию в размерах и в сроки, которые установлены настоящим законом, включая необходимую доставку и пересылку средств на обеспечение по страхованию 4. Осуществлять обеспечение по страхованию лиц, имеющих право на его получение и выехавших на постоянное место жительства за пределы государства 5. Передавать государственному органу исполнительной власти по труду средства для осуществления им мероприятий по обучению, предусмотренному подпунктом 12 пункта 2 статьи 17 настоящего закона, и участвовать в осуществлении контроля за правильностью использования этих средств 6. Обеспечивать учет использования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и формировать необходимые для него финансовые резервы

1 2 3

8. Направлять застрахованного в учреждение медико-социальной экспертизы на освидетельствование (переосвидетельствование) в установленные учреждением медико-социальной экспертизы сроки 9. Представлять в учреждения медико-социальной экспертизы заключения органа государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях труда застрахованных, которые предшествовали наступлению страхового случая 10. Предоставлять застрахованному, нуждающемуся в лечении по причинам, связанным с наступлением страхового случая, оплачиваемый отпуск для санаторнокурортного лечения (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно 11. Обучать застрахованных безопасным методам и приемам работы без отрыва от производства за счет средств страхователя 12. Направлять на обучение по охране труда отдельные категории застрахованных в порядке, определяемом правительством Российской Федерации 7. Исполнять решения государственной инспекции труда по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 8. Контролировать деятельность страхователя по исполнению им обязанностей, предусмотренных статьями 17 и 19 настоящего закона 9. Разъяснять застрахованным и страхователям их права и обязанности, а также порядок и условия обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 10. Аккумулировать капитализированные платежи в случае ликвидации страхователя 11. Осуществлять необходимые меры, обеспечивающие финансовую устойчивость системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая формирование резервов средств на осуществление указанного вида социального страхования, в соответствии с Законом «О бюджете фонда социального страхования»

1 2 3

13. Своевременно сообщать страховщику о своей реорганизации или ликвидации 14. Исполнять решения государственной инспекции труда по вопросам предотвращения наступления страховых случаев и их расследования 15. Предоставлять застрахованному заверенные копии документов, являющихся основанием для обеспечения по страхованию 16. Разъяснять застрахованным их права и обязанности, а также порядок и условия обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 17. Вести учет начисления и перечисления страховых взносов и производимых им страховых выплат, обеспечивать сохранность имеющихся у него документов, являющихся основанием для обеспечения по страхованию, и представлять страховщику отчетность по установленной страховщиком форме 18. Сообщать страховщику обо всех известных обстоятельствах, имеющих значение при определении страховщиком в установленном порядке надбавок и скидок к страховому тарифу 12. Обеспечивать конфиденциальность полученных в результате своей деятельности сведений о страхователе, застрахованном и лицах, имеющих право на получение страховых выплат

1 2 3

Участие в рыночном механизме ОВС нельзя купить, продать, раздробить; политика зависит от членов общества Можно купить, продать, раздробить; политика зависит от собственника

Ценовая политика Присуща гибкая ценовая политика Ведется жесткая тарифная политика, в которой реализуется интерес страховщика

Управление Общее собрание, правление общества, директор общества Для акционерной формы - собрание акционеров, на решение которого не влияют клиенты компании

Правила страхования Разрабатываются

Вестник,КрасГАУ- 2008. №2

При обычных условиях страхования, когда страховщик - коммерческая организация, процедура страхования состояла из нескольких этапов:

- поиск страховщика для заключения договора страхования. Когда такой страховщик найден, начинается процесс заключения договора. При этом условия страхования предлагает кооперативу страховщик в виде своих правил страхования, которые он разрабатывает исходя из своих интересов. Самое большее, на что может согласиться страховщик, - внести незначительные изменения. Поэтому кооператив или соглашается с предложенными условиями страхования или ищет другого страховщика;

- определение "цены страховки", обсуждение страхового тарифа и размера страхового платежа, который кооператив должен будет заплатить страховщику за страховую защиту. Тариф - основа получения страховщиком прибыли. Даже снизив тариф, или не включая в него прибыль, страховщик всегда остается с доходом;

- наступление страхового случая. При этом основная цель страховщика - заплатить страховое возмещение как можно в меньшем размере или не заплатить вообще. Исходя из этого возникают требования о предоставлении многочисленных справок и иных документов, что значительно увеличивает период между наступлением страхового случая и производством страхового возмещения.

Таким образом, кооператив всегда вынужден «играть по правилам», предложенным страховщиком -коммерческой организацией. Иначе складываются взаимоотношения кооперативов при страховании рисков в ОВС. Несколько кооперативов, имеющих потребность в страховании рисков, складывающихся в процессе их деятельности (а они всегда однотипны), принимают решение создать общество взаимного страхования. Для этого они учреждают некоммерческую организацию, в которой становятся одновременно и членами (участниками) общества и страхователями этого общества. Они сами вырабатывают для себя правила и условия страхования, исходя исключительно из своих потребностей. Они сами утверждают для себя цену страховки исходя из минимальных затрат, необходимых на их страховую защиту, и сами определяют условия и порядок оформления страховых случаев и выплаты страхового возмещения. Иными словами, они создают для себя наиболее надежную (по их расчетам и возможностям) систему страховой защиты своих имущественных интересов, основанную на взаимности.

