Научная статья на тему 'Общее и особенное в педагогических категориях «Здоровый образ жизни» и «Здоровый стиль жизни»'

Общее и особенное в педагогических категориях «Здоровый образ жизни» и «Здоровый стиль жизни» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5326
869
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Виленский М. Я.

Статья посвящена анализу понятия «здоровый стиль жизни», и выяснению его сущности. Проведено его сравнение с другими сходными педагогическими категориями. Выделены критерии здорового стиля жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General and especial in pedagogical categories «The healthy way of life» and «Healthy style of a life»

Article is devoted to the analysis of concept healthy style of a life, to finding-out of essence of this concept. Its comparison with other similar pedagogical categories carried out. Criteria of healthy style of a life are allocated.

Текст научной работы на тему «Общее и особенное в педагогических категориях «Здоровый образ жизни» и «Здоровый стиль жизни»»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 796.011

М.Я. Виленский

ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЯХ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» И «ЗДОРОВЫЙ СТИЛЬ ЖИЗНИ»

Статья посвящена анализу понятия «здоровый стиль жизни», и выяснению его сущности. Проведено его сравнение с другими сходными педагогическими категориями. Выделены критерии здорового стиля жизни.

Article is devoted to the analysis of concept "healthy style of a life", to finding-out of essence of this concept. Its comparison with other similar pedagogical categories carried out. Criteria of healthy style of a life are allocated.

Современному человеку все чаще приходиться жить на пределе своих возможностей, в стремительно меняющихся условиях, в постоянной ломке жизненных стереотипов, «информационном буме». Нестабильная социокультурная и экономическая ситуация в стране усугубляет эту тенденцию и приводит к тому, что около 70 % населения России находится в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, который истощает адаптационные и приспособительные механизмы организма, поддерживающие здоровье.

В подобной ситуации медицина оказывается бессильной, поскольку первопричиной всего является дефицит в обществе «этического отношения к здоровью» [7], основные «факторы риска» имеют поведенческую основу, решающую роль в сохранении и укреплении здоровья человека играет его образ (стиль) жизни.

В соответствии с этим проблема формирования здоровья человека выходит за рамки медицинской науки и практики и перемещается в образовательную плоскость. Педагогическая валеология, унаследовав мощные традиции «лечебной педагогики, гигиенического воспитания»

[7], поставила проблему здоровья и здорового образа жизни в ряд экзистенциальных, актуализировала творческое начало в деятельности по укреплению здоровья и стала определять магистральное направление этого поиска.

В современной педагогической теории и практике проблема формирования здоровья и здорового образа жизни занимает одно из приоритетных мест. Однако до настоящего времени не раскрыта содержательная сторона понятия «здоровый стиль жизни», несмотря на его широкое использование. Данный факт представляется вполне закономерным; разграничение понятий «стиль жизни» и «образ жизни» явля-

Вестник РГУ им. И. Канта. 2006. Вып. 11. Педагогические и психологические науки. С. 8—18.

ется принципиальным лишь при наличии определенного уровня индивидуальности и субьектности, позволяющего личности сделать выбор собственного способа жизни из ряда альтернативных — выбор, адекватный ее внутренней сущности и ориентированный на самоактуализацию.

Таким образом, проблема здорового стиля жизни попадает сразу в два смысловых контекста современной педагогики: формирование здоровой личности и развитие индивидуальности, выделенных в качестве приоритетов государственной политики в области образования. Однако, несмотря на первостепенную значимость указанной проблемы, усиление личностной ориентированности образования, состояние научного знания и реальная педагогическая практика при формировании здорового образа жизни нивелируют в этом процессе индивидуальность до усредненных форм жизнедеятельности, что не способствует ее адекватному решению.

