Научная статья на тему 'Общенаучные аспекты теории оценки'

Общенаучные аспекты теории оценки Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
1840
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Logos et Praxis
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ОЦЕНКИ / ОЦЕНКА / ОЦЕНИВАНИЕ / ОЦЕНОЧНАЯ СФЕРА / ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / THEORY OF ESTIMATION / ESTIMATION / ESTIMATED SPHERE / ESTIMATED ACTIVITY

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Сутужко Валерий Валериевич

В статье предпринята попытка философского осмысления общей теории оценки. Доказывается, что оценка является универсальной философской категорией. Анализируются основные общенаучные аспекты теории оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article brings to light an attempt to judge a philosophical aspect of the theory of estimation. It is proved that estimation is a universal category of philosophy. The basic scientific aspects of the theory of estimation are analyzed.

Текст научной работы на тему «Общенаучные аспекты теории оценки»

© В.В. Сутужко, 2009

УДК 141.2 ББК 87.1

ОБЩЕНАУЧНЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ ОЦЕНКИ

В.В. Сутужко

В статье предпринята попытка философского осмысления общей теории оценки. Доказывается, что оценка является универсальной философской категорией. Анализируются основные общенаучные аспекты теории оценки.

Ключевые слова: теория оценки, оценка, оценивание, оценочная сфера, оценочная деятельность.

Теория оценки имеет высокую методологическую значимость в исследованиях объективной и субъективной реальности. В связи с этим оценка справедливо относится к универсальным, философским категориям. Основной задачей данной работы является анализ общенаучных аспектов теории оценки посредством сопоставления исследований оценочной тематики в разных науках и синтез этих частных концепций в философской категории «оценка».

Несмотря на огромный интерес прикладной науки к оценочной теории в современных философских словарях, оценке, как правило, не уделяется отдельного внимания. Вместе с тем в последние десятилетия проблема оценки в философии интенсивно исследуется многими отечественными авторами, которые доказывают, что оценка является философской категорией, обозначающей «аксиологическое отношение человека ко всему нормативно представленному многообразию предметных воплощений человеческой жизнедеятельности и возможностям их познавательного и практического освоения» [4, с. 631]. Оценка - такое определение объектов, при котором выявляется их положительное или отрицательное значение для субъекта. В оценках как бы сплавлены воедино интересы субъекта и информация об определенных свойствах, сторонах объекта [3, с. 24] (знание о соответствии или несоответствии объектов интере-

сам субъекта). В некоторых современных концепциях подчеркивается социальная сущность и природа феномена оценки [5, с. 155].

Однако теория оценки совершенно оправданно применяется не только в философских исследованиях, но и в других науках (менеджменте, политологии, психологии, социологии, экономике и т. д.). Более того, хотя до сих пор не существует науки об оценке под названием «эстиметология» (от англоязычного термина estimate - оценивать), однако теория оценки включается в качестве базовой концепции в метрологию (науку об измерении), квалитологию и квалиметрию (науки о качестве и его измерении). В связи с этим в рамках оценочной концепции необходимо уточнить понятия «качество» и «количество», так как оценка включает в себя и качественные, и количественные характеристики. Для выяснения сущности и содержания понятия «качество» остановимся на рассмотрении его генезиса.

В истории философии представлены следующие виды понимания качества: субстратное (древние культуры, сводимо к характеристике основных космических стихий - огонь, земля, вода, воздух); предметное (обусловлено влиянием производственной деятельности, формированием научных и технических дисциплин); системное (становится значимым в связи с тем, что объектами научного исследования и практической деятельности являются системные образования); функциональное (выражает тенденцию определять качество через количественные показатели); ин-

тегральное (ориентирует на синтетический, целостный охват всех сторон факторов). Качество, по словам Г.В.Ф. Гегеля, есть тождественная с бытием, непосредственная определенность в отличие от рассматриваемого после него количества, которое, правда, также есть определенность бытия, но уже не непосредственно тождественная с последним, а безразличная бытию, внешняя определенность. Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть [1, с. 228]. Очевидно, оценка как мера бытия есть единство качества и количества.

