Научная статья на тему 'ОбразовательныИ интернет'

ОбразовательныИ интернет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
579
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Диков А. В.

В связи с активным распространением Интернета становится актуальной задача массовой подготовки педагогов к использованию его технологий в своей профессиональной деятельности. Одним из решений этой задачи автор видит знакомство учителей с существующим многообразием образовательных веб-сайтов, что позволит систематизировать веб-ресурсы, а также продумать методику их использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational Internet

The wide spread of the Internet in the world made extremely topical teacher mass training to use the Internet technologies in their professional activity. One of the ways to solve this problem is to introduce teachers to the variety of educational web-sites. On the one side this will allow to systematize web resources, on the other — to work out methods of their use.

Текст научной работы на тему «ОбразовательныИ интернет»

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ

А.В. Диков, доцент кафедры информатики и методики преподавания информатики Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, докторант Московского государственного областного университета

В связи с активным распространением Интернета становится актуальной задача массовой подготовки педагогов к использованию его технологий в своей профессиональной деятельности. Одним из решений этой задачи автор видит знакомство учителей с существующим многообразием образовательных веб-сайтов, что позволит систематизировать веб-ресурсы, а также продумать методику их использования.

The wide spread of the Internet in the world made extremely topical teacher mass training to use the Internet technologies in their professional activity. One of the ways to solve this problem is to introduce teachers to the variety of educational web-sites. On the one side this will allow to systematize web resources,

on the other — to work out methods of their use.

По данным ООН, число пользователей Интернета составляет одну десятую часть населения всего мира. За год эта популяция вырастает примерно на 150 млн чел. В России, по данным фонда «Общественное мнение», их количество приближается к 9 млн. В перспективе Интернетом будет пользоваться подавляющее большинство людей, так как он дает возможность быстрого и дешевого доступа к огромному архиву информации (уже сегодня здесь насчитывается более 3 млрд веб-страниц и 2 млн страниц, добавляемых каждый день), оперативного обмена ею независимо от расстояния и международных границ, расширения круга общения и т.д.

Несмотря на невысокий пока процент числа людей, пользующихся Интернетом, наша страна в последнее время активно внедряет новые информационные и коммуникационные технологии в систему общего образования. В Концепции формирования информационного общества в России отмечается, что основные направления процесса информатизации связаны с созданием развитой информационной среды общества, а одним из основных ее компонентов выступает образовательная информсреда, которая включает в себя специально организованный комплекс компонентов, обеспечивающих системную интеграцию информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс с целью повышения его эффективности1.

Благодаря созданию и развитию образовательной информационной среды, компонентами которой являются виртуальные представительства каждого учебного и культурного заведения, можно значительно повысить эффективность образовательного процесса в России, особенно в сельских образовательных учреждениях, удаленных реально, но не виртуально от крупнейших культурно-исторических и образовательных центров.

В образовательной информсреде выделяют несколько уровней представления образовательной информации в сети2:

1) локальный:

— информация о внеурочной жизни школы;

— материалы вступительных экзаменов различных вузов;

— вопросы билетов школьных выпускных экзаменов;

— темы рефератов по различным предметам;

— доклады, рефераты, выступления школьников на семинарах и конференциях;

— тематические списки дополнительной литературы;

— описания лабораторных и практических работ;

2) региональный:

— учебно-методические материалы из разных школ, центров развития образования, ИПКиПРО, учебно-методических кабинетов;

© А.В. Диков, 2004

11111111111* № 4,

— научные материалы, создаваемые для школ местными институтами и университетами;

— экономические материалы, предоставляемые местной администрацией, банками, предприятиями;

— организационно-управленческая информация;

— правовая (местное законодательство) информация;

3) внешний:

— иноязычные варианты школьных веб-сайтов;

— результаты исследовательской и творческой работы в телекоммуникационных отечественных и международных проектах и др.

На внешнем уровне происходит представление образовательной информации как части общероссийского сегмента Интернета (Рунета) и всемирного Интернета. Школы при этом используют разнообразные ресурсы российского и всемирного Интернета: известных отечественных и зарубежных библиотек (РГБ, ГПНТБ, библиотека конгресса США и т.д.); известных отечественных и зарубежных музеев и галерей (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Московский Кремль и т.д.); гипертекстовых энциклопедий и словарей (космонав-

тика, боги и герои древнего мира, толковый словарь В.И. Даля и С.И. Ожегова); дистанционных образовательных центров, организующих проектную деятельность учащихся, и образовательных секторов (Эйдос, ДОО, Школьный сектор ассоциации Реларн и ИОСО РАО и др.).

Проследим, как влияет интегрирование интернет-технологии в учебный процесс на функционирование педагогической системы общеобразовательной школы. Известно, что педагогическая система включает в свою структуру следующие взаимосвязанные компоненты: цели обучения и воспитания, содержание обучения и воспитания, дидактические процессы, организационные формы, учеников, учителей.

