Научная статья на тему 'Образовательные возможности жанрово-видового принципа в построении программ по специальным дисциплинам в современном художественно-педагогическом образовании'

Образовательные возможности жанрово-видового принципа в построении программ по специальным дисциплинам в современном художественно-педагогическом образовании Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
180
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ЖАНРЫ И ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА / СПЕЦИФИКА / EDUCATIONAL OPPORTUNITIES / GENRES AND FORMS OF FINE ART / SPECIFICITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Башкатов Иван Александрович

В статье раскрываются образовательные возможности специальных дисциплин: рисунок, скульптура и живопись с учётом содержания и связей этих учебных предметов с практикой искусства, рассматривается специфика каждого из соответствующих видов изобразительного искусства. Выделяются специфические особенности основных жанров изобразительного искусства в скульптуре, рисунке и живописи, определяющие образовательные возможности соответствующих дисциплин. На основе этого выдвигается концепция построения программ по специальным дисциплинам в современном художественно-педагогическом образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL OPPORTUNITIES OF the GENRE-SPECIFIC PRINCIPLE IN designing OF SPECIAL DISCIPLINES PROGRAMmeS IN MODERN ARTISTIC PEDAGOGICAL EDUCATION

The article considers educational opportunities of special subjects such as drawing, sculpture and painting taking into account the contents and links of these educational subjects with the practice of art. In this connection the specificity of each of the types of fine art is considered. The specific features of the main genres of fine art in sculpture, drawing and painting that determine the educational opportunities of the relevant disciplines have been highlighted. On the basis of this the concept of designing special disciplines programmes in modern artistic pedagogical education is presented.

Текст научной работы на тему «Образовательные возможности жанрово-видового принципа в построении программ по специальным дисциплинам в современном художественно-педагогическом образовании»

УДК 3737

Башкатов Иван Александрович

член союза художников России, кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства Липецкого государственного педагогического университета, докторант кафедры рисунка Московского педагогического государственного университета тел.: (4742) 72-45-14

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЖАНРОВО-ВИДОВОГО ПРИНЦИПА В ПОСТРОЕНИИ ПРОГРАММ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ В СОВРЕМЕННОМ ХУДОЖЕСТВЕННОПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье раскрываются образовательные возможности специальных дисциплин: рисунок, скульптура и живопись с учётом содержания и связей этих учебных предметов с практикой искусства, рассматривается специфика каждого из соответствующих видов изобразительного искусства. Выделяются специфические особенности основных жанров изобразительного искусства в скульптуре, рисунке и живописи, определяющие образовательные возможности соответствующих дисциплин. На основе этого выдвигается концепция построения программ по специальным дисциплинам в современном художественно-педагогическом образовании.

Ключевые слова: образовательные возможности, жанры и виды изобразительного искусства, специфика.

Bashkatov Ivan Aleksandrovich

Member of the Union of Artists of Russia, PhD in Pedagogy, Associated Professor of the Department of Fine Arts of Lipetsk State Pedagogical University, Doctoral Candidate of the Department of Drawing of Moscow State Pedagogical University tel.: (4742) 72-45-14

EDUCATIONAL OPPORTUNITIES OF THE GENRE-SPECIFIC PRINCIPLE IN DESIGNING OF SPECIAL DISCIPLINES PROGRAMMES IN MODERN ARTISTIC PEDAGOGICAL EDUCATION

The article considers educational opportunities of special subjects such as drawing, sculpture and painting taking into account the contents and links of these educational subjects with the practice of art. In this connection the specificity of each of the types of fine art is considered. The specific features of the main genres of fine art in sculpture, drawing and painting that determine the educational opportunities of the relevant disciplines have been highlighted. On the basis of this the concept of designing special disciplines programmes in modern artistic pedagogical education is presented.

Key words: educational opportunities, genres and forms of fine art, specificity.

С переходом на многоуровневую систему обучения высшее образование переживает сложный период. Активная замена существующих учебных планов происходит в условиях вариативности. При этом остро встаёт проблема определения места в современном образовательном пространстве дисциплин, являющихся основными в формировании фундаментальной направленности художника-педагога. Таким стержнем художественно-педагогической школы являются рисунок, скульптура и пластическая анатомия, живопись, изучающие различные относительно замкнутые области создания изображения. Связь содержания этих учебных предметов с практикой искусства, с его конкретными видами позволяет наиболее полно раскрыть в учебном процессе изобразительное искусство во всём его многообразии.