При этом цель качественной оценки определяется: мировоззренческими ориентирами (мы живем и действуем в качественномногообразном мире); логико-гносеологическими, методологическими условиями (познавая те или иные процессы, которые становятся объектом для научного исследования, мы прежде всего стремимся выявить качественную определенность, раскрыть свойства, связи и отношения); психологическими факторами (качественно-организованная деятельность, а также и качество производственной среды вызывают положительные эмоции и чувства, приносят удовлетворение); этическими и эстетическими нормами и принципами; социальными факторами (мы стремимся жить в качественном социуме, в котором созданы условия для жизни и творчества); технологическими условиями (определяется значимость качества материалов, проектирования, технологии, рабочего персонала) и т. д. Цель количественной оценки - представить степень развития данного качества. Количественные параметры служат средством познания качества. Количество позволяет оценить меру качества (сила человека как качество имеет разную меру, количество, выраженную в способности поднять вес в 10, 50, 100 кг).

В концепции оценивания, составляющей теоретическое ядро и методологию многих научных дисциплин, рассматриваются закономерности, принципы, логика и алгоритмы оценивания объектов и процессов. По определению оценивание представляет собой модель системы, включающей в себя субъект оценки, объект оценки, основание и логику оценки. При этом в оценочную систему заклады-

ваются принципы сравнения и отношения. Оценочная система включает в себя деятельностный, алгоритмический и логический аспекты. Оценочные действия отражают организацию процесса оценки с учетом субъект-объектных отношений, принятие решений и, соответственно, управление процессом решения задачи. Алгоритм оценки реализуется через структуру операций измерения и оценивания. В логике оценки раскрывается процесс оценивания, выбор основания, принципы и аксиомы оценивания.

Субъект оценки может быть представлен одним «оценщиком», малой и большой группой, социумом. Формализацией субъекта является пространство субъекта оценки в теоретико-множественном смысле со структурой отношений в нем. Объект оценки может быть представлен одним или несколькими предметами. При этом предмет оценки - качество, которое оценивается субъектом. Объекту оценивания соответствует объективное пространство с определенной структурой отношения. Каждому качеству соответствует совокупность свойств со структурой отношения в ней. Оценивание представляет собой измерение качества, перевод пространства свойств в пространство показателей качества (говоря на языке метрологии, в пространство мер качества, которому соответствует структура отношения в пространстве мер).

Основание для сравнения также представлено одним или несколькими критериями сравнения. Такое представление формализуется с помощью теоретико-множественного пространства оснований сравнения, которое конкретизируется в зависимости от содержания сравнения в виде системы аналогов, законов, норм, стандартов, ценностей, эталонов и т. д. Алгоритм оценки формируется на базе представления о множестве операций оценивания. Такое представление формализуется с помощью теоретико-множественного пространства операций оценивания. Результаты оценивания - определение качества, множество которого сопоставляется с пространством оценок. Таким образом, с учетом введенных формальных понятий система оценки представляет собой многокомпонентное образование, в котором структура отношений между компонентами опре-

деляет структуру всей системы оценки. В системе оценки (синергетической или организованной извне) цепочка преобразований характеризует движение оценивания от внешней фиксации объекта к раскрытию структурности его качества, от нее к системе взаимосвязанных показателей и к определению их значений и от них к оценкам-результатам. Внешне по отношению к данной цепочке компоненты, относящиеся к субъекту оценки, выступают внешними регуляторами процедуры оценивания (назначение или выделение субъекта, назначение оснований оценки, выбор операционной структуры алгоритма оценки, система операций оценки).

Основные положения теории оценивания формулируются в виде аксиом и принципов оценивания. Оцениваемое качество всегда уравнивается в определенной системе сравнений (для каждой операции существует система сравнения, в рамках которой эта операция выполняется).

Аксиома подчиненности системных сравнений - система сравнения при оценке качеств определена субъект-объектными отношениями. Здесь отражается положение о раскрытом выше значении субъект-объект-ных отношений в оценивании.

Аксиома осуществления границ сравнения качеств - оцениваемое качество всегда сравнивается в определенных границах сравнения, характеризуемых компонентами системы оценки. Данное положение ориентирует логику построения процедур оценивания на выявление этих границ, природа которых обусловлена свойствами как субъекта, так и объекта оценки.

Аксиома существования основания сравнения - любая операция сравнения выполняется при наличии определенного основания сравнения. Для любой операции сравнения существует ее определенное основание.

Аксиома абсолютной сравнимости -сравнимость качеств абсолютна, а их несравнимость относительна. Данное положение является принципом, отражающим закономерность сравнения: несравнимое качество объектов и процессов всегда можно сделать сравнимым, если перейти к соответствующему основанию сравнения и расширить класс сравнимости. Поиск такого основания срав-

нения связан с переходом к более обобщенным признакам, свойствам, показателям.

