Научная статья на тему 'Образовательные технологии в развитии профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка'

Образовательные технологии в развитии профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / INDEPENDENT LEARNING ACTIVITIES / ONLINE E-PORTFOLIO / REFLECTION / MODULAR TRAINING / COMPETENCE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЕТЕВОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОРТФОЛИО / РЕФЛЕКСИЯ / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмедбекова Р.Р., Вечедова А.Д., Муртузалиева М.А.

В статье рассматривается ряд технологий, способствующих развитию профессиональной компетентности студентов иностранного факультета, среди которых: учебная самостоятельная деятельность, обуславливающая способность языковой личности будущего учителя иностранного языка практически реорганизовывать собственную деятельность, что приводит её к межлингвальной и межкультурной языковой личности; модульное обучение, характеризующее создание гибких образовательных структур, как по содержанию, так и по организации обучения; рефлексия, целью которой является осознать основные компоненты деятельности; сетевой электронный портфолио, активно развивающийся, как и в России, так и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахмедбекова Р.Р., Вечедова А.Д., Муртузалиева М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHERS

The article deals with a number of technologies that contribute to the development of professional competence of students of foreign faculty, including: educational independent activity that enhances an ability of the language personality of a future foreign language teacher to reorganize his own activity, which would leads to interlingual, intercultural and linguistic identity; modular training, characterized by the creation of flexible educational structures, both in content and in organizing training; reflection, which aims to understand the basic components of the activities; network electronic portfolios, actively used as well as in Russia and abroad.

Текст научной работы на тему «Образовательные технологии в развитии профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка»

объёма обоих понятий выделяется много компонентов: от умения вести поиск информации, анализировать творческого использования в целях решения многообразных задач, возникающих в учебной, профессиональной, досуговой или иной деятельности.

Информационная культура включает и такой компонент, как информационное мировоззрение, предполагающее обязательную мотивацию личности на необходимость специальной информационной подготовки.

Информационная культура является фактором успешности в том случае, когда умение осуществлять информационные процессы приобретает определённую значимость для учащихся, становится ценностью и формирует ценностное отношение учащихся к информации, как источнику знаний. Формирование ценностных оснований информационной культуры, считаем мы, необходимо начинать уже в начальной школе, когда закладываются основы учебной деятельности, появляется первый опыт работы с информацией. В младшем школьном возрасте закладываются основы осознанной познавательной деятельности: развиваются произвольность, внутренний план действий, анализ, рефлексия, происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, дающему возможность обобщения, абстрагирования.

Нами была исследована проблема формирования информационной культуры младших школьников в условиях чеченской национальной начальной школы.

Результаты констатирующего эксперимента позволили нам сделать вывод о том, что определённая часть обучающихся находится на низком уровне сформированности информационной культуры.

Результаты опроса родителей указали на то, что большинство учащихся не умеют самостоятельно работать с информацией, из-за этого испытывают трудности при обучении, 20% - используют компьютер для общения и только 16% - воспринимают компьютер как источник получения информации, источник знаний, 25% учащихся самостоятельно могут сформулировать информационный запрос и поработать с отобранной информацией, 12% учащихся не умеют самостоятельно работать в библиотеке и не умеют выделять значимую информацию.

Мы считаем, что необходимым условием успешного формирования информационной культуры является обучение младших школьников приёмам интеллектуальной работы с текстом во всех учебных предметах на уроках и во внеурочное время в

Библиографический список

сочетании с использованием возможностей компьютера в приобретении младшими школьниками первичных умений в самостоятельном поиске, переработке, использовании информации, т. е. создание информационной среды [4; 5]. При этом особенностями нашего подхода в формировании информационной культуры младших школьников является умелое использование возможностей внешней социально-информационной среды Чеченской Республики.

В формирующем эксперименте апробировано содержание программ: 1) «Формирование информационной культуры младших школьников»; 2) «Учусь работать с информацией»; 3) «Я познаю природу родной Чечни через компьютер».

Отличие занятий внеурочной деятельности от обычных уроков заключается в том, что программа «Формирование информационной культуры младших школьников» предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием, сколько новизной и необычностью ситуации. Это способствует появлению у ребёнка желания отказаться от образца, проявлению самостоятельности, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу учит ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход - ответ.

Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в занятия включаются подвижные игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения заданий на листах бумаги и др. Во время занятий поддерживается прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями).

Таким образом, деятельность учителей начальной школы, направленная на создание условий формирования информационной культуры учащихся средствами системы работы с информацией как на уроках и во внеурочной деятельности, так и в сочетании с большими возможностями социально-информационной среды Чеченской Республики, даёт свои результаты.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373.

2. Брановский Ю.С., Беляева А. Работа в информационной среде. Высшее образование в России. 2002; 1: 81 - 87.

3. Константинов Б.Б. Формирование основ информационной культуры младших школьников. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2005.

4. Розина И.Н. Учебная компьютерно-опосредованная коммуникация: Теория, практика и перспективы развития. Университетская книга. 2003; 2: 160 - 175.

5. Ильина Т.Ю. Проблемное обучение информатике младших школьников: методические рекомендации. Санкт-Петербург: РГПУ, 1995.

References

1. Federal'nyjgosudarstvennyj obrazovatel'nyjstandartnachal'nogo obschego obrazovaniya. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 6 oktyabrya 2009 g. № 373.

2. Branovskij Yu.S., Belyaeva A. Rabota v informacionnoj srede. Vysshee obrazovanie vRossii. 2002; 1: 81 - 87.

3. Konstantinov B.B. Formirovanie osnov informacionnoj kul'tury mladshih shkol'nikov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2005.

4. Rozina I.N. Uchebnaya komp'yuterno-oposredovannaya kommunikaciya: Teoriya, praktika i perspektivy razvitiya. Universitetskaya kniga. 2003; 2: 160 - 175.

5. Il'ina T.Yu. Problemnoe obuchenie informatike mladshih shkol'nikov: metodicheskie rekomendacii. Sankt-Peterburg: RGPU, 1995.

Статья поступила в редакцию 07.03.16

УДК 378

Akhmetbekov R.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: gadjiev82@mail.ru

Vechedova A.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: gadjiev82@mail.ru

Murtazalieva M.A., senior teacher, Dagestan State Agricultural University (Makhachkala, Russia), Е-mail: gadjiev82@mail.ru

EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHERS. The article deals with a number of technologies that contribute to the development of professional competence of students of foreign faculty, including: educational independent activity that enhances an ability of the language personality of

a future foreign language teacher to reorganize his own activity, which would leads to interlingual, intercultural and linguistic identity; modular training, characterized by the creation of flexible educational structures, both in content and in organizing training; reflection, which aims to understand the basic components of the activities; network electronic portfolios, actively used as well as in Russia and abroad.

Key words: educational technologies, independent learning activities, online e-portfolio, reflection, modular training, competence.

Р.Р. Ахмедбекова, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,

Е-mail: gadjiev82@mail.ru

А.Д. Вечедова, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,

Е-mail: gadjiev82@mail.ru

М.А. Муртузалиева, ст. преп., Дагестанский государственный аграрный университет, г. Махачкала,

Е-mail: gadjiev82@mail.ru

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В статье рассматривается ряд технологий, способствующих развитию профессиональной компетентности студентов иностранного факультета, среди которых: учебная самостоятельная деятельность, обуславливающая способность языковой личности будущего учителя иностранного языка практически реорганизовывать собственную деятельность, что приводит её к межлингвальной и межкультурной языковой личности; модульное обучение, характеризующее создание гибких образовательных структур, как по содержанию, так и по организации обучения; рефлексия, целью которой является осознать основные компоненты деятельности; сетевой электронный портфолио, активно развивающийся, как и в России, так и за рубежом.

Ключевые слова: образовательные технологии, учебная самостоятельная деятельность, сетевой электронный портфолио, рефлексия, модульное обучение, компетентность.

Компетентностный подход в педагогической науке зародился в начале XX века. Отметим, что первоначально речь шла не о подходе, а о компетентности, профессиональной компетентности, профессиональных компетенциях личности как цели и результате образования. Но при этом компетентность понималась как «углубленное знание предмета или освоенное умение», и по мере освоения понятия происходило расширение его объема и содержания.

