Научная статья на тему 'Образовательный процесс и инновационный менеджмент в современной педагогике'

Образовательный процесс и инновационный менеджмент в современной педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1157
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИИ / МЕНЕДЖМЕНТ / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ПЕДАГОГИКА / СУБЪЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ / ЭКОНОМИКА / EDUCATIONAL PROCESS / INNOVATIONS / MANAGEMENT / INNOVATIONAL MANAGEMENT / PEDAGOGIC / SUBJECTS OF LEARNING / ECONOMICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайдученко Юрий Сергеевич

Учитывая, что современные учебные дисциплины характеризуются наличием тесных межпредметных связей, особое значение приобретает новая система преподавания и оценки качества знаний: использование передовых образовательных технологий на основе развития проблемного мышления обучающихся и диагностика не только объективных результатов обучения, но и объема учебного труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гайдученко Юрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational Process and Innovation Management Society in Educational Science

Taking into consideration the fact that modern educational disciplines are characterized by the presence of close connections among the subjects we should recognize the all-important significance of renovation of teaching and rating systems, videlicet use of progressive educational technologies through developing problem thinking of students and diagnosing not only the objective results of education but also the volume of the effort a student makes.

Текст научной работы на тему «Образовательный процесс и инновационный менеджмент в современной педагогике»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Ю. С. Гайдученко

Учитывая, что современные учебные дисциплины характеризуются наличием тесных межпредметных связей, особое значение приобретает новая система преподавания и оценки качества знаний: использование передовых образовательных технологий на основе развития проблемного мышления обучающихся и диагностика не только объективных результатов обучения, но и объема учебного труда.

Ключевые слова: образовательный процесс, инновации, менеджмент, инновационный менеджмент, педагогика, субъекты обучения, экономика.

Процесс обучения как непрерывное социальное явление требует трансформации системы современного образования. При этом следует учитывать, что первостепенная роль научной, достоверной информации принадлежит ее востребованности для дальнейшего использования в практических сферах деятельности общества, что приобретает особую актуальность в современных условиях оптимизации образовательного процесса с учетом его ориентированности на развитие научнотехнических инноваций в различных сферах хозяйственной деятельности.

Учитывая изложенное выше, мы поставили цель охарактеризовать образовательный процесс во взаимосвязи с современным инновационным менеджментом в общетеоретическом аспекте.

Как отмечает I. R. Bright (11), процесс научно-технических инноваций, объединяя науку, технику, экономику, бизнес и управление, является сферой для воплощения тех знаний, которыми компетентный руководитель (менеджер) различных уровней управления должен оперировать в соответствии с решаемыми задачами. В целом научно-технические инновации представляют собой процесс преобразования научного знания в физическую реальность, способствующую трансформациям развивающегося общества.

Инновационная деятельность, включающая в себя научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКР) и внедрение их результатов в производство (2), является одной из основных сфер деятельности любого хозяйствующего субъекта современной экономики. Деятельность НИОКР регулируется Федеральным законом РФ от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Задачей НИОКР является создание новых изделий (или услуг), которые будут являться основой производственной деятельности хозяйствующего субъекта в будущем.

Рис. Междисциплинарные связи инновационного менеджмента в системе дисциплин по теории и практике управления в структуре современного образования (по Г. Я. Гольдштейну, 1995)

НИОКР и управление ими (инновационный менеджмент) тесно связаны с теорией и практикой общего менеджмента, маркетингом, производственным менеджментом, логистикой, стратегическим менеджментом, финансовым менеджментом (рис.) и другими науками, характеризующимися тесными междисциплинарными связями.

В процессе инновационной деятельности, включающей в себя НИОКР и внедрение их результатов в производство, следует особо выделить роль подготовки высококвалифицированных, компетентных специалистов, что может быть реализовано через сбалансированную систему подготовки кадров в аспекте: «общеобразовательная школа - вуз - послевузовское образование».

В условиях развития инновационного менеджмента и инновационных технологий немаловажное значение приобретает инновационное образование - образование, интегрирующее учебный процесс и научный поиск. Инновационное образование предполагает не только использование в учебном процессе новых научных знаний, но и включает в него творческий поиск, представляя собой в целом единство научного, учебного и воспитательного процессов (9). При этом, как отмечает Л. С. Гребнев (3, 24-25), внедрение инновационных технологий в образовательный процесс позволит говорить не о классическом или неклассическом образовании, а о субъекте обучения как о дипломированном специалисте.