Аксиома полноты отношения сравнимости - отношение сравнимости обязательно включает отношение тождества или различия либо отношения тождества и различия одновременно. Если операция сравнения базируется только на отношениях сравнимости по тождеству или по различию, то такие операции неполные. Если операции сравнения включают в себя отношения сравнимости по тождеству и по различию, то они полные.

Аксиома зависимости результата от используемых в оценивании свойств объекта оценки - результат оценки зависит от номенклатуры оценочных свойств, от пространства качества и структуры отношения в нем. Одновременно в данном положении отражается возможность получить различные оценки по одному и тому же оцениваемому качеству, если оценивались свойства из различных классов.

Первый принцип оценивания - приоритет общества как субъекта оценки, как следствие -социальность всех видов оценки. В экономике и менеджменте данный принцип основан на народно-хозяйственных интересах и конкретизирован в целевом подходе и учете общественных потребностей (потребительская направленность оценки качества продуктов труда, что соответствует раскрытию контура регулирования качества по потребительской стоимости; потребности опосредуется через цели разумного сочетания социальных, экономических, технико-технологических требований в процедурах оценки).

Принцип сравнительной логики оценивания включают в себя групповой закон относительности оценки, групповой закон субъект-объектного единства оценки, групповой закон прочих равных условий, групповой закон управляемости, групповой закон системности оценки.

Групповой закон относительности оценок в конкретизированном виде отражает положения зависимости оценки от всех компонентов системы сравнения и включает в себя следующие признаки: относительность оснований оценки (зависимость основания оценки от времени, целей, субъекта и объекта оценки); временная относительность оценок (как след-

ствие системного принципа динамичности качества); хронометричность (перевод относительных значений показателей качества во временные оценки научно-технического уровня в терминах «опережения» или «отставания» по отношению к принятым сейчас основаниям оценки).

Групповой закон субъект-объектного единства оценки отражает положения о том, что оценка должна производиться в рамках определенных субъект-объектных отношений по оцениванию и включает в себя два признака: выделение аксиологически-внешних и ак-сиологически-внутренних оценок (оценки зависят от того, кем является субъект оценки по отношению к определенной системе: если субъект оценки - компонент данной системы, то это - аксиологически-внутренние оценки, а если субъект оценки находится за пределами данной системы, то это - аксиологически-внешние оценки); выделение системно-внешних и системно-внутренних оценок (оценки зависят от того, как рассматривается объект оценки - изолированно или в системном окружении: изолированное рассмотрение объекта оценки определяет класс системно-внутренних оценок, в системном окружении - класс системно-внешних оценок).

Третий принцип оценивания требует, чтобы уровень формализации оценки-результата соответствовал возможному уровню формализации объекта оценивания. Алгоритмический уровень теории оценивания ориентируется на раскрытие алгоритмов оценки (пространства операций оценивания). Среди операций оценивания выделяются внешние и внутренние операции. Внешние операции носят подготовительный характер и определяют содержание внешних этапов оценивания (формулирование цели оценки, классификационные операции, выбор оснований оценки, проверка условий пригодности и пр.). Операция выбора основания оценки включает в себя выбор вида основания оценки, определение области допустимых и базовых значений показателей. Особое место во внешних операциях оценки качества занимает проверка условий пригодности, которая составляет содержание первого этапа, собственно оценки качества. Здесь проверяются формализированные и неформа-лизированные требования, определяющие гра-

ницу области допустимого качества объекта оценки, которые не вошли в число оценочных показателей. Такими требованиями могут быть политические, психологические, социальные, экологические, экономические, эрго-нометрические и другие показатели. Внутренние операции определяют процесс оценки качества в узком смысле, который раскрывается через следующую совокупность процедур (операций): выбор оценочных показателей; выделение основных и дополнительных операций; выбор метода декомпозиции (содержание этой операции - составление иерархической схемы свойств, построение дерева свойств, иерархической структуры показателей качества); выбор типа шкалирования и построение шкал; свертывание показателей качества [содержание операции определяет решение таких вопросов, как выбор типа свертывания (модели оценки), выбор модели комплексного показателя, определение коэффициентов весомости оценочных показателей]; количественное оценивание качества; свертывание оценок качества (в операцию входит определение коэффициентов весомости оценки); свертывание шкал (переход от частных шкал к общей универсальной шкале, обобщение профиля предпочтения и переход к групповым профилям предпочтения).