Компетентностный подход рассматривается в трудах В.И. Байденко, В.А. Болотова, Ю.В. Варданяна, И.А. Зимней, О.Е. Лебедева, Г.К. Селевко, А.В. Хуторского, С.Е. Шишова и др.

Хотелось бы отметить, что А.В. Хуторской считает компе-тентностный подход средством обеспечения «целостного опыта решения жизненных проблем, выполнения ключевых функций, социальных ролей, компетенций, при этом предметное знание не исчезает из структуры образованности, а выполняет в ней подчиненную роль» [1].

По мнению многих современных культурологов, социологов, педагогов, а также психологов в последние годы достаточно активно разрабатывается определение компетентности. Более того, Л.А. Петровская выделяет такие виды компетентности как социальная и коммуникативная, П.П. Терехов - художественная, педагогическая, В.Г. Зазыкин - профессиональная, П.В. Беспалов - информационно-технологическая [2; 3; 4; 5].

Отметим, что новые федеральные государственные образовательные стандарты направляют высшие учебные заведения на подготовку компетентного специалиста соответствующего уровня и профиля, свободно владеющего своей профессией, конкурентного на рынке труда, целеустремленного, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов по своему профилю и специальности, стремящегося к постоянному профессиональному росту. Исходя из этого, в развитии иноязычного педагогического образования наметился переход от предметно-центрированной модели подготовки будущих учителей иностранного языка к личностно-ориентированному развивающему профессиональному образованию в логике компетентностного подхода.

С этих позиций, для результативного развития в учебном процессе профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка факультета иностранных языков Дагестанского государственного педагогического университета практикуются образовательные технологии, главными признаками которых являются личностная, развивающая и деятельностная направленность, актуализация профессионального потенциала, развитие межкультурной языковой личности будущих учителей иностранного языка, создание добродушной психологической обстановки, применение уровня педагогического взаимодействия.

Отметим, что использование образовательных технологий в учебном процессе профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка можно объяснить следующими причинами: противоречиями в методической науке, которые ведут к появлению проблемных и спорных вопросов, а будущие учителя иностранного языка должны не только знать об этом, но и уметь решать эти возникшие вопросы, многообразием современной системы иноязычного образования, учебных программ, учебно-методических пособий, в которых необходимо не только ориентироваться, но и быть способным сделать нужный выбор в соответствии с нынешними условиями обучения. В связи с этим, осмысленное, активное и креативное отношение будущих учителей иностранного языка к учебной и профессиональной деятельности обусловливают необходимость формирования и развития у них культуры самостоятельной деятельности, а также самообразования.

На факультете иностранного языка Дагестанского государственного педагогического университета используются следующие образовательные технологии, способствующие профессиональной подготовке будущих учителей иностранного языка: учебная самостоятельная деятельность, сетевой электронный портфолио, модульное обучение, рефлексия.

Анализ психолого-педагогической и научной литературы показал, что одной из самых доступных и проверенных практикой путей повышения уровня профессиональной подготовки обучающихся, сопряженная с необходимостью смещения акцента в организации учебного процесса с зазубривания информации на её стенический поиск, развития инициативы, творчества, формирования компетентности по данной области знаний является учебная самостоятельная деятельность [6].

Хотелось бы отметить, что к наиболее важным и необходимым условиям такой организации учебно-познавательной деятельности можно отнести умелое управление со стороны преподавателя вуза и специфически разработанные средства обучения. Будущие учителя иностранного языка имеют возможность не только познакомиться с такими технологиями как «Проектный метод», «Обучение в сотрудничестве», «Портфолио» и др., но и поучаствовать в_самостоятельно создаваемых проектах. Обучающиеся факультета иностранного языка активно используют их на учебных занятиях по дисциплинам предметного модуля, способствующих развитию интерактивного взаимодействия, в период учебной, педагогической и научно-исследовательской практик, и в будущей профессиональной деятельности учителей иностранного языка. С этих позиций, учебная самостоятельная деятельность обуславливает способность языковой личности будущего учителя иностранного языка практически реорганизовывать собственную деятельность, что приводит её к межлингвальной и межкультурной языковой личности.

