Научная статья на тему 'Общение как фактор формирования ценностно-смыслового самооределения студента вуза искусств и культуры'

Общение как фактор формирования ценностно-смыслового самооределения студента вуза искусств и культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оробинская О.В.

Статья обращена к проблеме коммуникативного взаимодействия между преподавателями и студентами в образовательном процессе вуза искусств и культуры. Автор рассматривает стили педагогического общения и их влияние на формирование социально-психологический климат и атмосферу на занятиях. В статье охарактеризована роль общения в формировании ценностно-смыслового самоопределения студента в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATION AS A FACTOR OF FORMATION OF VALUE-SEMANTIC SAMOOPREDELENIYA STUDENT OF THE UNIVERSITY OF ARTS AND CULTURE

The article is addressed to the problem of communicative interaction between teachers and students in the educational process of the University of arts and culture. The author examines the styles of pedagogical communication and their influence on the formation of socio-psychological climate and atmosphere in the classroom. The article describes the role of communication in the formation of axiological self-determination of the student in the educational process.

Текст научной работы на тему «Общение как фактор формирования ценностно-смыслового самооределения студента вуза искусств и культуры»

УДК 378.1

ОБЩЕНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО САМООРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТА ВУЗА ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ

О.В. Оробинская

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: tkalina89@mail.ru

Статья обращена к проблеме коммуникативного взаимодействия между преподавателями и студентами в образовательном процессе вуза искусств и культуры. Автор рассматривает стили педагогического общения и их влияние на формирование социально-психологический климат и атмосферу на занятиях. В статье охарактеризована роль общения в формировании ценностно-смыслового самоопределения студента в образовательном процессе.

Ключевые слова: стили педагогического общения, ценностно-смысловое самоопределение, социально-психологический климат.

В последние годы актуализируется проблема ценностно-смыслового самоопределения студентов. Самоопределение лежит в основании инновационной педагогики, где в образовательном процессе путем педагогического сопровождения меняется взаимодействие субъектов образования.

Обращение к сфере ценностно-смыслового самоопределения студентов вуза обусловлено необходимостью разрешения противоречия между ценностными мотивациями и целевыми приоритетами вузовского образования, отражающимися в его сущности, содержании и структуре, системе и направлениях организации образовательной деятельности, и недостаточным вниманием к проблемам личности студента вуза, его ценностно-смысловому самоопределению в современном образовательном процессе.

В академическом словаре современного русского языка «самоопределение» характеризуется как действие глагола «самоопределяться», что означает осознать себя, свои общественные интересы, определить свое собственное существование, свое место в жизни, в обществе, начать существовать самостоятельно.

Самооределение (англ.self-determination) - процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы1.

Ценностно-смысловое самоопределение студента вуза - сложный психолого-педагогический феномен, который характеризует мотивацию целеполагания активности личности, определяет отношение человека к окружающим и к самому себе, придает направление личностному мнению, поведению и поступкам. На формирование системы ценностно-смыслового самоопределения влияет множество

1 1.Грицанов А.А. Новейший философский словарь / А.А. Грицанов. Минск: Книжный Дом.

1999.

факторов. Основной из них - ценности, связанные с жизненными целями личности и ее идеалами.

Студент как социальное существо имеет потребность в общении, которую он удовлетворяет в процессе образования. Общение формирует его сознание и самоопределение. Общение необходимо для развития производства, науки и искусства.

Общение, по определению Б.Д. Парыгина, «сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния д^уг на друга и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга» .

Общение играет немаловажную роль в формировании ценностно-смыслового самоопределения студента в образовательном процессе. Коммуникативное взаимодействие группы студентов и сотрудников коллектива вуза искусств и культуры требует постоянного контакта, обмена информацией, опытом. В результате продуктивного общения строгие, консервативно-деловые отношения могут перерасти в доверительные, и тогда участники образовательного процесса будут взаимодействовать плодотворно на благо реализации образовательных целей.

С помощью общения преподаватель воздействует на поведение студентов, во многом способствуя изменению и формированию их ценностных ориентаций. Общение в вузе изменяет студента, так как ему приходится учиться в окружении других людей, приспосабливаясь к ним, реализуя свои интересы, желания, стремления. Общение во многом помогает адаптироваться в образовательной среде вуза искусств и культуры. Коллектив в значительной мере стимулирует творческую активность большинства людей, пробуждает в них стремление к совершенствованию, к первенству в соревновании3.

