Научная статья на тему 'Образовательные ресурсы Интернет в профессиональной подготовке бакалавров по профилю «Математика»'

Образовательные ресурсы Интернет в профессиональной подготовке бакалавров по профилю «Математика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БАКАЛАВР ПО ПРОФИЛЮ «МАТЕМАТИКА» / THE INTERNET / EDUCATIONAL RESOURCES / VOCATIONAL TRAINING / THE BACHELOR ON THE MATHEMATICS PROFILE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллаев Д. А., Везиров Т. Г.

В работе предлагается некоторые методические аспекты использования образовательных ресурсов Интернет в профессиональной подготовке бакалавров по профилю «Математика», где важное место занимают образовательные Интернет-порталы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдуллаев Д. А., Везиров Т. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL RESOURCES THE INTERNET IN VOCATIONAL TRAINING OF BACHELORS ON THE MATHEMATICS PROFILE

In work the Internet in vocational training of bachelors on the Mathematics profile where the important place is taken by the educational Internet portals is offered some methodical aspects of use of educational resources.

Текст научной работы на тему «Образовательные ресурсы Интернет в профессиональной подготовке бакалавров по профилю «Математика»»

но важных качеств. Нами была составлена программа по запросу руководства, которую мы постарались сделать универсальной, т.е. применимой для сотрудников разных отделов [6]. Вместе с тем, мы предположили, что результаты будут различными у служащих различных подразделений банка, что опять же определяется спецификой их работы. Для проведения экспериментального исследования было отобрано по 30 человек из каждого отдела с самыми низкими показателями указанных качеств, т.е. с низким уровнем социально-профессиональной компетентности. Статистически значимых различий в отобранных для тренинга группах с помощью критерия Манна-Уитни обнаружено не было.

Прежде всего, после проведения тренинговой работы мы обнаружили тенденцию к смене установок к поведению в конфликтной ситуации. При возникновении конфликтной ситуации специалисты ОСКП в первую очередь стали выбирать стратегию «сотрудничество» (10 баллов), во вторую очередь «компромисс» (8,1 балла), затем «приспособление» (6 баллов), «избегание» (5,5 балла) и в наименьшей степени «соревнование» (1,9 баллов). С помощью критерия Вилкоксона обнаружены достоверно значимые различия до и после тренинговой работы по таким показателям, как соревнование ^=-3,754, при р<0,01) сотрудничество ^=-4,567, при р<0,01), избегание ^=-3,850, при р<0,01) и приспособление ^=-2,015, при р<0,05).

Специалисты УПСЗ в сложившейся конфликтной ситуации выбирают «соревнование» (8 баллов). Затем предпочтение отдается стратегии «компромисс» (7,7 балла), на третьем месте «сотрудничество» (7 баллов), «избегание» (6 баллов) и крайне редко выбирают «приспособление» (5 баллов). Достоверно значимые различия обнаружены по показателям: соревнование ^=-4,817, при р<0,01), сотрудничество ^=-2,419, при р<0,01), избегание ^=-3,330, при р<0,01).

После проведения тренинговой работы показатели умения слушать у специалистов обеих групп значительно повысились (из категории «низких» их можно перевести к категории средних и даже выше). Вместе с тем среднее значение по группе ОСКП, (73 балла) выше, нежели у специалистов УПСЗ (67 балла). Это означает, что умение слушать больше сформировалось у специ-алистов-консультантов, что объяснимо спецификой их работы.

Достоверность изменений подтверждена при помощи критерия Вилкоксона: в группе ОСКП ^= -4,403, при р<0,01), в группе УПСЗ £= -4,504, при р<0,01).

Проанализируем показатели выраженности эмпатических способностей после работы по программе. Показатели здесь также изменились: «перешли» с низкого уровня на средний.