Таким образом, учебная самостоятельная деятельность будущих учителей иностранного языка формируется с одной стороны посредством самообучения как вида познавательной деятельности обучающегося, нацеленного на самостоятельное овладение дисциплинами учебного плана факультета путем самостоятельного развития лингводидактических компетенций будущих учителей иностранного языка и создания индивидуальной модели самообучения на базе приобретённого речевого, социокультурного и методического опыта разного вида; с другой стороны, чёткой организацией самостоятельной работы обучающихся факультета, направленной на развитие операционно-дея-тельностной стороны процесса обучения и вооружающей будущих учителей иностранного языка инструментарием, средствами и способами самоконтроля уровня сформированности своих лингводидактических компетенций, способствующей дальнейшему продуктивному профессиональному росту.

Технология модульного обучения является инновационным видом обучения, основанным на компетентностном подходе и принципе системности, способствующем формированию и развитию созидательной учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности будущих учителей иностранного языка, а также обеспечению процесса развития лингводидактических компетенций.

Более того, данная технология характеризуется высокотех-нологичностью, замкнутым типом управления ввиду ее модульной программы и модулям. При этом, одной из важнейших целей модульного обучения выступает создание гибких образовательных структур как по содержанию, так и по организации обучения, способствующих развитию лингводидактических компетенций будущих учителей иностранного языка, формированию их готовности и способности к профессиональному росту и самосовершенствованию.

Для подготовки и проведения занятий по модульной технологии требуется немалая подготовительная работа. На факультете иностранного языка Дагестанского государственного педагогического университета эта работа проводится следующим образом.

Во-первых, преподавателю как можно тщательнее необходимо проработать учебный материал всего раздела и каждой темы в отдельности; выделить наиболее важные идеи и сформулировать для обучающихся интегрирующую цель, где указывается, что какими знаниями, умениями, навыками студент должен овладеть к концу занятия и т. д.

Во-вторых, необходимо определить вид работы обучающихся, содержание, объём и последовательность дидактических единиц, указав время, отводимое на изучение каждого из них.

В-третьих, для проведения лекций, семинаров и других видов учебных занятий целесообразно подобрать соответствующие наглядные пособия, технические средства обучения, а также дополнительные задания, упражнения, тесты и т. п. для обучающихся.

Хотелось бы отметить, что будущим учителям иностранного языка не навязывается стратегия учения, наоборот, пробуждаются их инициатива, действенность, креативность, активность, формируется атмосфера эмоционального и интеллектуального поиска. Таким образом, процесс освоения технологий формирует и развивает в профессионально-личностном становлении такие качества как открытость, коммуникативность, стремление к инициативе, умение сотрудничать, выполнять задания в группе, активность и т. д.

Одновременно, компетентностный подход предусматривает необходимость становления рефлексивного сознания будущего учителя иностранного языка по межкультурной коммуникации, основу которого составляют умения анализировать собственную деятельность, выполнять рефлексию своих действий и личностной оценки.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что на сегодняшний день в рамках формирования профессиональных качеств и саморазвития обучающихся используется рефлексия как координирующее и интегрирующее начало. Отметим, что степень сформированности рефлексии проявляется в том, насколько преподаватель оказывается в состоянии скоординировать и интегрировать все другие свои качества для эффективной реализации и решения профессиональных задач [5].

Рефлексия в образовательном процессе, целью которой является осознать основные компоненты деятельности, её смысл, типы, проблемы, пути их решения, отношения обучающихся друг

к другу, педагога и студентов, отношение к познавательной деятельности, может быть организована в различных формах.

В педагогической практике факультета иностранных языков Дагестанского государственного педагогического университета организация осознания будущими учителями своего эмоционального состояния, способов учебной деятельности, а также процесса познания имеет два основных вида: текущая рефлексия, которая осуществляется в ходе учебного процесса; итоговая рефлексия, которая завершает логический или тематический период деятельности.

Организация мыслительной деятельности будущих учителей иностранного языка после выполнения определённого цикла предметной деятельности, представляющая собой текущую рефлексию, включает в себя остановку предметной деятельности и активизацию рефлексивной деятельности.