Проблема заключается в том, что в художественно-педагогическом вузе, в отличие от художественного вуза, мало изучить теорию и овладеть навыками работы в определённом виде искусства. Будущему педагогу необходимо научиться разбираться в теории и практике каждого вида искусства, кроме того необходимо знать и умело применять их образовательные возможности.

В связи с этим, при отборе содержания художественно-педагогического образования, необходимо опираться на принцип межпредметных связей на уровне распределения содержания и связей учебных предметов с практикой искусства. Для этого важно понимать специфику каждого вида изобразительного искусства.

Наиболее глубоким выражением специфики в произведениях того или иного вида является способ создания художественного образа. Б.А. Соловьёва в своей книге «Искусство рисунка» отмечает, что изобразительные и содержательные возможности каждого вида широки и сближение художественных образов в произведениях разных видов искусства указывает на то, что виды и разновидности искусства с точки зрения их специфики не разделены непроходимыми границами. «Не все художники используют возможности и особенности разных видов искусства, создают в каждом виде произведения, несущие самостоятельный образ со своими чертами» [1, с. 141].

В подтверждении этого стоит привести слова Гете, который пишет «Сами искусства, так же как и их разновидности, родственны друг другу, они имеют известную склонность к соединению, даже к сли-

янию». Далее он также отмечает, что долг, заслуга, достоинство настоящего художника заключается именно в том, что «он умеет отделить ту область, в которой он работает, от других, обосновать каждое искусство и каждый род искусства на нём самом и по возможности их изолировать» [1].

Кроме того, предполагая единство видов изобразительного искусства, отдельное их рассмотрение помогает выявить конкретные параметры связей между учебными предметами, часто остающиеся за пределами внимания педагогов.

Выявить особенности создания художественного образа в произведениях того или иного вида изобразительного искусства возможно лишь при их сопоставлении, при этом целесообразно проводить их сопоставление по жанрам, что послужит основой для сравнения. Особенности же развития и степень распространения конкретных жанров в разных видах изобразительного искусства ярко выражают их специфичность. Кроме того, не стоит забывать, что межпредметные связи в учебном процессе зачастую строятся на основе жанровой принадлежности объекта изучения и изображения.

Одним из самых распространённых жанров изобразительного искусства, к которому следует обратиться, это портрет. Он характерен в равной степени и для скульптуры и для рисунка и для живописи. Этот жанр отчётливо раскрывает особенности рисунка, является самым распространённым и самым ранним. В рисунке человек изображается таким, каким он раскрывается в непосредственном общении. Художник стремится постичь и запечатлеть модель непосредственно, поэтому с начала и до конца рисуночный портрет выполняется с натуры, часто быстро в один сеанс. Всё внимание сосредоточено на лице модели, изображение деталей костюма не характерно для рисунка. Для рисуночных портретов свойственно небольшое разнообразие композиционного решения, это оплечные, погрудные или поясные портреты с однородным нейтральным фоном. Всё это позволяет отметить внешнюю однородность рисуночных портретов, что в свою очередь выявляет специфику рисунка как вида изобразительного искусства.

Если в рисунке портрет даёт лицо человека, то в живописи облик эпохи. Живопись раскрывает человека через портрет в его связях с миром, показывает его место в социальной структуре отношение к нравственным и эстетическим ценностям своего времени. Если в рисунке портрет выполняется от начала до конца с натуры, то в живописи выполнению портрета предшествует замысел, выбор необходимого предметного ряда (обстановка, костюм, аксессуары), разработка композиции. Живописные портреты отличаются большим разнообразием в композиции, это погрудные, поясные, поколенные и в рост. В живописных портретах внимание не всегда сосредоточенно на лице, часто преобладает проработка костюма и аксессуаров. Также следует отметить многообразие фона, это гладкий тёмный, цветной, пейзаж, интерьер и т.п.

Говоря о скульптурном портрете необходимо отметить, что человеку, человеческому облику и образу в скульптуре посвящено основное внимание. Для скульптурного портрета характерна, также как и в живописи подчёркивание социально-типических черт, воссоздание через портрет конкретного человека обобщённый тип, свойственный эпохе. О. Воронова пишет, что «работа над портретом - это всегда размышление о современности и о современнике» [2, с. 16]. Скульптурный портрет, как и рисунок, не отличается композиционным разнообразием и излишним изображением деталей. Наиболее часто встречается погрудное изображение, которое называется бюстом, также изображение одной головы, реже в полный рост.

