Научная статья на тему 'Общее среднее образование Республики Мордовия (экономико-географический аспект)'

Общее среднее образование Республики Мордовия (экономико-географический аспект) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СЕЛЬСКАЯ МЕСТНОСТЬ / УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Догадова Ольга Игоревна, Макарова Анастасия Александровна, Переточенкова Ольга Усмановна

В статье представлен анализ системы общего среднего образования Республики Мордовия и динамики развития сети школьного образования. Рассмотрены проблемы в сфере общего среднего образования и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL SECONDARY EDUCATION IN MORDOVIA REPUBLIC: ECONOMIC AND GEOGRAPHIC OVERVIEW

The article presents an analysis of the system of general secondary education of Mordovia Republic and the dynamics of its development. The authors consider the problems of secondary education in Mordovia and solutions to them.

Текст научной работы на тему «Общее среднее образование Республики Мордовия (экономико-географический аспект)»

ДОГАДОВА О. И., МАКАРОВА А. А., ПЕРЕТОЧЕНКОВА О. У.

ОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ (ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) Аннотация. В статье представлен анализ системы общего среднего образования Республики Мордовия и динамики развития сети школьного образования. Рассмотрены проблемы в сфере общего среднего образования и пути их решения.

Ключевые слова: образование, сельская местность, учреждение общего образования,

школа.

DOGADOVA O. I., MAKAROVA A. A., PERETOCHENKOVA O. U.

GENERAL SECONDARY EDUCATION IN MORDOVIA REPUBLIC: ECONOMIC AND GEOGRAPHIC OVERVIEW Abstract. The article presents an analysis of the system of general secondary education of Mordovia Republic and the dynamics of its development. The authors consider the problems of secondary education in Mordovia and solutions to them.

Keywords: education, rural area, general education institution, school.

Образование является одним из важнейших факторов общественного развития, с одной стороны, и развития индивидуализма - с другой. Образование, которое представляет собой единство трех взаимосвязанных процессов (воспитания, обучения и социализации), оказывает сильное воздействие на различные аспекты человеческой деятельности, включая образ жизни и культуру личности. Поэтому оно является одним из ключевых измерителей человеческого развития. Образование выступает как эффективный инструмент модернизации общества, государства и экономики.

Мордовия - одна из республик Приволжского Федерального округа, обладающая значительным образовательным потенциалом. Республика Мордовия состоит из 22 муниципальных районов и городского округа Саранск. Одни из них находятся ближе к центру и имеют лучшие возможности для развития общего образования, а другие расположены в более удаленных местах. В связи с этим показатели по сети учреждений общего образования по состоянию на 2016 год неравномерны. По официальным данным в настоящее время сельские школы составляет более 76% от общего числа школ Республики Мордовии. Таким образом, развитие системы образования во многом связано с сетью сельских школ [1-3].

Основное звено в системе непрерывного образования - общее среднее образование. Если в 1990 г. в республике действовало 808 общеобразовательных школ разных типов, в

том числе 230 начальных, 238 основных, 340 средних, то к 2015 г. из них осталось только 360 школ, из которых 26 начальных, 91 основных, 243 средних (рис. 1) [3; 4].

Как видно из рисунка 1, общее число школ постоянно уменьшается. Так, в период с 1990 по 2015 гг. количество школ сократилось на 448, что составляет около 65% от числа школ, функционирующих на сегодняшний момент. Резкое уменьшение количества школ начинается после 2005 г. Так, если за 15 лет, начиная с 1990 г., общее количество школ сократилось на 103, то с 2005 по 2015 гг. это сокращение увеличивается почти в половину -на 365 школ.

Рис. 1. Динамика общего числа школ Республики Мордовия [2].

Наибольшее сокращение общего количества учащихся произошло в таких муниципальных районах как Ковылкинский, Ардатовский, Темниковский, Ельниковский, Старошайговский, Тяньгушевский, Инсарский, Больше Игнатовский, Атяшевский, Ичалковский. Это явилось одной из причин закрытия и реструктуризации школ. В г. Рузаевка, а также в Зубово-Полянском, Большеберезниковском, Кадошкинском, Лямбирском, Дубенском муниципальных районах произошло наименьшее сокращение общеобразовательных учреждений. Рисунок 2 отражает пространственную картину уменьшения количества школ в районах Республики Мордовия за период 1990-2015 гг.

По структуре общее среднее образование представлено начальными, основными и средними школами. Причем, количество средних школ (67% от общего количества школ

РМ), значительно превышает начальные (7%) и основные (25%). С 1990 г. отмечается самое большое сокращение начальных школ - почти на 90% [3; 5].

В последние годы в республике общее среднее образование претерпевает негативные тенденции, которые выражаются в сокращении общего числа школ. Эта проблема выражается в сокращении численности учащихся, что, в свою очередь, связанно с процессами сокращения рождаемости и значительным оттоком населения из сельской местности в другие более развитые регионы России и столицу Мордовии. Вследствие чего ухудшается состояние материально-технической и методической базы сельских школ, ощущается нехватка квалифицированных педагогических кадров и, как следствие, сокращение общего числа школ.