Круг феноменов, относимых к понятию «стиль», связан с широким спектром характеристик индивидуальности человека. Специалисты в области методологии, рассматривая понятие «стиль» как междисциплинарное, пришли к выводу, что границы его функционирования хоть и расплывчаты, но не беспредельны и под ним следует понимать устойчивую целостность, характерное единство, систему приемов и средств деятельности, либо характеристику продукта творчества, либо своеобразное самопроявление личности субъекта деятельности. Однако если большинство научных дисциплин изучает стиль как нечто типичное для человека или группы людей, носителей определенной культурной традиции, то педагоги и психологи занимаются скорее индивидуальным стилем, зачастую отвлекаясь от социокультурных переменных, и стилевые проявления изучаются в связи не столько с воплощением их в продуктах деятельности человека, сколько с индивидуальными особенностями активности, создающей эти продукты, и индивидуальностью субъекта, порождающего и выражающего себя в ней.

В зарубежной психологии, где делается акцент на личностных детерминантах и стиль описывается через личностные диспозиции в их связи с особенностями повеления, реагирования, познавательных процессов. Классическими для проблемы стиля стали работы Г. Олпорта, который ввел понятие мотивационных и стилевых черт личности. Мотивационные черты имеют направляющее, а стилевые — инструментальное значение для организации повеления, т. е. определяют способы и средства достижения поставленных целей. Г. Олпорт разводил понятия «стиль поведения как проявление инструментальных черт личности» и «стиль личности как проявление всей совокупности ее черт: мотивационных и инструментальных». В отечественной психологии стиль чаще описывается через устойчивые индивидуальные особенности выполнения деятельности, детерминированные свойствами индивидуальности различных уровней, и спецификой деятельности, в которой стиль формируется [12].

В русле стилевой проблематики наблюдается тенденция к изучению индивидуальности во всем богатстве ее взаимодействия с миром, а не только деятельностного среза этого взаимодействия.

9

10

В определении стиля деятельности и жизни отражается единая сущность индивидуального стиля как типичной для данного человека системы способов и приемов, психологических средств, к которой он сознательно или стихийно прибегает, чтобы реализовать вовне свою целостную индивидуальность. Только в одном случае это происходит в соответствии с требованиями конкретной выполняемой деятельности, а в другом — с учетом условий и параметров жизнедеятельности в целом. Следовательно, специфичным и атрибутивным в понятии «стиль жизни» является категория «жизнедеятельность».

Понятие жизнедеятельности включает понятие деятельности, оно в определенном смысле близко, но не сводимо к нему, поскольку значительно шире и вбирает в себя осознаваемые и неосознаваемые психические процессы, сложные процессы внутренней борьбы, мобилизации своих возможностей, переживаний, сомнений, выборов, решений. В это понятие входят более высокие уровни организации собственной жизни личностью, регулирование не только действий, а некоторых комплексов разных действий и поступков, их связывание в единое целое, определение их последовательности [1].

Изложенное позволяет определить соотношение стиля деятельности и стиля жизни (жизнедеятельности). Так, указанные категории имеют несомненную общность и взаимосвязь. Однако категория «стиль жизни» гораздо объемнее и так же, как жизнедеятельность, является синтезирующим понятием. Оно включает в себя и стиль деятельности (с его более частными разновидностями), и стиль общения, и стиль поведения и не исчерпывается этим, поскольку равноправное положение занимают в нем и отношения личности (т. е. внутренняя психическая деятельность, связанная с осознанием своего места в мире и обществе, в системе межличностных отношений, с оценочным отношением к миру). Следовательно, стиль жизни отражает нерасчлененное единство внешних и внутренних проявлений личности, ее деятельностной, поведенческой и ценностной составляющих. Каждая личность имеет не только индивидуальный стиль деятельности, общения поведения, но и различное сочетание видов деятельности, неодинаковую продуктивность в них, формирует различное отношение к одной и той же деятельности на разных этапах ее реализации, воспринимая ее то как целевую, то как инструментальную, что в совокупности и определяет уникальность стиля ее жизни. Каждый стиль (в узком понимании) является средством адаптации личности к конкретным аспектам внешнего или внутреннего мира на определенном уровне, а суммарный эффект их взаимодействия создает целостный, интегративный способ приспособления-преобразования личности к миру и мира.