Таким образом, портрет, воспроизводя черты лица портретируемого, на основе вдумчивого психологического анализа раскрывает его внутренний мир, сущность его характера, его отношение к жизни по особенному в каждом из видов изобразительного искусства. Обучить этому студентов ХГФ очень трудно. Поэтому в первую очередь должны ставиться учебные задачи, которые можно охарактеризовать, как научить изображать голову человека. Этому на рисунке и на скульптуре предшествует изучение пластической анатомии: разнообразные задания рисунка и лепки черепа и экорше. Задания на занятиях по живописи, рисунку и скульптуре должны строиться с учётом изучения специфики портрета в соответствующих видах изобразительного искусства.

Следующий жанр, на который необходимо обратить внимание, это натюрморт. В живописи он также популярен и распространён, как и портрет. Живопись позволяет передать материальность вещей во всей полноте. Характерной особенностью живописного натюрморта является передача отношения человека к вещам, основанная на ценности её материальных свойств.

В рисунке жанр натюрморта наименее распространён, чем портрет. Рисунок способен передать ощущение фактуры предметов, но не может передать материальность вещей во всей её полноте, так как это доступно живописи. Для изображения натюрморта в рисунке характерно отражение взгляда на вещь как на нечто независимое от человека, от быта, обладающее своей жизнью. Изображение вещей ради их свойств, увиденных в связи с тем или иным отношением к проблемам формы, цвета и про-

странства, придавая этим свойствам самодовлеющее значение всеобщих форм природы, и ради возможности выражать с их помощью мироощущение художника, его душевное состояние, настроение, не связанное непосредственно с этими вещами. Эта характерная особенность натюрморта в рисунке тесно связана с задачами обучения и поэтому приобретает главенствующее значение в учебном процессе. Обращение к этому жанру наиболее полно позволяет изучить и изображать форму, пропорции, пространство, объёмность при обучении на начальном этапе подготовки художника-педагога.

В скульптуре изображение бытовых предметов встречается очень редко, и только как среда, окружающая человека, как вещи, которыми он пользуется в жизни. О. Воронова отмечает, что «попытки воссоздать в скульптуре отчуждённые от человека вещи... производят впечатление не столько художественного осмысления действительности, сколько имитации её» [2, с. 6]. В учебном процессе обращение к жанру натюрморта на скульптуре носят в основном образовательный характер. Задачи, которые при этом ставятся, сходны с задачами изображения натюрморта в рисунке. Это изучение конструкции, формы, пропорций, пространства, объёмности и практики передачи их.

Жанр пейзажа одинаково распространён как в рисунке, так и в живописи, но имеет свои характерные особенности. В рисунке его можно охарактеризовать, как «взгляд на природу человека, неспешно идущего по знакомой земле» [1, с. 129]. Пейзажи в рисунке отличаются простотой мотива, также как и портрет изображаются с натуры, являясь отражением наблюдения и переживания реальной, естественной природы. Рисунок даёт фрагмент естественной природы, несёт непосредственные впечатления и переживания художника, возникшие в конкретный момент и в конкретном месте.

Живописный пейзаж характеризуется выражением мироотношения, концепции мира. Для этого композиции специально строятся, сочиняются, природа преображается. Картина определённым образом строится, чтобы выразить чувства, более глубоко и долго владевшие художником, выразить его отношение к миру. Всё это приводит к такому качеству как монументальность.

В учебном процессе жанру пейзажа большое внимание уделяется на учебной практике пленэр. При этом необходимо учитывать и стараться передавать в заданиях специфику живописных и рисуночных пейзажей. При выполнении с натуры живописных этюдов пейзажа необходимо настраивать студентов не на разбор деталей, а на монументальное видение, обобщение, подводящее к выстраиванию композиции картины.

В скульптуре изображение пейзажа и его элементов очень ограниченно и, также как вещи натюрморта встречаются лишь как среда, окружающая человека. Такая характерная особенность наиболее ярко проявляется в учебном процессе при выполнении композиции медалей памятных мест. Для пейзажа в рельефе, так же как и в живописи, можно выделить такие отличительные черты, как монументальность и продуманность композиции.

Бытовой жанр свойственен для рисунка и живописи. Рисунки передают эпизоды, картины раскрывают явления. Живописная картина воплощает явление в многообразии его оттенков от комического до трагического. В рисунках отражение потока жизни, простота мотива, интимность проявляются наиболее очевидно, прямо, непосредственно. В конкретных, единичных повседневных эпизодах, изображённых в рисунке, художники как бы снисходят к своим героям, понимают их, в чём-то сочувствуют, видят в них, в их поступках, в изображённых сторонах жизни что-то близкое себе. В живописных картинах выражается отношение к социальному явлению.