Таким образом, выделенные операции оценивания составляют оценочное действие (унифицированный набор операций), определяющее содержание операций оценивания, что позволяет перейти к представлению алгоритма оценивания как произведения (суперпозиции) этих операций. Последовательность реализации операций оценивания проявляется в алгоритме оценки. Алгоритм оценочного действия последовательно отражает следующие операции: декомпозицию оцениваемого объекта, построение дерева свойств объекта, выбор на дереве свойств оценочных показателей (построение дерева показателей), шкалирование показателей относительно базы сравнения, свертывание показателей (построение групповых показателей), оценку объекта по групповым показателям - получения вектора оценки, свертывание оценок (вычисление комплексной оценки). Другими словами, оценивая объект, субъект выполняет последовательные операции - выбор оценочных показателей,

деление оценочных показателей на основные и дополнительные, шкалирование показателей, свертывание показателей (получение комплексного показателя), оценку по комплексному показателю. При этом в процедуре оценивания важное место занимает построение шкал.

Шкалирование является общепризнанным методом эмпирического исследования в различных науках. Например, понятие шкалы рассматривается как отдельное научное направление, имеющее самостоятельное значение в теоретической квалиметрии. По своей сути шкалирование позволяет количественно оценивать качественные характеристики (свойства). Так, в психологии свойствам личности (качествам) при помощи шкал (в ходе тестирования, экспертной оценки, самооценки) приписываются количественные показатели (баллы) [2, с. 89]. Другими словами, мера качества (количественная оценка) - это отображение качества на вещественных числах. Шкалирование - мера качества, вводящая упорядочивающие отношения на измеряемом множестве свойств. С формальной точки зрения шкала состоит из исходного множества измеряемых свойств или же их мер, множества отображений и множества значений отображения. В теории шкал, изучающей методы шкалирования в процедурах оценивания, выделяют процессуальный и структурный аспекты. Исследование процессуального аспекта развивает теорию сравнения с позиции проблем построения шкал. При этом акцент делается на обобщение и развитие системы принципов и закономерностей процесса шкалирования. Изучение структурного аспекта раскрывает специфику шкал в качестве реляционных систем (структур отклонений, отражающих определенные законы функционирования соответствующих объектов оценки и служащих формирующими признаками при построении шкал). Шкалирование де-

терминируется внутренними (закономерности и принципы собственно процессов построения шкал) и внешними (закономерности и принципы, регулирующие выбор шкал с учетом особенностей основных компонентов системы оценки) факторами.

В заключение данного далеко не полного анализа применения в конкретных науках теории оценки, убедительно демонстрирующего не только размеры оценочной сферы, но и необходимость оценочной деятельности для организации всякого субъектного взаимодействия и взаимоотношения с предметным миром, самим собой, другими людьми, обществом, можно сделать вывод о том, что категория «оценка» имеет общенаучную, философскую значимость. Вместе с тем, так как изучение оценочной проблематики в современной науке незавершенно, то, учитывая возрастающий интерес к теории и практике оценивания, необходимо провести ряд дополнительных исследований различных аспектов оценки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. В 3. Т. 1 / Г. В. Ф. Гегель. - М. : Мысль, 1974.- 563 с.

2. Дружинин, В. Н. Структура и логика психологического исследования / В. Н. Дружинин. - М. : ИП РАН, 1993. - 120 с.

3. Иванова, В. Ф. Мировоззренческая оценка и научный поиск / В. Ф. Иванова // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 1981. -№ 1. - С. 24-31.

4. Современный философский словарь / под ред. В. Е. Кемерова. - М. : Лондон ; Франкфурт-на-Майне ; Париж ; Люксембург ; Москва ; Миснк : Панпринт, 1998. - 1064 с.

5. Сутужко В. В. Природа, сущность и функции социальной оценки / В. В. Сутужко // Социальная политика и социология. - 2007. - №9 4. - С. 152-165.

ON GENERAL-SCIENTIFIC ASPECTS OF THE THEORY OF ESTIMATION

V.V. Sutuzhko

The article brings to light an attempt to judge a philosophical aspect of the theory of estimation. It is proved that estimation is a universal category of philosophy. The basic scientific aspects of the theory of estimation are analyzed.

Key words: theory of estimation, estimation, estimated sphere, estimated activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.