Многомерность понятия «стиль жизни» и широкий диапазон феноменов, составляющих его, породили множество классификаций жизненных стилей, на основе самых разнообразных критериев, но все они соотносимы с личностными характеристиками (конформность, индивидуализм, агрессивность, альтруизм и т. д.). что указывает на специ-

фику категории «стиль жизни» по отношению к стилю деятельности, при классификации которого используются параметры, являющиеся характеристиками деятельности (результативность, эффективность, соотношение ориентировочных и исполнительских действий и т. д.).

Понятие «стиль жизни» обладает большей эвристической значимостью, так как позволяет значительно углубить понятие «образ жизни», детально рассмотреть влияние внутренних психологических факторов на развитие способа жизни личности и зафиксировать многогранность повседневного поведения людей в рамках единого для них образа жизни.

На наш взгляд, является неудовлетворительным полное отождествление указанных понятий, так и полное их противопоставление. Решение данного вопроса, как нам кажется, кроется в определении субъекта рассматриваемых феноменов.

Эвристическое решение указанной проблемы — это разведение двух понятий: «субъект образа жизни» и его «носитель». Под субъектом образа жизни понимается создатель тех или иных форм жизнедеятельности, которые имеют социально-типичный характер (это общество на определенном этапе своего развития, нации, социальные группы). Носителем социально-типичных черт жизнедеятельности является отдельная личность, которая вместе с тем выступает как субъект собственного стиля жизни.

Субъектность в индивидуальном жизненном стиле может быть выражена в большей или меньшей степени. В большинстве случаев человек предопределен вести тот образ жизни, который задан ему от рождения. Это контролируется и регламентируется обществом с различной жесткостью в зависимости от уровня его развития: от предписания общих принципов организации жизнедеятельности до конкретных форм поведения, соответствующих определенному социальному положению. Вместе с тем всегда есть реальная возможность проявления индивидуальных жизненных стилей, которые также, в зависимости от специфики общества, могут иметь более или менее оформленный характер. В свободном демократическом обществе человек может не только выражать свое индивидуально-природное отличие в заданных формах деятельности, не только выбирать форму приложения своей рабочей силы и занимать определенную социальную позицию, но и самостоятельно действовать в рамках данных обстоятельств, в границах имеющегося образа жизни, активно изменять эти обстоятельства, строить свою жизнь творчески, с учетом максимального самовыражения в ней. В этом случае уровень субъектности в индивидуальном стиле жизнедеятельности зависит от зрелости самой личности, так как субъект, в понимании А.В. Брушлинского, — это человек на высшем уровне активности, целостности (системности), автономности. Этот высший уровень всегда индивидуализирован относительно каждого человека с учетом его мотивов, способностей, но достичь его, т. е. стать субъектом жизнедеятельности, может не каждый, следовательно, и стиль жизни

12

может являться продуктом творчества личности, как простой его стилизацией [3].

Следовательно, стиль жизни — не составная часть образа жизни, а именно воплощение последнего на уровне личности, это одна из конкретных форм, посредством которой образ жизни доводится до реального воплощения в действительность через индивидуальность личности. Отличие образа от стиля жизни и заключается в количестве, в удельном весе индивидуального в них. Поскольку само существование стиля жизни основано прежде всего на индивидуальности, то данное явление имеет право на изучение только в том случае, при котором обеспечиваются реальные условия для осуществления индивидуальности в процессах жизни, т. е. когда можно говорить о сформированности высшего уровня индивидуальности — внутреннего мира личности, мира ее потребностей, ценностных ориентаций, представлений о людях и самой себе, когда уровень субъектности позволят сделать выбор из альтернативных путей жизни собственного.

В качестве дифференциальных определительных признаков стиля жизни можно привести разные величины: понимание смысла жизни; самоидентификация с определенной социальной группой; способ реализации ценностных ориентаций в повседневном поведении; способ удовлетворения устойчивых потребностей личности, образующих элемент ее структуры и влияющих на ее общую направленность; устойчивые привычки, манеры поведения, ориентация на традиционную или альтернативную культуру; организация свободного времени; интенсивность, периодичность, ритмичность жизни.