Рис. 2. Динамика общеобразовательных школ Республики Мордовия [2].

К основным направлениям развития сельского образовательного пространства Республики Мордовия относятся [4]:

- сохранение и развитие материально-технической базы сельских образовательных учреждений, повышение уровня обеспечения их учебно-лабораторными площадями, современной научной аппаратурой, вычислительной, информационной техникой;

- оптимизация образовательной сети на основе прогноза демографической ситуации в сельском социуме республики для обеспечения доступности и высокого

качества общего образования;

- совершенствование педагогических технологий, создание условий, обеспечивающих вариативность образования и развитие различных форм его получения сельскими школьниками;

- обновление содержания образования в сельских общеобразовательных учреждениях республики на основе базисного учебного плана, введение. компонентов сельскохозяйственного, экономического, национально-культурного и экологического образования на всех этапах обучения;

- совершенствование экономических механизмов функционирования и развития системы образования на селе, финансирование инновационной, научно-исследовательской деятельности образовательных учреждений;

- возрождение сельской национальной школы на принципах включения воспитанников в родную этнокультурную традицию, реализации конституционного права учащихся на воспитание, обучение на родном языке, перехода от приобщения к национальной культуре к познанию, уважению культур народов совместного проживания в республике и принятию мировых культурных ценностей;

- восстановление и развитие в новых политических, социально-экономических условиях воспитательных функций образовательных учреждений, превращение их в образовательный, социокультурный центр села;

- сохранение и развитие малокомплектных, малочисленных школ, повышение качества образования в них путем его дифференциации, профилирования, информатизации;

- учет региональной специфики [6], использования научно-педагогического, культурного потенциала республики;

- корректировка системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров с учетом специфики сельской школы.

Однако, не смотря на общие положительные тенденции развития школьного образования в республике в целом, уровень достижения поставленных задач различается в разрезе муниципальных образований. Эти различия объясняются как реальными возможностями муниципалитетов, так и эффективностью управления образованием на местах. Выравниванию качества образования должна способствовать выстроенная в Мордовии Республиканская система оценки качества образования.

В настоящее время в республике остается низким уровень подготовки сельских школьников. Это связано, прежде всего, с обеспечением кадрового состава. Если педагог не склонен к новой методике обучения с применением современных технологий, это является тормозом и в плане подготовки школьников [7]. Увеличить приток квалифицированных кадров в село можно только в том случае, если обеспечивать молодежь хорошим жильем,

выплатой достойной заработной платы, восстановлением инфраструктуры, в том числе дорожной сети [8]. Чем больше молодежи на селе, тем больше будет молодых семей. В результате улучшится демографическая ситуация и количество учащихся в школах будет увеличиваться. Следовательно, и малочисленные школы будут укрупняться, улучшится их финансирование, что позволит в большей степени обеспечивать школы учебно-лабораторным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения. Все это позволит более качественно выполнять практическую часть учебных программ.

В перспективе малокомплектные школы должны превратиться в центры воспитательной работы, а сельский учитель должен приобрести поддержку и авторитет среди населения. В школах необходимо создать такие условия, чтобы сельская молодежь чаще посещала школьные библиотеки, музеи, спортивные залы. Сохранить сельские школы, даже самые малочисленные, нужно, в первую очередь, для того, чтобы учащиеся получали образование по месту жительства, что, в итоге, предотвратит исчезновение села.

ЛИТЕРАТУРА

1. Географический атлас Республики Мордовия. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2012. -С. 84-86.

2. Догадова О. И. География общего и профессионального среднего образования Республики Мордовия / Бакалаврская работа. - Саранск, 2016. - С. 69.

3. Паспорт государственной программы Республики Мордовия «Развитие образования в Республике Мордовия» на 2014-2020. - С. 287.

4. Отчет о школах по районам Республики Мордовия за 2014-2015 учебный год / Министерство образования РМ. - Саранск, 2015. - С. 246.

5. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mrd.gks.ru/.

6. Семина И. А., Носонов А. М., Логинова Н. Н. и др. Пространственный анализ и оценка социально-экономического развития региона: монография / Под. ред. А. М. Носонова, И. А. Семиной. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2014. - 228 с.

7. Переточенкова О. У. Теория и практика модульного обучения в школе / Современное состояние и пути развития системы образования: монография в 2-х кн. Кн. 2. / Переточенкова О. У., Салькаева Д. Ф., Семина И. А. и др. / Под общ. ред. С. В. Куприенко. - Одесса: Куприенко С. В., 2012. - С. 58-72.

8. Логинова Н. Н., Семина И. А., Фоломейкина Л. Н. Экистическая и транспортная системы в структуре региональной экономики // Государственная служба. - 2013 - № 6. - С. 32-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.