УДК 378:34
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВО ФГОС ВПО ПО НАПРАВЛЕНИЮ БАКАЛАВРИАТА «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»: АНАЛИЗ ФОРМУЛИРОВОК
А.А. Илиджев
Казанский юридический институт МВД России, 420059, г. Казань, Российская Федерация
Проведен анализ современной научно-педагогической литературы, посвященной вопросам реализации ФГОС ВПО; выявлены имеющие место недостатки на уровне требований стандартов к результатам обучения; представлены результаты анализа ФГОС ВПО по направлению бакалавриата «Юриспруденция» на предмет формулирования в них общекультурных компетенций; предложена обоснованная типологизация общекультурных компетенций (по критерию доминирующей направленности) на три группы: общекультурные компетенции, ориентированные на выполнение той или иной деятельности (деятельностные); общекультурные компетенции, ориентированные на знание (осознание) (когнитивные); общекультурные компетенции, ориентированные на социально-значимые ценности (ценностные).
Ключевые слова: ФГОС ВПО, общекультурные компетенции, бакалавр юриспруденции, формулировки общекультурных компетенций.
GENERAL CULTURAL COMPETENCE IN THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER EDUCATION TOWARDS A BACHELOR DEGREE IN «JURISPRUDENCE»: AN ANALYSIS OF THE
WORDING
A.A. Ilidzhev
Kazan Law Institute of the Interior Ministry of the Russian Federation, 420059, Kazan, Russian
Federation
The analysis of modern scientific and educational literature on the implementation of the federal state educational standard of higher education; have revealed shortcomings at the level of requirements for the standards of learning outcomes; Results of the analysis of the federal state educational standards towards bachelor "Law" for the formulation of general cultural competence in them; offered a reasonable typology of general cultural competence (by the dominant orientation) into three groups: general cultural competence-oriented implementation of an activity (activity); general cultural competence-oriented knowledge (awareness) (cognitive); general cultural competence, focused on socially significant values (values).
Keywords: federal state educational standard, general cultural competence, Bachelor of Law, the formulation of general cultural competence.
Компетентностная парадигма, которая определяет основной вектор развития современного образования в России, предполагает, что преподава-
тель высшей школы должен понимать основные идеи этой парадигмы и те новые требования, которые вытекают из ФГОС ВПО по направлениям под-
готовки (бакалавров, специалистов или магистров). Одними из них являются требования к результатам освоения основной образовательной программы, которые представлены в виде общекультурных и профессиональных компетенций. Результаты обучения представляют собой описание того, что выпускник будет способен делать после освоения программы.
В реальной практике высшей школы преподаватель той или иной дисциплины, как правило, акцентирует свое внимание на формировании и оценке тех знаний и умений, которые должны быть сформированы у обучающихся в процессе изучения его дисциплины. При этом остаются вне поля его зрения те общие результаты обучения, которые составляют ядро основной образовательной программы и которые представлены во ФГОС ВПО по тому или иному направлению. Между тем, компетентностный подход отличается как раз тем, что он требует от каждого обучающегося овладения наряду с сугубо предметными знаниями и умениями, еще и надпредметны-ми знаниями и умениями. За частным знанием каждой дисциплины преподаватель (и обучающийся) должен видеть и то общее, к чему направлена образовательная программа. В этой связи актуализируется вопрос о том, каковы состав и качество формулировок общекультурных компетенций во ФГОС ВПО по подготовке бакалавров по направлению «Юриспруденция». В нашем исследовании мы обратились к ФГОС ВПО в части состава и качества формулировок общекультурных компетенций по направлению «Юриспруденция».