Член ОВС обладает только правами, закрепленными в учредительных документах общества, главное из которых - требовать предоставления страховой услуги, оказываемой обществом. В отличие от коммерческих страховых организаций, у члена ОВС нет никакого права собственности на капитал ОВС, поскольку нет капитала, нет никакого права на активы, поскольку нет вклада в уставной капитал, который давал бы ему право на некую долю участия в этих активах. ОВС находится в коллективной собственности (в совладении) его членов, одновременно уплачивающих страховые взносы (являющихся страхователями) и совместно (взаимно) обеспечивающих страхование друг друга (являющихся неким совокупным взаимным страховщиком). Возникающее в процессе страховой деятельности ОВС превышение страховых резервов над страховыми выплатами принадлежит членам общества, как страхователям, а не как собственникам, как это имеет место в коммерческих организациях.

Следует отметить, что есть разные точки зрения относительно перспектив развития ОВС. В первую очередь, тот факт, что среди целей его деятельности отсутствует прибыль, делает эту форму финансовой деятельности малопривлекательной для всех участников. Во-вторую очередь, уязвимость кооперативной формы хозяйствования перед лицом государства еще в памяти людей, особенно в сельском хозяйстве, а опыт, который был накоплен до революции, утрачен. Бытует мнение, что вообще такая форма в страховании устарела и ее существование в других странах - анахронизм. Есть опасение, что в нашей стране она может быть использована в «серых» схемах финансовых операций. Кроме того, в силу финансовой маломощности, ОВС могут возмещать только мелкие или средние ущербы, а крупные или катастрофические им не под силу. Поэтому необходимо использовать механизм перестрахования или четко определить позицию государства в этих случаях.

Из вышеуказанного следует вывод, что на общества взаимного страхования возлагаются большие надежды, но они могут и не оправдаться. Во-первых, из-за того, что они ориентированы на мелких и средних производителей, которые чаще всего стеснены в свободных средствах. Во-вторых, из-за опасности потери вложенных в ОВС средств, так как не забыты еще разного рода финансовые пирамиды и прочие средства отъема денег у населения. Если государство поддержит развитие ОВС не только законом, но и экономическими мерами, они смогут занять достойное место на страховом рынке.

Экономика

Литература

1. Пинкин, Ю.В. Справочник страховщика: все виды страхования в таблицах и схемах / Ю.В. Пинкин. -Ростов-н/Д., 2007.

--------♦'----------

УДК 312:33 В.А. Ефимов

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛЕННОЙ СТРУКТУРЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Возможности и условия жизни личности обусловлены характером жизни общества, его организацией. Если социальная организация впадает в кризис или терпит крах, то исчезают и многие возможности удовлетворять самые простые потребности, как сугубо личностные, так и семейные. О том, как избежать этих проблем, размышляет автор статьи.

Многие из потребностей населения могут быть удовлетворены только путем предоставления разнородных благ не непосредственно рассматриваемому человеку, но другим людям и разнородным общественным институтам в пределах культурно своеобразного общества, а также другим культурно своеобразным обществам, региональным цивилизациями и человечеству в целом.

Поэтому личностный сиюминутно-своекорыстный эгоизм в его общественно-статистическом выражении - это один из факторов, препятствующих развитию общества и его культуры, и подрывающий, в конечном счете, общественную безопасность. Соответственно и конкуренция как «двигатель прогресса» имеет свои пределы, при выходе за которые становится препятствием, когда сталкивается с проблемами, требующими для своего разрешения не расходования ресурсов в конкурентной борьбе, а их концентрации под эффективным управлением. Поэтому, если то или иное общество оказывается под властью сиюминутносвоекорыстного эгоизма, то ему не избежать проблем и диспропорций. То есть при ограниченности объемов, готовых к употреблению природных благ, природных и производимых ресурсов общества, потребности коллективного характера могут быть удовлетворены только за счет того, что некоторые потребности личностносемейного характера рассматриваемой личности (или множества личностей) не будут удовлетворены полностью или частично.

И наиболее значимые из числа такого рода потребностей коллективного характера это те, которые ориентированы на созидание лучшего будущего, т.е. на дальнейшее развитие людей, составляющих общество, и культуры общества.

Всю совокупность разнородных демографически обусловленных потребностей в процессе взаимодействия личности с обществом в целом можно представить в следующем виде (табл.).

В исторически сложившихся обществах потребности групп № 1-6 реально не могут быть удовлетворены для всех людей в полном объеме в условиях не регулируемого государством рынка и невмешательства государства в дела бизнеса и сферы культуры, как вследствие неравнозначности групп потребностей в жизни индивида, так и вследствие особенностей субкультур социальных групп, в которых тот или иной индивид получает воспитание и представители которых реально не равноправны в большинстве обществ.

Во-первых, многим личностям не свойственно задумываться:

• о характере потребностей других людей;

• о способности других людей финансировать удовлетворение этих потребностей из своих доходов и накоплений при сложившемся прейскуранте на продукцию и прейскуранте на профессионализм (зарплаты прямые и опосредованные это - стоимость профессионализма, т.е. второй прейскурант в обществе);

• о последствиях удовлетворения, а равно и неудовлетворения потребностей других людей, а не только своих собственных, для общества в целом (т.е. большинству не свойственно думать о различных вариантах общего будущего, обусловленных тем, чьи потребности и как будут удовлетворены либо останутся неудовлетворенными).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.