Научная статья на тему 'Образовательный квест как форма организации занятия при обучении русскому языку как иностранному (из опыта проведения)'

Образовательный квест как форма организации занятия при обучении русскому языку как иностранному (из опыта проведения) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
699
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО / ГЛАГОЛЫ ДВИЖЕНИЯ С ПРИСТАВКАМИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КВЕСТ / METHODS OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE / VERBS OF MOVEMENT WITH PREFIXES / EDUCATIONAL QUEST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова Н.А.

Статья посвящена анализу особенностей образовательных квестов как формы организации занятия при обучении русскому языку как иностранному. Автор рассматривает основные типы образовательных квестов, выделяемые по разным основаниям (структуре сюжета, предметному содержанию, форме работы, сроку реализации, режиму проведения), кратко характеризует каждый из видов, описывая его преимущества и слабые стороны. В статье приводится анализ типичной структуры образовательных квестов, дается описание каждого из этапов. Кроме того, статья содержит рекомендации преподавателю, решившему организовать квест для студентов, изучающих русский язык как иностранный, по организации, проведению и оцениванию результатов образовательной игры. Автор говорит о достоинствах и возможных недостатках подобной формы организации занятия. Также приводится пример образовательного квеста, разработанного на основе лексико-грамматической темы «Глаголы движения с приставками». Данная тема является одной из самых сложных для иностранных студентов по целому ряду причин. Часто основным препятствием к пониманию русских приставочных глаголов движения является отсутствие соответствующего представления (концепта) у иностранных студентов, а одним из эффективных путей решения этой проблемы его формирование путем «обыгрывания». В этом случае задействованными оказываются и слуховая, и зрительная, и моторная память. В статье обосновывается правомерность использования занятия в форме образовательного квеста для отработки и закрепления русских приставочных глаголов движения. Описывается возможный сюжет образовательного квеста, содержатся примеры заданий, даются конкретные рекомендации по подготовке и проведению занятия, оцениванию его результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL QUEST AS A FORM OF ORGANIZATION OF CLASSES IN TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE (FROM EXPERIENCE)

The article is devoted to the analysis of the features of educational quests as a form of organization of classes in teaching Russian as a foreign language. The author considers the main types of educational quests, allocated for different reasons (the structure of the plot, the subject content, the form of work, the period of implementation, the mode of carrying out), briefly characterizes each of the types, describing its advantages and disadvantages. The article analyzes the typical structure of educational quests, describes each one of the stages. In addition, the article contains recommendations to the teacher, who decided to organize a quest for students studying Russian as a foreign language, how to organize, conduct and evaluate the results of the educational game. The author speaks about the advantages and possible disadvantages of such a form of organization of classes. An example of an educational quest developed on the basis of lexical and grammatical theme "Verbs of motion with prefixes" is also given. This topic is one of the most difficult for foreign students due for a number of reasons. Often the main obstacle to understanding the Russian prefixed verbs of movement is the lack of appropriate concept, and one of the effective ways to solve this problem its formation by gaming. In this case, both auditory, visual and motor memory are involved. The article substantiates the legality of the use of classes in the form of educational quest for the development and consolidation of Russian prefixed verbs of motion. The possible plot of the educational quest is described, examples of tasks are given, concrete recommendations on preparation and carrying out of occupation, to an assessment of its results are given.

Текст научной работы на тему «Образовательный квест как форма организации занятия при обучении русскому языку как иностранному (из опыта проведения)»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЯЗЫКОВ METHODS OF TEACHING LANGUAGES

УДК 37.026.9

Воронежский институт МВД России Voronezh Institute of the Ministry of the Inte-

канд. филол. наук, rior of Russia

старший преподаватель кафедры соци- Senior lecturer of the chair of Social and ально-гуманитарных дисциплин Humanitarian Disciplines

Власова Н.А. PhD in philology

Россия, г. Воронеж, Vlasova N.A.

