Научная статья на тему 'Общение учителя'

Общение учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
525
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА И УЧАЩИХСЯ / СОВМЕСТНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ / ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ / ФАКТОРЫ ОБЩЕНИЯ / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ В ОБЩЕНИИ УЧИТЕЛЯ / COMMUNICATION OF TEACHER / PROFESSIONAL ACTIVITY / INDIVIDUALITY OF TEACHER AND PUPILS / JOINT COOPERATION / SOCIAL RULES OF BEHAVIOUR / INFORMATION INTERCHANGE / DIALOGUE FACTORS / FEEDBACK IN COMMUNICATION OF TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаханова М. Э.

В данной статье автор раскрывает проблемы общения учителя с учащимися, которое является центральной проблемой педагогики. Раньше считалось, что эта проблема очерчивает круг вопросов, относящихся к объяснительному процессу, передачи знаний и опыта старшего поколения (учителя) младшему поколению (ученику). В последнее время в педагогической теории и практике возрастает интерес личностных аспектов педагогического общения. В этой статье личность ученика рассматривается не только как носитель знаний, этической нормы, традиции, но и как носитель своеобразия и динамизма индивидуальных свойств, которые сами изменяются в педагогическом процессе. Автор особо останавливается на том, что большое значение для продуктивного общения имеют такие этические ценности, как честность, откровенность, бескорыстие, доверие, милосердие, благодарность, забота, верность слову. Они рассматриваются в статье как важнейшая ценность общения. Ответственность в педагогическом общении это осуществляемый в индивидуальных формах контроль за ходом общения, с точки зрения принятых этических норм и правил, а также учета индивидуальности обучаемого. Оно формируется в общении и совместной деятельности в результате усвоения ценностей, норм и правил общения. В этом выражается воспитательная роль общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communication of teacher

In the article the author discusses the problems of communication of teacher and pupils which is the central problem of pedagogics. Earlier it was considered that this problem outlines the circle of the questions concerning explanatory process, transfer of knowledge and experience from elder generation (teacher) to younger one (pupil). But recently the pedagogical theory and practice are now more interested in personal aspects of pedagogical dialogue. In this article the personality of the pupil is considered not only as the subject of knowledge, ethical norms and tradition, but also as the subject of an originality and dynamism of the individual characteristics, which change constantly during the pedagogical process. The author points out that such ethical values, as honesty, frankness, unselfishness, trust, mercy, gratitude, care, fidelity are of great value for the productive dialogue. Responsibility within the pedagogical dialogue is a form of control of communicative process depends on the accepted ethical standards and rules, and also the pupil's individuality. It is formed as a result of adoption of values, norms and dialogue rules while the dialogue and joint activity. Educational role of the dialogue is expressed here.

Текст научной работы на тему «Общение учителя»

Педагогические науки

УДК 37

ОБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ 1 М. Э, Илаханова. Кокандский государственный педагогический институт (Ко-

канд, Узбекистан).

Резюме. В данной статье автор раскрывавт проблемы общения учителя с учащимися, которое является центральной проблемой педагогики. Рсньшт оаиталось, что эта праблема оаараиваат круг вопросов, относящихся к объяснительному процессу, передааи знаний и опыта старшего поколении (уаителя) младшему поколенню (уаенику). В последнее время в педаоооиаеской тторри и практиие возрастает интерес лианостных аспектов педаоооиаескооо общения. В этой статье лианость уаеника рассматррвается не тольно как носитель знаний, ттиаеской нормы, трсницци, но и как носитель своеобразия и динамизма индивидуальных свойстт, коттрые ссми изменяются в педаоооиаеском процеесе. Автир особо останавллвается на том, ато большос знааение для продукоивнтоо общения имеют такке ттиаеские ценности, как аесттость, открмвенность, беекорыстие, доверие, милосердие, блеоодaрность, заботт, воррocть сллву. Они рсссмстривсются в стетье каа важнтйшая ценнтcть общения. Ответственностт в педаоооиаеском общенни - ттт осуществляемый в ииднвидуальндx формах контиоля за ходом общения, с тооки зрення прииятых этических норм и ппавил, а также уаета индивидуальности обуааемооо. Оно формируется в общении и сонместнтй дaятельнтсти о оезулььате усвоения ценнтстей, норм о правии о бщения. В т ттм выражаееся в оститатвльнaя р оль общения.

Ключевые слова: общение уаителя, профееcичнальная деятельность, индивидуальность педaоиоа и уаащихся, совместно о сотруд-ниаество, соццальные прстилс певедaния, обмен информацией, факторы о бщения, о братная связь в о бщенни уаителя.

Самое важное в профессиональной деятельности учителя - это умелое осуществление закономерностей общения учителей с учениками, психологические знания о её развитии, и овладение учениками определённых норм умений и навыков в процессе общения.