Что определяет этот выбор и, следовательно, своеобразие стиля жизни личности? В качестве дифференциальных определительных признаков стиля приводятся разные величины: понимание смысла жизни: самоидентификация с определенной социальной группой; это способ реализации ценностных ориентаций в повседневном поведении [11]; способ удовлетворения устойчивых потребностей личности, образующих элемент ее структуры и влияющих на общую направленность

[8]; устойчивые привычки, манеры поведения, ориентация на традиционную или альтернативную культуру; организация свободного времени; интенсивность, периодичность, ритмичность жизни.

Обилие точек зрения нам представляется вполне закономерным явлением, поскольку определяемое понятие весьма многомерно, индивидуальная жизнедеятельность в руках исследователей предстает калейдоскопом бесчисленных проявлений. Поэтому при исследовании стиля жизни необходимо выделить индикаторы разного уровня и различой модальности, способные в совокупности отразить его специфику и уникальность. К числу таких мы относим блоки структурно-содержательных, ценностно-смысловых, социально-ролевых и социально-временных индикаторов, которые составляют обобщенную структурную модель стиля жизни.

Структурная модель стиля жизни

Индикатор

Структурно- содержательный Ценностно- смысловой Социально- ролевой Социально- временной

Стиль поведения; стиль общения; стиль деятельности (основной); тип активности: основные сферы жизнедеятельности (количество, значимость, стили) Цель жизни; принципы жизни; позиция в жизни; отношения (к людям, к деятельности, к своей личности); ориентация на тип культуры; система потребностей Социальные роли; социальный статус; социометрический статус; возрастноролевые ожидания (отставание или опережение); авторитет в группе; престиж Возрастные периоды; биоритмы; социальные ритмы (повторяемость деятельности в различных аспектах, повторяемость действий в каждой из сфер пребывания); циклы недельные, сезонные, годовые; интенсивность; событийная плотность; темп

13

Приведенная структурная модель показывает, что стиль жизни проявляется в различных измерениях человеческого существования, является для личности способом взаимодействия с природной и социальной средой, способом статусной идентификации, коммуникации, са-мообъективизации, способом согласования ее сущности и существования и в связи с этим представляет собой существенный признак индивидуальности, одну из форм ее реализации. Как отмечал B.C. Мерлин, «развитие индивидуальности происходит благодаря универсальному мотиву — оставаться всегда индивидуальностью, защищать свою индивидуальность и становится все более гармоничной индивидуальностью». Именно этот мотив — самосохранения и самосовершенствования своей индивидуальности — является пружиной жизненного стиля, который мы определяем как способ самовыражения индивидуальности в жизнедеятельности, осуществляемый с учетом социальных возможностей и ее биосоциопсихического потенциала.

Далее необходимо выяснить сущность понятия «здоровый стиль жизни», что возможно осуществить через его соотнесение со «здоровым образом жизни» и рассмотрение их общего атрибута «здоровье». Представляют интерес те его формулировки, где содержание не ограничивается медицинскими и биомедицинскими параметрами, а акцентируется его ценностная значимость для человека и общества: здоровье как ценность [5]; как компонент человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав, условие успешного социального и экономического развития [4]; результат собственной деятельности человека [2]; как область человеческой культуры [6]; как норма жизни, где жизнь понимается как творчество; как способность к самосохранению, саморазвитию и самосовершенствованию [9].

14

Здоровье проявляется в способности: противостоять внешним и внутренним возмущениям, болезням, повреждениям, старению и другим формам деградации; приспосабливаться к среде и своим собственным возможностям; сохранять себя, а также естественную и искусственную среду своего обитания; увеличивать длительность полноценной жизнедеятельности; производить и выращивать полноценное потомство; улучшать возможности, свойства, способности своего организма, а также качество жизни и среды обитания; создавать, поддерживать и сохранять культурные, духовные и материальные ценности; созидать адекватное самосознание, этико-эстстическое отношение к себе, ближним, человеку и вообще к добру и злу.