На формирование ценностно-смыслового самоопределения студента вуза культуры и искусств, на наш взгляд, в большей степени влияет организационная структура образовательной организации высшего образования. В основном преподаватели берут на себя функцию регулятора общения и поведения студентов в процессе обучения, личным примером демонстрируя образец. В процессе обучения преподаватель может поощрять желательный стиль поведения и общения между студентами и пресекать нежелательный. Также от стиля общения, выбранного преподавателем, зависит успех коммуникации между преподавателем и студентами в частности и результат образования в целом.

Стиль педагогического общения отражает особенности коммуникативных возможностей педагога, характер взаимоотношений студентов и преподавателей, творческую индивидуальность преподавателя, особенности студентов, педагогическую и общую культуру преподавателя, его мастерство и профессионализм.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, попустительский и демократический (А. В. Петровский, Я. Л. Коломинский, В. В. Шпалинский, М.Ю. Кондратьев и др.). Авторитарный стиль предполагает единоличное решение всех вопросов, касающиеся как группы, так и каждого студента. Исходя из собственных соображений, он определяет характере и

2 Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения / А.С. Ковальчук. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. С.23.

3 Там же, с.12.

цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Как правило, данный стиль проявляется при автократическом подходе к воспитанию. При использовании такого стиля студенты не участвуют в обсуждении проблем, имеющих к ним прямое отношение, а их инициатива отвергается и оценивается отрицательно. Нередко у студентов под давлением педагога возникают отрицательные эмоции и чаще всего это порождает устойчивые конфликтные ситуации. Многие исследователи (Н. Ф. Маслова) отмечают, что педагоги, которые придерживаются этого стиля общения, не дают студентам проявлять и инициативу самостоятельность. Авторитарный педагог акцентирует внимание на успеваемости, дисциплине и негативных поступках. Чаще всего социально-психологическая атмосфера на занятиях неблагополучная. Преподаватель выступает объектом педагогической деятельности. В этой связи взаимная позитивная персонализация педагога и учащегося оказывается маловероятной.

Более того, доминирование авторитарных методов в общении со студентами располагает их к искаженному представлению ценностей, к высокой оценке таких качеств личности, как «умение использовать других для выполнения того, что должен сделать сам», «умение выходить сухим из воды», «умение заставить других беспрекословно подчиняться», «внешняя привлекательность и физическая сила» и т.п. (В. В. Шпалинский).

Попустительский (игнорирующий или анархический) стиль общения отражает предрасположенность педагога минимально включаться в деятельность. Это выражается в избегании ответственности за результаты учебно-познавательной деятельности студентов. Такие педагоги выполняют свои должностные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. При попустительском стиле общения реализуется тактика невмешательства, основой которой являются равнодушие и незаинтересованность проблемами, как образовательной организации высшего образования, так и студентов. Вследствие такой тактики отсутствует контроль преподавателя за деятельностью студентов и динамикой развития их личности. При данном стиле также затруднен процесс ценностно-смыслового самоопределения будущего специалиста сферы искусств и культуры.

Общими особенностями вышеперечисленных стилей общения являются отношения между преподавателем и студентами как бы «на расстоянии», отмечается явное отсутствие доверия, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения, отчужденность.

В отличие авторитарного и попустительского стиля демократический стиль общения ориентирован на повышение субъектной роли учащегося во взаимодействии с преподавателем и на побуждение каждого участника образования к решению общих образовательных целей и задач. Основной особенностью этого стиля является взаимоприятие. Студенты открыто и свободно обсуждают возникающие проблемы совместно с преподавателем, приходя к какому-либо решению. При демократическом стиле общения наиболее благоприятно происходит процесс ценностно-смыслового самоопределения студента. Преподаватели, придерживающиеся данного стиля, чаще всего проявляют положительное и доброжелательное отношение к студентам, адекватно оценивают их возможности, способности, успехи и неудачи. Такие преподаватели стараются понять потребности, цели студента и мотивы его поведения, ориентированы на стремление развитие его личности. Социально-психологический климат на занятиях таких преподавателей более благоприятен для формирования ценностно-смыслового самоопределения студента, потому что межличностные отношения при демократическом стиле общения отличаются доверием и высокой