1 Статью рекомендует к публикации: Мухиддин Мухамматович Бафаев (Бухара, Узбекистан). Рецензент - Якимец Светлана Викторовна - к. п. н., доцент (Орск, Россия).

Педагогическое общение является основной формой осуществления педагогического процесса. Его продуктивность определяется, прежде всего, целями и ценностями общения, которые должны быть приняты всеми субъектами педагогического процесса в качестве безусловного требования их индивидуального поведения.

Педагогическое общение - отражение определённой системы методов воздействия учителя на учащихся. Например:

1. Совместное сотрудничество учителя с учащимися при обмене мнениями и информацией;

2. Организация взаимоотношений учителя с учащимися с помощью передачи необходимых сведений различными средствами влияния на детей;

3. Планирование, его цели и задачи внедрение в практику на основе программы по его осуществлению. В процессе педагогической деятельности учителя общение выступает:

во-первых, как средство возникновения новых свойств и качеств индивидуальности, как учащихся, так и педагогов;

во-вторых, как социально - психологическая система обеспечения успешности процесса воспитания;

в-третьих, как метод организации определённой системы взаимоотношений учителя с учащимися с целю повышения эффективности процесса обучения и воспитания;

в-четвертых, как средство для развития индивидуальности ученика, а также как процесс, дающий возможность для проявления способностей ученика;

в-пятых, как качество личности, и как хозяин индивидуальной деятельности ученика.

Педагогическое общение создаётся для реализации потенциальных сущностных сил субъектов педагогического процесса. Чтобы осмыслить процессы педагогического общения, необходимо определить их ценностные ориентации.

Высшая ценность педагогического общения - индивидуальность педагога и учащегося. Собственное достоинство и честь педагога, достоинство и честь учащегося - важнейшая ценность педагогического общения.

Признание абсолютной ценности личности, индивидуальности учащихся, тесно связано с оценкой их учебной деятельности и поведения. При этом важно использовать одно из главных правил педагогического общения: оценивать нужно действия, знания, поступки учащегося, а не его личность, индивидуальность.

Для обеспечения процесса педагогического общения и для осуществления соответствующей цели важную роль играет социальный контроль и социальное правило поведения. Психологической основной социального контроля являются три основных средства: отрицание, обвинение и наказание.

Если поведение ученика, его стремления, эмоциональное состояние, воля, самоуправление будут одобряться со стороны слушателя, то связь между ними без никакой причины будет нарушаться, потому что данный психологический процесс в социальном порядке будет противостоять правилам и законам общежития. Даже в тех случаях, когда по каким-то причинам учитель не может уважать учащегося, постараться отнестись к нему так, чтобы окончательно не озлобить его, не загнать в тупик. Постараться не демонстрировать своего негативного отношения к нему, держать себя достойно, с честью. Конечно же, о недостатках ученика нужно сказать ему без свидетелей и в чрезвычайно корректной форме. Цель таких высказываний должна быть конструктивной. Важно воодушевить ученика на исправление недостатков и стремление к доступным ему достижениям. В назиданиях рекомендуется применять этически оправданный эмоциональный тон: тембром голоса и речевой интонацией искренне показать злость на себя и страх за себя, если учитель ощущает причастность к неудачам ученика. В случае же его удачи учитель должен выразить радость за него, а не за себя, даже если вклад в его успех был решающим.

Большое значение для продуктивного общения имеют такие этические ценности, как честность, откровенность, бескорыстие, доверие, милосердие, благодарность забота, верность слову. Однако одно верно: попытки оправдать ложь приводят к отчуждению в межличностном общении. Ложь, клевета, сплетни, наговор совершенно недопустимы в педагогическом общении, так как они разрушают его нравственную культуру.

Этика общения предполагает проявление чувств вины, стыда, раскаива-ния, сопереживания. Способность к сопереживанию (эмпатия) рассматривается в психологии в качестве одного из важнейших гуманистических ценностей личности, эмпатия помогает человеку соединиться с миром других людей, избежать чувства одиночества.

Гуманное общение, кроме того, ориентировано на такие ценности, как свобода, справедливость, равенство и любовь.

Ценить в педагогическом общении необходимо не только свою свободу, но и свободу другого. При этом важно не вмешиваться во внутренний мир другого человека, не ущемлять его потребности, не оскорблять чувства, достоинства. Равенство в общении - это, прежде всего, равенство человеческого достоинства субъектов общения, признания равного права и обязанности реализовать себя в общении как личность, обогащать себя и другого в общении. Здесь свобода и равенство в общении смыкаются с другой этической категорией-ответственностью. Оно формируется в общении и совместной деятельности в результате усвоения ценностей, норм и правил общения. В этом выражается воспитательная роль общения.