Широкий спектр указанных способностей может быть сгруппирован в соответствии с тремя ипостасями человека: физической (тело), психической (психика), нравственной (социумность). Две последние образуют духовный компонент здоровья, который имеет приоритетное значение. Очевидно, что здоровым можно считать только человека одинаково благополучного как физически, так и духовно.

Необходимой и главной предпосылкой сохранения здоровья является здоровый образ жизни как некая эталонная модель, система общих условий, предписаний, мероприятий, совокупность подобного, но не тождественного, продукт коллективного творчества. Его реализация на уровне отдельного человека осуществляется в форме здорового стиля жизни — модели более вариативной, личностно соотнесенной.

Понятие «здоровый стиль жизни» в литературе встречается достаточно широко, но его сущность до настоящего времени остается выясненной неполно. Нам представляется, что здоровый стиль жизни должен трактоваться как индивидуализированный вариант здорового образа жизни, включающий в себя мировоззренческий, поведенческий и деятельностный аспекты.

Стилевые особенности жизнедеятельности с точки зрения их соответствия здоровью будут определяться и рядом других их факторов: индивидуально-психологических (для благоприятного существования холерика и флегматика необходимы разные социально-психологические условия), возрастных (что полезно в юности, далеко не всегда является таковым в старости), биоритмологических (для «жаворонков» и для «сов» оптимальным будет разный режим дня).

Кроме того, здоровый образ жизни неизменно связывают с удовлетворением базовых человеческих потребностей. У различных личностей, при одинаковом наборе базовых потребностей, свой собственный способ их удовлетворения, во многом обусловленный воспитанием. Кроме того, каждый человек строит свою индивидуальную систему потребностей и в соответствии с иерархией в ней распределяет время, силы, жизненные ресурсы между различными видами деятельности. Разные способы удовлетворения потребностей и индивидуальность систем потребностей обусловливают различные жизненные стили. Следовательно, здоровый стиль жизни предполагает, во-первых, такую систему индивидуальных потребностей, которая благоприятствует развитию данной личности и, во-вторых, оптимальные способы реализации этих потребностей. В контексте этого особый интерес представляет утверждение А.Н. Маслоу [10], что самоактуализация, стремление

к развитию своих способностей, к личностному росту, стремление человека стать все более и более тем, что он есть, стать всем, чем он способен стать, — есть потребность высшего уровня человека, превращающаяся в мотив поведения, при условии удовлетворения нижележащих потребностей. Самоактуализация выступает не только целью и результатом, но и процессом актуализации своих потенциальных возможностей, означает стремление делать хорошо то, что делаешь и делать хочешь. В таком случае развитая потребность в самоактуализации ориентирует на ведение здорового стиля жизни как необходимого условия полноценной, активной, продолжительной жизни, позволяющей в полной мере реализовать потенциальные индивидуальные возможности. С другой стороны, здоровый стиль жизни только тогда отвечает определению, когда имеются условия для удовлетворения не только дефицитарных потребностей, но и потребности в самоактуализации. Из этого следует, что здоровый стиль жизни есть продукт самостоятельного поиска, индивидуального смыслотворчества, личностной эволюции.

Таким образом, разграничение понятий «здоровый стиль жизни» и «здоровый образ жизни» позволяет согласовать «норму» и «вариативность», «индивидуальность» и «заданность», определить ту грань, что разделяет разумное, оправданное, целесообразное для одного и при этом является нецелесообразным для другого. При этом степень оптимальности определяется тем, насколько выбор, сделанный личностью в рамках здорового образа жизни, соответствует индивидуальным типологическим особенностям, индивидуальной системе потребностей, насколько личностно преломленной, творчески переработанной и адаптированной к требованиям саморазвития является создаваемая модель.

В контексте вышеизложенного правомерно определить здоровый стиль жизни как личностное новообразование, продукт духовных и физических усилий человека, целостную систему жизненных проявлений личности, способствующую гармонизации своей индивидуальности с условиями жизнедеятельности и являющауюся средством самоак-туализаци и личности в жнзнедеятельности.