тел. +7(473)200-53-66 Russia, Voronezh, +7(473)200-53-66

e-mail: nad.vlasova@mail.ru e-mail: nad.vlasova@mail.ru.

НА. Власова

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КВЕСТ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ (ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ)

Статья посвящена анализу особенностей образовательных квестов как формы организации занятия при обучении русскому языку как иностранному. Автор рассматривает основные типы образовательных квестов, выделяемые по разным основаниям (структуре сюжета, предметному содержанию, форме работы, сроку реализации, режиму проведения), кратко характеризует каждый из видов, описывая его преимущества и слабые стороны. В статье приводится анализ типичной структуры образовательных квестов, дается описание каждого из этапов. Кроме того, статья содержит рекомендации преподавателю, решившему организовать квест для студентов, изучающих русский язык как иностранный, по организации, проведению и оцениванию результатов образовательной игры. Автор говорит о достоинствах и возможных недостатках подобной формы организации занятия. Также приводится пример образовательного квеста, разработанного на основе лексико-грамматической темы «Глаголы движения с приставками». Данная тема является одной из самых сложных для иностранных студентов по целому ряду причин. Часто основным препятствием к пониманию русских приставочных глаголов движения является отсутствие соответствующего представления (концепта) у иностранных студентов, а одним из эффективных путей решения этой проблемы - его формирование путем «обыгрывания». В этом случае задействованными оказываются и слуховая, и зрительная, и моторная память. В статье обосновывается правомерность использования занятия в форме образовательного квеста для отработки и закрепления русских приставочных глаголов движения. Описывается возможный сюжет образовательного квеста, содержатся примеры заданий, даются конкретные рекомендации по подготовке и проведению занятия, оцениванию его результатов.

Ключевые слова: методика преподавания русского языка как иностранного, глаголы движения с приставками, образовательный квест.

N.A. Vlasova

EDUCATIONAL QUEST AS A FORM OF ORGANIZATION OF CLASSES IN TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE (FROM EXPERIENCE)

The article is devoted to the analysis of the features of educational quests as a form of organization of classes in teaching Russian as a foreign language. The author considers the main types of educational quests, allocated for different reasons (the structure of the plot, the subject content, the form of work, the period of implementation, the mode of carrying out), briefly characterizes each of the types, describing its advantages and disadvantages. The article analyzes the typical structure of educational quests, describes each one of the stages. In addition, the article contains recommendations to the teacher, who decided to organize a quest for students

© Власова Н.А., 2018

studying Russian as a foreign language, how to organize, conduct and evaluate the results of the educational game. The author speaks about the advantages and possible disadvantages of such a form of organization of classes. An example of an educational quest developed on the basis of lexical and grammatical theme "Verbs of motion with prefixes" is also given. This topic is one of the most difficult for foreign students due for a number of reasons. Often the main obstacle to understanding the Russian prefixed verbs of movement is the lack of appropriate concept, and one of the effective ways to solve this problem - its formation by gaming. In this case, both auditory, visual and motor memory are involved. The article substantiates the legality of the use of classes in the form of educational quest for the development and consolidation of Russian prefixed verbs of motion. The possible plot of the educational quest is described, examples of tasks are given, concrete recommendations on preparation and carrying out of occupation, to an assessment of its results are given.

Key words: methods of teaching Russian as a foreign language, verbs of movement with prefixes, educational quest.

Нестандартный подход к организации занятий по русскому языку как иностранному, основанный на самостоятельной исследовательской деятельности студентов, активизирует усвоенные ими знания, сформированные умения и навыки, стимулирует познавательный интерес к изучаемому материалу. Особое значение в этой связи приобретает использование различных учебных игр в образовательном процессе.

Понятием «квест» (от английского quest - 'искать, поиск') обозначают игры, которые проводятся как в реальном (off-line), так и в виртуальном (on-line) пространстве. Эта форма игровой деятельности требует от участников поиска решения определенных задач [1], как, например, в популярных компьютерных играх в стиле «квест».