Библиографический список

Вместе с тем уровень эмпатии выше у специалистов ОСКП, чем у специалистов УПСЗ на 2,5 балла. Рассматривая компоненты эмпатии, отметим, что у специалистов ОСКП больше выражена, прежде всего, проникающая способность в эмпатии (5,5 балла), свойство, позволяющее создать атмосферу открытости, доверительности. Далее идет идентификация (5 баллов), позволяющая на основе сопереживания постановить себя на место клиента. Затем можно выделить рациональный канал эмпатии (4,3 балла), интуитивный (4,1 балла), эмоциональный (4 балла) и, наконец, установки, способствующие или препятствующие эмпатии (3,5 балла). Достоверно значимые различия обнаружены относительно рационального канала эмпатии ^= -4,365, р<0,01), эмоционального ^=-4,795, р<0,01), интуитивного ^=-4,795, р<0,01), проникновение способностей в эмпатии ^=-4,903, р<0,01), идентификация в эмпатии ^=-4,274 р<0,01) и самого уровня эмпатии ^=-4,715, р<0,01).

В группе УПСЗ показатели каналов эмпатии распределились следующим образом: предпочтение отдается установкам, способствующим или препятствующим эмпатии (4,9 балла), которые позволяют специалистам спокойно относиться к переживаниям и проблемам клиентов, ведь здесь важен возращенный долг банку. Второе место отдается интуитивному каналу (4,4 балла) и затем рациональному каналу эмпатии (4,3 балла). Одинаково проявляется проникающая способность в эмпатии и идентификация (по 3,7 балла). Менее всего выражен эмоциональный канал эмпатии - 3,5 балла. С помощью критерия Вил-коксона эта тенденция подтверждена относительно рационального ^=-4,369, р<0,01), эмоционального ^=-4,714, р<0,01) и интуитивного каналов эмпатии (при Z=-3,506, р<0,01).

Таким образом, мы можем сделать вывод, что составленная нами программа является эффективной как для специалистов как субъеков первого, так и субъектов второго отдела. Произошла смена установок к стратегиям поведения, сформировалось умение слушать, стали больше выражены эмпатические способности. Вместе с тем, при одинаковом старте результаты в указанных нами группах разные. Это означает, что на их изменение влияет не только программа по совершенствованию профессионально важных качеств, но также и, в не меньшей мере, специфика деятельности работников банка в отделах. Программа способствует общему совершенствованию социально-профессиональной компетентности, а цели, задачи и специфика деятельности обусловливают своеобразие и степень развития ее отдельных компонентов (профессионально важных качеств). Поэтому мы с полным правом можем считать, что сотрудников всех отделом можно обучать по одной универсальной программе.

1. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975.

2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - М., 1989.

3. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособ. - Самара, 2008.

4. Шепель, В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. - М., 2002.

5. Горохова, М.Ю. Исследование социально-психологических установок сотрудников банка в зависимости от специфики их деятельности / М.Ю. Горохова, Е.Н. Устюжанинова, Н.С. Красненкова [Э/р]. - Р/д: http:/www.bankir.ru/technology/article/6576850

6. Красненкова, Н.С. Программа развития профессиональной социально-психологической компетентности работников банка: методич. пособ. - Самара, 2010.

Bibliography

1. Leontjev, A.N. Deyateljnostj, soznanie, lichnostj. - M., 1975.

2. Rubinshteyjn, S.L. Osnovih obtheyj psikhologii. - M., 1989.

3. Rayjgorodskiyj, D.Ya. Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testih: ucheb. posob. - Samara, 2008.

4. Shepelj, V.M. Imidzhelogiya. Kak nravitjsya lyudyam. - M., 2002.

5. Gorokhova, M.Yu. Issledovanie socialjno-psikhologicheskikh ustanovok sotrudnikov banka v zavisimosti ot specifiki ikh deyateljnosti /

M.Yu. Gorokhova, E.N. Ustyuzhaninova, N.S. Krasnenkova [Eh/r]. - R/d: http:/www.bankir.ru/technology/article/6576850

6. Krasnenkova, N.S. Programma razvitiya professionaljnoyj socialjno-psikhologicheskoyj kompetentnosti rabotnikov banka: metodich. posob.