Следует отметить, что различные аспекты реализации ФГОС ВПО в последние годы привлекают внимание все большего числа исследователей [1; 2; 3; 4 и др.]. Так, конкретный опыт разработки основной образовательной программы подготовки бакалавра (по направлениям: педагогическое, специальное (дефектологическое) и психолого-педагогическое образование) и возникающие в ходе ее реализации проблемы рассмотрены в работе Г.П. Захаровой. Автор отмечает ряд слабых сторон возникшей ситуации с проектированием ООП ВПО: значительное сокращение перечня обязательных дисциплин, недостаточная разработанность инструментов оценки качества ООП ВПО, ибо учитывается лишь наличие или отсутствие той или иной компетенции №, с.72-73). Содержание компетентностной модели выпускника с квалификацией «бакалавр» (на примере направления подготовки 270800 Строительство) рассмотрено в статье Е.Б. Ерцкиной [5]. Ею описаны общекультурные и профессиональные компетенции выпускника, выделена проектно-конструкторская компетентность и рассмотрена организация образовательного процесса ее формирования. В работе Е.Н. Ковтун приведены наиболее значимые результаты экспертизы ООП, разработанных университетами России в 2010-2011 годах на основе ФГОС ВПО, и в частности, выделяются следующие проблемы: формальность описания целей и результатов обучения в ООП в целом, а также в программах учебных дисциплин и практик; недостаточное использование при обучении активных и интерактивных форм проведения за-
нятий и отсутствие соответствующих методик; слабая конкретизация форм и способов оценки сформированности компетенций в программах дисциплин и практик, а также в документах ИГА; неполное отражение в ООП регионального содержания и специфики образовательного потенциала вуза; малая привлеченность работодателей к созданию и реализации ООП [6]. Автор подчеркивает, что «многие недостатки вузовских ООП объективно обусловлены некорректными формулировками, логическими противоречиями и неясностями, имеющимися в текстах утвержденных ФГОС ВПО» [6].
Представляет интерес работа Г.Б. Голуб, И.С. Фишман, Л.И. Фиш-ман [7], в которой отражены результаты анализа более 200 стандартов ФГОС ВПО на предмет формулирования в них общих компетенций и их соответствия запросам работодателей. Авторами показаны и классифицированы дефекты определений общекультурных компетенций (несовпадение количества общих компетенций в составе ФГОС ВПО; непрозрачность и неконкретность формулировок; наличие в некоторых формулировках элементов, описывающих разные универсальные способы деятельности; преобладание формулировок, которые не могут быть операционализирова-ны), предложен алгоритм операциона-лизации формулировок, позволяющий перевести их в формат, пригодный для целей оценивания данных образовательных результатов [7].
Анализ общих компетенций позволил автором статьи сформулировать вывод о том, что «стандарт ничего не
требует от вуза в плане формирования общих компетенций», поскольку «ни одна формулировка ФГОС не может быть операционализирована для целей формирования и оценивания единственно верным образом» [7]. Этот вывод авторов статьи базируется, как видно, на одном тезисе: если общие компетенции не могут быть строго операционизированы, а значит объективно продиагностированы и измерены, значит требований в виде общих компетенций вроде как и не существует. Получается, что представленные во ФГОС ВПО общекультурные компетенции и не обязательно формировать, ибо нет строгих критериев и средств однозначной оценки. Но можно ли согласиться с таким выводом авторов?
Несколько видоизменив, можно поставить вопрос таким образом: если результаты образования не могут быть однозначно проверены, то можно ли заниматься деятельностью по их формированию? Это очень важный методологический вопрос. Выскажем нашу позицию по данному вопросу. В педагогике могут иметь место измерения разного рода: количественные и качественные. Применительно к ценностному миру личности применение количественных методов измерения мы считаем не целесообразным. Здесь подходят в значительно большей мере качественные методы диагностики и, прежде всего, метод экспертных оценок. Заметим, что именно этот метод качественной диагностики и находит применение в реальной практике образования, когда речь идет об оценке личностных свойств. Поэтому можно заключить, что невозможность строгой количественной оценки обще-
культурной компетенции не является основанием для вывода о том, что «стандарт ничего не требует от вуза в плане формирования общекультурных компетенций».
Теперь обратимся к анализу требований к результатам освоения основной образовательной программы ВПО по направлению бакалавриата 030900 «Юриспруденция» в части общекультурных компетенций. Согласно ФГОС ВПО выпускник бакалавриата должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6); стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8); способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9); способен понимать сущность и значение
информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10); владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11); способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12); владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13); владеет навыками ведения здорового образа жизни, участвует в занятиях физической культурой и спортом (ОК-14).
Как видим, в стандарте определены 14 общекультурных компетенций, которыми должны овладеть будущие бакалавры к концу обучения по образовательной программе. В формулировках общекультурных компетенций используются такие глаголы, как: способен, владеет, осознает, обладает, готов, имеет, стремится, относится, участвует. Как видим, всего 9 глаголов, из которых наиболее часто используется глагол «способен...» [6], затем по частоте использования идет глагол «владеет.» [5], «обладает» [1], «имеет» [1]. Остальные глаголы встречаются по одному разу. Следовательно, основные параметры общекультурных компетенций характеризуются двумя глаголами - способен и владеет.