В учебном процессе квест рассматривается как особым образом организованный вид деятельности, исследовательской в своей основе. Для ее выполнения учащиеся осуществляют поиск информации (предметов, людей) по подсказкам и / или специальным заданиям [3]. Реализуя, в первую очередь, учебные задачи, образовательный квест выгодно отличается от стандартной формы организации занятия элементами сюжета, ролевой игры, необходимостью взаимодействия с другими участниками, использования ресурсов какого-либо помещения (какой-либо территории) и / или различных информационных ресурсов.

Вопросам использования квеста в учебном процессе посвящено достаточно много работ. Предметом их исследования являются уроки в школе [1], [2], [3], учреждениях среднего [4] и высшего профессионального образования [5].

Разработана классификация квестов, подробное рассмотрение которой выходит за рамки данной статьи [6]. Для преподавателя русского языка как иностранного, решившего провести занятие в форме квеста, существенными будут следующие характеристики:

1. Режим проведения квеста (реальный, виртуальный или комбинированный).

2. Срок реализации квеста (краткосрочный или долгосрочный).

3. Форма работы (групповая или индивидуальная).

4. Предметное содержание (моноквест, межпредметный квест).

5. Структура сюжета (линейная, нелинейная, кольцевая).

Последний пункт, очевидно, нуждается в пояснении. В линейных квестах игра построена по цепочке: выполнив одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут. В нелинейных квестах игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но маршрут (порядок решения задач) формируют самостоятельно. В кольцевых квестах команды стартуют с разных точек, которые будут для них же финишными [3].

Образовательный квест обычно включает введение (постановку задачи для участников квеста, характеристику их ролей); задания (сюжет квеста); порядок прохождения (правила, штрафы) и оценку (подведение итогов, призы, если таковые предусмотрены)

[5].

Преподавателю, разрабатывающему занятие в форме квеста, необходимо определить его цели и задачи, описать целевую аудиторию и количество участников, составить сценарий квеста, найти помещение для его проведения и позаботиться о необхо-

димых ресурсах, по возможности пригласить помощников, назначить дату проведения квеста и мотивировать учащихся. При этом следует помнить, что для студентов, в отличие от преподавателя, приоритетной будет не обучающая, а развлекательная и релаксационная задачи. Другими словами, квест должен содержать интересную для участников задачу и понятные им роли.

При помощи квеста можно «обыграть» различные лексико-грамматические темы. Так, большой интерес у студентов подготовительного этапа обучения (уровень В1) вызывает образовательный квест для активизации употребления в речи глаголов движения с приставками.

Всем преподавателям русского языка как иностранного хорошо известно, что глаголы движения с приставками представляют собой определенную трудность для иностранных студентов. Обучающиеся должны усвоить разницу в значении глаголов, обозначающих разные типы движения (идти, бежать, ехать, лететь и т.д.; нести, везти и т.д.); знать особенности употребления глаголов НСВ и СВ (приходить - прийти); понимать значение глагольных приставок (приехать, уехать, въехать, выехать и т.д.); выучить правила глагольного управления. Зачастую основное препятствие к пониманию русских приставочных глаголов движения - отсутствие соответствующего представления (концепта) у иностранных студентов, а один из эффективных путей решения этой проблемы - его формирование путем «обыгрывания». В этом случае задействованными оказываются и слуховая, и зрительная, и моторная память. Занятие в форме квеста, предполагающего выполнение определенных инструкций, - один из самых эффективных, на наш взгляд, способов отработки и закрепления такой сложной лексико-грамматической темы, как глаголы движения с приставками. Ниже описание сюжета квеста и примеры заданий.

Задача для студентов-участников квеста может быть сформулирована так: «Найти похищенные ценности». Студенты будут выступать в роли детективов. Учебная задача квеста - отработка употребления в речи глаголов движения с приставками.