Индивидуальные жизненные стили многообразны и располагаются в континууме от здорового (оптимального) и нездорового (разрушительного), причем отличия одного от другого будут проявляться на всех уровнях, во всех составляющих компонентах стиля. Проиллюстрируем это на примере ценностно-смыслового блока структурной модели стиля жизни.

Сравнительная характеристика ценностно-смыслового компонента здорового и нездорового стиля жизни

Показатель Стиль жизни

Здоровый Нездоровый

Цель жизни Глубоко осознана и связана с реализацией себя как субъекта культуры, нравственности, исторического процесса и собственной жизни Четко не определена, не связана с реализацией истинного предназначения человека

Принципы жизни Отвечают природособразности и этнокультурности Противоречат видовым законам и аксиологическим ориентирам общества

Продолжение табл.

16

Показатель Стиль жизни

Здоровый Нездоровый

Позиция в жизни Интернальная, при которой ответственность за все события в жизни личность возлагает на себя. Активность и самостоятельность Экстернальная, т. е. упование на судьбу, провидение, помощь извне, обвинение окружающих в чинимых препятствиях, что сочетается со стадностью и конформизмом

Уровень жизненных проявлений Духовный Утилитарный

Мироощу- щение Оптимистическое, жизнерадостное. Адекватное восприятие окружающей действительности, способность жить настоящим и строить планы на будущее Пессимистическое. Дискретность в восприятии своего жизненного пути

Отношение к людям Эмпатийное, альтруистическое, терпимое Эгоистическое, индивидуалистическое, потребительское

Отношение к природе Осознание себя частью природы, готовность к экологичному взаимодействию Принятие роли хозяина природы, стремление использовать ее лишь как источник благ и удовольствий

Отношение к своей личности Основывается на развитых рефлексивных способностях и стремлении максимально раскрыть потенциальные индивидуальные возможности Равнодушное, устранение от саморазвития, приводящее к деградации личности

Отношение к здоровью Как важнейшей ценности, что порождает стремление к здра-вотворчеству и жить так, чтобы не болеть Как к некой данности, которая подлежит коррекции только путем специального медикаментозного вмешательства, и эта данность с возрастом неизбежно утрачивается, отсюда закономерна пассивная, созерцательная позиция по отношению к своему здоровью

Отношение к профессиональной деятельности Как к возможности творческой самореализации, способу достижения основных жизненных целей Стремление к карьере как самоценности, обеспечивающей высокий статус и солидное материальное положение

Отношение к культуре Как к средству восхождения к общечеловеческим ценностям и идеалам, стремление к культурному жизнеустройству и повышению своего культурного уровня Недооценка культуры как «среды, растящей и питающей личность». Ориентации на «псевдокультуру», замедление культурного роста

Система потребностей Разумная, четко иерархизиро-ванная: примат духовных потребностей Сужение сферы потребностей, доминирование локальных, стереотип «стадных» потребностей

Указанные признаки носят обобщенный, универсальный характер, определяют духовный потенциал, реализующийся в индивидуальном жизненном стиле взрослого человека.

Исходя из анализа стилевых черт с точки зрения их оптимальности для субъекта жизнедеятельности, нами выделены следующие критерии здорового стиля жизни: организационный (наличие у личности полноценной жизненной стратегии, а не кратковременных тактик выживания, пролонгированная регуляция времени, восприятие жизни в единстве ее прошлого, настоящего и будущего); гигиенический (рациональный режим труда и отдыха, оптимальный и двигательный режим, соблюдение правил личной гигиены); коммуникативно-деятельностный (богатая палитра различных видов деятельности, регулярная оздоровительная деятельность, способность к продуктивному общению, поисково-творческая активность); адаптационно-ролевой (гармоничное протекание процессов социализации и индивидуализации, гибкость в поведении и общении, конгруэнтность); культурно-эстетический (широта культурных контактов, наличие эстетического идеала, способность противостоять проявлениям антикультуры, разумное следование моде); ценностно-мотивационный: (приоритет ценностей здоровья и саморазвития, наличие идеологического идеала); эмоционально-волевой (эмоционально-психологическая устойчивость, внутренний локус контроля, спонтанность, оптимизм); индивидуально-личностный: (высокий уровень самопринятия и самоуважения, сензитивностъ к себе, способность сохранять свою уникальность и творчески реализовывать ее).