Возникает вопрос: имеет ли принципиальное значение, через какой глагол формулируется та или иная общекультурная компетенция? Для
ответа рассмотрим и проведем анализ соответствующих формулировок. Начнем с наиболее распространенных формулировок со словом «способен». Так, ОК-2 звучит следующим образом: «способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста». Что означает данная формулировка? Для выяснения этого необходимо обратиться к слову «способен» и тому содержанию, которое стоит за ним. Когда говорят о том или ином человеке, что он способен выполнять ту или иную работу, способен осуществлять ту или иную деятельность, то обычно имеют в виду, что этот человек обладает необходимыми знаниями, умениями, опытом в соответствующей деятельности, которые в совокупности позволяют ему выполнять эту деятельность. Кроме того, в этом случае подразумевается, что человек может выполнять данную деятельность на необходимом уровне, а не абы как. То есть, когда говорят, что человек способен к чему-то, то имеют в виду что он может выполнять деятельность на требуемом уровне.
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой читаем: «способность - 1. Природная одаренность, талантливость; 2. Уме -ние, а также возможность производить какие-либо действия» [8]; «способный - 1. Обладающий способностями к чему-либо; 2. Могущий что-нибудь сделать; обладающий каким-нибудь свойством» [8]. Как видим, слово «способность» имеет два смысла. Первый смысл связан с природной одаренностью, талантливостью (например, математические, музыкальные и др.
способности). Второе значение слова - умение производить какие-либо действия; а также возможность производить действия. В качестве примера в первом значении приводится сочетание - способность двигаться; а для второго значения - покупательная способность населения. Для нашего исследования мы возьмем за основу трактовку способности как умения производить какие-либо действия.
Итак, способность, согласно словарю С.И. Ожегова, это умение производить какие-либо действия. Если исходить из данной трактовки, то общекультурную компетенцию ОК-2 можно понимать как умение добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста. Другими словами, термин «способен» адекватен термину «умеет».
Теперь рассмотрим термин «владеет». Читаем в том же словаре: «владеть - 1.иметь свою собственность; 2. держать в своей власти, подчинять себе; 3.уметь, иметь возможность пользоваться, действовать при помощи чего-либо» [8]. Из этих трех толкований для нас представляет интерес третий вариант, согласно которому владеть - это уметь пользоваться, уметь действовать при помощи чего-либо. То есть, опять приходим к тому же глаголу «уметь». И, наверное, не случайно, что в формулировке ОК-3 присутствуют оба глагола - владеет и способен. Отсюда можно заключить, что использование глаголов способен, умеет, владеет ничем принципиально не отличается друг от друга.
Далее обратимся к содержанию глагола «стремится», который встре-
чается в формулировке ОК-7 «стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства». Что означает глагол «стремится»? Казалось бы здесь все ясно: стремится - значит мотивирован что-то делать, совершать какие-либо действия. В словаре С.И. Ожегова под стремлением понимается «настойчивое желание чего-либо добиться, что-нибудь осуществить; устремленность к чему-либо [8]. Нередко вместо этого глагола используют глагол «хочет», имея в виду, что стремление это есть желание, хотение к каким-либо действиям. Стремление - это постоянная нацеленность, наличие у человека желанной цели, которая побуждает его к тем или иным действиям. Стремится можно к чему-то или к кому-то, если сказать обобщенно стремится можно к той или иной ценности, которая выступает для человека как желанная цель. Такова психологическая сторона вопроса о стремлении.
Как видим, понятие «стремление» отражает мотивационную, побудительную компоненту деятельности человека. Отсюда следует, что в состав общекультурных компетенций входят не только умения (способности) выполнять то или иное действие, или деятельность, но и сформированная мотивация к социально и лич-ностно значимым ценностям. Здесь, однако, надо обратить внимание на одну деталь. Напомним, что через глагол «стремится» выражена только одна общекультурная компетенция, описанная выше. Если вникнуть в ее суть, то обнаруживается, что эта компетенция обращена к мотивационной стороне не отдельного действия, а к
мотивации личности в целом, связанной с ее стремлением к непрерывному самосовершенствованию. Стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства означает не что иное, как стремление к самосовершенствованию как в личностном плане (стремление к саморазвитию), так и в профессиональном (стремление к повышению квалификации и мастерства). Другими словами, общекультурная компетенция в данном случае представляет собой личностное свойство как целостное явление, выражающееся в стремлении личности к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства. Значит, общекультурные компетенции помимо умений предполагают еще сформированное у личности стремление к непрерывному саморазвитию и совершенствованию в профессии.