- Samara, 2010.

Статья поступила в редакцию 10.11.13

УДК 378

Abdullaev D.A., Vezirov T.G. EDUCATIONAL RESOURCES the INTERNET IN VOCATIONAL TRAINING of BACHELORS ON the MATHEMATICS PROFILE. In work the Internet in vocational training of bachelors on the Mathematics profile where the important place is taken by the educational Internet portals is offered some methodical aspects of use of educational resources.

Key words: the Internet, educational resources, vocational training, the bachelor on the Mathematics profile.

Д.А. Абдуллаев, ассистент кафедры информатики Чеченского гос. педагогического института, г. Грозный, E-mail: Djebir_001@mail.ru; Т.Г. Везиров, д-р пед. наук, проф. каф. методики преподавания математики и информатики Дагестанского гос. педагогического университета, г. Махачкала,

E-mail: timur.60@mail.ru

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПО ПРОФИЛЮ «МАТЕМАТИКА»

В работе предлагается некоторые методические аспекты использования образовательных ресурсов Интернет в профессиональной подготовке бакалавров по профилю «Математика», где важное место занимают образовательные Интернет-порталы.

Ключевые слова: Интернет, образовательные ресурсы, профессиональная подготовка, бакалавр по профилю «Математика».

Информатизация образования является одним из приоритетных направлений политики государства, так как от интенсивности развития этого процесса зависит благополучие каждого из нас.

Быстрое изменение содержания и характера профессиональной деятельности педагога на основе внедрения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), в частности Интернет-технологий, требует иного уровня и характера образования. В условиях развития инновационной экономики, обновления системы образования России (национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», ФГОС нового поколения и др.) задача эффективного использования ИКТ обретает повышенную важность.

Для успешного выполнения основных видов педагогической деятельности в области информатики и ИКТ, разработки и реализации современной методической системы обучения предмету в общеобразовательных учреждениях необходима соответствующая профессиональная подготовка, учитывающая новые тенденции в развитии системы образования в Российской Федерации.

В документе приоритетного национального проекта «Образование» для внедрения современных образовательных технологий предлагается «создание, закупка и размещение в открытом доступе в Интернете информационных образовательных ресурсов, подключение школ к Интернету, приобретение и поставка в общеобразовательные учреждения компьютерного оборудования».

В.А. Плотникова [1] подробно дает характеристику информационным образовательным ресурсам, которые вносят вклад в развитие образовательной информационной среды, являясь источником методических материалов для учителя.

К таким ресурсам, по мнению автора, относятся:

1. Образовательные порталы, федеральные и инициативные.

2. Ресурсы управления образованием.

3. Электронные библиотеки.

4. Ресурсы библиотек.

5. Предметно-ориентированные ресурсы, которые могут находиться как в первых трех разделах, так и быть представленными в Интернете самостоятельно.

6. Электронные учебники.

7. Полнотекстовые энциклопедии и справочники.

Все эти виды ресурсов помогут преподавателю качественно подготовиться к уроку.

С помощью Интернета студент бакалавриата может: найти нужную документацию; ознакомиться со сценариями уроков; подготовить дидактический и иллюстративный материал; прочитать полнотекстовые источники; ознакомиться с передовым опытом в области образования; получить методические рекомендации; заглянуть в справочники и энциклопедии и др.

Использование образовательных ресурсов Интернет в процессе обучения помогает повысить эффективность образовательного процесса, сделать урок интересным, ярким, насыщенным. Задания, предполагающие использование образовательных Интернет-ресурсов, повышают мотивацию к обучению, развивают творческий потенциал будущих бакалавров, помогают надолго сохранить в памяти подготовленный материал, вооружают навыками работы с различными источниками информации, учат избирательности.

