102
им. И. Канта) и В. Н. Шульгина (Калининградский пограничный институт). Первый попытался ответить в своем докладе на вопрос: способна ли была реформа Столыпина предотвратить новый взрыв массового движения в России? В. Н. Шульгин дал оценку П. А. Столыпину как проводнику в правительственных кругах русского «самобытниче-ства».
Оригинальную струю в историческую полемику внесли историки русского зарубежья, секция которых была организована в связи с планами по созданию в Зеленоградске центра по связям с заграничными соотечественниками. В глубоком и основательном докладе М. Г. Шен-дерюк (РГу им. И. Канта) была предложена дефиниция понятия «русское зарубежье». Чрезвычайно интересными были сообщения представителя Центра по изучению русского зарубежья А. В. Попова (Москва) о канонических и церковно-правовых основах воссоединения российской и зарубежной православных церквей и ведущего научного сотрудника института славяноведения В. И. Косика (Москва) о «русской Югославии» XX века.
Заинтересованность собравшихся на конференции в обсуждаемых вопросах проявилась в оживленной полемике и выступлениях слушателей конференции, говоривших об историческом значении преобразований Столыпина. Материалы научно-практической конференции «П. А. Столыпин и русская история» будут опубликованы в виде сборника статей в издательстве РГу им. И. Канта в ближайшее время.
Весьма знаменательно, что организация Балтийского культурноэкономического форума им. П. А. Столыпина становится традицией. Его участники выразили администрации области и властям Зелено-градска благодарность за их инициативу и высказали пожелание о дальнейшем проведении этого мероприятия, ценного в научном и, что не менее важно, в воспитательном и просветительском своем значении.
А.А. Кузнецов,
канд. ист. наук, зав. кафедрой истории России РГУ им. И. Канта
ОБРАЗЫ РОССИИ И ФЕНОМЕН РУССКОЙ ДУХОВНОСТИ В МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ И КуЛЬТуРЕ
По приглашению коллег-филологов преподаватели и аспиранты исторического факультета приняли участие в работе двух международных научных конференций: «Образы России в отечественной и мировой словесности, истории, культуре» и «Феномен русской духовности: словесность, история, культура», которые проходили в РГу им. И. Канта 26—29 апреля и 4—7 октября 2006 года.
Доклады историков были представлены на пленарных заседаниях (проф. Ю. В. Костяшов, РГу им. И. Канта, и проф. В. И. Косик, Институт славяноведения РАН) и в секциях «Образы России в мировой и отечественной истории и культуре» и «Проблемы истории общественного сознания в России: феномен духовности». Целый ряд выступ-
Научная жизнь
лений был посвящен различным аспектам истории международных отношений. Так, Ю. В. Костяшов на основе как опубликованных, так и неизвестных ранее архивных документов рассказал о начале регулярных политических и церковных русско-сербских связей во время правления Петра I, В. В. Сергеев предпринял попытку систематизировать представления американцев о государственно-политической жизни России и русском национальном характере в 30—60-е годы XIX века, Н. А. Строганова рассмотрела положение русского населения в Польше в межвоенное двадцатилетие XX века, А. Д. Чумаков охарактеризовал взгляды на отношения России и США известного американского политика 3. Бжезинского.
Оригинальной постановкой вопроса отличались доклады А. А. Кузнецова, проанализировавшего процесс возникновения и эволюцию понятия «инородцы» в российском законодательстве, К. Б. Шустова, рассмотревшего влияние крестьянского монархизма на социальное поведение крестьян в годы первой русской революции, В. Н. Шульгина, показавшего единство свободно-консервативной отечественной традиции в XIX веке.
Значительный интерес вызвали доклады, посвященные исследованию политической и духовной жизни Русского зарубежья. В. И. Косик проанализировал основные направления деятельности РЗПЦ на Балканах. М. Г. Шендерюк показала, что Зарубежная Россия как некий уникальный исторический феномен возникла и существовала в период первой волны русской эмиграции (1917—1939), когда русские на чужбине стремились выполнить свою национальную духовную миссию — сохранить и развить русскую культуру в зарубежье в традициях Серебряного века. Е. А. Маслов и отец Георгий Бирюков представили обзор истории создания, деятельности и современного состояния русских старообрядческих и единоверческих общин на территории Мазурского поозерья бывшей Восточной Пруссии. С. В. Попова охарактеризовала взгляды виднейших представителей конституционно-демократической партии (П. Н. Милюкова, В. Д. Набокова, П. Б. Струве, И. В. Гессена, А. В. Тырковой-Вильямс) на государственное устройство России и причины революций. А. А. Ярцев определил место истории и культуры России в творчестве известного российского эмигранта-культуролога Питера Вайля. Проблемы истории общественного сознания в России поднимались в сообщениях аспирантов Ю. В. Киреенко, Д. В. Золотова, Д. В. Манкевича.
Опыт конференций продемонстрировал важность обращения к сюжетам общественно-политической и духовной жизни России и плодотворность междисциплинарного сотрудничества. Материалы конференций вышли соответственно в конце 2006 и 2007 годов в издательстве РГу им. И. Канта в виде сборников научных статей.
103
М.Г. Шендерюк,
канд. ист. наук, доц., зам. декана исторического факультета РГУ им. И. Канта по научной работе и международным связям