Теперь рассмотрим следующую общекультурную компетенцию, связанную с двумя глаголами - «осознает» и «обладает» - «осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания» (ОК-1). Эта компетенция так же, как видим, не связана с тем или иным умением. Ключевые слова в ней - осознание и профессиональное правосознание. Первая часть - «осознает социальную значимость своей будущей профессии» связана с глаголом «осознает»; вторая часть - «обладает достаточным уровнем профессионального правосознания» - с глаголом «обладает».
Что значит «осознает» социальную значимость своей будущей профессии? На бытовом уровне все вроде
понятно: осознает - значит понимает важность своей будущей профессии для общества. Теперь обратимся к тому же словарю С.И. Ожегова, где пишется: «осознать - полностью довести до своего сознания, понять» [8]. Как видим, здесь также осознание сводится к пониманию. Следовательно, данная общекультурная компетенция требует того, чтобы выпускник бакалавриата понимал социальную значимость своей будущей профессии. Опять мы видим, что нет связи с глаголом - уметь. И это уже не мотивация, а что-то другое, связанное с осознанием, то есть пониманием чего-то, доведением до своего сознания. Понять - это значит освоить сущность того или иного явления. Выходит, что для того, чтобы выпускник бакалавриата осознал социальную сущность своей будущей профессии необходимо, чтобы он понимал сущность профессии, ее место и роль в развитии общества, государства, региона, муниципалитета, в котором находится вуз и в котором предстоит жить и работать выпускнику.
Далее проанализируем подробнее вторую часть данной общекультурной компетенции - «обладает достаточным уровнем профессионального правосознания». Что это такое? Когда мы говорим о человеке, что он обладает чем-либо, то предполагаем, что человек имеет это что-то как присвоенное им. В словаре С.И. Ожегова дается следующая трактовка слова «обладать»: иметь в собственности, в наличии или в числе своих свойств [8]. Как видим, термин «обладать» является синонимом слова «иметь». В нашем случае «обладает достаточным уровнем профессионального правосознания» сле-
дует понимать как то, что выпускник бакалавриата имеет как свойство личности достаточный уровень профессионального правосознания.
Обратимся еще к одному используемому глаголу - «имеет», который связан с ОК-6: «имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону». Здесь данный термин дан в связи со словом нетерпимое отношение («имеет нетерпимое отношение»). Что это означает? Читаем в словаре С.И. Ожегова: «Иметь - 1. Обладать, располагать, владеть; 2. В сочетании с существительным означает действие в соответствии со значением данного существительного» [8]. В нашем случае корректно говорить о втором значении данного термина, ибо имеет место сочетание с существительным «нетерпимое отношение». Отсюда следует, что «имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению» следует трактовать как совершение действий в соответствии со значением сочетания «нетерпимое отношение». Можно смысл данного сочетания выразить одним словом - нетерпим к коррупционному поведению, то есть категорически отвергает любые проявления коррупционного поведения и, главное, в любых своих действиях и поведении руководствуется этим правилом. Для нас важно обратить внимание на то, что и данная общекультурная компетенция не связана прямо с термином «умеет» или «способен». Хотя, с другой стороны, она (компетенция) подразумевает осуществление действий, которые, в свою очередь, предполагают наличие умений осуществлять действие.
В ОК-5 «обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе» встречается два глагола - «обладает», который мы уже анализировали и «готов». Что значит «готов к кооперации с коллегами», «готов к работе в коллективе»? Сначала остановимся на содержании термина «готов». Употребляя этот термин, имеют в виду, что человек обладает необходимым ресурсом для осуществления той или иной деятельности. Под ресурсом в данном случаем подразумевается необходимый набор знаний, умений, других личностных свойств, которые в совокупности являются необходимыми для того, чтобы человек осуществлял ту или иную деятельность, либо то или иное действие. В словаре С.И. Ожегова читаем: «готовый - сделавший все необходимые приготовления» [8].