Отметим, что активизация рефлексивной деятельности представляет собой возврат внимания обучающихся к основным дидактическим единицам осуществляемой учебной деятельности, включающая в себя виды, направления, проблемы, этапы, результаты, способы деятельности.

Таким образом, активизация рефлексивной деятельности способствует структурированию предметной деятельности. Более того, результатом использования в учебном процессе рефлексии может являться осознание своего психологического состояния, процессов познания окружающей среды, вновь созданное понятие, сформулированное противоречие и т. д.

Отличительной особенностью текущей рефлексии от итоговой является то, что первая проводится в ходе выполнения определённой учебной деятельности, тогда как итоговой рефлексии присущ более увеличенный объем рефлексируемого периода, а также значительной степенью заданности и определённости со стороны преподавателя. Сверх того, итоговая рефлексия может проводиться по окончании урока, недели, семестра или учебного года.

Хотелось бы отметить также, что существует значительное многообразие форм образовательной рефлексии, соответствующих индивидуальным и возрастным особенностям обучающихся, а также влияющих на эффективность развития рефлексивных умений в процессе обучении, среди которых мы выделяем: вербальные (рассказ, опрос, беседа, интервью, устное обсуждение, высказывание происходящих изменений и т. д.) и невербальные формы (сочинение, письменное анкетирование, тестирование, изложение, графическое или рисуночное изображение происходящих изменений и т. д.).

Рассмотрим следующую современную технологию, направленную на формирование лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка, коей является сетевой электронный портфолио, активно развивающийся, как и в российском образовании, так и зарубежном.

В результате анализа нормативных документов Дагестанского государственного педагогического университета мы определили следующую структуру «Портфолио студента факультета иностранных языков Дагестанского государственного педагогического университета»: фамилия, имя, отчество студента; направление подготовки, профиль; автобиография; мое отношение к будущей профессии; достижения в учебно-профессиональной деятельности; достижения в научно-исследовательской деятельности; достижения в общественной и творческой деятельности; паспорт уровня сформированности лингводидактических компетенций; дальнейшее профессиональное саморазвитие и карьерный рост.

Указанный сетевой электронный портфолио обучающиеся факультета иностранных языков ведут за всё время своей учёбы в нашем университете, а также во время прохождения педагогической практики. Кроме того, будущие учителя иностранного языка анализируют проблемы, возникшие у них в профессиональной деятельности во время прохождения педагогических практик в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, и то, как они их преодолевали, а также недостаток в развитии каких лингводидактических компетенций испытывали. Главным образом, студенты факультета иностранных языков оценивают свои будущие профессиональные перспективы, к которым относится трудоустройство, формирование и развитие лингводидактических компетенций в контексте непрерывного образования и возможности профессионального перепрофилирования.

Таким образом, использование вышеперечисленных образовательных технологий в развитии профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка определяет

то, что обучающийся как субъект учебной и исследовательской деятельности находится в центре обучения, а система обучения предполагает усиленное использование учебных задач, решае-

Библиографический список

мых в процессе педагогического взаимодействия с учётом психологических особенностей личности каждого обучающегося, его интересов, способностей и опыта творческой деятельности.

1. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. Москва, 2013.

2. Беспалов П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно-ориентированного обучения. Педагогика. Москва, 2003; 4.

3. Зазыкин В.Г. Психология проницательности. Издание второе, доработанное и дополненное. Москва: РАГС, 2006.

4. Петровская Л.А. Общение, компетентность, тренинг. Избранные труды. Москва, 2007.

5. Терехов П.П. Формирование педагогической компетентности специалиста в условиях модернизации непрерывного профессионального социокультурного образования. Казань: Издательство Казанского университета, 2003.

6. Деркач А.А. Методологические составляющие состояния психической готовности к деятельности. Акмеология. 2012; 3.

References

1. Hutorskoj A.V. Kompetentnostnyjpodhod vobuchenii: Nauchno-metodicheskoe posobie. Moskva, 2013.

2. Bespalov P.V. Komp'yuternaya kompetentnost' v kontekste lichnostno-orientirovannogo obucheniya. Pedagogika. Moskva, 2003; 4.