Наш опыт работы со студентами бакалавриата показывает, что применение Интернет-технологий на занятиях приводит к активизации их познавательной деятельности за счет оптимально подобранных образовательных ресурсов Интернет для определенных этапов учебного процесса, углублению межпредметных связей и дифференциация обучения в ходе учебно-воспитательного процесса, вовлечение их в процесс проектирования электронных изданий и ресурсов.

Эффект применения образовательных Интернет-порталов в учебно-воспитательном процессе можно ожидать только в том случае, если они будут гармонично интегрированы в этот процесс, обеспечив для субъектов обучения новые возможности его организации.

Наиболее известными из традиционных методов обучения являются проведение лекционных, практических и лабораторных занятий. При этом на лекциях преподаватель обязан давать концептуальные основы, связанные с развитием и функционированием Интернета, иллюстрируя изложение материала доступными примерами (желательно с использованием раздаточных материалов). Студенты должны получить информацию об аппаратном, программном и информационном обеспечении использования Интернета. Изложение курса желательно начинать с освещения вопросов глобального характера - истории и тенденций развития Интернета, а далее логически переходить к проблемам аппаратного (технического) и программного обеспечения. Особое внимание следует уделить информационной стороне функционирования Интернета, поскольку именно информация - это основа и самоцель Сети. А её создание, распространение, поиск и использование становятся на сегодняшний день неотъемлемыми функциями эффективной системы управления. После освещения общих вопросов по проблематике Интернета следует переходить к аспектам использования Интернета по специальности. Так, например, учителям математики нужно дать материалы о наиболее известных Интернет-ресурсах математической направленности, которые размещены в образовательных Интернет-порталах.

Информационные ресурсы и услуги Интернета представляют широкие вещательные и интерактивные возможности для решения методических задач при обучении математике в школе.

Считаем, что необходимым ознакомить будущих бакалавров по профилю «Математика» с поисковыми системами в Интернете, основными трудностями практического и технологического планов, с которыми они могут встретиться при работе с математическими сайтами в Интернете. В этом случае необходимо предварительно провести пропедевтический курс, целью которого является: выявить исходный уровень готовности будущих бакалавров к работе в Интернет; объяснить и продемонстрировать студентам специфику работы с ресурсами Интернета; дать возможность студентам бакалавриата осуществлять необходимые действия с ресурсами Интернета по математическому образованию в ознакомительном плане.

В современном уроке Интернет играет большую роль, позволяя сделать сложную науку математику более доступной. Основные формы, которые эффективно может использовать будущий бакалавр для формирования коммуникативной компетенции: сетевая телеконференция (http://art.ioso.ru); медиафестиваль (подготовка презентаций); Интернет-семинары; вики-технологии (организовать командную, коллективную, совместную деятельность в Интернете); среда Веб 2.0. (вики, блоги, поисковые сферы, социальные сети, карты, облака сервисов).

В настоящее время популярность приобретает скринкас-ты. Скринкасты - видеоролик, полученный в результате записи действий на экране, обычно сопровождается голосовыми комментариями автора, текстовыми подсказками, возникающими на экране. Таким образом, можно создавать инструкции для учащихся в мультимедийном формате.

Примером скринкаста является «Построение графиков в Microsoft Excel 2007»: http://www.youtube.com/watch?v= 1b65Phfsu_g., который используется будущими бакалаврами на практических занятиях по дисциплине «Методика обучения математике», а также при прохождении педагогической практики в школе.

Библиографический список

1. Плотникова, В.А. Интернет-ресурсы в практической деятельности учителя общеобразовательной школы. - М., 2009.

Bibliography

1. Plotnikova, V.A. Internet-resursih v prakticheskoyj deyateljnosti uchitelya obtheobrazovateljnoyj shkolih. - M., 2009.

Статья поступила в редакцию 27.10.13

УДК 78

Gribkova O.V. MODELOFTHEEDUCATIONALAREA AS A FACTOR OF INCREASING THE PROFESSIONAL CULTURE OF THE MUSIC TEACHER. In article is offered the model of formation educational area of professional culture of musical teachers. Process of formation of professional culture in conditions choral preparations is allocated in separate, the challenge in which context of the decision the major component - technological is looked through, directed on search of means, methods and conditions of formation of the creative person in conditions choral suffices preparation of students in pedagogical high school.