Здесь акцентируем внимание на том, что ключевое значение имеет вторая часть формулировки компетенции: готов к кооперации с коллегами; и «готов к работе в коллективе». Го -товность к кооперации с коллегами означает, что выпускник может участвовать в совместной работе с коллегами, выполнять отдельные задачи, являющиеся частью общей задачи коллектива, участвовать в разработке общих проектов и т.п. А готовность в работе в коллективе предполагает наличие у выпускника личностных свойств коммуникативного характера: понимать другого, порядочность, умение находить выход из конфликтной ситуации, ответственность за общее дело, умение учитывать интересы других и т.п.
Еще один глагол - «участвует». Он встречается в ОК-14: «владеет на-
выками ведения здорового образа жизни, участвует в занятиях физической культурой и спортом». Участвовать - значит принимать участие. По С.И. Ожегову «участие - совместная с кем-нибудь деятельность, сотрудничество в чем-либо» [8]. Отсюда следует, что речь идет о том, чтобы выпускник был готов к занятиям физической культурой и спортом совместно с другими людьми. Эта формулировка ориентирует не на овладение развитыми умениями в той или иной физкультур-но-спортивной деятельности, а только на то, чтобы человек непосредственно занимался физической культурой и спортом. Другими словами, эта общекультурная компетенция также прямо не связана с умениями и способностями.
Таким образом, подведем итоги анализа общекультурных компетенций с точки зрения их формулировок. Изучение состава общекультурных компетенций по направлению бакалавриата 030900 «Юриспруденция» показало, что для формулирования конкретных компетенций использованы различные термины, в основном глаголы. Всего использовано 9 глаголов, частота применения которых по мере убывания выглядит следующим образом: способен [3], владеет [5], обладает [1], имеет [1], осознает [7], готов [7], стремится [7], уважительно относится [7], участвует [7].
Наиболее часто встречаются два глагола - способен и владеет, которые характеризуют деятельностную составляющую общекультурной компетенции (умения и навыки). Большинство остальных глаголов (осознает, стремится, уважительно относится,
имеет, обладает, готов, участвует), каждый из которых встречается по два или одному разу, раскрывают общекультурные компетенции, отражающие уровень понимания (социальной значимости профессии), развитую мотивацию к самовершенствованию, ценностное отношение (к праву). То есть это не деятельностные характеристики (связанные с умениями), а в большей степени когнитивные и мо-тивационно-ценностные характеристики будущего бакалавра.
С учетом сказанного, общекультурные компетенции по направлению бакалавриата « Юриспруденция» могут быть классифицированы в три группы: общекультурные компетенции, ориентированные на выполнение той или иной деятельности; общекультурные компетенции, ориентированные на знание (осознание); общекультурные компетенции, ориентированные на социально-значимые ценности.
Источники:
1. Дорожкин Е.М., Копылов С.Н. Дидактическая модель формирования профессиональных компетенций/Е.М.Дорожкин, С.Н.Ко-пылов// Педагогическое образование и наука. 2011. №9. С.12-15. [Dorozhkin E.M., Kopylov S.N. Didactic model of the professional competencies // Teacher education and science. 2011. № 9. Рр.12-15. (In Russ.)]
2. Ибрагимов Г.И. Процесс обучения в высшей школе в условиях реализации ФГОС: болевые точки // Alma-mater. 2013. №8. С. 6-14. [Ibragimov G.I. The learning process in higher education under the implementation of the federal state educational standards: pain points // Almamater. 2013. № 8. Рр. 6-14. (In Russ.)]
3. Михалева Л.В. ФГОС как инструмент согласования образовательных парадигм // Высшее образование в России. 2012. №5. С. 14-20. [Mikhaleva L.V. Federal State educational standard as a tool to harmonize educational
paradigms // Higher education in Russia. 2012. № 5. P. 14-20. (In Russ.)]
4. Чучалин А.И. Цели и результаты освоения профессиональных образовательных программ //Высшее образование в России. 2014. №2. С.5-15. [Chuchalin A.I. Objectives and results of the development of vocational training programs // Higher Education in Russia. 2014. № 2. Р. 5-15. (In Russ.)]
5. Ерцкина Е.Б. Содержание компетент-ностной модели выпускника с квалификацией «бакалавр» (на примере направления подготовки 270800 Строительство // Стандарты и мониторинг в образовании. 2012. №3. С.54-59. [Ertskina E.B. Contents competence model with graduate qualification «Bachelor» (for example, areas of training 270800 Construction // Standards and Monitoring in Education. 2012. № 3. Р. 54-59. (In Russ.)]