Использование Интернета способствует формированию и развитию способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению информации. Образовательная информация может теперь рассматриваться как понятие интегративное, вбирающее в себя разнообразные виды информации (текст, графику, видео, аудио, гипертекст) и различные формы ее предъявления в сети (веб-сайт, веб-квест, электронный учебник, образовательный портал и т.д.).

Образовательный веб-сайт (см. ри- ных образовательным целям и располо-

сунок) — совокупность объединенных женных на одном сервере. Учебник, вы-

гиперссылками веб-страниц, посвящен- полненный в формате ИТМЬ, обладает

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

следующими достоинствами по сравнению с бумажным аналогом:

— предполагает использование цветной графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста;

— допускает возможность постоянного обновления;

— требует небольших затрат на публикацию и размножение;

— допускает возможность размещения в нем интерактивных веб-элементов, например тестов или рабочей тетради;

— позволяет копировать и переносить части для цитирования;

— допускает нелинейность прохождения материала благодаря множеству гиперссылок;

— устанавливает гиперсвязь с дополнительной литературой в электронных библиотеках или образовательных сайтах;

— допускает наличие системы поиска информации.

Образовательный веб-квест — страницы по определенной теме на образовательных сайтах, которые соединены большим числом гиперссылок со страницами из других сайтов во Всемирной паутине. Например, страница по курсу астрономии может иметь ссылки на серверы реально действующих обсерваторий, библиотек НИИ, космических организаций. От тщательного подбора ссылок зависят эффективность работы учащихся, экономия их времени на поиск в сети нужной информации. Учащийся самостоятельно решает, какие материалы он будет просматривать подробно, а какие — нет3.

Ресурсы отечественного Интернета уже достаточно развиты, чтобы служить средством для создания образовательных веб-квестов. Одним из известных российских квестов является сайт «Защитим Байкал», разработанный учителями и учениками гимназии из Ангарска. Веб-квест предполагает работу группы экспертов по определенной схеме, предусматривающей анализ большого числа источников информации, список которых приведен на отдельной веб-странице сайта.

Образовательный портал — сайт, который содержит большую коллекцию структурированных ссылок на образовательные ресурсы Интернета, собственные образовательные страницы. Портал является как бы «главным входом» в образовательное пространство сети. В настоящее время уже работают федеральный портал «Российское образование» (www.portal.edu.ru), Российский общеобразовательный портал (www. school.edu.ru), портал «Гуманитарные науки» (http://www.auditorium.ru/), естественно-научный образовательный портал (http://en.edu.ru/), портал информационной поддержки единого государственного экзамена (http://ege.edu.ru/).

На школьном веб-сайте ученики имеют виртуальные классы, дневники, портфели, парты, предметы; родители — дневник ученика, консультации специалистов, домашние задания, родительские собрания; учителя — методическую базу материалов, кроме того, они размещают информацию для учеников и родителей; администрация имеет статистику, оперативно информирует, диагностирует. Педагогическая концепция школы и ее основные структурные элементы определяют базовую основу школьного сайта, который должен выступать средством повышения эффективности всех сторон деятельности школы4.

Использование Интернета способствует переходу на личностно ориентированную основу обучения, порождает потребность в информационных ресурсах, поступающих из университетов, библиотек, архивов, учреждений социальной защиты, культуры, здравоохранения и т.д. В рамках личностно ориентированного обучения возникает необходимость в специально создаваемых для размещения в сети Интернет материалов для самостоятельной работы учащихся, предполагающих поиск конкретной учебной информации (информационные и методические материалы учебно-воспитательного характера, электронные учебники, результаты дистанционных олимпиад, викторин, проектов и под.). Личностно ориентированная парадигма предполага-

111!111Й1И1!Ш № 4,

ет разветвленные пути изучения проблемы, а информация, представленная в виде гипермедиа (основной формат Всемирной паутины), позволяет реализовать такие пути.

Учителя становятся членами мирового сетевого образовательного сообщества, взаимодействуют друг с другом посредством русскоязычных и англоязычных списков рассылки, теле-, аудио-или видеоконференций, чат-сессий или веб-дискуссий, совместной исследовательской и творческой деятельности в национальных и международных проектах, делятся своими идеями, результатами практической деятельности и уникальными находками в педагогических подходах к преподаванию своего учебного предмета. Педагоги могут проводить на веб-сайте своей школы собственные консультации для родителей по вопросам обучения и воспитания школьников, пользоваться информационными базами педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского, библиотек конгресса США, Лондонского университета, МГУ, отечественных и зарубежных архивов, ведущих музеев мира. Они имеют возможность использовать существующие в сети инициативы и в рамках этих инициатив организовать работу учащихся в разнообразных сетевых проектах, а могут и проявить собственную инициативу и организовать уникальный телекоммуникационный проект.