Key words: professional culture of musical teachers, a model of educational area, creative communication, choral preparation.

О.В. Грибкова, д-р пед. наук, проф. каф. вокала и хорового дирижирования Московского городского

педагогического университета, г. Москва, E-mail: Groli@mail.ru

МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

В статье рассматривается модель образовательного пространства педагога-музыканта, как фактор повышения его профессиональной культуры, где процесс формирования профессиональной культуры выделяется в отдельную, достаточно сложную социально-педагогическую задачу. В контексте решения данной задачи просматривается важнейший системообразующий компонент - технологический, направленный на поиск средств, методов и условий формирования творческой личности в условиях хормейстерской подготовки студентов в педагогическом вузе.

Ключевые слова: профессиональная культура педагога-музыканта, модель образовательного пространства, творческое общение, хормейстерская подготовка.

Совершенствование образовательной практики и актуальность возрождения хоровых певческих традиций в современной России создает потребность в современном педагоге-музыкан-те, как педагоге-воспитателе, несущему духовность и культуру подрастающему поколению.

Сегодня как никогда остро ощущается потребность в популяризации и государственной поддержке тех форм культурной и общественной жизни, которые противодействовали бы гуманитарной деградации общества, повсеместному распространению деструктивных жизненных установок и, напротив способствовали бы нравственному и патриотическому воспитанию наших граждан. В условиях глобального мирового рынка лишь успешное решение задач воспитания и культурного просвещения, в первую очередь в работе с молодежью, может помочь нашему обществу сохранить культурную идентичность, национальные традиции и ценности. «Потеря собственного «культурного лица», национального культурного кода, морального стержня - все это ослабляет и разрушает общество. Обществом, в котором «растворена» культурная традиция, легко манипулировать» - высказывание В.В. Путина на учредительном собрании хорового общества 15 февраля 2013 г., которое проходило в здании Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки.

Для того чтобы помочь российским гражданам обрести «моральный стержень», необходима творческая модернизация общества в русле стратегии развития традиционной отечественной культуры. Исторический опыт предыдущего столетия показывает, что наиболее действенное и доступное средство повышения творческой активности россиян - массовое вокально-хоровое искусство. Помимо воспитательных целей, хоровое пение во все времена сплачивало людей, способствуя культурной

и социальной интеграции общества. Будучи внедренным в бытовую культуру через систему общего и дополнительного образования, хоровое пение способно стать многофункциональным ресурсом, оказывающим влияние на культурные, социальные, психологические, коммуникативные аспекты жизни.

Хоровое пение, являясь активной формой музыкального образования, само является предметом искусства, требующим творческой обстановки и своеобразной хоровой организации как в педагогических колледжах, так и в вузах, на музыкальнопедагогических факультетах. В этой связи, образовательный процесс при подготовке учителей музыки должен базироваться на принципах активной исполнительской певческой подготовки, где у студентов приобретается, прежде всего, навык общения с коллективом.

В музыкальной педагогике общение выступает тем генерирующим инструментом, с помощью которого осуществляется образовательно-познавательная преемственность. В связи с этим возрастает потребность в разработке новых концептуальных подходов к профессионально-педагогической подготовке учителя-музыканта, учителя-наставника и воспитателя как творческой личности.

Основу этих подходов составляет понимание того, что одной из важнейших составляющих профессии учителя музыки является хоровая деятельность, которая связана с определенной спецификой учебного процесса. Коммуникативная часть этого процесса подразумевает наличие необходимых педагогических качеств и способностей, которые являются определяющими в развитии творческого характера обучения. Готовность к творческому общению служит критерием полноценной подготовки будущего учителя, которое формируется у студентов во время обучения на хоровых занятиях музыкально-педагогического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.