Таким образом, рассмотренный материал позволяет сформулировать следующие выводы:

— стиль жизни как интегрированный способ взаимодействия личности с миром проявляется во всех сферах деятельности, в поведении и отношениях, образуя устойчивое единство, что существенно отличает данный феномен от соотносимого с ним «стиля деятельности», отражающего лишь один из аспектов целостного взаимодействия;

— стиль жизни, будучи производным явлением как от образа жизни, так и от функции индивидуального жизненного выбора, в силу того, что личность, являясь субъектом жизнедеятельности, отражает свободу выбора, представляет собой способ самовыражения индивидуальности в жизнедеятельности, осуществляющийся с учетом социальных возможностей и ее биопсихического цикла;

— категория «здоровый стиль жизни личности» позволяет согласовать норму и вариативность, индивидуальность и заданность, рассмотреть специфику активности личности в реализации здорового образа жизни в индивидуальной жизнедеятельности;

— здоровый стиль жизни, возникая на определенном уровне субъ-ектности и творчества в процессах жизнедеятельности, образует целостную систему жизненных проявлений личности, способствующую гармонизации своей индивидуальности с условиями жизнедеятельности и являющуюся средством самоактуализации в ней.

Список литературы

1. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.

2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1987.

18

3. Брушлинский А.В. Проблемы субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 6.

4. Жук Е.Г. Научные основы совершенствования здоровья и системы управления им. Смоленск, 1997.

5. Иванюшкин А.Я. Здоровье и болезнь в системе ценностных ориентаций человека // Вестник АМН СССР. 1928. Т. 45. № 4.

6. Каченовский М.Б. Введение в валеологическую педагогику. Минск, 1997.

7. Колесов Д.В. Валеология — новое направление в педагогических науках // Биология в школе. 1997. № 2.

8. Коломиец В.П. Становление индивидуальности. М., 1993.

9. Лищук В.А., Мосткова Е.В. Технология повышения личного здоровья. М., 1999.

10. Маслоу А.Г. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999.

11. Максимова О.А. Стиль жизни российского студенчества периода трансформации общества: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. Казань, 1999.

12. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

Об авторе

М.Я. Виленский — д-р пед. наук, проф., Московский педагогический госуниверситет.

УДК 371.31: 37.037 796.011

А.А. Никитина

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ТЕЗАУРУСА СТУДЕНТОВ ВУЗА

Рассматриваются теоретические основы процесса формирования физкультурного тезауруса. Выделены и сформулированы основные законы, закономерности, тенденции и функции, описывающие и объясняющие особенности эффективного формирования физкультурного тезауруса студентов вуза.

The theoretical principals of the sports thesaurus a presented in this article. Pointed out and formulated the main principal laws, tendencies and functions describing and explaining peculiarities of this effective forming of the sports thesaurus among the high school students.

Формирование физкультурного тезауруса студентов предполагает не только определение его сущности и роли в подготовке будущего специалиста в области физической культуры, важно выделить и сформулировать базисные теоретические положения, которые описывают и объясняют главные особенности эффективного формирования физкультурного тезауруса студентов вуза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этой связи необходимо рассмотреть понятия «закон», «закономерность», «тенденция», «функция», отношения между ними.

Понятие «закономерность» трактуется как «соответствие с законом, последовательное проявление какого-либо закона» [8, с. 203]. Закон — это «существенное общее отношение... между явлениями или между их

Вестник РГУ им. И. Канта. 2006. Вып. 11. Педагогические и психологические науки. С. 18—24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.