Ученики в Интернете ведут поиск необходимой информации в информационных базах данных для решения учебной задачи, знакомятся с разными точками зрения на изучаемую проблему, принимают участие в различных национальных и международных сетевых инициативах (олимпиадах, викторинах, конкурсах, проектах), ведут переписку со сверстниками на родном и английском языках, участвуют в отечественных и международных чат-сессиях, видео-, аудио-, телеконференциях по различным вопросам, публикуют в Интернете свои творческие и журналистские работы (сочинения, рисунки, изображения поделок, статьи, фотографии и пр.), обучаются на

дистанционных курсах по учебным предметам, принимают участие в тестировании, проводимом вузами, создают информационные и образовательные веб-ресурсы.

Благодаря интернет-технологиям реанимируются забытые и возникают новые формы обучения, к которым относятся:

— метод проектов — система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. Одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные и прочие методики;

— обучение в сотрудничестве;

— модульное обучение;

— разноуровневое обучение;

— кейс-технология, при которой учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс) и пересылаются обучаемому для самостоятельного изучения (с периодическими консультациями у специальных пре-подавателей-тьюторов в созданных для этих целей региональных учебных центрах);

— ТУ-технология, базирующаяся на использовании телевизионных лекций с консультациями у преподавателей-тью-торов;

— сетевая технология, базирующаяся на использовании сети Интернет как для обеспечения обучаемых учебно-методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемыми.

Большую популярность в сети в последнее время получили дистанционные образовательные олимпиады (ДОО), организующие проектную деятельность учащихся из разных городов. ДОО по биологии (http://attend.to/doob) проходила под девизом «Лекарственные растения в школьной биологии», ДОО по географии (http://attend.to/doog) — «Литосфера

> jiijjijjijgjjijjijjiijijjijjiS ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

и рельеф», по математике (http://attend.to/ doom) — «Оригами». В число этапов олимпиады входят: конкурс приветствий; обучающие семинары для учащихся и учителей, конкурсные туры, где обязательно должно присутствовать практическое задание, интересное для участников; подведение итогов и выпуск электронного методического сборника проекта.

Внушительную коллекцию ссылок на образовательные сайты, сгруппированную по школьным предметам, предлагает сайт Федерации интернет-образования (http://www.fio.ru) в разделе «Рейтинг образовательных электронных ресурсов». Автор данной статьи на своем сай-

те, расположенном в Интернете по адресу http://www.sura.ru/dikov, одну из страниц посвятил структурированному и постоянно пополняемому списку ссылок на образовательные ресурсы Интернета.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: www.iis.ru/library/riss/riss.ru.html

2 См.: Ястребцева Е.Н., Быховский Я.С. Моя провинция — центр Вселенной: Развитие телекоммуникационной образовательной деятельности в регионах. М., 1999.

3 См.: Хуторской А.В. Современная дидактика. СПб., 2001.

4 См.: Хуторской А.В. Интернет в школе: Практикум по дистанционному обучению. М., 2000.

Поступила 28.01.04.

ПРИМЕНЕНИЕ ГЕНЕРАТОРОВ В КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ ОБУЧЕНИЯ

С.И. Борисов, ведущий программист лаборатории инструментальных систем моделирования и обучения Томского университета систем управления и радиоэлектроники,

В.В. Кручинин, зав. лабораторией инструментальных систем моделирования и обучения Томского университета систем управления и радиоэлектроники, зам. директора по научной работе Томского межвузовского центра дистанционного образования

В статье рассматривается класс программ учебного назначения, предназначенных для генерации вопросов. Описываются обобщенная структура и алгоритм работы. Приводятся основные свойства генераторов и конкретные примеры генераторов для организации тестового контроля. Показана технология использования генераторов в компьютерных тренажерах и учебниках на основе опыта Томского межвузовского центра дистанционного образования.

A class of education programs, designed to use for test questions generation is considered. Generalized structure and operation algorithm are described. Basic properties of the generator program(s) are listed. Examples of generator programs are provided, ready to apply for educational knowledge testing process organization. A tested technology of generator programs as applied in computer training programs and textbooks is considered. Experience of generator(s) application in a real educational institution in Tomsk interuniversity center of distance education is given for consideration.

Одним из важнейших элементов тех- няющие рефераты. Имеются сайты, ко-

нологии обучения является действенный торые предоставляют услуги по реше-

контроль знаний. Организация контроля нию задач, курсовых проектов и пр., что

знаний (входного, промежуточного и ито- также приводит к созданию соответству-

гового) не обходится без выдачи неко- ющего банка ответов и решений.

торого тестового задания. Если количе- Проблема плагиата в Интернете — ство этих заданий сравнительно невели- одна из сложнейших1. Некоторые фирмы

ко, то за короткое время может быть предлагают программные системы, ко-

создан компьютерный банк ответов, ре- торые могут анализировать текст на

шений и т.п. Подтверждением тому слу- предмет заимствования2. Можно также

жат многочисленные сайты, распростра- использовать поисковые сервера, вста-

© С.И. Борисов, В.В. Кручинин, 2004

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.