Д. В. Чернилевский отмечает, что главная цель инновационного образования заключается в сохранении и развитии творческого потенциала человека. Вместе с тем образование должно быть пронизано общечеловеческими ценностями, иметь направленность на развитие гармоничного мышления, основанного на сочетании внутренней свободы личности, ее социальной ответственности и терпимости к инакомыслию (8).

Как отмечает В. А. Янчук (10, 15-26), к числу основных детерминант эффективности образовательной инноватики, которые опираются на определенные психологические основания, относятся: методологические основания, образовательные технологии, квалиметрия, мониторинг, а также личностный фактор. В целом современный образовательный процесс тесно связан с теоретической и прикладной психологией. Учитывая, что в системе современного образовательного процесса учебные дисциплины характеризуются наличием тесных межпредметных связей, особое значение приобретают принципиально новые системы подачи материала и оценки качества знаний.

Роль средней общеобразовательной школы в новейших условиях трансформации учебных программ и соответствующей переработки учебной и вспомогательной учебно-методической литературы должна сводиться к формированию у обучающихся фундаментального образования, позволяющего в дальнейшем обеспечивать непрерывность образовательного процесса: школа - вуз - НИОКР - инновационный менеджмент.

В условиях рыночной экономики, предполагающей реализацию основных механизмов инновационного менеджмента, роль преподавателя заключается не только в формировании комфортной гуманитарной среды,

но и трансформации собственно структуры учебного процесса, соответствующего профилю учебного заведения, адаптированной к интеллектуальным потребностям субъектов обучения.

В современном учебном процессе необходимо создавать условия для того, чтобы субъекты обучения имели возможность выбора как преподавателей, так и форм обучения с целью совершенствования учебного процесса и научно-исследовательской деятельности. Состояние материально-технической базы, социальнокультурной инфраструктуры должно обеспечивать потребности граждан современного общества, получающих как среднее общее, так и высшее профессиональное образование.

В соответствии с Законом РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (6), существуют определенные требования к содержанию высшего образования: ориентация на системное видение изучаемых предметов; гибкость и вариативность содержания образования с учетом потребностей производства и личности; гуманизация содержания образования; ориентация на овладение новыми информационными технологиями; обеспечение социально-человеческой компетентности выпускника вуза; формирование высокой экологической культуры; подготовка конкурентоспособных, профессионально компетентных специалистов. В целом требования закона можно классифицировать по трем основным группам: доступность образования; требования к качеству образования; требования, связанные с реализацией академических свобод студента в процессе обучения.

Результаты сравнительного анализа традиционной и инновационой парадигм современного образования в России приводит В. Н. Турченко (табл.), раскрывая актуальность и позитивность инновационных механизмов для современной педагогики в целом.

На фоне внедрения инновационных механизмов в педагогический процесс формирующейся системы современного образования повышаются требования к качеству подготовки и повышению квалификации специалистов, тогда как требования к последним обусловлены научно-техническим прогрессом. Учитывая лавинообразный характер последнего, современный специалист, наряду с широким кругозором, должен обладать нестандартным мышлением, позволяющим быть лабильным не только в работе по выбранной им специальности, но и приспосабливаться к жесткой конкуренции на современном рынке труда. Общие тенденции последнего подчеркивают социальную важность характерных для современного общества процессов повышения квалификации, вплоть до переобучения и смены рода деятельности (1, 306-308).

Технологии инновационного менеджмента в современном образовательном процессе могут быть реализованы через создание учебно-научно-инновационных комплексов (УНИК), предполагающих организацию единого образовательного, научного и организационного пространства, включающего в себя образовательную, научно-исследовательскую и производственную сферы. Целью последних является создание системы подготов-

ки и переподготовки специалистов с учетом мировых квалификационных требований к ним, что обеспечит решение приоритетных социально-экономических задач, стоящих перед современным обществом.