Это реальный краткосрочный моноквест. Его проведение занимает до полутора часов (10-12 заданий). Группу методом жеребьевки можно поделить на подгруппы. Преподаватель рассказывает студентам об основной задаче и определяет их роли. После этого студенты разгадывают ребусы (например, со словом «доска» для одной группы и словом «книга» для другой) и таким образом определяют, где искать карточки с первым заданием. Для получения каждой следующей карточки студентам также необходимо выполнять определенные задания (составить слова или предложения, вспомнить факты из истории России, расшифровать надписи и т.д.). Если в игре участвует несколько команд, лучше выбрать кольцевую структуру сюжета, то есть группы будут начинать с разных точек. В таком случае каждая группа будет работать самостоятельно. Все задания для студентов должны быть так или иначе связаны с выполнением действий, описанных глаголами движения с приставками (подойдите к железной двери, зайдите в аудиторию 102, обойдите спортивный зал справа и т.д.). Учебная задача кве-ста будет выполнена успешнее, если для его проведения студентам будет выделена определенная территория, по которой они смогут свободно перемещаться (разумеется, при наличии такой возможности). Преподавателю, составившему сценарий квеста, будет необходима помощь в его организации и проведении. Другие сотрудники образовательной организации могут выступить в роли участников квеста, с которыми студентам придется взаимодействовать, чтобы успешно пройти весь маршрут. Для членов команды-победителя, которая найдет «похищенные ценности» первой, желательно приготовить небольшие призы.

Практика показывает, что использование квестов в учебном процессе имеет как преимущества, так и недостатки. С одной стороны, квест как форма организации занятия позволяет студентам быть его активными участниками, взаимодействовать друг с другом, активизировать полученные в ходе обучения знания. Благодаря наличию сюжета и элементам ролевой игры квест, помимо учебной, выполняет релаксационную и развлекательную функции. Кроме того, квесты предоставляют широкие возможности для использования междисциплинарного подхода.

С другой стороны, стоит отметить трудоемкость подготовки занятия в форме кве-ста, а также необходимость использования большого количества дополнительных ресурсов.

В целом студенты с энтузиазмом участвуют в таких мероприятиях, как образовательный квест, поскольку подобная форма организации занятия позволяет снять напряжение, неизбежное при интенсивном обучении, способствует эмоциональному вовлечению студентов в процесс обучения и мотивирует их на дальнейшее изучение языка.

Библиографический список

1. Афанасьева Л.О., Поречная Е.А. Использование квест-технологий при проведении уроков в начальной школе // Школьные технологии. 2012. №6. С. 149-159.

2. Каравка А.А. Урок-квест как педагогическая информационная технология и дидактическая игра, направленная на овладение определенными компетенциями // Мир науки. 2015. №3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/45PDMN315.pdf (Дата обращения: 28.04.2018).

3. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест - современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. 2015. №1-2. URL: https://science-education.ru/pdf/2015/1-2/302.pdf (Дата обращения: 28.04.2018).

4. Матвеева Н.В. Ролевая игра и веб-квест: новый взгляд на традиционный метод // Среднее профессиональное образование. 2014. №4. С. 45-47.

5. Кичерова М.Н., Ефимова Г.З. Образовательные квесты как креативная педагогическая технология для студентов нового поколения // Мир науки. 2016. Т. 4. №5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/28PDMN516.pdf (Дата обращения: 28.04.2018).

6. Сокол И.Н. Классификация квестов // Молодий вчений. 2014. №6 (09). С. 138140. URL: http://molodyvcheny.in.ua/files/joumal/2014/6/89.pdf (Дата обращения: 28.04.2018).

References

1. Afanasyeva L. O., Porechnaya E. A. The usage of quest technologies while teaching in primary school // School technologies. 2012. Vol. 6. P. 149-159.

2. Karavka A. "Quest"-lesson as a pedagogical information technology and didactic game aimed at mastery of specific competencies // World of Science. 2015. Vol. 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/45PDMN315.pdf (Date of access: 28.04.2018).