требовательностью к себе и другим. Преподаватель стимулирует студентов к творчеству и проявлению инициативы. Это создает условия для самореализации, самосовершенствования и самоопределения

В реальной педагогической деятельности чаще всего используются смешанные стили общения. Преподаватель использует в работе со студентами некоторые частные приемы авторитарного стиля общения, потому что как показывают результаты многих исследований, они бывают достаточно эффективными. Но и в этом случае педагог должен быть максимально ориентирован на демократический стиль общения, так как диалог и взаимодействие со студентами при таком стиле общения позволяет успешнее сформировать ценностно-смысловое самоопределение студента в образовательном процессе и реализовать личностно-ориентированную стратегию педагогического взаимодействия.

Преподаватель вуза искусств и культуры должен направлять деятельность и общение студентов для того, чтобы не свести все только к строгим деловым формам контактов, а обязательно создавать условия для установления, поддержания и развития контактов, основанных на чувствах взаимной симпатии, демонстрируя это личным примером. Такая атмосфера расположит субъектов образовательного процесса к доверительным отношениям и поможет снижению возникновения конфликтных ситуаций. Вместе с тем совершенно неправомерно строить характер взаимоотношений только на основе симпатий, так как возможна утрата необходимой требовательности, без которой нельзя решать образовательные задачи.

В процессе общения субъекты образовательного процесса узнают друг друга. Известно, что эмоциональное состояние (настроение) прямо сказывается на отношении к различным сторонам жизни, в том числе на обучении. Отсюда понятно, что наиболее благоприятным для формирования ценностно-смыслового самоопределения студента вуза искусств и культуры в образовательном процессе является доброжелательность и приветливое настроение.

Но полностью регулировать процессы межличностного взаимодействия в вузе искусств и культуры очень непросто. Особенно трудно работать с людьми творческими, которых нельзя заставлять постоянно отчитываться за каждый шаг.

Группа студентов вуза искусств и культуры значительно отличается от многих других студентов, обучающихся в вузах не творческой направленности. Она имеет свои особенности взаимодействия между субъектами образования и свою специфику внутригрупповых отношений. Творческие люди острее переживают конфликтные ситуации. Из-за этого в процессе образования могут возникать недопонимание, недоброжелательные взаимоотношения, что создает неблагоприятную для творческой деятельности атмосферу. Поэтому преподавателями не должны допускаться случаи, когда под видом требовательности осуществляется жесткий приказной стиль, игнорирование интересов и инициативы группы или отдельного студента.

Ценностно-смысловое самоопределение студентов вуза искусств и культуры формируется при выполнении ряда условий: благоприятный социально-психологический климат, творческая атмосфера, взаимопонимание, доверие, согласие и взаимопомощь. Общение при создании этих условий играет не последнюю роль.

Подводя итог, следует отметить, что ценностно-смысловое самоопределение самопроизвольно не формируется. Оно требует постоянной систематической работы над студентами и его формирование во многом зависит от общения между субъектами образования.

Список литературы

1. Грицанов А.А. Новейший философский словарь / А.А. Грицанов. - Минск: Книжный Дом. 1999.

2. Ковалев, А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства / А.Г. Ковалев. - М.: Политиздат, 1975. - 271 с.

3. Ковальчук, А.С. Основы имиджелогии и делового общения / А.С. Ковальчук. - Ростов н/Д. : Феникс, 2004. 256 с.

COMMUNICATION AS A FACTOR OF FORMATION OF VALUE-SEMANTIC SAMOOPREDELENIYA STUDENT OF THE UNIVERSITY OF ARTS AND CULTURE

O.V. Orobinskaya

Belgorod state institute of arts and culture e-mail: tkalina89@mail.ru

The article is addressed to the problem of communicative interaction between teachers and students in the educational process of the University of arts and culture. The author examines the styles of pedagogical communication and their influence on the formation of socio-psychological climate and atmosphere in the classroom. The article describes the role of communication in the formation of axiological self-determination of the student in the educational process.

Keywords: Styles of pedagogical communication, value-semantic self-determination, socio-psychological climate.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.