а
А.Е. Шульга, преподаватель, Волгоградская ГСХ Согласно п. 1 ст. 9 Конституции Российской
.
■
■
■
.
в погоне за легкой прибылью на протяжении не.
■
.
■
долю приходится чуть более 3% вывоза древесины и столько же — мировой лесной продукции. Расчётная лесосека используется менее чем на четверть. Лесной сектор дает России только 2,5% ВВП и 3,7% экспортной выручки [1].
Естественно, что Россия нуждается в правовой регламентации отношений, связанных с оборотом лесного фонда и рациональным его использованием.
Российский лес переживает не самые лучшие времена: в СМИ немало сообщений о нарушениях территорий лесов, о вырубке деревьев, о незаконном переводе земель лесного фонда в другие категории земель, о присвоении территории лесов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и пр. Помимо этого, перед человечеством встала глобальная задача — уберечь планету от полного уничтожения, от приведения её в непригодность для жизни.
Многолетнее бесхозяйственное использование лесов привело к значительному ухудшению состояния национального лесного фонда. Этот процесс является в какой-то мере отражением общемировой тенденции уменьшения площади лесов в результате усиливающегося антропогенного давления на природно-территориальные комплексы [2].
Охрана лесов заключается в системе правовых, организационных, экономических, технологических и других мероприятий по рациональному использованию лесного фонда и не входящих в состав лесного фонда лесов, сохранении лесов от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иных негативных воздействий.
В соответствии с Лесным кодексом РФ леса подлежат охране от пожаров, незаконных рубок (порубок), нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, а также защите от вредителей и болезней леса.
Как отмечает О.В. Куликова, одним из существенных средств по охране лесов является правовая борьба с лесонарушителями, которая заключается в признании в законодательном порядке действий, приносящих вред лесному хозяйству, противоправными и в привлечении лесонарушителей к уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности [2].
Такая ответственность, как правило, применяется к юридическим и физическим лицам. А вот деятельность некоторых государственных органов исполнительной власти контролируется весьма формально.
Одной из проблем современного лесного законодательства является понятийный аппарат. Существуют проблемы с определением должностными лицами лесов как таковых. К лесам порой пытаются отнести все насаждения деревьев, в том числе и искусственные лесопарковые зоны в черте города, что совершенно недопустимо.
Дать определение леса весьма сложно, поскольку лес — категория многогранная. С одной стороны, лес следует рассматривать как продукт природы, биологическое явление, ведь он возникает, растёт и умирает. С другой стороны, лес является комплексным живым организмом, поскольку включает в себя не только древесные и травянистые растительные организмы, но и животных и большое количество микроорганизмов — вообще всё живое, обитающее в нём, взаимодействующее друг с другом и с окружающей средой [3].
Лесной кодекс РФ в ст. 5 устанавливает, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Представляется, что данное определение не даёт какого-то чёткого представления о том, что же такое лес, а лишь наводит на следующие размышления: что такое экологическая система? Термин «экосистема» широко применяется на практике как за рубежом, так и у нас в Российской Федерации. Однако трактуется он порой или неоправданно широко, или же, наоборот, весьма узко.
Получается, что современный отечественный Лесной кодекс РФ, да и лесное законодательство в целом понятие «лес» вообще не содержит. Как следствие, вытекают следующие проблемы: что регулируют лесные отношения? Какова взаимосвязь между понятиями «лес» и «лесной участок»? и т.д.
Еще одной проблемой является выгорание лесов, которое фактически никем не контролируется. Агентства лесного хозяйства РФ в своих отчетах приводят исчисление выгоревших лесов, совершенно не сопоставимое с реальными данными. И всё у нас, вроде бы, в норме. А вместе с тем за данной ситуацией необходимо пристально наблюдать и принимать соответствующие закону меры. В противном случае, очень скоро мы совсем останемся без лесов.