В педагогическим общении важное значение имеет установка психологической связи, потому что межличностные отношения между учащимся

строятся по двум важным факторам, т.е. на взаимном уважении и взаимодоверии. В этом случае в центре внимания учителя должны стоять вопросы: каковы права и обязанности ученика, какова его роль в семье, в школе и в общественных местах.

Эффективность влияния учителя на учащихся заключается в его требовательности и в принципиальности. Кроме того, каждый учитель должен прежде всего требовательным по отношению к самому себе и быть везде примером для подражания других.

В процессе общения и в совместной творческой деятельности при влиянии учителя на учащихся формируются у них такие качества как: -уважение к самому себе и к другим;

-оценивание поведения и деятельности самого себя и других; -контролирование самого себя и других; -понимание чувств самого себя и других; -умение управлять самим собой при любых обстоятельствах; -самосовершенствование и овладение навыками и умениями; -в процессе общения заранее предугадывать результат, изменения, которых происходят в поведении ученика.

Дружеское общение учителя с учащимся становится важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности ученика.

Процесс педагогического общения и взаимо-личностных отношений включает в себя следующее;

-использование обычаев и традиций обрядов наших предков в деятельности каждого учителя;

-мастерство учителя, его поведение воспринимаются со стороны учащихся, в результате чего у учащихся появляется желание подражать и быть похожим на своего идеального учителя;

-для успешного взаимодействия со школьниками следует прежде всего адекватно оценить собственную личность. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого учителя.

Ввиду того, что характерным элементом общения является неопределённость, связанная с недостаточностью информации относительно психического состояния и мотивов поведения учителя, учителю следует развивать наблюдательность, педагогическое воображение, умение понимать эмоциональное состояние, экспрессию поведения, верно её истолковывать. Творческий подход к анализу ситуаций и принятию решений основывается на умении педагога принимать роль другого-ученика, родителей, коллеги, опираться на их точку зрения.

В процессе педагогического общения участвует, безусловно, и обратная связь:

- участие в лекционных, семинарских, лабораторных занятиях, диктанты, сочинения и выполнение других самостоятельных творческих работ, а также их качество;

- разрядить обоюдную эмоциональную напряжённость: движение мускулов лица, мимика, пантомимика, поза, темп речи, жесты, осанка участников. Они не только выражают внутреннее состояние, но и влияют на них;

- управление собой (поведение учителя, выдержка, самообладание, в сочетании с непосредственностью в общении) происходит между учителем (который отдаёт) и ученикам (который принимает), он предполагает доверие к ученику, подход к нему с оптимистической гипотезой.

В психологии существуют различные упражнения, тренинги, приучающие школьников к педагогической этике общения, где педагоги и ученики овладевают необходимыми умениями сотрудничать с учащимся, а также владения тактикой общения.

Итак, продуктивная педагогическая деятельность происходит в атмосфере положительного отношения педагога к детям, демократической организации для увлечённости совместной творческой деятельностью.

Литература:

1. Гозиев Э. Муомала психологияси. - Ташкент- 2001

2. Гозиев Э. Социальная психология. - Ташкент-2012

Isahanova M. Je. Obshhenie uchitelja/ M. Je. Isahanova // Nauka. Mysl'. -2015. - № 1.

Abstract. In given article the author opens problems of dialogue of the teacher with pupils which are the central problem of pedagogies. Earlier it was considered that this problem outlines the circle of the questions concerning explanatory process, knowledge and experience transfer from senior (teacher) to younger (pupil). But recentlu the pedagogical theory and practice and more interested in personal aspects of pedagogical dialogue. In this article the person of the pupil is considered not only as the carrier of knowledge, an ethical standard, tradition but also as the carrier of an originality and dynamism of the individual properties, which change constantly during pedagogical process. The author points out that such ethical value as honesty, frankness, unselfishness, trust, mercy, gratitude, care, fidelity are of great value for the productive dialogue. Pedagogical dialogues responsibility is control carried out form the point of view of the accepted ethical standards and rules, and also taking into account individuality, in individual formsover a dialogue course. It is formed as a result of mastering of values, norms and dialogue rulesi In the dialogue and joint activity. Here educational role of dialogue is expressed.

Keywords.: dialogue of the teacher, professional work, individuality of the teecher rndprpiis, joint cooprrrtion, soil rrios of behevioar, information interchange, diaioga e factors, a ffedback in dialoga e of th e teacher.

Сведения об авторе

Мохидил Эркиновна Исаханова, преподаватель Кокандского государственного педагогического института (Коканд, Узбекистан).

© М . Э. Исаханова, 2015.

© «Наука. Мысль: электронный периодический журнал», 2015.

— • —

Подписано в печать 09.06.2015.

© Наука. Мысль, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.