Бытовой жанр, несмотря на то, что обращается к непосредственному изображению человека, не свойственен для скульптуры. О. Воронова отмечает, что «для скульптуры характерно влечение к возвышенным сюжетам и темам, к образам, утверждающим человеческое достоинство, к показу людей, прекрасных физически и духовно» [2, с. 6]. Произведения скульптуры не могут быть будничными. «Стихия случайностей, нетребовательной занимательности чужда ей; к воссоздаваемым событиям она относится с взыскательной строгостью, к человеку - не просто как к живому существу, но как к творцу и созидателю жизни, воплощающему в себе вечные законы природы» [2, с. 7].

Исторический и батальный жанры связаны с масштабными, значительными событиями. Героическая сущность скульптуры, её стремление к прославлению, возвеличиванию позволяет проявиться этим жанрам в скульптуре во всей полноте. Вершина этого проявления, несущие в себе большое общественное содержание монументальная скульптура, или памятники, которые увековечивают события, определяющие исторические идеи эпохи, великих людей вошедших в историю. Стоит отметить, что стоящая фигура воспринимается более торжественно, более значимо, нежели сидящая, поэтому сидящая фигура не свойственна монументальной скульптуре. Памятники представлены следующим многообразием: монументальные бюсты, однофигурные и многофигурные монументальные произведения, мемориальные ансамбли. Памятники людям воздвигаются чаще, чем событиям. О. Воронова отмечает, что «когда устанавливают памятник событию, то обычно такому, которое должно навечно

запечатлеться в памяти» [2, с. 40]. В этом в полную силу проявляется такое специфическое качество скульптуры, как избирательность объекта изображения. Стоит отметить, что специфической особенностью создания образа в скульптуре является его положительность. «.отрицательный “герой”, который занимает ведущее место в карикатуре и доступен воплощению в живописи и графике, чему известно достаточно примеров, ещё никогда не был успешно передан в скульптуре, по крайней мере в скульптуре прошлого не найти ни одного хорошего примера подобного изображения» [3, с. 126].

В учебный процесс непременно должны быть включены задания, отражающие героическую сущность скульптуры. Это составление композиции памятных медалей, плакеток, макетов и пр.

В живописных картинах важные или кульминационные моменты воплощаются в полную силу, могут создаваться символические образы, при этом события оцениваются и переживаются именно как исторические, имеющие значение для судеб народа, страны, мира.

В рисунке исторические и батальные жанры не имеют такого широкого развития как в скульптуре и живописи. Их характерными особенностями является то, что в рисунке на исторические темы передаются конкретные эпизоды событий, часто рядовые, будничные, находящиеся в стороне от главного русла. Рисунки отражают взгляд на отдельного человека, показывают его участие в событиях и их отражение в его судьбе. События раскрываются не как исторические, а как происходящие на глазах художника, непосредственно им воспринимаемые и переживаемые.

Таким образом, были выделены специфические особенности основных жанров изобразительного искусства в скульптуре, рисунке и живописи, определяющие образовательные возможности соответствующих дисциплин, которые необходимо учитывать при создании новых учебных планов и программ. В основе отбора содержания учебных предметов должен быть жанрововидовой принцип, опирающийся на жанровую структуру искусства.

Обучение строится от простого к сложному. Поэтому принято начинать обучение с натюрморта, потом, параллельно изучая пластическую анатомию, переходить к изучению головы, а затем фигуры. Установление межпредметных связей требует их одновременного изучения. При этом возрастает сложность изобразительных задач. На основе этого построены существующие стандарты и основанные на них типовые программы, в которых довольно чётко прослеживаются связи между содержанием учебных заданий в различных дисциплинах искусства.

Проблема заключается в том, что изучая рисунок, скульптуру и живопись, важно рассмотреть каждое из них как особое явление искусства, раскрыть их специфику, найти отличия от произведений других видов, которые позволяют рисунку, скульптуре и живописи оказывать на зрителя только им присущее воздействие. Очевидно, что изображение человека, будь то портрет или другие жанровые фигурные композиции характерно для каждого вида изобразительного искусства, в то время как изображение предметного мира (натюрморт, пейзаж) имеет разное значение в отдельных видах. Это необходимо учитывать при определении количества часов на тот или иной жанр в отдельных дисциплинах.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Соловьёва Б.А. Искусство рисунка. Л., 1989.

2. Воронова О.П. Искусство скульптуры. М., 1981.

3. Школа изобразительного искусства: учеб.-метод. пособ. 3-е изд., испр. и доп. М., 1989. Вып. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.