3. Zazykin V.G. Psihologiya pronicatel'nosti. Izdanie vtoroe, dorabotannoe i dopolnennoe. Moskva: RAGS, 2006.

4. Petrovskaya L.A. Obschenie, kompetentnost', trening. Izbrannye trudy. Moskva, 2007.

5. Terehov P.P. Formirovanie pedagogicheskoj kompetentnosti specialista v usloviyah modernizacii nepreryvnogo professional'nogo sociokul'turnogo obrazovaniya. Kazan': Izdatel'stvo Kazanskogo universiteta, 2003.

6. Derkach A.A. Metodologicheskie sostavlyayuschie sostoyaniya psihicheskoj gotovnosti k deyatel'nosti. Akmeologiya. 2012; 3.

Статья поступила в редакцию 29.02.16

УДК 378.016

Bolgarova M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Surgut State Teaching Training University (Surgut, Russia),

Е-mail: bolgarova79@mail.ru

Kozhanova N.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Surgut State Teaching Training University (Surgut, Russia),

Е-mail: nskozhanova@rambler.ru

Styopina O.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Surgut State Teaching Training University (Surgut, Russia),

Е-mail: stepinaos@mail.ru

TEACHING BACHELOR STUDENTS OF DEFECTOLOGY TO WORK IN CONDITIONS OF EDUCATIONAL LABORATORIES.

The article explains relevance of practical training of future teachers, speech therapists in terms of educational laboratories. It emphasizes the potential of educational laboratories in the process of training bachelor students of defectology to simulate professional activities in accordance with professional standards. The work also describes possible organization of work with students on the basis of such teaching laboratories as "Training and education of children with sensory impairment", "Sensory room" and "The office of biofeedback" in accordance with the Higher Educational Standards for the professional training Code 44.03.03 "Special (defectological) education". The paper describes the contents of educational work with students in the teaching laboratories: competence, formed components of competencies, forms to solve pedagogical tasks, forms of control measuring. It is stated that it is in the model of the situation created in the laboratory, there is an active development of professional activities in teaching bachelors of defectology. The work shows the need for the organization of independent work of students, who are involved in school laboratories and possible forms of this work. The necessity of testing laboratories formed in educational methods for solving typical professional tasks and exercise professional activities in the conditions of industrial practice.

Key words: activity approach, competence, professional activity, professional activities, training laboratory, special education, teacher-therapist, professional standard.

М.А. Болгарова, канд. пед, доц. Сургутского государственного педагогического университета, г. Сургут,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е-mail: bolgarova79@mail.ru

Н.С. Кожанова, канд. пед. наук, доц. Сургутского государственного педагогического университета, г. Сургут,

E-mail: nskozhanova@rambler.ru

О.С. Степина, канд. пед. наук, ст. преп. Сургутского государственного педагогического университета, г. Сургут,

E-mail: stepinaos@mail.ru

ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ДЕФЕКТОЛОГИИ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ

В статье обосновывается актуальность практической подготовки будущих педагогов-дефектологов в условиях учебных лабораторий. Подчёркивается потенциал учебных лабораторий в процессе профессиональной подготовки бакалавров дефектологии для моделирования профессиональных действий в соответствии с требованиями профессионального стандарта. Описываются возможности организации работы со студентами на базе учебных лабораторий «Методики обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями», «Сенсорная комната» и «Кабинет биологически обратной связи» в соответствии с требованиями ФГОС ВО и проекта профессионального стандарта направления подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование. Представлена содержательная сторона учебной работы со студентами в учебных лабораториях: формируемые компетенции, компоненты компетенций, формы решения педагогических задач, формы контрольных мероприятий. Указывается, что именно в модельной ситуации, созданной в лабораторных условиях, происходит активное освоение профессиональных действий при подготовке бакалавров дефектологии. Обозначена необходимость организации самостоятельной работы студентов, занимающихся в учебных лабораториях и возможные формы данной работы. Подчёркивается необходимость апробации сформированных в учебных лабораториях способов решения типовых профессиональных задач и осуществления профессиональных действий в условиях производственной практики.

Ключевые слова: деятельностный подход, компетенция, профессиональная деятельность, профессиональные действия, учебная лаборатория, специальное образование, педагог-дефектолог, профессиональный стандарт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.