Современный Лесной кодекс содержит важные положения относительно проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений. К сожалению, практические примеры проведения таких аукционов и заключения договоров аренды земель лесного фонда не всегда благоприятные. Аренда лесного участка очень часто становится для арендатора «долговой кабалой». Возможно, происходит это потому, что граждане, да и юридические лица недостаточно ориентированы в действующем лесном законодательстве, а управленческие структуры данной области пользуются этим. А возможно, потому, что рассматриваемые по-
ложения Лесного кодекса РФ вступили в силу сравнительно недавно, и еще необходимо их теоретическое осмысление.
Само закрепление института аренды земель лесного фонда в специализированном законодательстве очень актуально. Хотя не все цивилисты согласны с таким положением. В частности, М.И. Брагинский отмечает, что «... все договоры, регулируемые Земельным, Водным, Лесным кодексами, законодательством о недрах и других природных ресурсах, отвечающие требованиям ст. 1 ГК РФ (т.е. построенные на началах равенства), надлежит относить к числу гражданско-правовых» [4]. Согласиться с такой позицией можно лишь отчасти, т.к. указанные договоры обладают значительными особенностями, обусловливающими необходимость их специального регулирования Лесным кодексом.
Значение договора аренды лесного участка очень велико, поскольку большинство видов использования лесов осуществляется путём предоставления лесных участков в аренду (заготовка древесины, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, использование лесов для ведения охотничьего хозяйства, переработка древесины и иных лесных ресурсов, осуществляемых в предпринимательских целях и др.).
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регулируется ст.ст. 72—74 Лесного кодекса РФ, а также другими нормами данного кодекса и постановлением Правительства РФ от 28 мая 2007 г. № 325, утверждающим Правила подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности [5].
Профессором О.И. Крассовым отмечена особенность аренды лесных участков: при осуществлении использования лесов на условиях договора аренды лесного участка объект договора может уничтожаться, что и происходит при заготовке древесины; в процессе лесовосстановительных работ искусственно выращенный лес не в полной мере соответствует характеристикам естественного леса [6].
Особенностью договора аренды лесного участка является его срочный характер. В соответствии с п. 4 ст. 72 Лесного кодекса РФ договор аренды лесного участка заключается на срок, определённый в соответствии со сроком разрешенного использования лесов, предусмотренный лесохозяйственным регламентом. Лесной кодекс устанавливает минимальный и максимальный сроки заключения договора аренды, которые составляют от 10 до 49 лет.
B.К. Быковский отмечает, что особенностью договора аренды при использовании лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов, использовании лесов для переработки древесины, в отличие от общих правил об аренде (ст. 606 ГК РФ) о том, что плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества, являются его собственностью, право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, согласно ст. 20 ЛК РФ принадлежит Российской Федерации [7].
В заключение необходимо отметить, что современное отечественное лесное законодательство ещё недостаточно полно и однозначно регулирует эту важную сферу общественных отношений. Остаётся надеяться, что указанные проблемы будут в скорейшее время разрешены законодателем и у нас появится «положительная» практика решения данных вопросов. Литература
1. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный) / С.А. Боголюбов, М.И. Васильева, Ю.Г. Жариков (и др.). М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. С. 4.
2. Правовые вопросы рационального использования и охраны лесов. О.В. Куликова / под ред. К.Г. Пандакова. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2004. С. 3.
3. Пуряева, А.Ю. Лесное право: учебное пособие / А.Ю. Пу-ряева, А.С. Пуряев. М.: Деловой двор, 2009. С. 45.
4. Брагинский, М.И. Договорное право: общие положения. / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. М., 1997. С. 19.
5. СЗ РФ. 2007. № 23. Ст. 2793.
6. Крассов, О.И. Право лесопользования в СССР. С. 83—84.
7. Быковский, В.К. Использование лесов в Российской Федерации: правовое регулирование. М.: Волтерс Клувер, 2009.
C. 158.