6. Ковтун Е.Н. Экспертный анализ ООП классических университетов России // Высшее образование в России. 2012. №10. С. 14-21. [Kovtun E.N. Expert analysis of the main educational programs of classical universities in Russia // Higher Education in Russia. 2012. № 10. P. 14-21. (In Russ.)]
7. Голуб Г.Б., Фишман И.С., Фишман Л.И. Общие компетенции выпускников высшей школы: что стандарт требует от вуза // Вопросы образования. 2013. № 1. С. 156-172. [Golub G.B., Fishman I.S., Fishman L.I. The general competence of graduates: the standard requires the university // Education Matters. 2013. № 1. Pp 156-172. (In Russ.)]
8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка // М.: Изд-во «Азъ», 1992. 955 с. [Ozhegov S.I., Shvedova N.Y. Dictionary of Russian. M.: Publishing house «Az», 1992. 955 p. (In Russ.)]
9. Захарова Г.П. Основная образовательная программа подготовки бакалавра: опыт и оценка перспектив // Педагогика. 2012. №3. С. 70-75. [Zaharova G.P. The main educational program of the bachelor: experience and evaluation of prospects // Pedagogy. 2012. № 3. P. 70-75. (In Russ.)]
References:
1. Dorozhkin E.M., Kopylov S.N. Didakticheskaja model' formirovanija profes-
sional'nyh kompetencij // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2011. № 9. S. 12-15.
2. Ibragimov G.I. Process obuchenija v vysshej shkole v uslovijah realizacii FGOS: bolevye tochki // Alma-mater. 2013. № 8. S. 6-14.
3. Mihaleva L.V. FGOS kak instrument soglasovanija obrazovatel'nyh paradigm // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2012. № 5. S. 14-20.
4. Chuchalin A.I. Celi i rezul'taty osvoenija professional'nyh obrazovatel'nyh programm // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2014. № 2. S.5-15.
5. Erckina E.B. Soderzhanie kompe-tentnostnoj modeli vypusknika s kvalifikaciej «bakalavr» (na primere napravlenija podgotovki
270800 Stroitel'stvo // Standarty i monitoring v obrazovanii. 2012. № 3. S. 54-59.
6. Kovtun E.N. Jekspertnyj analiz OOP klassicheskih universitetov Rossii // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2012. № 10. S. 14-21.
7. Golub G.B., Fishman I.S., Fishman L.I. Obshhie kompetencii vypusknikov vysshej shkoly: chto standart trebuet ot vuza // Voprosy obrazovanija. 2013. № 1. S. 156-172.
8. Ozhegov S.I., Shvedova N.Ju. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka //. M.: Izd-vo «Az», 1992. 955 s.
9. Zaharova G.P. Osnovnaja obrazovatel'-naja programma podgotovki bakalavra: opyt i ocenka perspektiv //Pedagogika. 2012. № 3. S. 7075.
Зарегистрирована: 25.11.2014
Илиджев Александр Алексеевич (г. Казань), Казанский юридический институт МВД России (КЮИ МВД России), преподаватель кафедры криминалистики, кандидат юридических наук, доцент. Тел.: 8-917-854-52-22. E-mail: [email protected]
Ilidzhev Alexander Alekseevich (Kazan), Kazan Law Institute of the Interior Ministry of the Russian Federation (KLI the Interior Ministry of the Russian Federation), Lecturer of the Department of criminal investigation, Candidate of legal sciences, Associate Professor. Ph.: 8-917-854-52-22. E-mail: ilidsasha@ yandex.ru
УДК 373
АНАЛИЗ ИСХОДНОГО УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СУБЪЕКТОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Е.Л. Ерохина
Московский педагогический государственный университет, 119571, г. Москва, Российская
Федерация
В статье представлены результаты констатирующего эксперимента, проведенного с целью определенияуровня сформированности коммуникативной культуры субъектов исследовательского обучения. Проведенное анкетирование с открытым характером вопросов и анализ учебно-научных докладов показали необходимость специального обучения учащихся-исследователей и учителей-научных руководителей коммуникативной культуре в рамках академической культуры.
Ключевые слова: исследовательское обучение, академическая культура, коммуникативная культура.