Следует отметить, что задачами УНИК могут стать повышение конкурентоспособности учебного процесса как на региональном, так и на федеральном рынках трудовых ресурсов и научно-технической продукции, подготовка высококвалифицированных кадров и обеспечение профессионального роста специалистов в целях повышения экономического потенциала региона, качества образовательных программ и квалификации выпускников, теоретического и профессионального уровня выпускаемых магистров, аспирантов и докторантов, интеллектуального потенциала вуза, экономического потенциала хозяйствующих субъектов различных уровней, уровня высшего профессионального образования (ВПО) в целом, внедрение инновационных технологий в сферу образовательных услуг, укрепление партнерства УНИК с производственными сферами хозяйственной деятельности.

Вместе с тем структура УНИК должна включать в себя основные ресурсы, способные обеспечивать его деятельность как непрерывный в технологическом отношении процесс, располагать современным оборудованием и средствами программного обеспечения, предназначенными как для учебных целей, так и для реализации научных исследований. Реализация последних возможна лишь при наличии кадров, способных владеть современными методами и методиками, реализуемыми в условиях инновационного менеджмента.

Немаловажное значение в процессе формирования УНИК имеют как его учредители, так и соучредители -разработчики УНИК, организационные и финансовые партнеры, с условием возможности работы на мировом рынке с использованием инновационного менеджмента и инновационных технологий.

Деятельность УНИК предполагает получение определенных результатов и продуктов: подготовка специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке труда, быстрое и высокоточное решение исследовательских задач, интенсификация научных исследований, разработка научно обоснованных рекомендаций производству, оказание услуг предприятиям и населению, публикация в открытой и специальной печати результатов научно-исследовательской инновационной деятельности в виде монографий, учебных пособий, учебников, наставлений, инструкций, статей и др., разработка и внедрение в учебный процесс электронных учебных материалов, доступных современному пользователю информации.

В условиях становления инновационного менеджмента в современной учебно-научной деятельности системность и масштабность влияния УНИК на инновационное развитие вуза, отрасли, региона, а также системы ВПО позволят повысить конкурентоспособность учебно-научно-технологического процесса в целом как на региональном, так и на федеральном рынках трудовых ресурсов и научных технологий. Повышение качества образовательных программ и квалификации субъектов обучения возможно лишь при улучшении учебного процесса в целом, с учетом условий для реализации их профессионального роста.

Таблица

№ Принцип Традиционная парадигма Инновационная парадигма

Технологический аспект парадигм образования

1 Временной Сравнительно короткий период жизни Пожизненный процесс

2 Пространственный Ограниченность, определенность места Неограниченность

3 Структурный Обособленность элементов Взаимозависимость и преемственность элементов

4 Внешней связи «Закрытая школа» «Открытая школа»

5 Количественный Включено меньшинство Включены все

6 Функциональный Подготовка к жизни Включение в жизнь

7 Развития Эволюция Революция

Социально-экономический аспект парадигм образования

1 Характера деятельности Непроизводительный умственный труд Производительный, соединенный с умственным, физический труд

2 Экономической сущности Непроизводственная сфера Производственная сфера

3 Структурной типологии Разделение общего и профессионального Интеграция общего и профессионального

4 Социального значения Средства приобретения социальных привилегий Цель, самостоятельная социальная ценность

5 Доступности Приоритет господствующих классов Равенство социальных возможностей

6 Социальной функции Углубление социальных различий Преодоление социальных различий

7 Пути совершенствования Экстенсивный Интенсивный

Педагогический аспект парадигм образования

1 Способа образования Вербально-книжный Преобразовательно-деятельностный

2 Содержания образования Определенный объем известных знаний, умений и навыков Творчество в материальном и духовном производстве

3 Значимости степеней структуры Приоритет высших Приоритет низших

4 Критерии эффективности Формальные показатели успеваемости Результаты общественной практики

5 Формы организации Индивидуально-групповая Коллективно-индивидуальная

6 Педагогической функции Воздействие на учащегося как на объект Активизация учащегося как субъекта

7 Тенденции динамики Стабильность Непрерывное обновление

Совершенствование системы управления учебно-научно-инновационным процессом как фактором, определяющим интеллектуализацию общества, является важнейшей задачей современной педагогики. Современные учебные дисциплины характеризуются наличием тесных межпредметных связей, и здесь особое значение приобретает качественно новая система преподавания и оценки знаний.