3. Oak S. A., Sultanbekova S. S., Zakharova T. V., Yakovlev E. N., Lobanova O. B., Plekhanov E. M. Educational quest - a modern interactive technology // Modern problems of science and education. 2015. Vol. 1-2. URL: https://science-education.ru/pdf/2015/1-2/302.pdf (Date of access: 28.04.2018).

4. Matveeva N. V. Role-play game and web-quest: a new glance on traditional method // Secondary vocational education. 2014. Vol. 4. P. 45-47.

5. Kicherova M. N., Efimova G. Z. Educational quests as a creative educational technology for students of new generation // World of science. 2016. Vol. 4. Part 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/28PDMN516.pdf (Date of access: 28.04.2018).

6. Sokol I. N. The classification of quests // Young scientist. 2014. Vol. 6 (09). P. 138140. URL: http://molodyvcheny.in.ua/files/journal/2014/6/89.pdf (Date of access: 28.04.2018).

УДК 37.026.9

Общеобразовательная основная школа N11 имени В.Сарояна, г. Раздан Филолог, учитель русского языка и литературы Жамгарян Н.Т.

Армения, г. Раздан, тел. +37493654777 e-mail: nona.zhamharyan@mail.ru

Secondary school N11 named after V. Sa-royan in the city of Hrazdan Philologist, teacher of Russian language and literature Zhamharyan N.T Armenia,Razdan, +37493654777 e-mail: nona.zhamharyan@mail.ru

Н.Т. Жамгарян

РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ЭЛЕКТРОННЫХ ПОСОБИЙ) В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО КАК ИНОСТРАННОГО (РКИ)

В статье рассматриваются возможности применения открытых онлайн-ресурсов по русскому языку в учебном процессе, что на сегодняшний день является одной из самых актуальных тем в методике преподавания русского языка как неродного. Продуктивными методами обучения являются применение информационно-компьютерных технологий, интерактивное обучение и метод дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения. Также приведены примеры использования элементов инновационных технологий в практической учебной деятельности. В статье затрагиваются методические вопросы, с какими сталкиваются преподаватели XXI века в связи с требованием использования новых компьютерных технологий, обсуждается проблема необходимости нетрадиционных методов преподавания, анализируются виды новых компьютерных технологий, варианты занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также рассматривается электронное пособие, использование которого дает эффективный результат в процессе обучения. Автором изучены формы представления материала в современных пособиях. В статье рассмотрены коммуникативные преимущества электронных пособий в преподавании РКИ и способы применения данных пособий в активном процессе обучения. В ходе исследования выбраны несколько методов обучения разного типа, использование которых обеспечивает хороший результат для учащихся и педагога.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, автоматизирование, тренировочный блок, контролирующий блок, информативный блок, рецептивные навыки, интернет-ресурсы, электронные ресурсы, аудирование, познавательная сторона, современные технологии, методика преподавания, электронные пособия.

N.T. Zhamharyan

THE ROLE OF MODERN TECHNOLOGIES (ELECTRONIC BENEFITS) IN TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN

The article is devoted to the study and analysis of modern electronic resources in Russian language available on the internet. Productive methods of teaching use of information and computer technology, and the method of a differentiated approach to students in the learning process. The actual pedagogical problems are touched upon, what the teachers face in the 21st century in connection with the demand for the use of new computer technologies. Examples of the use of elements of innovative technologies in practical training activities are also given. The main purpose of the training material, its tasks. The subject of the need for non-traditional methods of teaching is being studied. Kinds of new computer technologies, variants of employment with use of information-communication technologies are analyzed. We consider an electronic manual, the use of which gives an effective result in the learning process as well as types and sections of electronic manuals, their structure. Two types of electronic benefits have been studied, their advantages when used in the learning process. The forms of presenting the material of modern manuals. The article discusses the communicative advantages of electronic manuals in the teaching of RCTs and ways to reconcile these benefits in an active learning process. In the course of the research, several teaching methods of various types have been identified, the use of which will provide a good result for students and teachers.

© Жамгарян Н.Т., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.