В последнее десятилетие большое распространение в ряде российских школ и вузов получило использование таких педагогических технологий, как концентрированное (блочное), модульное и проблемное обучение. Их основной задачей является создание таких условий образовательного процесса, в которых личность обучающегося могла бы полноценно раскрыться, максимально использовать свой потенциал и развивать имеющиеся способности.

Несмотря на ряд различий в особенностях и механизмах реализации названных выше педагогических технологий, все они ориентированы на особенности индивидуального развития личности субъекта обучения, обусловливающие оптимальный темп усвоения знаний, умений и навыков в каждом конкретном случае, с учетом специфики преподаваемого предмета, условий протекания педагогического процесса, общей направленности индивида и уровня его интеллектуального развития (1).

Новые педагогические технологии позволяют успешно реализовывать идею междисциплинарных связей, привлекая имеющиеся у субъектов обучения знания и умения к решению проблемных задач в новых условиях и незнакомой области применения. Использование передовых педагогических технологий, опирающихся на проблемное обучение, вырабатывает у субъекта обучения привычку мыслить широко и критически. Активизация мыслительного процесса на каждом занятии непременно ведет к лучшему усвоению материала, логической, системной и аналитической его обработке, что, в свою очередь, снижает вероятность возникновения неудовлетворительных результатов при проведении итогового контроля.

В условиях внедрения инновационных технологий в образовательный процесс среди новых методов контроля особое место занимает рейтинговая система, позволяющая гибко оценивать успеваемость обучающихся, вскрывать проблемные места в усвоении материала как отдельным студентом (учеником), так и группой в целом, наглядно иллюстрировать качественные изменения в процессе обучения каждого учащегося. Рейтинговые системы особенно удобны в том, что с их помощью можно отслеживать и групповую, и индивидуальную работу обучающегося, его познавательную активность, вклад в решение общей проблемной задачи, способность самостоятельно организовать свою учебную деятельность, осуществлять научно-исследовательскую работу на качественно высоком уровне.

Наряду с рейтинговой системой необходимо обеспечивать реализацию промежуточной диагностики,

т. е. давать обучающимся возможность для отработки пропущенных занятий и неудовлетворительных оценок традиционными средствами.

Использование принципиально новых форм преподавания и диагностики обученности позволит сориентировать современную систему средней и высшей школы на формирование условий для развития каждого обучающегося, в том числе интеллектуального. Эти условия будут способствовать максимальному использованию ими своих способностей в процессе обучения, что позволит в дальнейшем каждому выпускнику комфортно чувствовать себя в социуме.

Таким образом, в условиях внедрения инновационных механизмов в современную педагогику фундаментальное и целостное образование в структурно-содержательном аспекте должно сочетаться с практической востребованностью, что позволит субъекту обучения продолжать дальнейшее образование как непрерывный процесс, позволяющий созидать новые знания в соответствии с динамичными социальными явлениями. Это и является одной из центральных задач современного инновационного менеджмента как самостоятельной экономической науки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гайдученко Ю. С., Мягких М. А. Образовательный процесс и социум: средняя и высшая школы как единая система обучения // Аграрная наука - сельскому хозяйству: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. - Барнаул, 2007.

2. Гольдштейн Г. Я. Основы менеджмента. - Таганрог, 1995.

3. Гребнев Л. С. Диверсификация образовательных программ высшего профессионального образования // Информационные и коммуникационные технологии в образовании-2003: мат-лы междунар. конф. «ИКТО-2003». - М., 2003.

4. Технологии обучения студентов в вузе: учебное пособие для студентов магистратуры / под ред. Г. П. Синицыной. -Омск, 2002.

5. Турченко В. Н. Стратегия устойчивого развития образования. URL: http://www.edu.nsu.ru/nipkpro/izdanija/simpozium/ turchenko.html.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 35. - Ст. 4135.

7. Федеральный закон Российской Федерации от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 35. - Ст. 4137.

8. Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе. - М., 2002.

9. Шукшунов В. Инновационная деятельность в российском образовании // Высшее образование в России. - 2001. -№ 5.

10. ЯнчукВ. А. Психологические основания образовательной инноватики // Инновации в образовании. - 2003. - № 1.

11. Bright I. R. Some Mаnagеment Lessons from Technological Innovation Research. - University of Bredford, USA, 1968.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.